Психологические механизмы развития коммуникативных умений у старших дошкольников

Мальнева Елизавета Анатольевна

Старший дошкольный возраст – этап, когда в психике ребенка появляются новые образования. Это произвольность психических процессов - внимания, памяти, восприятия и др. – и вытекающая отсюда способность управлять своим поведением, в самосознании и в самооценках.

Коммуникативные умениястарших дошкольников–группа умений, характеризующие личностные качества ребенка, необходимые для организации и реализации общения ребенка со взрослыми и детьми.

Развитие коммуникативных умений- это системный и целенаправленный подход, где тесно взаимодействуют все субъекты образовательных отношений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_malneva.pptx126.51 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования» Кафедра педагогики и психологии Итоговая аттестационная работа по дополнительной профессиональной программе профессиональной переподготовки « Практическая психология в образовании » Мальнева Елизавета Анатольевна Психологические механизмы развития коммуникативных умений у старших дошкольников Научный руководитель: Алла Александровна Севрюкова кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры педагогики и психологии

Слайд 2

Актуальность темы исследования: обусловлена противоречием между необходимостью развивать коммуникативные умения детей старшего дошкольного возраста и отсутствием действенной психологической поддержки субъектов образовательных отношений в осуществлении развития этого качества. Проблема исследования: как осуществить психолого-педагогическое сопровождение процесса развития коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста?

Слайд 3

Объект исследования: психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в дошкольной образовательной организации. Предмет исследования: психологические механизмы развития коммуникативных умений старших дошкольников. Цель исследования: разработать и внедрить в практику психологические механизмы развития коммуникативных умений у старших дошкольников. Практическая значимость исследования: результаты исследования могут быть использованы в работе педагога-психолога, воспитателей и родителей при решении проблем развития коммуникативных умений детей в старшем дошкольном возрасте.

Слайд 4

Теоретические аспекты исследования Старший дошкольный возраст – этап, когда в психике ребенка появляются новые образования. Это произвольность психических процессов - внимания, памяти, восприятия и др. – и вытекающая отсюда способность управлять своим поведением, в самосознании и в самооценках. ( Леонид Абрамович Венгер ) Коммуникативные умения – группа умений, характеризующие личностные качества ребенка, необходимые для организации и реализации общения ребенка со взрослыми и детьми. ( Роберт Семенович Немов ) Развитие коммуникативных умений – системный и целенаправленный подход, где тесно взаимодействуют все субъекты образовательных отношений. (Елена Викторовна Семенова) Психологические механизмы - постоянно действующая или ситуативно возникающая целостная психологическая система элементов, взаимодействие которых дает определенный результат .

Слайд 5

Компоненты коммуникативных умений

Слайд 6

Уровень развития коммуникативных умений у детей 6-7 лет МАДОУ ДС № 17 информационно-коммуникативный перцептивный

Слайд 7

Второй этап – опытно–экспериментальный , в ходе которого был разработан и реализуется механизм развития коммуникативных умений у старших дошкольников. Цель механизма: повысить уровень развития всех компонентов коммуникативных умений, путем привлечения всех участников образовательного процесса . диагностика проблема Повышение компетентности педагогов Работа с родителями Составление программы Формирование групп Итоговая диагностика Обобщение опыта

Слайд 8

Театральный проект « Живые кулисы» Задачи проекта : – развить умение вступить в коммуникацию в образовательной деятельности – развить умение поддержать коммуникацию с ребенком; – развить умение проявлять инициативу в коммуникации; –развить умение учитывать состояние партнера по коммуникации

Слайд 9

План работы по проекту « Живые кулисы» Целевой компонент Психологические механизмы Результаты Дети Родители Педагоги Информа-ционно - оммуни-кативный компонент Знакомство с понятием театр, видами театров, воспитание эмоционально-положительного отношения. Картотека «Театрализованные игры для старших дошкольников». Альбом «Правила поведения в театре» отношение к театру. Консультация для родителей по теме «Театр - наш друг и помощник»(анкетирование, памятки). Создание лепбука «Театр.» Создание альбома «Театры и музеи Челябинска» (совместно с родителями). Консультация для педагогов «Театрализованные игры». Мастер-класс «Создание лэпбука , включение дидактических, словесных, театрализованных игр для развития комуникации ». Умения вступать в процесс общения; умения соотносить средства вербального и невербального общения, умение принимать информацию, умение передавать информацию

Слайд 10

План работы по проекту « Живые кулисы» Целевой компонент Психологические механизмы Результаты дети родители педагоги Интерактивный компонент Развитие творческой самостоятельности, эстетического вкуса в передаче образа; развитие речи детей, эмоциональной направленности; раскрытие творческих способностей детей. Итоговое занятие «Сказки собственного сочинения» (создание книжек-малышек по сказке) Участие родителей в театрализованной деятельности на осеннем празднике. Конкурс «Игрушка для театрального уголка своими руками» (семейное видео или фото о том как это делалось) Организация выставки и награждение грамотами и призами победителей конкурса. Консультация для педагогов ДОУ « Сказкотерапия » на занятиях по развитию речи». Консультация для педагогов старших возрастных групп «Театр на столе». Мастер класс « сказкотерапия как средство формирования речи дошкольников» Умения согласовывать свои действия, мнения, установки с потребностями своих товарищей по общению; умения доверять, помогать и поддерживать тех, с кем общаешься; умения найти выход из конфликтных ситуаций

Слайд 11

План работы по проекту « Живые кулисы» Целевой компонент Психологические механизмы Результаты дети родители педагоги Перцептивный компонент Постановка сценок на осеннем и новогоднем праздниках, показ спектаклей « Под грибом»), «Снежная королева » (Г. Х. Андерсон ) Знакомство с миром чувств и эмоций; игры - пантомимы развитие умений передавать чувства и эмоции . Консультация для родителей на тему «Роль эмоций в жизни ребенка» (анкетирование, памятки). Консультация для педагогов «Театрализованная деятельность – путь к детскому творчеству». Мастер класс « Знакомство с миром чувств и эмоций; игры – пантомимы» Умения делиться своими чувствами, интересами, настроением с партнером по общению; проявлять чуткость, отзывчивость, сопереживание, заботу к партнерам по общению; оценивать эмоциональное поведение друг друга

Слайд 12

Планируемые результаты Развитие умения вступать в процесс общения; умения соотносить средства вербального и невербального общения, умение принимать информацию, умение передавать информацию Развитие умения делиться своими чувствами, интересами, настроением с партнером по общению; проявлять чуткость, отзывчивость, сопереживание, заботу к партнерам по общению; оценивать эмоциональное поведение друг друга Развитие умения согласовывать свои действия, мнения, установки с потребностями своих товарищей по общению; умения доверять, помогать и поддерживать тех, с кем общаешься; умения найти выход из конфликтных ситуаций

Слайд 13

Спасибо за внимание.