Методическая разработка тренинга для педагогов «Профилактика синдрома эмоционального выгорания педагогов ДОУ»

Казакова Наталия Юрьевна

«Психологическая профессия педагога предъявляет серьезные требования к эмоциональной стороне личности. Это «работа сердца и нервов», где требуется буквально ежедневное расходование огромных душевных сил» (В.А.Сухомлинский).

Наша жизнь набрала такой бешеный темп, что это начинает угрожать не только нервно-психическому, но и физическому здоровью людей.

В связи с этим организация работы по сохранению психического здоровья педагогов является одной из наиболее актуальных задач современной системы образования, а проблема эмоциональной саморегуляции – одной из важнейших психолого-педагогических проблем, актуальных для личностного и профессионального развития современного педагога.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное

учреждение

«Детский сад № 144» г. Саратова

Методическая разработка тренинга для педагогов

«Профилактика синдрома эмоционального выгорания педагогов ДОУ»

 

                                                                        

Подготовила:  

Казакова Наталия Юрьевна

Педагог-психолог

Содержание

Стр.

1

Пояснительная записка.

3

2

Тест «Лошадь»

4

3

Упражнение «Танцы»

5

4

Упражнение «Мой портрет в лучах солнца»

5

5

Релаксационное упражнение «Приятный сон»

5

6

Рефлексия

6

7

Притча о колодце

6

8

Литература

8

9

Приложение 1

9

Добрый день, уважаемые коллеги!

Давайте поприветствуем друг друга, но не обычным способом. Сначала я хочу у вас спросить: - «Кто сегодня утром смотрелся в зеркало? (все). А кто сегодня посмотрелся в зеркало и улыбнулся своему отражению?» Я предлагаю вам сейчас посмотреть друг на друга и улыбнуться друг другу.

Тема моего мастер-класса: «Профилактика синдрома эмоционального выгорания педагогов ДОУ».

Представьте себе, что в вашей квартире одновременно работает множество электрических приборов: холодильник, телевизор, компьютер, утюг… Напряжение в сети огромно, и в какой-то момент происходит вполне ожидаемое событие: выбивает пробки.   С эмоциональным выгоранием ситуация похожа: чрезмерное напряжение приводит к тому, что человек «выключает» все то, чем он горел долгое время. И, как в случае с пробками, это, в первую очередь, защита от пожара.    

В общем и целом, описать эмоциональное выгорание можно   так: человек, который любит свою работу, с удовольствием занимается ею, стремится достичь все больших результатов, в какой-то момент меняется на глазах. Он становится раздражительным, неудовлетворенным ни собой, ни работой. Он не видит перед собой перспектив, качество его труда падает.

Педагоги являются наиболее уязвимым контингентом по возможности приобретения психических расстройств, существует высокая вероятность появления стресса.

И сейчас я хочу вам показать, что такое профессиональное эмоциональное выгорание глазами детей (Показ видео).

Когда человек сталкивается с неприятной ситуацией, внутренне напрягается - организм на подсознательном уровне готовится к встрече с угрозой.

В этот момент происходит: выброс адреналина в кровь; выброс сахара печенью; напряжение мышц; учащается сердцебиение; дыхание становится частым и неглубоким; расширяются зрачки. Наш организм готовится к ответной реакции. Все эти физиологические реакции происходят бессознательно. Здесь прослеживается четкая зависимость физического здоровья от состояния психики. В итоге, мы жалуемся на головные боли, давление, боли в сердце, бессонницу и т.д.

        Сегодня я хочу показать несколько техник, способов управления своим внутренним состоянием и зарядить Вас позитивом.

        Для начала мы проведем с вами тест, который называется «Лошадь».

ТЕСТ «ЛОШАДЬ»

Какой вы работник

На рисунке изображен силуэт лошади (Приложение 1). Ваша задача — завершить эту картинку, вырисовав все детали внешности животного, а также создав вокруг необходимый фон. Поместите лошадь в комфортные, приятные ей условия.

Ключ к тесту

В этом тесте ЛОШАДЬ — это вы сами. Символ достаточно прозрачен: людей, много работающих, называют рабочими лошадками. В зависимости от того, КАК вы ИЗОБРАЗИЛИ ЛОШАДЬ, НАСКОЛЬКО ЧЕТКО вы ПРОРИСОВАЛИ все ДЕТАЛИ ЕЕ ВНЕШНОСТИ, можно сказать, какой вы работник.

Если вы выделили только ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРНЫЕ ДЕТАЛИ ЛОШАДИНОЙ ВНЕШНОСТИ (КОПЫТА, ГРИВА И ХВОСТ), то это значит, что вы умеете трудиться, но не возводите работу в культ. Вы не трудоголик.

Если вы много внимания уделили МОРДЕ ЛОШАДИ (вырисовали ГЛАЗА, НОЗДРИ, РОТ, ЧЕЛОЧКУ и т. д.), то у вас к работе несколько романтическое отношение, вы полны иллюзий и радужных надежд. Возможно, вы еще очень молоды и еще нигде не работали, тогда со временем ваша эйфория пройдет сама собой. Если же вы зрелый человек, то эта восторженность просто свойство вашего характера.

Если вы старательно прописали КАЖДУЮ ШЕРСТИНКУ, то есть уделили много внимания МЕЛОЧАМ, то это говорит, о вашей педантичности, вы умеете и любите кропотливый труд, старательны и придирчивы к себе и другим. На вас можно положиться, вы никогда не бросите недоделанную работу. Однако трудиться рядом с вами очень тяжело, вы всех изводите своим занудством и мелочностью.

Если вы ПОМЕСТИЛИ СВОЮ ЛОШАДЬ НА ЛУГ ИЛИ В ПОЛЕ, то это означает ваше стремление работать в комфортных условиях, вы ненавидите рамки и ограничения и цените независимость.

Если вы НАДЕЛИ НА ЛОШАДЬ УЗДЕЧКУ ИЛИ ХОМУТ, то это значит, что вам не привыкать работать под давлением, вы принимаете любое руководство как данность и готовы подчиняться просто потому, что так заведено. ЧЕМ БОЛЬШЕ УПРЯЖИ НА ВАШЕЙ ЛОШАДИ, тем в более тяжелых и некомфортных условиях вы привыкли работать. Возможно, вы даже не представляете себе, что может быть как-то по-другому.

Если вы ПОСТАВИЛИ ПЕРЕД ЛОШАДЬЮ С КОРМОМ И КОРЫТО С ВОДОЙ, то это говорит о том, что вы готовы работать, но только в том случае, если вам обеспечат необходимый, хотя бы минимальный комфорт.

Если вы НАРИСОВАЛИ НА ЛОШАДИ ВСАДНИКА, то это значит, что вы привыкли выполнять указания и не способны работать самостоятельно. Вам нравится, когда вами руководят и не только дают вам задание, но и задают определенный темп работы.

Для поднятия настроения используем упражнение «Танцы»

Звучит приятная музыка. Все участники танцуют. По сигналу ведущего танец продолжается в парах. Сигнал звучит несколько раз.

Известно, что в результате эмоционального выгорания развивается склонность к чувству вины, самооценка понижается. Предлагаю использовать упражнение «Мой портрет в лучах солнца» которое способствует углублению процессов самораскрытия, помогает педагогу находить в себе главные индивидуальные и личностные особенности.

      Упражнение «Мой портрет в лучах солнца»

Цель: способствовать углублению процессов самораскрытия, педагог находить в себе главные индивидуальные особенности, определять свои личностные особенности.

Нарисуйте солнце, в центре солнечного круга напишите свое имя или нарисуйте свой портрет. Затем вдоль лучей напишите все свои достоинства, все хорошее, что вы о себе знаете. Постарайтесь, чтобы было как можно больше лучей.

Это будет ответ на вопрос: «Почему я заслуживаю уважения?»

Для восстановления нервной системы используем метод активного расслабления – релаксацию.  Человеку, умеющему выполнять релаксацию, не страшны психические стрессы, он может остановить “психическую бурю” в самом начале. Практически все, кто начинает регулярно выполнять релаксацию, отмечают положительные сдвиги в собственном характере - он становится более ровным, спокойным, появляется уверенность в себе, терпимость к чужим недостаткам. Многие отмечают взлет творческих и интеллектуальных возможностей, повышение работоспособности.

Релаксационное упражнение «Приятный сон»

Цель: расслабление, восстановление сил

Проводится под спокойную музыку и речевое сопровождение. Участники лежат на ковре, тело полностью расслаблено.

Текст упражнения:

1. Я спокоен, мои мышцы расслаблены… Я отдыхаю.

2. Дышу спокойно. Мое сердце успокаивается. Оно бьется легко и ровно… Я совершенно спокоен.

3. Моя правая рука расслаблена. Моя левая рука расслабленна… Руки расслабленны… Плечи расслабленны и опущены…

4. Моя правая рука теплая… Моя левая рука теплая… Чувствую приятное тепло в руках.

5. Моя правая рука тяжелая… Моя левая рука тяжелая… Чувствую тяжесть рук…

6. Расслабленны мышцы правой ноги… Расслабленны мышцы левой ноги… Мои ноги расслабленны…

7. Мои ноги теплые… Приятное тепло ощущаю в ногах… Я отдыхаю…

8. Мое тело расслабленно… Расслабленны мышцы спины… Расслабленны мышцы живота… Чувствую приятное тепло во всем теле… мне легко и приятно… Я отдыхаю…

9. Веки опущены… Расслабленны мышцы рта… Мой лоб прохладен… Я отдыхаю… Я спокоен…

10. Чувствую себя отдохнувшим… Дышу глубоко… Потягиваюсь… Открываю глаза… Чувствую свежесть и прилив сил… Я бодр и свеж…

            Рефлексия

        А теперь я предлагаю вам поделиться с друг другом теплом

 В кругу под тихую музыку тренер зажигает маленькую свечу, плавающую, на блюдце, - и передает на ладошках участнику (делится теплом), тот - с другим и т.д. При этом произносим слова: «Я дарю тебе…»)

А закончить нашу с вами встречу я хочу притчей…

Притча о колодце

Однажды осел упал в колодец и стал громко вопить, призывая на помощь. На его крики прибежал хозяин ослика и развел руками - ведь вытащить ослика из колодца было невозможно.

Тогда хозяин рассудил так: «Осел мой уже стар, и ему недолго осталось, а я все равно хотел купить нового молодого осла. Этот колодец уже совсем высох, и я уже давно хотел его засыпать и вырыть новый. Так почему бы сразу не убить двух зайцев – засыплю ка я старый колодец, да и ослика заодно закопаю».

Недолго думая, он пригласил своих соседей – все дружно взялись за лопаты и стали бросать землю в колодец. Осел сразу же понял, что к чему и начал громко вопить, но люди не обращали внимание на его вопли и молча продолжали бросать землю в колодец.

Однако очень скоро ослик замолчал. Когда хозяин заглянули в колодец, он увидел следующую картину – каждый кусок земли, который падал на спину ослика, он стряхивал и приминал ногами. Через некоторое время, к всеобщему удивлению, ослик оказался наверху и выпрыгнул из колодца! Так вот…

Возможно, в вашей жизни было много всяких неприятностей, и в будущем жизнь будет посылать вам все новые и новые. И всякий раз, когда на вас упадет очередной ком, помните, что вы можете стряхнуть его и именно благодаря этому кому, подняться немного выше. Таким образом, вы постепенно сможете выбраться из самого глубокого колодца.

Желаю дальнейших творческих успехов! Здоровья! Радости! Спасибо за работу!

Список использованной литературы:

1. Абрамова Г. С. Практическая психология. — М.: Дело, 2000. — 52 с.

2. Гнездилова О. Н. Статья: Инновационная деятельность педагога как фактор, предотвращающий наступление у него синдрома эмоционального сгорания//Международный педагогический Интернет журнал: Образование: исследовано в мире. – 2007, с. 7

3. Гремлинг С. Практикум по управлению стрессом. — СПб.: Питер, 2002. — 40 с.

4. Громкова М. Т. Психология и педагогика профессиональной деятельности

Приложение 1

C:\Users\user\Desktop\ПСИХОЛОГ 144\дс 144\14. ПАПКА ДЛЯ РАБОТЫ С ПЕДАГОГАМИ\Консультация для педагогов Профилактика синдрома эмоционального выгорания\картинка лошадь.png