Картотека игр в сенсорной комнате

Макарова Людмила Анатольевна

Картотека игр с детьми в сенсорной комнате

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_igr_v_sensornoy_komnate.docx21.27 КБ

Предварительный просмотр:

КАРТОТЕКА ИГР В СЕНСОРНОЙ КОМНАТЕ

Подготовила педагог-психолог Макарова Л.А.

УПРАЖНЕНИЕ НА РАЗВИТИЕ УМЕНИЯ ЧУВСТВОВАТЬ НАСТРОЕНИЕ БЛИЗКОГО И СОПЕРЕЖИВАТЬ ЕМУ.

«ФОТОГРАФИЯ»

РАССМОТРИТЕ С РЕБЕНКОМ (ДЕТЬМИ) ФОТОГРАФИЮ. НАПРИМЕР, ФОТОГРАФИЮ С УТРЕННИКА, РАЗВЛЕЧЕНИЯ. ПОКАЗЫВАЯ НА ФОТОГРАФИИ ЕГО, ЕГО БЛИЗКОГО, СПРОСИТЕ У РЕБЕНКА, КАКОЕ НАСТРОЕНИЕ У НЕГО БЫЛО, ЧТО ОН ЧУВСТВОВАЛ: РАДОСТЬ, ГРУСТЬ, ИСПУГ И Т.Д. ЕСЛИ РЕБЕНОК ЗАТРУДНЯЕТСЯ, ПОМОГИТЕ ЕМУ, РАССКАЖИТЕ О СИТУАЦИИ, КОГДА БЫЛА СДЕЛАНА ФОТОГРАФИЯ. УПРАЖНЕНИЕ ПОМОГАЕТ РЕБЕНКУ РАЗВИВАТЬ ПОНИМАНИЕ ЧУВСТ И ЭМОЦИЙ, УКРЕПЛЯЕТ СЕМЕЙНЫЕ СВЯЗИ И ПРИВЯЗАННОСТИ.

«ТРЕНИРУЕМ ЭМОЦИИ»

ПОПРОСИТЕ ДЕТЕЙ: НАХМУРИТЬСЯ, КАК:

- ТИГР;

-ТУЧА;

-ЗЛАЯ ВОЛШЕБНИЦА;

-РАССЕРЖЕННЫЙ ЧЕЛОВЕК;

УЛЫБНУТЬСЯ, КАК:

-СОЛНЫШКО;

-КОТИК НА СОЛНЫШКЕ;

-ХИТРАЯ ЛИСИЧКА;

-РАДОСТНЫЙ РЕБЕНОК.

ПОЗЛИСЬ, КАК:

-ДВА БАРАНА НА МОСТУ;

- ЗЛАЯ СОБАЧКА.

ИСПУГАЙСЯ, КАК:

- ЗАИЧИК УВИДЕВ ВОЛКА;

-КОТЕНОК, НА КОТОРОГО ЛАЕТ СОБАКА.

«СОГРЕЙ ПТЕНЦА»

«ПРЕДСТАВЬ, ЧТО У ТЕБЯ В РУКАХ ПТЕНЕЦ, МАЛЕНЬКИЙ, БЕСПОМОЩНЫЙ. ВЫТЯНИ РУКИ ЛАДОНЯМИ ВВЕРХ. А ТЕПЕРЬ СОГРЕЙ ПТЕНЦА, МЕДЛЕННО, ПО ОДНОМУ ПАЛЬЧИКУ СЛОЖИ ЛАДОНИ, СПРЯЧЬ В НИХ ПТЕНЦА, ПОДЫШИ НА НЕГО, СОГРЕВАЯ СВОИМ РОВНЫМ ДЫХАНИЕМ, ПРИЛОЖИ К ГРУДИ, ОТДАЙ ПТЕНЦУ ДОБРОТУ СВОЕГО СЕРДЦА. А ТЕРЕРЬ РАСКРОЙ ЛАДОНИ И ТЫ УВИДИШЬ, ЧТО ПТЕНЕЦ РАДОСТНО ВЗЛЕТЕЛ, УЛЫБНИСЬ ЕМУ И НЕ РУСТИ, ОН ЕЩЕ ПРИЛЕТИТ К ТЕБЕ!»

МЕТОДЫ САМОРЕГУЛЯЦИИ И СНЯТИЯ ПСИХО-ЭМОЦИОНАЛЬНОГО НАПРЯЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ.

НЕРЕДКО У ДЕТЕЙ ДОМА РЕБЕНКА ПРОЯВЛЯЕТСЯ ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ ТРЕВОЖНОСТИ, АГРЕССИВНОСТИ, ИЗЛИШНЕЙ АКТИВНОСТИ, РОББОСТИ, ПЛАКСИВОСТИ. ВСЕ ЭТО ПРИЗНАКИ ВНУТРЕННЕГО ПСИХО-ЭМОЦИОНАЛЬНОГО НАПРЯЖЕНИЯ, СЛЕДСТВИЕ КАКОЙ-ТО «ДЕТСКОЙ» ПРОБЛЕМЫ. КАК ПОМОЧЬ ДЕТЯМ? САМОЕ ПРАВИЛЬНОЕ -НАУЧИТЬ ЕГО ПОМАГАТЬ САМОМУ СЕБЕ. НО В СИЛУ МАЛЕНЬКОГО ВОЗРАСТА ЕМУ В ЭТОМ ДОЛЖНЫ ПОМОЧЬ ВЗРОСЛЫЕ, А ЗАТЕМ – РОДИТЕЛИ.

 «ЧАС ТИШИНЫ И ЧАС «МОЖНО»

ДОГОВОРИТЕСЬ С РЕБЕНКОМ, ЧТО ИНОГДА БУДЕТ «ЧАС ТИШИНЫ». РЕБЕНОК (ДЕТИ) БУДУТ ВЕСТИ СЕБЯ ТИХО, СПОКОЙНО РИСОВАТЬ, ЛЕПИТЬ, КОНСТРУИРОВАТЬ.

НО, ПОТОМ БУДЕТ ЧАС «МОЖНО». РЕБЕНКУ (ДЕТЯМ) БУДЕТ МОЖНО ВСЕ: ПРЫГАТЬ, КРИЧАТЬ, БРАТЬ ПОНРАВИВШИЕСЯ ИГРУШКИ, ОБНИМАТЬСЯ, ВИСЕТЬ НА ВЗРОСЛОМ И Т.Д.

«РУГАЕМСЯ ОВОЩАМИ»

ПРЕДЛОЖИТЕ ДЕТЯМ ПОРУГАТЬСЯ, НО НЕ ПЛОХИМИ СЛОВАМИ, А ОВОЩАМИ: « ТЫ –ОГУРЕЦ!», « АТЫ –РЕДИСКА!», « А ТЫ –ТЫКВА!»

ЗАМЕЧАНИЕ: ПРЕЖДЕ ЧЕМ ПОРУГАТЬ РЕБЕНКА ПЛОХИМ СЛОВОМ, ВСПОМИНАЙТЕ ЭТО УПРАЖНЕНИЕ.

«УХОДИ, ЗЛОСТЬ, УХОДИ!»

ДЕТИ ЛОЖАТЬСЯ НА КОВЕР, МЯГКИЕ МАТЫ, ПОДУШКИ ПО КРУГУ. ЗАКРЫВ ГЛАЗА, ОНИ НАЧИНАЮТ БИТЬ НОГАМИ ПО ПОДУШКАМ И КРИЧАТЬ «УХОДИ, ЗЛОСТЬ, УХОДИ!»

УПРАЖНЕНИЕ ПРОДОЛЖАЕТСЯ ДВЕ МИНУТЫ, ЗАТЕМ ДЕТИ ЛОЖАТЬСЯ В ПОЗУ «ЗВЕЗДЫ», РАЗДВИНУВ НОГИ И РУКИ, И СПОКОЙНО ЛЕЖАТ, СЛУШАЯ МУЗЫКУ ДВЕ МИНУТЫ.

«ВЫБИВАЕМ ПЫЛЬ»

 КАЖДОМУ РЕБЕНКУ ДОСТАЕТСЯ «ПЫЛЬНАЯ ПОДУШКА». ОН ДОЛЖЕН, УСЕРДНО КОЛОТЯ РУКАМИ, ХОРОШЕНЬКО ЕЕ «ПОЧИСТИТЬ».

ИГРЫ НА СПЛОЧЕНИЕ ГРУППЫ.

«РЫЧИ ЛЕВ, РЫЧИ; СТУЧИ ПОЕЗД, СТУЧИ»

ВЗРОСЛЫЙ ГОВОРИТ: «ВСЕ МЫ – ЛЬВЫ, ДРУЖНАЯ СЕМЬЯ. ДАВАЙТЕ УСТРОИМ СОРЕВНОВАНИЕ, КТО ГРОМЧЕ РЫЧИТ. КАК ТОЛЬКО Я СКАЖУ: «РЫЧИ, ЛЕВ, РЫЧИ!» НАША ДРУЖНАЯ СЕМЬЯ ГРОМЧЕ ВСЕХ РЫЧИТ.

ЗАТЕМ ДЕТИ ВСТАЮТ ДРУГ ЗА ДРУГОМ, ПОЛОЖИВ РУКИ НА ПОЯС ИЛИ НА ПЛЕЧИ ВПЕРЕДИ СТОЯЩЕГО. ЭТО - ПАРОВОЗ. ОН ПЫХТИТ, СВИСТИТ, РАБОТАЕТ ЧЕТКО, В ТАКТ, КАЖДЫЙ СЛУШАЕТ СОСЕДА. ПАРОВОЗ ЕДЕТ ПО КОМНАТЕ В РАЗНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ, БЫСТРО, МЕДЛЕННО, ИЗГИБАЯСЬ, ИЗДАВАЯ ГРОМКИЕ ЗВУКИ. МАШИНИСТ НА СТАНЦИЯХ МЕНЯЕТСЯ.

« ГНЕЗДЫШКО»

ДЕТИ СЕЛИ В КРУГ, ОНИ ПТИЧКИ С ОДНОГО ГНЕЗДА. ВЗЯВШИСЬ ЗА РУКИ - ОБРАЗОВАЛИ ГНЕЗДЫШКО. ВНУТРИ СИДИТ ПТИЧКА. СНАРУЖИ ЛЕТАЕТ ЕЩЕ ОДНА ПТИЧКА (ВЗРОСЛЫЙ) И ДАЕТ КОМАНДУ: «ПТИЧКА ВЫЛЕТАЕТ!». ГНЕЗДО РАССЫПАЕТСЯ И ВСЕ ЛЕТАЮТ, КАК ПТИЧКИ. ВЗРОСЛЫЙ КОМАНДУЕТ: «В ГНЕЗДО!» ОПЯТЬ ПРИСЕДАЮТ.

 

«ПЕРЕДАЙ МЯЧИК»

ДЕТИ СТОЯТ ИЛИ СИДЯТ В КРУЖОЧКЕ И ПЕРЕДАЮТ ДРУГ ДРУГУ МЯЧ, НЕ УРОНИВ ЕГО. КТО УРОНИЛ, ВЫБЫВАЕТ. МОЖНО УСЛОЖНИТЬ ИГРУ - ПОПРОСИВ ЗАКРЫТЬ ГЛАЗА.

ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ЗАТРУДНЕНИЯМИ В ОБЩЕНИИ

НАРУШЕНИЯ В ОБЩЕНИИ, КОНФЛИКТНОСТЬ И ОБОСОБЛЕННОСТЬ – ПРИЗНАК СЛАБОЙ АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА К ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ, ПРИЧИНЫ СЕРЬЕЗНЫХ ЭМОЦИОНАЛЬНО - ЛИЧНОСТНЫХ ПРОБЛЕМ В БУДУЩЕМ.

«ЗЕРКАЛО»

ДЕТЯМ ПРЕДЛАГАЕТСЯ ПРЕДСТАВИТЬ, ЧТО ОНИ В МАГАЗИНЕ ЗЕРКАЛ. ОДНА ПОЛОВИНА – ЗЕРКАЛА, ДРУГАЯ - РАЗНЫЕ ЗВЕРУШКИ. ЗВЕРУШКИ СМОТРЯТ В ЗЕРКАЛА, СТРОЯТ РОЖИЦЫ, ПРЫГАЮТ, МАШУТ РУКАМИ – ЗЕРКАЛА ДОЛЖНЫ ТОЧНО ОТРАЖАТЬ ДВИЖЕНИЯ И ПО ВОЗМОЖНОСТИ ВЫРАЖЕНИЕ ЛИЦ ЗВЕРУШЕК.

«ТЕАТР ПРИКОСНОВЕНИЙ»

ДЕТЕЙ ПРОСЯТ ЛЕЧЬ НА КОВРИК В ПОЗУ «ЗВЕЗДЫ» И ЗАКРЫТЬ ГЛАЗА.

ВКЛЮЧАЕТСЯ СПОКОЙНАЯ МУЗЫКА. ВЗРОСЛЫЙ ПООЧЕРЕДИ ОСТОРОЖНО КАСАЕТСЯ ТЕЛА ЛЕЖАЩЕГО РЕБЕНКА. МОЖНО ПРИКОСНУТЬСЯ ОДНИМ ПАЛЬЦЕМ КО ЛБУ, ЛАДОНЬЮ К НОГЕ, РЕБРОМ ЛАДОНИ К ЖИВОТУ И Т.Д.

«СОЛНЕЧНЫЙ ЗАЙЧИК»

УПРАЖНЕНИЕ ДЕТИ МОГУТ ВЫПОЛНЯТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНО ИЛИ ВЗРОСЛЫЙ С РЕБЕНКОМ.

СОЛНЕЧНЫЙ ЗАЙЧИК ЗАГЛЯНУЛ ТЕБЕ В ГЛАЗКИ. ЗАКРОЙ ИХ. ОН ПОБЕЖАЛ ДАЛЬШЕ ПО ЛИЦУ, НЕЖНО ПОГЛАДЬ ЕГО ЛАДОШКОЙ: ПО НОСУ, ПО ЩЕЧКАМ, ПО ГОЛОВЕ. ПОГЛАЖИВАЙ АККУРАТНО, ЧТОБЫ НЕ СПУГНУТЬ. ПОГЛАДЬ ШЕЮ, РУКИ, ЖИВОТИК. ЗАЙЧИК ЗАБРАЛСЯ ЗА ШИВОРОТ- ПОГЛАДЬ ЕГО ТАМ. ОН НЕ ОЗОРНИК- ОН ЛЮБИТ ТЕБЯ, А ТЫ ПОГЛАДЬ ЕГО И ПОДРУЖИСЬ С НИМ».

«МЕДВЕЖОНОК»

ДЕТИ ВСТАЮТ В КРУГ И БЕРУТСЯ ЗА РУКИ. «МЕДВЕЖОНОК» СИДИТ ВНУТРИ КРУГА С ЗАКРЫТЫМИ ГЛАЗАМИ. ВСЕ ХОРОМ ГОВОРЯТ СТИХОТВОРЕНИЕ (ЛУЧШЕ ПЕТЬ) И МЕДЛЕННО ДВИГАЮТСЯ К ЦЕНТРУ КРУГА:

МЕДВЕЖОНОК, МЕДВЕЖОНОК

СПИТ В СВОЕЙ БЕРЛОГЕ.

ХОТЬ ОН НЕ ОПАСЕН,

БУДТЕ ОСТОРОЖНЫ:

МЫ ТАКОМУ ШАЛНУ

НЕ ПОВЕРИМ НИКОГДА.

«МЕЖВЕДОНОК» ПО ОКОНЧАНИИ СТИШКА (ПЕСЕНКИ) ВСКАКИВАЕТ И СТАРАЕТСЯ ПОЙМАТЬ КОГО-НИБУДЬ ИЗ ДЕТЕЙ.

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ СНЯТИЯ ДЕТСКИХ СТРАХОВ И ПОВЫШЕНИЕ УВЕРЕННОСТИ В СЕБЕ.

«КАЧЕЛИ»

В УПРАЖНЕНИИ МОГУТ УЧАСТВОВАТЬ РЕБЕНОК И РОДИТЕЛЬ ИДИ ДВОЕ ДЕТЕЙ.ОДИН САДИТСЯ В ПОЗУ «ЗАРОДЫША»: ПОДНИМАЕТ КОЛЕНИ И НАКЛОНЯЕТ К НИМ ГОЛОВУ, СТУПНИ ПЛОТНО ПРИЖАТЫ К ПОЛУ, РУКИ ОБХВАТЫВАЮТ КОЛЕНИ, ГЛАЗА ЗАКРЫТЫ.

ВТОРОЙ ВСТАЕТ СЗАДИ, КЛАДЕТ РУКИ НА ПЛЕЧИ СИДЯЩЕМУ И ОСТОРОЖНО НАЧИНАЕТ МЕДЛЕННО ПОКАЧИВАТЬ ЕГО, КАК КАЧЕЛИ. РИТМ МЕДЛЕННЫЙ, ДВИЖЕНИЯ ПЛАВНЫЕ. ВЫПОЛНЯТЬ УПРАЖНЕНИЯ ДВЕ МИНУТЫ. ВАЖНО, ЧТОБЫ СИДЯЩИЙ НЕ «ЦЕПЛЯЛСЯ» НОГАМИ ЗА ПОЛ И ОТКРЫВАЛ ГЛАЗА. ЗАТЕМ УЧАСТНИКИ МЕНЯЮТСЯ.

«НАРИСУЙ СВОЙ СТРАХ, ПОБЕДИ ЕГО»

ДЛЯ УПРАЖНЕНИЯ ЖЕЛАТЕЛЬНО ПОГОВОРИТЬ С РЕБЕНКОМ: «ЧЕГО ТЫ БОИШЬСЯ? КОГДА ТЕБЕ БЫВАЕТ СТРАШНО? БЫЛО ЛИ ТАКОЕ, ЧТО ТЫ СИЛЬНО ИСПУГАЛСЯ?». ЗАТЕМ РЕБЕНКУ ПРЕДЛАГАЮТ НАРИСОВАТЬ ТО, ЧЕГО ОН БОИТСЯ. НЕОБХОДИМ ЛИСТ БУМАГИ, КАРАНДАШИ, КРАСКИ. ПОСЛЕ РИСОВАНИ ЕЩЕ РАЗ ПОГОВОРИТЕ С РЕБЕНКОМ О ЕГО СТРАХЕ. ЗАТЕМ НОЖНИЦАМИ РАЗРЕЖТЕ «СТРАХ» НА МЕЛКИЕ КУСОЧКИ, А МЕЛКИЕ- ЕЩЕ НА БОЛЕЕ МЕЛКИЕ, ПОМОГИТЕ РЕБЕНКУ В ЭТОМ. КОГДА

«СТРАХ» РАЗРЕЗАН НА МЕЛКИЕ КУСОЧКИ, ПОКАЖИТЕ РЕБЕНКУ, ЧТО ТЕПЕРЬ ЕГО СОБРАТЬ НЕВОЗМОЖНО. ЗАВЕРНИТЕ « СТРАХ» В БУМАГУ, И ВЫБРОСИТЕ В ВЕДРО, ЗАТЕМ С РЕБЕНКОМ  ВЫБРОСИТЕ ВЕСЬ МУСОР- ОН ВАМ НЕ НУЖЕН, ЕГО УВЕЗУТ И СОЖГУТ И ВМЕСТЕ С НИМ И «СТРАХ», И  БОЛЬШЕ НИКОГДА ЕГО НЕ БУДЕТ.

ВАЖНО: ПОВТОРИТЕ УПРАЖНЕНИЕ ЕЩЕ НЕСКОЛЬКО РАЗ. ПОСМОТРИТЕ, ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ В ИЗОБРАЖЕНИИ «СТРАХА» (ЦВЕТ, СЮЖЕТ, КОМПОЗИЦИЯ).

КАК ПОВЫСИТЬ САМООЦЕНКУ РЕБЁНКА: УПРАЖНЕНИЕ «СОЛНЫШКО»

Это упражнение можно считать и диагностическим, и коррекционным: оно работает на повышение самооценки ребёнка и хорошо показывает, насколько в сознании ребёнка закрепились те или иные представления о себе.

Для его выполнения потребуется альбомный лист, фломастеры или карандаши.

Попросите ребёнка нарисовать солнышко с лучами. Никаких требований к рисунку не предъявляется, ребёнок рисует солнышко, где угодно в пределах листа и чем ему нравится.

Пусть ребёнок немного расскажет о солнышке.

— Солнышко — какое оно?

— Яркое, жёлтое, красное, доброе, тёплое, радостное…

— А теперь представь, что солнышко — это ты. У солнышка твоё имя.

Пусть ребёнок подпишет, если умеет, своё имя на солнышке. Если писать он ещё не умеет, то имя подпишите сами. У солнышка обязательно должны быть лучи. Если их немного, то подрисуйте до 7-9 лучиков.

— Ты перечислил, какое солнышко замечательное: тёплое, светлое, доброе… Давай подпишем каждый лучик солнышка, называя какое-то твоё замечательное качество. Какой ты?

Ребёнок может не сразу ответить. Помогите ему, сказав, например: «Я считаю, что ты добрый. А ещё какой?»

Каждое названное вами или ребёнком качество подписывается вдоль лучика. Задача: постараться, чтобы каждый лучик был назван. И позвольте ребёнку немного пофантазировать, прихвастнуть. Не возражайте, даже если считаете, что это качество или привычка у него не развито или вообще отсутствует. Так вы сможете услышать, что ребёнок считает своими достижениями. «Я мою посуду… Убираю игрушки…». Запишите всё, что услышите. Не нужно реплик: «Да, это делается, когда тебе десять раз скажешь…» и т.п.. В упражнении «Солнышко» мы работаем только на позитиве.

И ещё один вариант выполнения упражнения «Солнышко». Он выполняется тогда, когда нарисовано солнышко ребёнка. Предложите ему нарисовать подобное солнышко для сестрички, брата или воспитателя. Пусть это будет подарок на день рождения или просто приятный сюрприз.

Мы все хотим слышать добрые слова, но этому нужно учить. Пусть это несложное упражнение «Солнышко» поможет Вам в создании тёплой и душевной атмосферы.