Организация работы в ДОУ по подготовке детей к школе.
Подготовка к школе – важный период в жизни дошкольника. Маленький человек находится в состоянии ожидания. Детей привлекает лишь внешняя сторона школьной жизни. Но это не может быть главным. Если ребенок не готов к новому социуму, то даже при наличии необходимого запаса умений и навыков ему будет трудно. В настоящее время возрастает количество детей, не способных справляться с учебной нагрузкой и адаптироваться к школьной жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizatsiya_raboty_v_dou_po_podgotovke_detey_k_shkole.docx | 128.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация работы в ДОУ по подготовке детей к школе.
Подготовка к школе – важный период в жизни дошкольника. Маленький человек находится в состоянии ожидания. Детей привлекает лишь внешняя сторона школьной жизни. Но это не может быть главным. Если ребенок не готов к новому социуму, то даже при наличии необходимого запаса умений и навыков ему будет трудно. В настоящее время возрастает количество детей, не способных справляться с учебной нагрузкой и адаптироваться к школьной жизни. Целенаправленная подготовка ребенка к школе, существующая в настоящее время, подразумевает, что ребенок должен прийти в школу с определенным запасом знаний, умений и навыков. Сегодня, много внимания продолжают уделять специальной, физической, интеллектуальной подготовке детей к школе, и мало забывают о формировании у дошкольников личностной готовности.
Развитие эмоционально-волевой, коммуникативной и главное мотивационной готовности должно проводиться еще до поступления в школу.
Часто детям сложно проанализировать свои переживания и свое отношение к школьному обучению. Важную роль играет информация о школе и способ ее подачи со стороны родителей и воспитателей. Ряд авторов подчеркивает необходимость воспитания положительного отношения к школе, как условие успешного обучения в дальнейшем (Я. А. Коменский, К. Д. Ушинский, А. С. Симонович, А. С. Макаренко). Следовательно, необходимо проведение целенаправленной работы по воспитанию положительного отношения к школе у детей подготовительной группы, с помощью разнообразных форм и методов работы воспитателей, специалистов, а также через педагогическое просвещение родителей и взаимодействие с педагогами начальной школы.
Работа воспитателя детского сада по формированию у детей мотивов учения и положительного отношения к школе направлена на решение трех основных задач:
1. формирование у детей правильных представлений о школе
и учении;
2. формирование положительного эмоционального отношения к школе
3. формирование опыта учебной деятельности
Эти задачи с успехом решаются воспитателями в ходе непосредственной образовательной деятельности в ДОУ.
В качестве предпосылок к овладению учебной деятельностью в отечественной психологии выделяются следующие:
- Наличие познавательных и социальных мотивов учения;
- Умение ребенка работать по образцу;
- Умение ребенка работать по правилу;
- Умение ребенка слушать взрослого и выполнять его инструкцию;
- Умение ребенка обобщать.
Это основные параметры психического развития ребенка, на которые опирается начальное обучение в школе. Если ребенок хочет учиться, умеет работать по образцу и следовать заданному правилу, может применить правило на аналогичном задании, то такой ребенок эффективно будет осваивать азы учения и достаточно быстро продвигаться вперед.
Основная роль в развитии психологических предпосылок к учебной деятельности отводится педагогу - психологу. На занятиях педагога-психолога ребенок приобретает основные навыки социальной компетентности, необходимые для установления контакта и развития взаимодействия с окружающим миром, учится работать в коллективе и по образцу, также в процессе занятий формируется эмоционально-волевая готовность к обучению в школе.
В своей деятельности психолог опирается и на личностные особенности детей. К моменту поступления в школу у ребенка должен быть достаточно развит самоконтроль, умение общаться с людьми, ролевое поведение, самостоятельность.
Таким образом работа в нашем ДОУ по подготовке детей к школе осуществляется по нескольким основным направлениям:
Работа воспитателей с детьми (развитие специальной, физической и интеллектуальной готовности к школе).
Работа педагога-психолога с детьми (по развитию личностной готовности к школе)
Работа с родителями (получение информации, необходимой для подготовки детей к школе, консультирование родителей по вопросам
своевременного развития детей для успешного обучения в школе).
Работа с учителями школ (знакомство, преемственность, экскурсии в школу).
Бесспорно, что чем лучше готов ребенок ко всем изменениям, связанным с началом обучения, к трудностям, которые неизбежны, тем спокойнее будет проходить процесс адаптации в школе.