Посттравматическое стрессовое расстройство и психолого-педагогические методы его преодоления у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Анашкина Екатерина Александровна

(ПТСР)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx45.42 КБ

Предварительный просмотр:

Анашкина Екатерина Александровна, психолог

Государственного бюджетного учреждения города Москвы Центр содействия семейному воспитанию «Радуга» Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы.

Посттравматическое стрессовое расстройство и психолого-педагогические методы его преодоления у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Когда говорится о том, что человек страдает посттравматическим стрессовым расстройством (ПТСР), прежде всего имеется в виду то, что он пережил травмирующее событие, то есть с ним произошло что-то ужасное, и у него есть некоторые из специфических симптомов. Но это событие – лишь часть общей картины, внешнее обстоятельство, которое сыграло свою роль в болезненном процессе. Другая сторона посттравматического стресса относится к внутреннему миру личности и связана с реакцией на пережитые им события, которая в каждом случае индивидуальна. Помимо тяжести стрессорного фактора, важную роль играет уязвимость индивидуума к ПТСР, о которой свидетельствуют особенности преморбида (незрелость, астенические черты, гиперсенситивность, зависимость, склонность к чрезмерному контролю, направленному на подавление нежелательной эмоции), склонность к виктимизации (тенденции оказываться в роли жертвы при аналогичных ситуациях) или черты травматофилии (фиксация на травматическом опыте). Существуют жизненные ситуации, которые являются настолько травматичными, что требуют помощи со стороны, поскольку сам человек справиться с переживаниями не может. Дети оказываются наиболее уязвимыми и беззащитными перед лицом трагедии. Что говорить о ребенке, если взрослому трудно понять и принять событие, которое невозможно ни контролировать, на предсказать, его нельзя «уладить», разрешить раз и навсегда.

В начале 80-х гг. возникло самостоятельное исследовательское направление, которое занимается экстремальными перегрузками, их преодолением и последствиями, в результате чего сложились такие понятия, как «травматические перегрузки», «травматический стресс» или, попросту, «психологическая травма». Но понятие травмы, несмотря на его частое употребление, определяется в основном в общих словах: событие высокой интенсивности при одновременном отсутствии возможности адекватного совладания и превышении приспособительного потенциала индивида, следствием чего могут быть нарушения адаптации и расстройства, связанные со стрессом (Freedy J. R., Hobfoll S. E., 1995). По DSM-IV (Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorder — Классификационный психиатрический стандарт, подготовленный Американской психиатрической ассоциацией). Травматическое событие имеет место тогда, когда оно связано со смертью, угрозой смерти, тяжелым ранением или какой-то другой угрозой физической целостности; причем данное событие может затрагивать человека прямо или косвенно — через значимых лиц. Но иногда травма возникает и из-за того, что человек становится свидетелем угрожающей кому-то опасности, ранения или смерти совершенно чужого ему человека. Такие события коренным образом нарушают чувство безопасности индивида, вызывая переживания травматического стресса, психологические последствия которого разнообразны.

В. Оклендер отмечает, что очень часто требуется помощь, чтобы преодолеть возникающие эмоциональные нарушения, которые переполняют ребенка или, напротив, скрыты и выступают как причина других проблем, не связанных непосредственно со специфической стрессовой ситуацией. Иногда травмирующая ситуация глубоко затрагивает ребенка, даже если она воспринимается окружающими как относительно незначительная (например, переезд на новое место жительство, переход в новую школу).

Нарушения, развивающиеся после пережитой психологической травмы, затрагивают все уровни человеческого функционирования (физиологический, личностный, уровень межличностного и социального взаимодействия), приводят к стойким личностным изменениям.

Биологические и психологические проявления, характерные для острой реакции на стресс, без сомнения, являются одним из самых очевидных критериев того, что данное событие воспринимается жертвой как травматичное. И хотя для диагноза ПТСР вовсе не обязательно наличие в анамнезе острой реакции на стресс, ее присутствие во время или сразу после травмы говорит о повышенном риске развития симптомов ПТСР в будущем. Если сразу после стресса человек переживает выраженное симпатическое возбуждение, с учащенным пульсом, повышением кровяного давления, чувством тревоги или паники, это неблагоприятный прогностический признак. В тех случаях, когда симпатическая нагрузка достаточно велика, центральная нервная системы может выдать соответствующую гиперреакцию даже на одноразовый стрессор. Точно так же наличие диссоциации, считающейся своего рода защитной реакцией на травму, говорит о том, что жертва переживает данное событие как серьезный стресс. Поэтому если какое-то событие «потрясло» человека настолько, что он находится в состоянии «оцепенения» или диссоциативной отстраненности, возможность последующего развития ПТСР увеличивается.

Можно выделить еще ряд условий, влияющих на развитие ПТСР:

1. Насколько ситуация субъективно воспринималась как угрожающая;

2. Насколько объективно реальна была угроза для жизни;

3. Насколько близко к месту трагических событий находился индивид (он мог физически не пострадать, но видеть последствия катастрофы, трупы жертв);

4. Насколько в это событие были вовлечены близкие, пострадали ли они, какова была их реакция. Это особенно значимо у детей. Когда родители очень болезненно воспринимают происшедшее и реагируют паникой, ребенок также не будет чувствовать себя в безопасности.

Специалисты выделили четыре группы детей по характеру реагирования на травмирующие события:

- дети с эмоциональными нарушениями – гепертрафированные страхи, агрессия, тревожность, депрессивные настроения, раздражительность, повышенный уровень эмоционального реагирования, реакция эмоциональной блокады, обще обеднение чувств

- дети с нарушениями в познавательной сфере – снижение интереса к ранее значимой деятельности, трудности с устойчивостью и концентрацией внимания, трудности запоминания, рассеянность и соответственно трудности в учебе.

- дети с соматическими нарушениями – боли в животе, груди, голове, повышенные физиологические реакции: потливость, тахикардия и др., обострение хронических и  развитии психосоматических заболеваний, не связанных данному возрасту, таких, как гастрит, язвенная болезнь, гипертония, астма.

- дети с поведенческими нарушениями – трудности общения, отстраненность от других людей, усиление вредных привычек, развитие дезадаптации, отсутствие позитивной проекции на будущее.

Впервые с проявлением посттравматического стрессового расстройства я столкнулась полтора года назад. В детский дом, в котором я работаю, были переведены дети из другого  учреждения.  Смена места жительства, переход в середине  учебного года в новую школу, отсутствие привычного круга общения, плюс к этому переходный возраст (дети, поступившие к нам, – подростки) все это явилось сильнейшей травмирующей ситуацией, которая глубоко затронула  ребят.

Возникли следующие тревожные симптомы:

- неадекватная поведенческая реакция на определенные раздражители;

- отказ от посещения школы;

- снижение успеваемости в школе;

- жалобы учителей и воспитателей на приступы агрессии у детей;

- потеря интереса к занятиям, которые раньше приносили удовольствие;

- избегание общения со сверстниками и малознакомыми людьми;

- снижение способности к концентрации внимания;

- однообразные игры или рисунки со странным повторяющимся сюжетом.

Результаты  проведенной диагностики подтвердили мое предположение о возникновении у детей посттравматического стрессового расстройства. У многих детей был повышен уровень агрессии, снижена самооценка, наблюдались также  нарушения социальной адаптации, которые, в частности, проявлялись в том, что дети теряли возможность представить себя взрослым даже в фантазиях. Согласно исследованиям специалистов, я выделила четыре группы детей, по характеру реагирования на травмирующие события: дети с эмоциональными нарушениями, дети с нарушениями в познавательной сфере, дети с соматическими нарушениями и дети с поведенческими нарушениями. Всем этим детям требовалась психологическая помощь.

Методы психологической помощи я разделила на четыре категории: образовательная, ценностное отношение к здоровью, социальная поддержка, психологическая помощь.

  1. Образовательная категория. Дети могут иметь собственные ресурсы к восстановлению. Создание информационного поля позволяет детям осознать, что их переживания и трудности не уникальны, «нормальны» в сложившейся ситуации.
  2. Целостное отношение к здоровью предполагает необходимость и важность задействовать все резервы человеческого организма и личности: физическая активность, правильное питание, духовное развитие, использование чувства юмора.
  3. Социальная поддержка. Для выхода человека из состояния посттравматического стресса, имеет значение социальное окружение, на кого ребенок может рассчитывать в ситуации психологического расстройства.
  4. Собственно психологическая помощь, которая включает в себя работу с проявлениями посттравматического стрессового расстройства.

Система психокоррекционных мер должна быть комплексной, дифференцированной и этапной.

На первом, подготовительном этапе, были установлены доверительные отношения между мной и детьми. Некоторые дети легко шли на установление контакта, имели сильную мотивацию на работу, приходили во внеурочное время.  Другие дети на контакт шли настороженно, демонстрировали выраженное сопротивление, часто обесценивали любые попытки психологической помощи. Это было обусловлено  их неосознанным, но глубоким ощущением враждебности окружающего мира, чувством безнадежности и уверенностью, что никто им помочь не сможет. Поэтому установление контакта с такими детьми я начала с попыток формирования положительной установки на работу с психологом. Эта задача была выполнена путем разъяснения, в чем заключается моя психологическая помощь, а также проговаривание опасений и тревог со стороны детей.

На следующем этапе работы детям была разъяснена суть происходящих с ними процессов. Необходимость этого, по моему мнению, обусловлена тем, что дети были испуганы, спрашивали «закончится ли это когда-нибудь»,  говорили, что они теперь никогда не смогут радоваться, что им все здесь не нравится, все свое будущее они видели в самом мрачном свете. Поэтому, объяснение им сути происходящего с ними, а также рассказ о других детях, переживших сходную ситуацию, позволил им сориентироваться, увидеть свое состояние как бы в рамках конкретного этапа, с позиции жизненной перспективы, а значит сделать первый шаг на пути построения будущего. На этом этапе я очень внимательно относилась к фразам, которые могут означать формирование негативного жизненного сценария, своеобразное программирование себя на страдания («я никогда не смогу найти друзей», «я никогда не смогу привыкнуть к этому дому» и т.п..) Я считаю, что целесообразно конфронтировать эти высказывания, выражать несогласие, относить их за счет проделываемой работы, по окончании которой человек может быть свободен для новых контактов.

На следующем этапе работы с детьми были включены игровые упражнения. Дети любого возраста охотно откликаются на игру. В своей работе я использовала игры на расслабление, для снятия стресса, также свободные игры. В работу были включены упражнения «Молекулы», «Броуновское движение», «Путаница» и т.п. На данном этапе работы занятия с детьми проводилась как в индивидуальной, так и в групповой форме. Одним из достоинств данного этапа работы, по моему мнению, является то, что  психолог может работать с телесными процессами, избегая содержательного контекста. Важным условием является внимание к внутреннему процессу ребенка, его желаниям, его состоянию, его потребностям.

Завершение работы. Как уже было отмечено, дети не видели своего будущего, отрицали, что в будущем, возможно что-то хорошее. Именно на этом этапе работы становится возможен разговор о будущем. Подросток ищет для себя новые смыслы и ценности, открывает для себя возможности жить по-другому, взаимодействовать с окружающими, обретает уверенность в завтрашнем дне, находит новых друзей.

Таким образом, в результате проведенной коррекционной работы были достигнуты следующие результаты:

- большинство детей стали с удовольствием ходить в школу;

- успеваемость в школе повысилась;

- жалобы учителей и воспитателей на приступы агрессии у детей практически перестали поступать;

- дети с удовольствием занимаются в спортивных секциях, кружках ИЗО и других студиях;

- ребята нашли новых друзей;

- снизился уровень агрессии, повысился уровень самооценки;

- дети без страха смотрят в свое будущее и планируют свою дальнейшую жизнь.

Посттравматическое стрессовое расстройство – это тревожное расстройство, вызванное воздействием травматического события. Травматическим событиям подвержена значительная часть населения нашей планеты, но дети оказываются наиболее уязвимыми и беззащитными перед лицом трагедии.  Нарушения, развивающиеся после пережитой психологической травмы, затрагивают все уровни человеческого функционирования (физиологический, личностный, уровень межличностного и социального взаимодействия), приводят к стойким личностным изменениям. В таких ситуациях необходима психологическая помощь.

Список литературы:

  1.  В. Оклендер  «Окна в мир ребенка», , 2005 г.
  2. Черепанова Е.С. «Психологический стресс. Помоги себе и ребенку. Книга для школьных психологов, родителей и учителей» , 1997г.
  3. Пятницкая Е.В. «Психологическая помощь детям и подросткам, переживающим психотравмирующие события», 2008г.
  4.  Марцинсковский И. А. «Посттравматическоестрессовое расстройство

 у детей». Изд.: ISBN.Freddy J.R., Donkervoet J.C. Traumatic stress: An overview of the field. In: J.R. Freddy, S.E. Hobfoll (eds.).