Коррекционно-развивающая программа педагога-психолога по работе с детьми 4-5 лет с задержкой психического развития

Бучнева Ольга Вячеславовна

В последние годы количество детей с задержкой психического развитиянеуклонно растет. Каждый 10 ребенок имеет недоразвитие познавательных интересов, а адаптация и интеграция детей с ограниченными возможностями – одна из актуальнейших и наиболее сложных теоретических и практических проблем. Современные дети живут в эпоху, полную противоречий, насыщенную информацией, постоянными переменами, быстротечностью событий. Замыкаясь на просмотре телевизионных передач, фильмов, компьютерных играх, дети стали меньше общаться, слабо распознают эмоциональное состояние другого человека. Практика работы с детьми показывает, что сама по себе эмоциональная сфера качественно не развивается, а способы общения без специального обучения в должной степени не формируются.В связи с этим  важное значение приобретает  коррекционно-развивающая работа с данной группой детей. Для детей с ЗПР очень важно для развития психологически комфортная обстановка, исключающая перенапряжение, истощение, стойкие отрицательные переживания и психические травмы; специальная развивающая работа всего педагогического коллектива.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_zpr.docx68.78 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕУЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД «ИЗУМРУДНЫЙ ГОРОД»

Принято

Заседание педагогического совета

09.09.2019 № 1

Утверждено

Заведующий МБДОУ

«Детский сад «Изумрудный город»
______________

Приказ от  _______2019 №___-о.д

Коррекционно-развивающая программа

 для детей с задержкой психического развития

Возрастная группа детей: 4-5 лет

Год составления программы:  2019

Составитель: педагог-психолог

Пояснительная записка

Рабочая программа педагога-психолога МБДОУ «Детский сад «Изумрудный город» разработана в соответствии со следующими документами:

  • Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных образовательных организациях (Постановление от 15 мая 2013 г № 26 «Об утверждении СанПин 2.4.1.3049-13» с изменением от  27.08.2015 г.).
  •  Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ.
  •  Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 №1155).
  • Порядок организации и осуществления образовательной деятельностью по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования (утверждены приказом Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 №1014).
  • Основная общеобразовательная программа МБДОУ «Детский сад «Изумрудный город» (утверждена на педагогическом совете от 09.09.2019 г. №1).
  • Адаптированная программа для детей с ОВЗ (утверждена на педагогическом совете от 09.09.2019 г. №1).

Рабочая программа показывает, как с учетом конкретных условий, образовательных потребностей и особенностей развития детей  с ОВЗ психолог создает индивидуальную педагогическую модель образования в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования для детей с ОВЗ.

Развитие современного общества предъявляет новые требования к дошкольным образовательным учреждениям, к организации воспитательно-образовательного процесса, выбору и обоснованию основных и парциальных программ, результатам и результативности их деятельности.

Деятельность педагога-психолога направлена на осуществление обучения, воспитания и коррекции недостатков психофизического развития в интересах личности, общества, государства, оказание содействия их интеграции в общество путем решения следующих задач:

1) охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

2) обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе  и детей с ЗПР с элементами аутистического поведения);

4) создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

5) объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

6) формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности;

7) обеспечения вариативности и разнообразия содержания Программы и организационных форм с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей с ОВЗ;

8) формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;

9) обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Актуальность программы

В последние годы количество детей с задержкой психического развитиянеуклонно растет. Каждый 10 ребенок имеет недоразвитие познавательных интересов, а адаптация и интеграция детей с ограниченными возможностями – одна из актуальнейших и наиболее сложных теоретических и практических проблем.

Современные дети живут в эпоху, полную противоречий, насыщенную информацией, постоянными переменами, быстротечностью событий. Замыкаясь на просмотре телевизионных передач, фильмов, компьютерных играх, дети стали меньше общаться, слабо распознают эмоциональное состояние другого человека. Практика работы с детьми показывает, что сама по себе эмоциональная сфера качественно не развивается, а способы общения без специального обучения в должной степени не формируются.В связи с этим  важное значение приобретает  коррекционно-развивающая работа с данной группой детей.

Для детей с ЗПРочень важно для развития психологически комфортная обстановка, исключающая перенапряжение, истощение, стойкие отрицательные переживания и психические травмы; специальная развивающая работа всего педагогического коллектива.

Психолого– педагогическая характеристика

дошкольников с ЗПР

Задержка психического развития у ребенка означает наличие значительного отставания в развитии умственных способностей и поведенческих навыков соответственно его фактического возраста. Дети со средней задержкой развития проявляют выраженное замедление развития в течение своих дошкольных лет. Чем такие дети становятся старше, различия в общем умственном развитии и поведенческих навыках по сравнению с их сверстниками, при отсутствии правильного лечения, становятся только шире. Недостатком способности к умственному восприятию и переработке внешней информации ребенка с задержкой развития является плохая память, несообразительность, проблемы внимания, речевые трудности и отсутствие желания обучаться.

Память. Дети с задержкой развития с трудом запоминают информацию, в особенности они испытывают трудности с кратковременной памятью, затрачивают больше времени на  запоминание информации, им сложнее удерживать в памяти большие объемы информации, чем их сверстникам за это же время. Что касается долговременной памяти, то дети с задержкой развития способны к запоминанию информации и извлечению ее из памяти спустя дни и недели, так же как и их сверстники.

Нарушения речи при задержке психического развития преимущественно имеют системный характер и входят в структуру дефекта. Многим детям присущи недостатки звукопроизношения и фонематического развития, имеется ограниченный словарный запас. На уровне импрессивной речи отмечаются трудности в понимании сложных, многоступенчатых инструкций, логико-грамматических конструкций типа «Коля старше Миши», «Береза растет на краю поля», плохо понимают содержание рассказа со скрытым смыслом, затруднен процесс декодирования текстов, т.е. затруднен процесс восприятия и осмысления содержания рассказов, сказок, текстов для пересказа. В их речи редко встречаются прилагательные, наречия, сужено употребление глаголов. Затруднены словообразовательные процессы, позже, чем в норме, возникает период детского словотворчества.

Игра. Все названные особенности наиболее ярко проявляются на уровне игровой деятельности детей с задержкой психического развития. У них снижен интерес к игре и к игрушке, с трудом возникает замысел игры, сюжеты игр тяготеют к стереотипам, преимущественно затрагивают бытовую тематику. Ролевое поведение отличается импульсивностью, например, ребенок собирается играть в «больницу», с увлечением одевает белый халат, берет чемоданчик с «инструментами» и идет в магазин, так как его привлекли красочные атрибуты в игровом уголке и действия других детей. Не сформирована игра и как совместная деятельность: дети мало общаются между собой в игре, игровые объединения неустойчивы, часто возникают конфликты, коллективная игра не складывается. В отличие от умственно отсталых дошкольников, у которых без специального обучения ролевая игра не формируется, дети с задержкой психического развития находятся на более высоком уровне, они переходят на этап сюжетно-ролевой игры. Однако, в сравнении с нормой, уровень ее развития достаточно низкий и требует коррекции.

Незрелость эмоционально-волевой сферы детей с задержкой психического развития обусловливает своеобразие формирования их поведения и личностных особенностей. Страдает сфера коммуникации. По уровню коммуникативной деятельности дети находятся на более низкой ступени развития, чем сверстники. Так, исследования Е.Е. Дмитриевой показали, что старшие дошкольники с задержкой психического развития не готовы к внеситуативно-личностному общению со взрослыми, в отличие от своих нормально развивающихся сверстников, они достигают лишь уровня ситуативно-делового общения. Эти факты необходимо учитывать при построении системы педагогической коррекции.

Отмечаются проблемы в формировании нравственно-этической сферы: страдает сфера социальных эмоций, дети не готовы к «эмоционально теплым» отношениям со сверстниками, могут быть нарушены эмоциональные контакты с близкими взрослыми, дети слабо ориентируются в нравственно этических нормах поведения.

Скорость обучения. Интенсивность овладения новыми знаниями и навыками у детей с ЗПР ниже, чем у их сверстников с развитием в пределах нормы. Часто используемым показателем в этом случае служит количество занятий, после которых ребенок способен решить ту, или иную задачу самостоятельно, без посторонней помощи.

Внимание. Способность к реагированию на важные детали предстоящей для решения задачи является характеристикой продуктивности обучения ребенка. Дети с задержкой развития имеют сложности с вниманием к основным чертам изучаемой задачи, в тоже время отвлекаясь на несущественные или вообще посторонние детали. Кроме того, дети с ЗПР, часто испытывают трудности с необходимостью удержать внимание во время изучения задачи. Проблемы с вниманием усложняют детям возможность получения, усвоения и использования новых знаний и навыков. Эффективным воспитательным решением для детей с ЗПР должен стать систематический контроль основных признаков концентрации  зрительного внимания, также как и контроль отвлекающих признаков. Применение практики поддержки длительного внимания у детей с ЗПР значительно повышает их успехи в обучении и применении новых полученных знаний и навыков.

Общая характеристика обучения. Дети с нарушениями развития, в особенности с ЗПР, часто испытывают трудности с использованием новых полученных знаний и навыков в обстановке или ситуации, отличной от той, где они получили эти навыки. Такое обобщение изученного происходит у обычных детей без усилий, дети же с задержкой развития нуждаются в закреплении полученных знаний и навыков в разных ситуациях.

Мотивация. Часть детей с задержкой развития проявляют выраженное отсутствие интереса к обучению или решению возникающих проблем. Они проявляют беспомощность, в состоянии, в котором обычный ребенок, даже имеющий негативный опыт в решении поставленной задачи, ожидает положительный результат от приложенных усилий. В попытке уменьшения негативного результата ребенок может заранее ожидать наиболее низкого эффекта от своих действий и даже не пытаться приложить больше усилий. При возникновении ситуации, требующей решения, дети с ЗПР могут быстро сдаваться и отказываться от приложения усилий, либо ожидать помощи. Часть детей с ЗПР не могут подойти к решению проблемы самостоятельно, так как не ощущают контроля над ситуацией и полагаются на помощь или принятие решения со стороны. Таким детям особенно необходима поддержка со стороны родителей и при неоднократном успешном выполнении задачи с ребенком, ему необходимо позволить выполнить ее самостоятельно, при этом, после собственного успеха, и его повторения, ребенок приобретет способность решать проблемы, не отличаясь от остальных детей.

Поведение. Дети с задержкой развития и  расстройствами  аутистического спектра базируются на выраженных в большей или меньшей степени основных специфических признаках: уход в себя, нарушение коммуникативных способностей, проявление стереотипии в поведении, различные страхи и сопротивление изменениям в окружающей обстановке, боязнь телесного (зрительного) контакта, характерное особое нарушение развития речи (эхолалия при ответах на вопросы, рассказ о себе в третьем лице, нарушения звукопроизношения, темпа и плавности речи), раннее проявление патологии психического развития.

Самообслуживание и повседневные навыки. Дети с задержкой развития, нуждающиеся во всесторонней поддержке, должны быть обучены базовым навыкам самообслуживания, такими как одевание, прием пищи, личной гигиене. Прямое обучение и поддержка, дополнительные подсказки, упрощенные методы необходимы для облегчения им трудностей и повышения качества их жизни. Большинство детей с незначительной задержкой развития обучаются всем базовым навыкам самообслуживания, но они испытывают необходимость в обучении их этим навыкам, для дальнейшего их независимого использования.

Социальное развитие. Обретение друзей и личных взаимоотношений может стать настоящей проблемой для многих детей с ЗПР с элементами аутистического спектра. Ограниченные навыки процесса познания, слабое развитие речи, необычное или неуместное поведение, значительно затрудняют взаимодействие с окружающими. Обучение детей с задержкой развития социальным навыкам и межличностному общению, наравне с коррекцией проблем, вызывающих трудности социального развития, являются важнейшей задачей для их дальнейшей социально адаптированной самостоятельной жизни.

Психологическое сопровождение развития ребенка с ЗПР

Психологическое сопровождение представляет собой комплекс мер, обеспечивающих создание благоприятных условий для активизации личностного развития ребенка с ЗПР. Психологическое сопровождение осуществляется по следующим направлениям.

  • Работа с детьми
  1. Проведениедиагностического обследования.
  2. Организация адаптации детей к условиям дошкольного учреждения в форме присутствия и сопровождения режимных моментов, занятий педагогов группы, участие в педагогическом обследовании.
  3. Проведение индивидуальных и подгрупповых коррекционно-развивающих занятий с детьми по развитию эмоционально-волевой сферы, коммуникативной деятельности и по подготовке к школе на основе использования разных видов игр с использованием современных психокоррекционных методик и технологий (сенсорная комната, игры с песком, игры с театральной куклой и др.).

  •  Работа с родителями
  1. Выступления на родительских собраниях;
  2. Анкетирование родителей;
  3. Проведение индивидуальных консультаций;
  4. Привлечение родителей к участию в коррекционно-развивающих занятиях;
  5. Подготовка наглядной информации и материалов для родителей по разным конкретным вопросам воспитания детей.

  • Работа с родителями
  1. Консультации на тему: «Развивающие дидактические игры», «Что делать, если ребенка обижают другие дети», «Формирование кребенка уверенности в себе», «Пять подсказок для развития внимания у детей», «Об особенностях детской памяти»
  2. Выступление с презентациями «Игровые способы решения детских конфликтов», «Формирование воли и произвольности поведения у детей»
  3.  Круглый стол на тему: «Игра как показатель развития ребенка».

Принципы работы

  • Преемственность. Принцип обеспечивает создание единого образовательного пространства при переходе от дошкольного образования к начальному общему образованию. Принцип обеспечивает связь программы коррекционной работы с другими разделами программы дошкольного образования.
  • Соблюдение интересов ребёнка. Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой и в интересах ребёнка.
  • Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений у детей с ограниченными возможностями здоровья, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка.
  • Непрерывность. Принцип гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению.
  • Вариативность. Принцип предполагает создание вариативных условий для получения образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом и (или) психическом развитии.
  • Рекомендательный характер оказания помощи.

Условия реализации программы

Необходимым условием реализации  программы является взаимодействие специалистов МБДОУ, обладающие необходимыми знаниями о характерных особенностях  детей  с ОВЗ, о современных формах и методах работы с различными категориями детей. Рабочая программа составлена с учетом возрастных и специфических  особенностей детей.

Коррекционно-развивающая работа должна быть направлена на:

- смягчение эмоционального дискомфорта;

- повышение активности и самостоятельности детей;

- устранение вторичных личностных реакций: агрессивности, повышенной возбудимости, тревожности;

- формирование эмоциональной устойчивости и саморегуляции;

- развитие познавательных процессов и мелкой моторики рук.

Цель программы: повышение уровня развития когнитивной, коммуникативной и социальной компетенции у детей 4-5 лет с ЗПР.

Задачи:

  • развивать способность понимать, осознавать, выражать свои чувства, эмоциональное состояние, переживания другого человека на символическом и вербальном уровне;
  • корректировать психоэмоциональное состояние;
  • способствовать освоению позитивных форм поведения, отношения к себе и окружающим;
  • развивать познавательную сферу - восприятие цвета, формы величины; формировать свойства внимания; тренировать память; учить устанавливать причинно-следственные связи;
  • стимулировать речевое развитие путем тренировки движений пальцев, развивать художественно-графические навыки.

В программе предлагается система игровых занятий, предназначенных для коррекции и развития эмоциональной сферы и коммуникациидетей с ЗПР в возрасте 4 – 5 лет, состоит из 60 занятий. Занятия проводятся два раза в неделю, с сентября по май, время проведения 20 минут. Программа реализуется в соответствии с календарно- тематическим планом. Материал подобран с усложнением и может использоваться как в полном объеме, так и частично,  в соответствии с актуальным уровнем развития ребенка.

Ожидаемые результаты:         

- сформированность умения различать, осознавать, выражать дошкольниками эмоций и понимать их проявление у других людей̆;

- сформированность адекватной̆ поведенческой̆ реакции в различных ситуациях общения;

- стабилизация психоэмоционального состояния;

- сформировано восприятие цвета, формы, величины;

- умеют концентрировать, переключать и распределять внимание;

- увеличение объема зрительной, слуховой памяти;

- устанавливают причинно-следственные связи между предметами;

- повышение речевой активности;

- успешная социализация ребенка, повышения его самостоятельности и автономии.

Структуразанятий включает:

- вводную часть (ритуал приветствия, цель которого настроить на предстоящую деятельность, снять эмоциональную и мышечную напряженность);

- основную часть (она включает игры, упражнения, этюды, беседы, направленные на коррекцию  и развитие познавательных процессов, мелкой моторики, формирование эмоциональной и коммуникативной компетенции);

- заключительную часть (релаксацию, рефлексию, ритуал прощания).         

Психотерапевтический эффект занятий предполагает развитие (воспитание) интереса детей, снижение эмоциональной напряженности, деструктивных форм поведения (агрессивности, расторможенности, тревожности), психологический комфорт и позитивные чувства.

Развивающий эффект занятий предполагает развитие творческого потенциала детей, способности выражать свои чувства словами и осознавать их; развитие психических процессов у детей.

Воспитательный эффект занятий предполагает сохранение и укрепление здоровья детей, познание себя и окружающего мира, формирование эмоционально-волевых качеств, социального поведения.

        Обязательными условиями проведения занятий являются:

        - использование игровых методов;

        - смена видов деятельности;

        - положительная оценка личных достижений каждого ребенка.

Календарно-тематическое планирование для детей 4-5 лет

Месяц

№ занятия

Задачи

Содержание

Сентябрь

1-2 неделя

Диагностика

3 неделя

«Знакомство с ближайшим окружением»

№ 1, 2

Установить с ребенком доброжелательные отношения, сформировать положительный эмоциональный настрой на игру и общение с взрослым.

Учить запоминать знакомые предметы.

Развивать восприятие цвета, внимание, мышление, речь, мелкую моторику; коммуникативные навыки. Снятие скелетно-мышечного и психоэмоционального напряжения.

Игра «Знакомство»

Игра «Назови предметы одинакового цвета»

Игра «Игрушки»

Этюд «Зеркало»

«Игровой массаж»

Игра «Паровозик с именем»

Игра «Колокольчик»

Игра «Найди отличия»

Игра «Подари улыбку»

«Игровой массаж»

4 неделя

«Игрушки»

 № 3,4

Развивать умение понимать последовательность сюжета, причинно-следственные связи

Развивать внимание, наблюдательность, восприятие веса, выразительность мимики и движений

Формировать умения создавать в воображении образы на основе собственных представлений. Воспитывать доброжелательность.

Игра «Гномы с мешочками»

Игра «Что сначала, а что потом ?»

Этюд «Новая кукла»

Игра «Какая игрушка ?»

Упражнение  «Выбери картинку?»

Игра «Дотронься до…»

Игра «Мишка и кукла»

Игра «Живая рука»

Октябрь

1 неделя

«Наше тело»

 № 5, 6

Продолжить учить устанавливать последовательность событий

Развивать концентрацию и переключаемость внимания, восприятие, речь

Совершенствовать графические умения

Воспитывать чувство удовлетворенности от проделанной работы, доброжелательность

Учить понимать свои желания, чувства, видеть в себе положительные качества

Игра «Последовательные картинки»

Игра «Какие предметы спрятаны в рисунке?»

Этюд «Ухо-нос»

Игра «Поможем художнику»

Игра «Клубочек»

Игра «Нарисуй на песке»

Игра «Кто это ?»

Игра «Чудесный мешочек»

2 неделя

«Осень»

№ 7, 8

Развивать наглядно-образное мышление, внимание, связную речь

Совершенствовать восприятие и пространственные представления

Способствовать самовыражению, учить с помощью мимики передавать настроение

Упражнение  «Запомни стихотворение»

Игра «Кто за каким деревом прячется»

Этюд «Деревья в парке»

Игра «Нарисуй картинку на песке»

«Игровой массаж»

Игра «Колобок»

Игра-упражнение  «Сказочные зайцы»

Игра «Рисунок сказочному герою»

3 неделя

«Осень»

№ 9, 10

Развивать наглядно-образное мышление, внимание, память, связную речь

Совершенствовать восприятие и пространственные представления

Способствовать самовыражению, учить с помощью мимики передавать настроение

Упражнение  «Запомни стихотворение»

Игра «Подбери листок к дереву»

Этюд «Осенью в парке»

Игра «Заштрихуй листок»

«Игровой массаж»

Игра «Колобок»

Игра-упражнение  «Нарисуй осеннее настроение»

Игра «Доскажи словечко»

4 неделя

«Овощи»

№ 11, 12

Учить определять знакомые предметы на ощупь, тренировать осязательную память, развивать восприятие, осязание и речь

 Развивать мелкую моторику, выразительность движений и эмоциональную отзывчивость

Воспитывать интерес к совместной деятельности

Способствовать выразительности движений, адекватной самооценки

Воспитывать активность и аккуратность

Игра «Что изображено на картинке?»

Игра «Чудесный мешочек»

Игра «На что похоже»

Этюд «Готовим салат»

Игра «Обезьянки»

Игра «Люблю-не люблю»

Игра «Превращение»

Игра «Волшебник»

Ноябрь

1 неделя

«Овощи»

№ 13, 14

Продолжать учить определять знакомые предметы на ощупь, тренировать осязательную память, развивать восприятие, осязание и речь

 Развивать мелкую моторику, выразительность движений и эмоциональную отзывчивость

Воспитывать интерес к совместной деятельности

Учить различать индивидуальные особенности людей

Игра «Запомни овощи и назови»

Игра «Чудесный мешочек»

Игра «На что похоже»

Этюд «Готовим салат»

«Игровой массаж»

Игра «Я люблю»

Игра «Дотронься до…»

Игра «Я умею»

Игра «Кто это»

2 неделя

«Фрукты»

 № 15, 16

Учить соотносить речевую форму описания предметов с реальными

Развивать зрительную память,  концентрацию внимания, мимику

Тренировать мелкую моторику

Воспитывать активность и усидчивость

Учить выражать свои мысли с помощью жестов и мимики

Упражнение  «Раскрась картинку»

Игра «Что лежало на столе»

Этюд «Вкусный сок»

Игра «Собери урожай»

«Пальчиковая игра»

Игра «Покажи руками»

Игра «Походка»

Игра «Расскажи стих руками»

Этюд «Тише»

3 неделя

«Фрукты»

 № 17,18

Продолжать учить соотносить речевую форму описания предметов с реальными

Развивать зрительную память,  концентрацию внимания, мимику

Тренировать мелкую моторику

Воспитывать активность и усидчивость

Побуждать к сочувствию и переживанию, воспитывать внимание ко всему живому, учить преодолевать трудности в общении

Упражнение  «Заштрихуй картинку»

Игра «Определи на ощупь»

Этюд «Вкусный сок»

Игра «Собери из частей и назови фрукты»

«Пальчиковая игра»

Игра «Назови ласково»

Игра «Цыпленок»

Игра «Подбери эмоцию»

Игра «Рукавички»

4 неделя

«Овощи-Фрукты»

 № 19, 20

Учить дифференцировать овощи и фрукты

Развивать зрительную память,  концентрацию внимания, мимику

Тренировать мелкую моторику

Воспитывать активность и усидчивость и  дружелюбие

Упражнение  «Закрась фрукт, но не овощ»

Игра «Определи на ощупь»

Этюд «Вкусный суп»

Игра «Соотнеси к огороду и саду»

«Пальчиковая игра капуста»

Игра «Мальчик или девочка»

Игра «Подбери настроение»

Игра «Наши прически»

Игра «Надень и попляши»

Декабрь

1 неделя

«Ягоды»

№ 21, 22

Учить концентрировать внимание, развивать зрительную память, эмоциональную отзывчивость

Тренировать умение правильно держать карандаш, развивать графические навыки

Познакомить с эмоцией радость, учить предавать эмоциональное состояние

Игра «Кто что собрал в лесу?»

Игра «Какие ягоды любит Маша»

Этюд «Вкусное варенье»

Игра «Спелые ягоды»

«Пальчиковая игра»

Упражнение  «Зеркало»

Игра «Клоун Тяп-Ляп»

Этюд «Золотые капельки»

Игра «Оживи кружочки»

2 неделя

«Грибы»

№ 23,  24

Развивать восприятие формы и величины, концентрацию внимания, мелкую моторику

Формировать связную речь, образное мышление

Познакомить с эмоцией удивление, учить предавать состояние, развивать умение чувствовать чужое настроение  и сопереживать окружающим

Шнуровка «Грибочки на полянке»

Игра «Разрезная картинка»

Этюд «Гриб»

Игра «Дорисуй на песке»

«Игровой массаж»

«Пальчиковая игра»

Упражнение  «Тренируем эмоции»

Этюд «Удивление»

Игра «Оживи кружочки»

Игра «Выложи лицо»

3 неделя

«Деревья»

№ 25, 26

Развивать наглядно-образное мышление, внимание, связную речь

Совершенствовать восприятие и пространственные представления

Познакомить с эмоцией страха, учить предавать состояние, помогать преодолевать страх

Упражнение  «Запомни дерево и назови»

Игра «Кто за каким деревом прячется»

Этюд «Деревья в парке»

Игра «Нарисуй картинку на песке»

«Пальчиковая игра»

Упражнение  «Зеркало»

Этюд «Медвежонок», «Лисенок боится»

Игра «Оживи кружочки»

4 неделя

«Зима»

№ 27, 28

Продолжить учить устанавливать причинно-следственные связи, понимать последовательность сюжета

Развивать восприятие величины, образную и слуховую память, распределение внимания, мимику, тренировать мелкую мускулатуру

Познакомить с эмоцией гнев, учить предавать состояние, используя социально-приемлемые приемы, знакомить со способами снятия негативных настроений

Игра «Сосулька»

Игра «Запомни стихотворение»

Этюд «Маски»

Игра «Рисуем новогоднюю елку»

Игра «Что сначала, а что потом»

«Пальчиковая игра»

Упражнение  «Дорисуй настроение»

Игра «Выбиваем пыль»

Игра «Тух-тиби-тух»

Январь

3 неделя

«Зима. Новый год»

№ 29, 30

Продолжить развивать умение располагать предметы по величине, сравнивать, находить отличия

Развивать внимание, речь, выразительность мимики и движений

Познакомить с эмоцией горе, учить предавать состояние, знакомить со способами снятия негативных настроений

Игра «Снежинки»

Игра «Снеговик»

Этюд «Игра в снежки»

Игра «Дорисуй»

«Пальчиковая игра»

Упражнение  «Зеркало»

Этюд «Стрекоза замерзла»

Упражнение  «Тренируем эмоции»

Игра «Оживи кружочки»

4 неделя

«Зима-осень»

№ 31,32

Учить искать различия во временах года

Развивать внимание, память, речь, выразительность мимики и движений

Познакомить с эмоцией интерес, учить предавать состояние, используя выразительные средства

Игра «Разрезные картинки»

Игра «Какое время года и почему?»

Этюд «Холодно зимой»

Игра «Что лишнее»

«Пальчиковая игра»

Упражнение  «Зеркало»

Этюд «Кузнечик» Упражнение  «Тренируем эмоции»

Игра «Нарисуй на песке эмоцию»

Февраль

1 неделя

«Одежда»

№ 33, 34

Продолжить учить создавать новые образы выразительными средствами

Развивать целостность восприятия, концентрацию внимания

Формировать умение сравнивать

Тренировать мелкую мускулатуру и графические навыки

Продолжать знакомить с эмоциями радость, удивления, страха, гнева, интереса, закрепить полученные знания и умения, расширить представления об эмоциях

Игра «Разрезные картинки»

Игра «Кто как одет?»

Этюд «Волшебный платок»

Игра «Рисуем на песке»

«Пальчиковая игра»

Игра «Кубик»

Упражнение  «Выбери такое настроение»

Игра «Волны»

Этюд  «Разные настроения»

Игра «Облако»

Рисунок «Нарисуй облако»

2 неделя

«Обувь»

№ 35, 36

Развивать образную память, внимание, наблюдательность, мелкую моторику

Воспитывать интерес в совместной деятельности, аккуратность

Продолжать знакомить с эмоциями радость, удивления, страха, гнева, интереса, закрепить полученные знания и умения, расширить представления об эмоциях

Игра «Запомни картинки»

Игра «Волшебные картинки»

Этюд «Новая обувь»

Игра «Сапоги»

«Пальчиковая игра»

Игра «Собери эмоцию по частям»

Упражнение  «Покажи настроение»

Этюд  «Когда я боюсь….»

3 неделя

«Посуда»

№ 37, 38

Учить операции классификации

Развивать объем памяти, избирательность внимания, умения сравнивать предметы, графические навыки

Воспитывать опрятность, аккуратность, бережливость

Продолжать знакомить с эмоциями радость, удивления, страха, гнева, интереса, закрепить полученные знания и умения, расширить представления об эмоциях

Игра «Расставь чашки»

Игра «Что лежало на столе?»

Игра «Найди одинаковые тарелки»

Этюд «Федорино горе»

Игра «Дорисуй»

«Пальчиковая игра»

Игра «Кубик»

Упражнение  «Выбери такое настроение»

Игра «Волны»

Этюд  «Разные настроения»

4 неделя

«Мебель»

№ 39, 40

Продолжить учить подбирать предметы по величине, устанавливать соответствие

Развивать наблюдательность, образную память, пространственное мышление

Развивать связную речь

Продолжать знакомить с эмоциями радость, удивления, страха, гнева, интереса, закрепить полученные знания и умения, расширить представления об эмоциях

Игра «В гости к медвежатам»

Игра «Что сначала, что потом ?»

Этюд «Три медведя»

Игра «Мебель для куклы»

«Пальчиковая игра»

Игра «Собери эмоцию по частям»

Упражнение  «Покажи настроение»

Этюд  «Когда я удивляюсь….»

Март

1 неделя

«Домашние животные»

№ 41, 42

Продолжить развивать эмоциональную отзывчивость, способность к сочувствию и состраданию

Формировать умение классифицировать, развивать познавательные процессы

Продолжать знакомить с эмоциями радость, удивления, страха, гнева, интереса, закрепить полученные знания и умения, расширить представления об эмоциях

Игра «Кто где живет?»

Игра «Мамы и их детеныши»

Этюд «Ласка»

Игра «Неоконченный рисунок»

«Пальчиковая игра»

Игра «Найди эмоцию»

Упражнение  «Выбери такое настроение»

Этюд  «Изобрази эмоцию…»

2 неделя

«Домашние животные»

№ 43, 44

Формировать умение классифицировать, развивать познавательные процессы

Продолжать знакомить с эмоциями радость, удивления, страха, гнева, интереса, закрепить полученные знания и умения, расширить представления об эмоциях

Игра «Чей детеныш?»

Игра «Мама, папа и детеныш»

Этюд «Ласка»

Игра «Неоконченный рисунок»

«Пальчиковая игра»

Игра «Выбери эмоцию»

Упражнение  «Покажи настроение»

Этюд  «Когда я злюсь….»

3 неделя

«Дикие животные»

№ 45,46

Учить определять предметы на ощупь, тренировать осязательную память, формировать умение по словесному описанию узнавать задуманное

Развивать речь, внимание, творческое воображение

Дать знания о том, чем человек отличается от животных, учить изображать животных, используя выразительные средства

Игра «Кто спрятался в мешочке?»

Игра «Загадки и отгадки»

Этюд «Ты-лев»

Игра «На что похожи кляксы»

«Пальчиковая игра»

Игра  «Хоровод»

Игра  «Повстречались»

Игра «Мама и детеныш»

4 неделя

«Дикие животные»

№ 47, 48

Продолжать учить определять предметы на ощупь, формировать умение по словесному описанию узнавать задуманное

Развивать речь, внимание

Воспитывать любовь и внимание к родным

Способствовать адекватному ролевому развитию – учить принимать и  обыгрывать роли, способствовать снижение страха пред животными

Игра «Волшебный мешочек»

Игра «Отгадай животное по описанию»

Этюд «Ты-пантера»

Игра «На что похожи кляксы»

«Пальчиковая игра»

Беседа «Злой медведь»

Упражнение  «Разминка»

Беседа «Добрый медведь»

Упражнение «Доброе слово медведю»

Игра «Шел медведь по лесу»

Апрель

1 неделя

«Весна»

№ 49, 50

Продолжить развивать умение запоминать предметы, расширять объем памяти, формировать образное мышление, внимание

Тренировать мелкую моторику

Воспитывать аккуратность, бережливость, любовь к растениям

Воспитывать аккуратность, расширить представления об эмоциях

Игра «Найди подснежник»

Игра «Посади цветочек»

Этюд «Цветок»

Игра «Цветы на клумбе»

«Пальчиковая игра»

Упражнение  «Зеркало»

Упражнение  «Тренируем эмоции»

Игра «Оживи кружочки»

2 неделя

«Весна»

№ 51, 52

Учить устанавливать поэлементное соответствие между предметами, закреплять умение устанавливать причинно-следственные связи между явлениями

Развивать концентрацию и переключаемость внимания, мелкую моторику

Дать представление о различных родственных отношениях, показать отличия членов семья – по полу, возрасту, росту, имени

Игра «Собери бусы для мамы»

Стихотворение для мамы

Игра «Что сначала, что потом ?»

Этюд «Любящая дочь»

Игра «Подарок маме»

«Пальчиковая игра»

Беседа «С кем ты живешь»

Игра-беседа «Кто мы»

Игра «Карусели»

3 неделя

«Птицы»

№ 53, 54

Учить находить знакомые образы из множества, развивать связную речь, эмоциональную выразительность

Тренировать умение правильно держать карандаш, развивать графические навыки

Учить оценивать хорошие отношения и получать радость от общения сблизкими, создавать положительное эмоциональное настроение

Игра «Найди и сосчитай птичек»

Игра «С кем обедал воробей»

Этюд «Спаси птенца»

Игра «Что лишнее»

«Пальчиковая игра Семья»

Игра «Резиночки»

Этюд «Любящая семья»

Игра «Запомни и повтори»

4 неделя

«Транспорт»

№ 55, 56

Продолжать развивать умение запоминать, сохранять и воспроизводить полученную  информацию, речь, наглядно-образное мышление

Тренировать мелкую моторику

Учить оценивать хорошие отношения и получать радость от общения сблизкими, создавать положительное эмоциональное настроение

Игра «Запомни транспорт»

Игра «Загадки и отгадки»

Этюд «Светофор»

Игра «Волшебная мозаика»

«Пальчиковая игра»

Игра «Найди свою маму»

Этюд «Любящая бабушка»

Рисунок «Это я »

Май

1 неделя

«Продукты питания»

№ 57, 58

Продолжить тренировать зрительную память, развивать умения концентрировать и переключать внимание; воображение, графические навыки

Закрепить навыки счета

Повторение пройденного по работе с эмоциями, закрепление знаний и умений

Развивать навыки общения со сверстниками и взрослыми

Игра «Съедобное-несъедобное»

Игра «Запомни продукты»

Этюд «Готовим суп»

Игра «Поможем маме …»

«Пальчиковая игра»

Игра «Кенгуру»

Игра «Волшебные превращения верёвочки»

2 неделя

«Цветы. Лето»

№ 59, 60

Продолжить развивать целостное восприятие, образную память, концентрацию и распределение внимания

Закрепить знания о насекомых

Воспитывать любовь к природе

Повторение пройденного по работе с эмоциями, закрепление знаний и умений

Развивать навыки общения со сверстниками и взрослыми

Формировать адекватную самооценку

Игра «Найди всех кузнечиков »

Игра «Где спрятался жучок?»

Этюд «Цветок»

Игра «Запомни насекомых»

Игра «Цветы на клумбе»

Игра «Заяц и лиса»

Игра «Ласковое слово»

Этюд «Мои эмоции»

Игра «Скучно, скучно так сидеть»

Игра «Зайчик и одуванчик»

3-4 недели

Диагностика

Методы и приемы работы:

- наглядные методы: наблюдение за предметами и их обследование, рассматривание рисунков, иллюстраций, видеоматериалов;

- словесные методы: инструкция, беседы, направленные на развитие самосознания ребенка; рассказ, объяснение;

- практические методы: этюды, упражнения (подражательно-исполнительного характера);  психогимнастические, коммуникативные игры;  игры и задания на развитие воображения и произвольности; подгрупповое обсуждение различных эмоций и чувств; тематическое рисование;

- методы воспитания: поощрение, положительный опыт поведения, самоконтроль, самооценка.

Материально-техническая база:

- кабинет  для проведения занятий;

- сенсорная комната;

- наличие специализированных методических материалов, пособий.

Программно-методическое обеспечение:

  1. Алябьева Е.А. Занятия по психогимнастике с дошкольниками: Методическое пособие. – М.: ТЦ. Сфера, 2008.
  2. Деревянкина Н.А. Психологические особенности дошкольников с задержкой психического развития: Учебное пособие. Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К.Д.Ушинского, 2003.
  3. Кряжева Н.А. Развитие эмоционального мира дошкольников. - Ярославль, 1995.
  4. Давай познакомимся! Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4-6 лет / Автор - сост.И. А. Пазухина Детство-Пресс, С. – Петербург, 2004.
  5. Пасечник Л.В. Коррекция тревожности и гиперактивности в детском возрасте.- М.: ТЦ Сфера, 2007.
  6. Программа «Формирование ключевых компетенций у детей 4-6 лет с задержкой психического развития»/ Авторский коллектив- Гуськова М.А., Можейко А.В., Фирсова Е.А., 2016.
  7. Ротарь Н.В. Занятия для детей с задержкой психического развития. – Волгоград: Учитель, 2014.