Тренинг педагогической осознанности: конспект + стимульный материал

Лохматова Анна Михайловна

В документе представлен конспект тренинга для педагогов, текст и интерпретация теста по самодиагностике педагога, бланк обратной связи, стимульный материал к тренингу

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trening_pedagogicheskoy_osoznannosti.odt246.39 КБ

Предварительный просмотр:

Тренинг педагогической осознанности

Активная форма взаимодействия с элементами тренинга

по формированию у педагогов личностно-ориентированной

позиции по отношению к детям

Участники сидят в кругу

Упражнение «Ладони и колени»

        Сидя в кругу, положить ладони на колени соседей: правую — на левое колено соседа слева, левую — на правое колено соседа справа. Играющие передают хлопок от колена к колену (для этого надо внимательно следить за тем, чья рука лежит на следующем колене по кругу, и не перепутать очередность своего хлопка). Когда устоится ритм хлопков, можно предложить усложнение — два хлопка по одному колену будут обозначать движение в обратную сторону, т.е. теперь играющим нужно следить и за тем, чья рука хлопает по колену, и за направлением движения хлопков.

Упражнение «Движение по кругу»

        Каждому участнику предлагается придумать какое-нибудь несложное движение. По команде все начинают выполнять задуманное, одновременно запоминая движение своего соседа слева, чтобы по хлопку начать выполнять его. После следующего хлопка движения меняются снова таким же образом. Игра продолжается до тех пор, пока движения не вернутся к своим хозяевам, обойдя весь круг.

Отодвинуть стулья,

Взять листочки, прикреплённые к спинкам стульев

Упражнение «Джунгли»

        Материалы: листочки с названиями животных, прикрепленные к спинке стула.
Для следующего упражнения участникам необходимо разделиться на малые группы. С этой целью, а также для поддержания работоспособности группы проводится такая игра.
Ведущий до занятия к обратной стороне стула прикрепляет листочки с названиями животных, например обезьяна, крокодил, верблюд, бегемот. Названия животных на листочках должны повторяться в таком количестве, чтобы на их основе можно было разделить группу на нужное число микрогрупп по 3–4 человека.
После инструкции ведущего участники отодвигают свои стулья, освобождая пространство для движения, и находят листочки с названиями животных. Не обсуждая с другими содержание карточки, по команде все начинают двигаться, изображая свое животное. Задача, стоящая перед участниками, собраться в группы всем бегемотам, обезьянам, крокодилам и верблюдам.
Следующее упражнение проходит в образованных подгруппах.

Рассесться по подгруппам

Упражнение «Мои сильные стороны»

        (Проводится в малых группах по 3 человека)

        Каждому предлагается рассказать остальным о чертах личности, которые он считает лучшими в себе, которые он мог бы выдвинуть в качестве примера детям и хотел бы сформировать у своих воспитанников.
После небольшой подготовки участники в подгруппах по очереди представляют себя. Необходимо нацелить их на то, чтобы все высказывания подавались в утвердительной, а не условной форме (исключить слова типа «возможно», «наверно», «может быть»). Слушатели могут уточнять детали, просить разъяснения, задавать дополнительные вопросы, но не высказывать свое мнение.
На основании самопрезентаций каждая микрогруппа составляет сборный портрет лучших черт с указанием на то, какие, благодаря им, качества личности детей они могут воспитать, будучи напарниками.
Общее время работы микрогрупп — 5 минут.

Вопросы для обсуждения:

Какие чувства вызвало задание?
Понадобилась ли помощь партнеров в выделении своих сильных сторон?
Что мешало свободно говорить о своих достоинствах?
Не заметили ли вы за собой желания говорить о своих достоинствах, отталкиваясь от отсутствия конкретных недостатков?
Какие чувства вы испытали, когда услышали собственные сильные черты в общем портрете?
Задумывались ли вы раньше о влиянии ваших черт на воспитание конкретных сторон личности детей?

Идея, выносимая на обсуждение:

        Нужно стремиться к тому, чтобы не было необходимости каждую минуту контролировать ситуацию и думать о том, как выглядишь в глазах детей. Напротив, надо стараться быть естественным, честным перед воспитанниками, то есть таким, какой ты есть на самом деле. Но для этого каждому педагогу необходимо развивать в себе такие качества, которые, являясь неотъемлемыми чертами его личности, будут положительно влиять на формирование определенных сторон личности детей.


С этого момента группа переходит к освоению содержания понятия

Педагоги знакомятся с понятием личностно-ориентированной позиции педагога.

Артур Владимирович Петровский - доктор психологических наук, профессор

        Личностно-ориентированная позиция педагога:

        Цель: обеспечить ребенку чувства психологической защищенности, доверия к миру, радости существования (психологическое здоровье); формировать начала личности (базис личностной культуры); развивать его индивидуальность.
        
Способы общения: понимание, приятие и признание личности ребенка, основанные на способности взрослого к децентрации (способность смотреть на вещи с разных сторон).

        Понимание— умение видеть ребенка «изнутри». Смотреть на мир одновременно с двух точек зрения — своей собственной и ребенка, видеть побудительные мотивы, движущие детьми.
        
Приятие— безусловно положительное отношение к ребенку, к его индивидуальности, независимо от того, радует он в данный момент взрослых или нет, признание его уникальности.
        
Признание— это прежде всего право голоса ребенка в решении тех или иных проблем.
        
Тактика общения: сотрудничество; создание и использование ситуаций, требующих от детей проявления интеллектуальной и нравственной активности; динамика стилей общения.
        
Личностная позиция педагога: исходить из интересов ребенка и перспектив его дальнейшего развития.

Упражнение «Звезда»

Материалы: небольшое карманное зеркало.
Подготовить основу — изображение двойной пятиконечной звезды размером примерно 5 ґ 5 см. Глядя на изображение через зеркало, надо провести линию между внешней и внутренней звездами. Это упражнение хорошо иллюстрирует возможности ребенка в период созревания головного мозга и ограниченность этих возможностей.

Вопросы для обсуждения

Ваши ощущения в процессе выполнения задания.
Ваши мысли по этому поводу.

От ребенка нельзя требовать того, чего он в принципе сделать не в состоянии.
Во время выполнения этого упражнения у взрослых часто вырываются восклицания, вздохи, комментарии. Это является нормальным выражением эмоций, помогает выполнить задание. От детей же на занятиях часто требуется тишина, что идет вразрез с естественными реакциями и накапливает эмоциональное напряжение.
Иллюстрируемый способ общения: ПОНИМАНИЕ.

Упражнение « Подкрепление ».

Это упражнение иллюстрирует значимость безоговорочно положительного отношения к ребенку.

Проведение.

Нескольким участникам одеваются на голову надписи « Поддерживать», « Соглашаться », « Игнорировать», « Не принимать всерьез», « Хвалить», « Отрицать» и т. д. Установка : «Представьте, что в ваш коллектив пришло три бесплатных путевки в Париж, и вы должны решить, кто из вас поедет, но при обсуждении вы должны относится к предложениям других так, как у них « на лбу написано ». Слова, которые вы прочтете произносить нельзя. Каждый видит слово другого, но, не видит своего».

Вопросы для обсуждения

Как вы чувствовали себя в своей роли?

Какие чувства вызвала у вас реакция группы?

Как вы чувствуете себя сейчас?

Какие выводы вы можете сделать из этого упражнения?

Идеи, выносимые на обсуждение

Безусловно, положительное приятие ребенка рождает доверие к миру, уверенность в себе и окружающих.

Психологическая поддержка – это способ выражения приятия.

С выданным за несколько минут шквалом отрицательного подкрепления,  игроки справились, так как понимали, что это – игра. Ребенку такое количество  негативных оценок выдается порциями и растягивается на весь период пребывания в учебном заведении (на несколько лет). Он не имеет другой информации о себе, других ресурсов, которые помогли бы ему справится с переживаниями, таким образом, у ребенка может сформироваться устойчивое отношение к себе как к неудачнику.

Даже положительная оценка должна быть уместной. Мастерство педагога проявится не в том, чтобы всегда только хвалить ребенка, а в том, чтобы почувствовать, когда эта похвала и поддержка особенно необходимы ребенку.

Действие групповых стереотипов: если у человека есть определенный « ярлык», то отношение к нему уже строится в прямой зависимости от него; однако это не является единственной стратегией поведения – можно наоборот стараться поддержать человека, непринимаемого в коллективе, попытаться показать его лучшие стороны.

Если в ребенке что – то не нравится, всегда в нем есть что-то, что является его достоинством, являющимся ценным и значимым для взаимодействия  с другими.

Иллюстрируемый способ общения: ПРИЯТИЕ

Упражнение «Самопознание»

Материалы: бумажки с написанными буквами, составляющими слово «самопознание».
Между участниками распределяются буквы, составляющие слово «самопознание». Из них группе придется составлять новые слова. В начале упражнения ведущий спрашивает у каждого, сколько, на его взгляд, слов можно составить из этого набора букв. После выслушивания мнений группе можно задать вопрос:
— Когда ты называл количество возможных слов, ты опирался на то, сколько сам можешь составить, или учитывал, что могут появиться варианты от других членов группы?
Далее группа строит все возможные слова из букв-людей, составляя их в ряд. Одновременно проверяется, есть ли разница между индивидуальными представлениями и групповыми возможностями.

Вопросы для обсуждения

Все ли участвовали в составлении слов?
Как было организовано составление слов?
Были ли «выпадающие»?
Какие чувства испытывали участники, которых мало задействовали в упражнении?
В какой форме проходило составление слов («затаскивание», перестановка, уговаривание, просьбы, совместное решение и т.д.)?
Для упражнения можно использовать и другое слово при условии, что количество букв в нем будет соответствовать числу играющих и некоторые их них будут повторяться.

Идеи, выносимые на обсуждение

Необходимо видеть каждого, принимать каждого, учитывать мнение каждого человека.
Легко заметить, выделить активного, инициативного ребенка, сложно — спокойного, пассивного, робкого.

Иллюстрируемый способ общения: ПРИЗНАНИЕ.

Упражнение  « Необычная страна»

        Цель: формировать навыки вербального и невербального общения, принимая партнера таким, какой он есть, воспитывать выдержку, взаимопонимание, развивать самоконтроль. Вырабатывать навык конструктивного общения.

Проведение: Трое участников выходят за дверь. Они представляют собой членов географического общества посланных в малоизвестную страну для изучения ее особенностей. Одному участнику предлагается выяснить природные ресурсы этой страны, другому - социальное развитие, а третьему - наличие развитой инфраструктуры, и промышленности.

Те, кто остался в аудитории, представляют собой жителей этой страны. Им дается инструкция : « Мы с вами жители особенной страны. У нас свои обычаи, свой язык, который не знают люди других стран. Но мы можем общаться с ними на определенных условиях, а именно: говорить мы будем только с тем представителем, который с нами поздоровается. Если человек улыбается нам, мы отвечаем словами только « Да » и « Нет », если человек серьезен. В противном случае, мы молчим. Если гость касается нашего тотема ( это может быть постройка из стульев посреди аудитории), то мы усиленно машем руками, запрещая ему делать это, при полном молчании».

Участники входят по одному, пытаются вступить во взаимодействие. После выполнения задания предлагается обсуждение с новой установкой: « Вы теперь все члены географического общества, а наши путешественники должны дать нам отчет о своей научной экспедиции, о том, что удалось им узнать о необычной стране».

Вопросы для обсуждения

Легко ли было вступать в контакт с жителями страны?

Как вы считаете, открыта ли страна для общения с цивилизованным миром?

Почему трудно контактировать с жителями страны?

Ваши ощущения в процессе выполнения задания.

.

Иллюстрируемый способ общения: ТАКТИКА ОБЩЕНИЯ

Упражнение «Подарок»

Первый день тренинга заканчивается упражнением «Подарок». Каждый дарит своему соседу справа любой «подарок», т.е. сообщает ему о том, что бы он хотел ему подарить, имея неограниченные материальные возможности. Упражнение проходит по кругу.

Анкетирование «Обратная связь»

Психологический портрет учителя:
Опыт самодиагностики

Уважаемые коллеги!
Этот тест поможет вам определить свой стиль преподавания, узнать некоторые особенности своей нервной системы. Отвечая на вопросы, помните, что «неправильных» ответов быть не может — могут быть только неискренние. Поэтому из трех вариантов ответов выбирайте тот, который точнее всего отражает ваши мысли, чувства, реакции, отметьте его в соответствующей клеточке на листе ответов крестиком или другим значком.
Результаты тестирования будут известны только вам, так как обработка теста будет производиться вами самостоятельно.

1. Что, по вашему мнению, важнее всего в воспитании?

1. Окружить ребенка теплотой и заботой
2. Воспитать уважительное отношение к старшим
3. Выработать определенные взгляды и умения

2. Если кто-то в классе отвлекается, вас это раздражает?

1. Да
2. Нет
3. В зависимости от настроения

3. Что вы испытываете, когда ученик на уроке излагает факты, которые вам не известны?

1. Интерес
2. Смущение
3. Раздражение

4. Что вы делаете, если класс не приведен в порядок?

1. Не могу начать урок
2. Не обращаю на это внимания
3. Зависит от ситуации

5. Что вы делаете, когда несправедливо поступили с учеником?

1. Трудно признать это
2. Готов признать свою неправоту
3. Таких случаев не было

6. Какие отношения для вас важнее?

1 Отношения с учениками
2. Отношения с коллегами
3. Не знаю

7. Вызывают ли у вас некоторые ученики раздражение, которое бывает трудно скрыть?

1. Часто
2. Иногда
3. Никогда не вызывают

8. Как действует на вас присутствие на уроках посторонних?

1. Воодушевляет
2. Никак не отражается
3. Выбивает из колеи

9. Считаете ли вы своим долгом сделать замечание школьнику, если он нарушает порядок в общественном месте?

1. Да
2. Нет
3. В зависимости от ситуации

10. С одинаковой ли теплотой вы относитесь ко всем своим ученикам?

1. Не уверен
2. Нет
3. Да

11. С кем вы предпочитаете общаться во время перемены?

1. С учениками
2. С коллегами
3. Побыть в одиночестве

12. Всегда ли вы идете на урок в приподнятом настроении?

1. Никогда
2. Иногда
3. Всегда

13. Превосходите ли вы по каким-нибудь качествам своих коллег?

1. Да
2. Нет
3. Не уверен, что такие качества есть

14. Под руководством какого начальника вы предпочитаете работать?

1. Того, который дает четкие указания
2. Того, который не вмешивается в работу
3. Того, который дает простор для творчества

15. Приходилось ли вам высказывать суждение о вещах, в которых вы плохо разбираетесь?

1. Да
2. Нет
3. Не помню

16. Как вы относитесь к случайным встречам с учениками за пределами школы?

1. Это доставляет мне удовольствие
2. Это вызывает у меня чувство неловкости
3. Это не вызывает у меня особых эмоций

17. Как часто без видимых причин вы чувствуете себя счастливым или несчастным?

1. Часто
2. Редко
3. Никогда

18. Как вы относитесь к замечаниям со стороны коллег и администрации?

1. Мало волнуют
2. Иногда задевают
3. Часто задевают

19. Придерживаетесь ли вы во время урока намеченного плана?

1. Всегда
2. Предпочитаю импровизацию
3. Зависит от ситуации

20. Случалось ли вам нелестно отзываться о своих коллегах?

1. Да
2. Нет
3. Не помню

21. Согласны ли вы с мнением, что каждого ученика нужно принимать таким, каков он есть?

1. Согласен
2. Не согласен
3. Что-то в этом есть

22. Хватает ли вам теплоты и поддержки со стороны близких и коллег?

1. Да
2. Иногда
3. Нет

23. Какие чувства вызывает у вас мысль о предстоящей встрече с учениками и коллегами?

1. Доставляет удовольствие
2. Особых эмоций не вызывает
3. Недовольство

24. Как вы реагируете, когда видите, что ученик ведет себя вызывающе по отношению к вам?

1. Плачу ему той же монетой
2. Игнорирую этот факт
3. Предпочитаю выяснить отношения

25. Готовитесь ли вы к урокам?

1. Обычно да
2. Иногда
3. Всегда

26. Что для вас важнее всего в работе?

1. Привязанность учеников
2 Признание коллег
3. Чувство собственной необходимости

27. Зависит ли успех урока от вашего физического и душевного состояния?

1. Да
2. Иногда
3. Не зависит

28. Сомневаетесь ли вы в дружелюбном отношении к себе со стороны коллег?

1. Не сомневаюсь
2. Сомневаюсь
3. Затрудняюсь ответить

29. Что вы делаете, если ученик высказывает точку зрения, которую вы не можете принять?

1. Стараюсь поправить его, объяснить ошибку
2. Перевожу разговор на другую тему
3. Пытаюсь понять его точку зрения

30. Опаздываете ли вы на работу?

1. Регулярно
2. Изредка
3. Никогда не опаздываю

31. Что вы делаете, если незаслуженно наказывают ученика?

1. Заступлюсь за него
2. Один на один сделаю замечание коллеге
3. Сочту некорректным вмешиваться

32. Работа дается вам ценой большого напряжения?

1. Обычно да
2. Иногда
3. Редко

33. Есть ли у вас сомнения в своем профессионализме?

1. Конечно
2. Есть сомнения
3. Не приходилось задумываться

34. Что, по-вашему, в школьном коллективе важнее всего?

1. Трудовая дисциплина
2. Отсутствие конфликтов
3. Возможность работать творчески

35. Откладываете ли вы на завтра то, что необходимо сделать сегодня?

1. Часто
2. Иногда
3. Никогда

36. Согласны ли вы с высказыванием «Я ничему не могу научить этого ученика, потому что он меня не любит»?

1. Согласен полностью
2. Не согласен
3. Что-то в этом есть

37. Мешают ли мысли о работе вам уснуть?

1. Часто
2. Редко
3. Никогда не мешают

38. Выступаете ли вы на собраниях и педсоветах по волнующим вас вопросам?

1. Часто
2. Иногда
3. Предпочитаю слушать других

39. Считаете ли вы возможным повысить голос на ученика?

1. Если ученик этого заслуживает
2. Затрудняюсь ответить
3. Это недопустимо

40. Всегда ли вы можете найти правильный выход из конфликтной ситуации?

1. Не всегда
2. Не знаю
3. Всегда

41. Испытываете ли вы потребность в общении с учениками во время каникул?

1. Да
2. Нет
3. Иногда

42. Находите ли вы в себе достаточно сил, чтобы справиться с трудностями?

1. Редко
2. Обычно да
3. Всегда

43. Приходилось ли вам выполнять приказы не вполне компетентных людей?

1. Да
2. Не помню
3. Нет

44. Как вы относитесь к непредвиденным ситуациям на уроках?

1. Мешают учебному процессу
2. Игнорирую
3. Использую

45. Случалось ли вам быть не совсем искренним с людьми?

1. Да
2. Нет
3. Не помню

46. На чью сторону вы встаете в конфликте между учителем и учеником?

1. На сторону ученика
2. На сторону учителя
3. Сохраняю нейтралитет

47. Бывают ли у вас проблемы со здоровьем в начале или в конце учебного года?

1. Как правило, да
2. Не всегда
3. Проблем со здоровьем нет

48. Относятся ли ваши ученики к вам с симпатией?

1. Да
2. Не все
3. Не знаю

49. Вызывают ли требования начальства у вас протест, если кажутся не вполне обоснованными?

1. Не вызывают
2. Не знаю
3. Вызывают

50. Вызвали ли у вас трудности ответы на некоторые вопросы?

1. Да
2. Нет
3. Не помню

Лист ответов

http://psy.1september.ru/2003/22/5-1.gif

Лист ответов

http://psy.1september.ru/2003/22/5-1.gif

Интерпретация к тесту
«психологический портрет учителя:
опыт самодиагностики»

Шкала 1.
Приоритетные ценности

Если в ваших ответах преобладает первый вариант, то вам близки интересы учеников, их проблемы. Общение с ними для вас не «производственная необходимость» и не способ самоутверждения, а духовная потребность. Ученики безошибочно узнают учителя, готового отстаивать их интересы, и платят ему доверием и любовью. На ваших уроках они, вероятно, чувствуют себя в безопасности. Благоприятная эмоциональная обстановка дает возможность плодотворной творческой работы, сохраняет здоровье — ваше и учеников.
Если в ответах преобладает второй вариант, то в нелегкой работе учителя вам важна поддержка коллег, их мнение и признание. В свою очередь, коллеги ценят вас не только как профессионала, но и как единомышленника, который может их поддержать, понять проблемы. Однако не забывайте, что дети тоже нуждаются в вашем понимании, сочувствии и поддержке. Возможно, что они видят в вас союзника, но ваше отношение к ним, которое в лучшем случае не носит личностной окраски, а в худшем — пронизано чувством недоверия и отчужденности, затрудняет сотрудничество.
Если в ответах преобладает третий вариант, то школа для вас не единственный «свет в окошке». Возможно, круг ваших интересов не исчерпывается школьными проблемами, есть и другие пути самореализации. Возможно, вы настолько самодостаточны, что можете позволить себе не зависеть от мнения коллег и учеников, но, вероятно, работа отнимает у вас столько душевных сил, что многое другое стало для вас безразличным.

Шкала 2.
Психоэмоциональное состояние
Если в ответах преобладает первый вариант, то, очевидно, работа в школе отнимает у вас много физических и душевных сил. Вы часто испытываете чувство тревоги, бессилия, раздражения от невозможности изменить ситуацию. Вероятно, вы предъявляете завышенные требования к себе и окружающим. Изменение своего отношения к возникающим ситуациям позволило бы вам избежать стрессов, характерных для работы учителя, и улучшить свое психоэмоциональное состояние. Чтобы общение с детьми и коллегами доставляло вам радость, необходимо искать пути достижения гармонии с собой и с миром. Ресурсы человеческой психики безграничны, и в ваших силах найти необходимые для вас средства и способы саморегуляции, которые помогут достичь благополучного психоэмоционального состояния.
Если в ответах преобладает второй вариант, то благодаря повышенной чувствительности нервной системы вы способны воспринимать состояние другого человека, сопереживать ему. Ваше настроение часто зависит от внешних факторов. Неблагополучное стечение обстоятельств иногда выбивает вас из колеи, тогда вы можете проявлять раздражительность, испытывать чувство тревоги и бессилия. Не всегда в ваших силах изменить неблагополучное стечение обстоятельств, но управлять своими эмоциями можно и нужно учиться.
Если в ответах преобладает третий вариант, то ваше благополучное психоэмоциональное состояние определяет эффективность работы. Вы не теряете самообладания в экстремальных ситуациях, способны принимать верные решения, нести ответственность за их последствия. Ваша эмоциональная стабильность, предсказуемость и работоспособность благотворно влияют на психологический климат в школе, если только за внешним благополучием и невозмутимостью не кроются другие проблемы.

Шкала 3.
Самооценка
Если в ответах преобладает первый вариант, то вам свойственно позитивное самовоспитание. Вы отличаетесь творческим недогматическим мышлением, способны создавать на уроке атмосферу живого общения, вступая с учащимися в тесный контакт и оказывая им психологическую поддержку. Вы воспринимаете ученика как личность, обладающую достоинством. Благодаря этому становится возможным эмоциональное развитие школьников, а их представления о себе приобретают реалистический характер. Ваше поведение отличается спонтанностью, творческим подходом и демократизмом.
Если в ответах преобладает второй вариант, то ваша оценка неустойчива, она существенно зависит от внешних обстоятельств, настроения, мнения других. Позитивная оценка вашего труда и положительный настрой способствуют творческому взлету, в этом случае вы свободны, уверены в себе, способны оказывать влияние на ребят, формируя у них позитивную личностную ориентацию. Снижение самооценки негативно влияет на эффективность взаимодействия с окружающими, затрудняя решение профессиональных и жизненных проблем.
Если в ответах преобладает третий вариант, то вам не всегда легко вступать в свободное общение с другими, свойственно принижать значение своей личности. В большинстве случаев это сопровождается установкой на негативное восприятие окружающих, что мешает действовать спонтанно, уверенно, создавать благоприятную творческую атмосферу на уроке. Чувствуя себя в классе уверенно, не испытывая необходимости прибегать к психологической защите, вы легко примете определенную ограниченность собственных возможностей, а также ограниченность возможностей учащихся.

Шкала 4.
Стиль преподавания
Если в ответах преобладает первый вариант, то, возможно, вы являетесь лидером в коллективе и имеете репутацию «сильного педагога». Ученик для вас — объект воздействия, а не равноправный партнер. Вы сами принимаете решения, устанавливаете
жесткий контроль за выполнением предъявляемых требований, часто используете свои права без учета ситуации и мнения учащихся. Наличие авторитарных тенденций не способствует взаимопониманию и творческой атмосфере урока. Ребята утрачивают активность, самостоятельность, их самооценка падает, нередко приводя к агрессивности как форме психологической защиты. Возможно, вас уже не удовлетворяет роль «учителя-начальника», и вы способны к профессиональному и личностному росту, к освоению более успешных стратегий взаимодействия?
Если в ответах преобладает второй вариант, то вам близка позиция миротворца. Как правило, вы стараетесь избегать душевного напряжения, сопутствующего конфликтам. Вы нередко испытываете чувство вины и взваливаете на себя чужую работу. Организацию и контроль деятельности учащихся осуществляете без системы, проявляя нерешительность и колебания. Либеральный стиль не способствует продуктивности в работе, развитию у ребят уважения к учителю и чувства ответственности. Вы идете на большие жертвы, но в вас растет чувство неудовлетворенности работой, тревога, страх и неуверенность. Вам не кажется, что настало время решать вопрос выживания — строить новые, партнерские отношения с миром и с учениками?
Если в ответах преобладает третий вариант, то для вас ученик — равноправный партнер. Вы привлекаете ребят к принятию решений, прислушиваетесь к их мнению, поощряете самостоятельность суждений, учитываете не только успеваемость, но и личные качества учеников. Ваши основные методы воздействия: совет, просьба, побуждение к действию. Для вас характерны удовлетворенность своей профессией, высокая степень принятия себя и других, гибкость в выборе способов реагирования, открытость в общении с учениками и коллегами, хорошее психоэмоциональное состояние, которое передается и воспитанникам, способствуя тем самым эффективности обучения.

Шкала 5.
Достоверность фактов
Преобладание первого или второго вариантов ответов говорит о высокой степени вашей искренности и способности объективно оценивать себя.
Преобладание третьего варианта ответов говорит о вашей зависимости от социально одобряемых норм.

Бланк анкеты "Обратная связь"

http://psy.1september.ru/2003/22/5-2.gif

Бланк анкеты "Обратная связь"

http://psy.1september.ru/2003/22/5-2.gif

Картинки по запросу раскраска бегемотКартинки по запросу раскраска бегемотКартинки по запросу раскраска бегемот

Картинки по запросу раскраска крокодилКартинки по запросу раскраска крокодилКартинки по запросу раскраска крокодил

Картинки по запросу раскраска обезьянаКартинки по запросу раскраска обезьянаКартинки по запросу раскраска обезьянаКартинки по запросу раскраска обезьяна

Картинки по запросу раскраска жираф Картинки по запросу раскраска жираф Картинки по запросу раскраска жираф Картинки по запросу раскраска жираф

                                                                                     

САМОПОЗНАНИЕ

ПОДДЕРЖИВАТЬ

СОГЛАШАТЬСЯ

ИГНОРИРОВАТЬ

ХВАЛИТЬ

НЕ ПРИНИМАТЬ

ВСЕРЬЁЗ

ОТРИЦАТЬ

ОТКАЗЫВАТЬ

БЕЗ ПРИЧИНЫ

ОТКАЗЫВАТЬ,

НАХОДЯ ОТГОВОРКИ