Развитие эмоциональной сферы дошкольников с расстройствами аутистического спектра как условие их успешной социализации.

Бучнева Ольга Вячеславовна

Взрослая жизнь, богатая разнообразными эмоциями, чувствами, потребует от ребенка их правильного понимания и соответствующего на них реагирования. Эмоции в норме регулируют восприятие, внимание, память, мышление и другие психические процессы ребенка, а так же его деятельность.  У детей с расстройством аутистического спектра наблюдается преимущественное искажение эмоционально-волевой сферы. Детям присуще разнообразные страхи, неадекватность поведения, отсутствия интереса и понимания окружающей действительности. Основной проблемой становится трудность организации положительной коммуникации с таким ребенком, поскольку он проявляет «эмоциональную холодность». Наблюдая выраженную эмоциональную незрелость ребенка, в своей работе с самого начала адекватно оцениваем его реальный «эмоциональный» возраст, который может быть значительно меньше  биологического возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл buchneva_o.v._statya.docx23.72 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие эмоциональной сферы дошкольников с расстройствами аутистического спектра как условие их успешной социализации.

Взрослая жизнь, богатая разнообразными эмоциями, чувствами, потребует от ребенка их правильного понимания и соответствующего на них реагирования. Эмоции в норме регулируют восприятие, внимание, память, мышление и другие психические процессы ребенка, а так же его деятельность.

 У детей с расстройством аутистического спектра наблюдается преимущественное искажение эмоционально-волевой сферы. Детям присуще разнообразные страхи, неадекватность поведения, отсутствия интереса и понимания окружающей действительности. Основной проблемой становится трудность организации положительной коммуникации с таким ребенком, поскольку он проявляет «эмоциональную холодность». Наблюдая выраженную эмоциональную незрелость ребенка, в своей работе с самого начала адекватно оцениваем его реальный «эмоциональный» возраст, который может быть значительно меньше  биологического возраста.

Степень выраженности искажения эмоционального развития детей с расстройствами аутистического спектра сказывается и на  их поведении, умении регулировать его, что затрудняет их самостоятельную адаптацию к жизни. Поэтому, проведение коррекционно-развивающей работы по гармонизации эмоциональной сферы детей с расстройствами аутистического спектра так важна и нужна в детском саду.

 В основу своей психологической работы положено практическое пособие для работы с детьми, имеющими отклонения в психофизическом развитии и эмоциональной сфере «Азбука эмоций» И.В. Ковалец, целью которого является организация помощи дошкольникам в понимании эмоциональной реакции окружающих, правильном на них реагировании, умении понимать и управлять своими чувствами, организовывать свое поведение. В каждом коррекционно-развивающем занятии использую ритуалы приветствия и окончания занятия («подушка-кот»), что значительно помогает наладить контакт с детьми.

 Знакомлю  постепенно детей с базовыми эмоциями: радостью, печалью, грустью, злостью, страхом, гневом, спокойствием. Для этого я создала альбом «Мои эмоции», позволяющий ребенку лучше познавать окружающую его действительность. Также мною был составлен «Чемоданчик эмоций», куда вошли различные вариации эмоциональных состояний людей, животных, сказочных персонажей, ситуаций. Задания постепенно усложняю: от просьб покажи (найди) на рисунке радость, к более сложным, объясни настроение детей по картинке.

В качестве методического руководства по формированию навыков  распознавания и выражения эмоций у детей с РАС активно использую набор карточек «Потому что эмоции» авторов Меснянкиной К.К, Федорякиной К.А., Сарелайнен А.И., Анищенко С.И. Методику «Потому что эмоции!» использую в игровой форме с детьми старше шести лет, имеющими расстройство аутистического спектра.

В реализации методики использую четыре вида изображений эмоциональных выражений: схематические изображения эмоций, пиктограммы, изображение лиц, выражающих эмоции, сделанные с помощью компьютерной графики и  фотографии. А в качестве пятого вида выступает лицо педагога-психолога.

Для детей с расстройством аутистического спектра характерна фрагментарность восприятия лица другого человека, в том числе избегания определенных участков лица. Поэтому я использую принцип поэтапного восприятия: последовательно направляю внимание на значимые для распознавания эмоций участки лица (обучаю ребенка правилам последовательного «чтения» признаков эмоций с определенных участков лица). Мимика поддается произвольной регуляции (у детей с расстройством аутистического спектра социальное подражание одна из слабых сторон), что позволяет сделать ее объектом тренировки. Инструментальная реализация этого механизма в рамках методики представлена наборам упражнений перед зеркалом для тренировки эмоциональных выражений.

Для совершенствования процесса обучения каждое занятие я фиксирую в чек-листе, где отмечаю успех/неуспех работы ребенка с каждой из базовой эмоции. Дополнительно в  работе над эмоциями мне помогают еще фразы-маркеры, которые дети с расстройством аутистического спектра охотно запоминают и , в последствии, повторяют. Например, радость – «мне весело, я улыбаюсь»; удивление – «ого, вот это да!»; грусть – «мне грустно, я плачу»; страх – «мне страшно, я боюсь»;  злость – «я злюсь» и отвращение – «фууу, мне противно». При необходимости, использую специальные накладки (нос, рот, глаза) для лучшего усвоения эмоциональных состояний.

В заключение каждого занятия прошу детей оценить свое эмоциональное состояние на «Градуснике эмоций»: от злого до счастливого. В дальнейшей коррекционно-развивающей работе с детьми с  расстройством аутистического спектра, в совместной деятельности, в режимных моментах стараюсь акцентировать внимание детей на выражение их эмоциональных состояний и считывание, понимание эмоций педагогов.

Для родителей и воспитателей даю рекомендации по развитию эмоций у детей с расстройством аутистического спектра,  рекомендуя пособия «Учимся понимать друг друга» С.Е. Гаврина и Е.А. Янушко «Игры с аутичным ребенком».

Таким образом, проводимая коррекционно-развивающая работа по развитию эмоциональной сферы у детей с расстройствами аутистического спектра способствует правильному применению детьми своих эмоциональных реакций, расширит контакты детей с внешним миром, помогая им успешно  социализироваться.

Список использованных источников

  1.  Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Учимся понимать друг друга. – М., 2002.
  2. Ковалец И.В. Азбука эмоций: практическое пособие для работы с детьми, имеющими отклонения в психофизическом развитии и эмоциональной сфере.- М.: Гуманитарный издательский центр Владос, 2003.
  3. Меснянкина К.К. , Федорика К.А., Сарелайнен А.И., Анищенко С.И. Потому что эмоции. – Фонд президентских грантов.
  4. Янушко Е.А. Игры с аутичным ребенком. Установление контакта, способы воздействия, развитие речи, психотерапия. – М.: Теровипф, 2004.