Программа индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ как часть адаптированной образовательной программы

Редкозубова Ольга Владимировна

Программа индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ вкючает характеристику детей с ЗПР, а также индивидульный маршрут ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_soprovozhdeniya_redkozubova_o.v.docx43.01 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Российской Федерации

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования города Москвы

«МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Редкозубова Ольга Владимировна

(МАОУ СОШ №35 г. Тамбов)

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

Программа индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ

как часть адаптированной образовательной программы

по программе повышения квалификации для руководителей и специалистов ПМПК, реализуемой в рамках обучающих мероприятий

Государственной программы «Доступная среда»

        

2019 год

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава 1 Психологическая характеристика детей с ЗПР.        ………….6

Глава 2. Индивидуальное сопровождение  ребенка с ЗПР в МАОУ СОШ №35 г. Тамбова ……………………………………….………………………………..9

Заключение…………………………………………………………………..…..11

Список  литературы……………………………………………………………..16


Введение.

    Главное требование к современному образованию заключается в том, что оно должно стать гуманистически ориентированным, рассматривать человека как основную ценность, быть направленным на развитие личности. При таком подходе все формы, методы и технологии должны обеспечивать максимально благоприятные условия для развития и адаптации.     Распространение в нашей стране процесса инклюзии, то есть включения детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательные учреждения вместе с их сверстниками – является не только отражением времени, но и представляет собой реализацию прав детей на образование в  соответствии с законодательством РФ.

Современная государственная система образования предполагает создание таких условий, при которых особый ребёнок со специальными образовательными потребностями получит возможность реализации своих возможностей.

По мнению ученых, консолидация всех детей в едином  социально-образовательном пространстве позволит решить ряд общепедагогических, социальных и гуманистических задач современного учебно-воспитательного процесса.

Научная и педагогическая практика на протяжении столетий показали, что «особый ребёнок» с раннего возраста попадая в сообщество здоровых сверстников, продвигается вместе с ними и достигает более высокого уровня социализации.

Инклюзивное образование основано на следующих приоритетах:

- социальная адаптация ребенка на каждом возрастном этапе;

- непрерывность инклюзивного процесса на всех возрастных ступенях;

- природосообразность образовательных задач и методов возможностям ребенка;

- Приоритетное развитие коммуникативных компетенций, умений взаимодействовать с другими людьми;

- профилактика и преодоление инвалидизации  и искусственной изоляции семьи особого ребенка.

Эффективная реализация представленных приоритетов включения особого ребенка в среду общеобразовательного психолого-педагогического сопровождения невозможна без специализированного психолого-педагогического сопровождения различных аспектов инклюзивной практики. Система психолого-педагогического сопровождения предполагает содружество  учителя с различными специалистами в образовательном пространстве школы (педагогами-психологами, учителями-логопедами, социальными и медицинскими работниками) в рамках школьного психолого-медико-педагогического консилиума (ШПМПк). Консилиум координирует работу специалистов  по выбору стратегий социально-психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ,   и является неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса.

На социального педагога, как на специалиста сопровождения, возлагается очень большая ответственность при работе в следующих  направлениях: комплексная диагностика, консультирование и просвещение педагогов, родителей, других участников образовательного процесса.

В то же время преувеличение роли инклюзивного образования не допустимо. Именно родители принимают решение о выборе образовательного учреждения для своего ребенка, а задача специалистов помочь родителям определить в каком образовательном учреждении ребенок получит лучшую социальную адаптацию, будет лучше развиваться и качество этого развития будет максимально возможным.

Цель данной работы:  составление  программы индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ  - определение   оптимальных форм и методов психолого-педагогического сопровождения по созданию комфортных условий  для обучения данной категории школьников через включение их в общую социально-культурную и образовательную среду.

Задачи  работы:

        1.Ознакомление с теоретическими основами инклюзивного образования.

2.Изучение  различных категорий обучающихся с ОВЗ.

3.Рассмотрение технологий психолого-педагогического         сопровождения детей с ОВЗ в рамках инклюзивного образования.

4.Определение  программы индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ.

Практическая значимость данной работы опирается на скоординированное взаимодействие специалистов сопровождения со всеми участниками образовательного процесса (педагогами, родителями, обучающимися).


Глава 1. Психологическая характеристика детей с ЗПР.

В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года определен статус ребенка с ОВЗ: обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

        Группа школьников с ограниченными возможностями здоровья чрезвычайно неоднородна. В нее входят дети с различными нарушениями: слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, задержкой психического развития, интеллекта, эмоционально-волевой сферы, включая ранний детский аутизм, множественными нарушениями развития.

         По данным исследователей, одна из наиболее многочисленных групп неуспевающих школьников - дети с задержкой психического развития. Задержка психического развития (ЗПР) – замедление темпа созревания различных психических функций, отставание в развитии психической деятельности. Около половины детей с ЗПР после начальной школы способны обучатся далее в обычных классах, другие дети со стойкими формами ЗПР – только в условиях коррекционного класса (данные, приведенные Н.М. Назаровой). Многие школьники с ЗПР продолжают свое образование или устраиваются на работу.

       Характерные особенности детей с ЗПР:

- отставание в психическом развитии (во всех сферах психической деятельности к началу школьного возраста)

-неравномерность проявлений недостаточности развития

- несоответствие интеллектуальных возможностей ребенка его возрасту.

- снижение работоспособности

- неустойчивость внимания

-низкий уровень развития восприятия

- недостаточная продуктивность произвольной памяти, малый объем памяти, неточность и трудность воспроизведения

- отставание в развитии всех форм мышления, снижение познавательной активности

- отставание в речевом развитии

- несформированность произвольной регуляции поведения

- отсутствие или слабость учебной мотивации

- несформированность сюжетно – ролевой игры

     Система комплексной помощи детям с ЗПР включает:

- различные модели специальных образовательных учреждений  компенсационного вида, специальные школы и школы – интернаты для детей с ЗПР, классы коррекционно – развивающего обучения при школе общего назначения.

- раннее выявление детей с ЗПР. Удовлетворение их особых образовательных потребностей, обеспечение преемственности форм и методов коррекционной работы в системе дошкольного и школьного образования.

-совершенствование системы медицинского и психологического диагностирования.

-нормативное и учебно-методическое обеспечение практики образования детей с ЗПР.

- определение задач и содержания профессиональной ориентации, профессионально- трудовой подготовки и социально- трудовой адаптации выпускников.

- разработку моделей служб консультативной помощи семье.

    Организация коррекционно-развивающего обучения позволяет ребенку с ЗПР достигнуть уровня потенциального развития.

Создание инклюзивной образовательной среды, направленной на развитие личности ребенка и признающей его уникальность, неповторимость и право на качественное образование опирается, в первую очередь, на модернизацию образовательной системы  образовательной организации. Ведущим принципом инклюзивной образовательной среды является ее готовность приспосабливаться к индивидуальным потребностям различных категорий детей, учета особых образовательных потребностей каждого включаемого ребенка. Под специальными условиями, для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в Федеральном законе "Об образовании в Российской Федерации" понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий.

   


Глава 2. Индивидуальное сопровождению ребенка с ЗПР в МАОУ СОШ №35 г. Тамбова

      В настоящее время в  нашей школе обучается 457 школьников. Из них  1 человек Ольга М. по адаптированной основной образовательной программе начального общего образования для детей с задержкой психического развития Данный ребенок обучается в 6  классе индивидуально на дому по состоянию здоровья в соответствии с заключением ТПМПК. При составлении  программы индивидуального психологического сопровождения учитывались индивидуально-психологические и возрастные особенности ребенка, опираясь на зону его ближайшего развития. 

На основе заключения ОПМПК и по результатам комплексного обследования специалистов школьного ПМПк, ученице Ольге М. было рекомендовано продолжить обучение по адаптированной основной образовательной программе среднего общего образования для детей с задержкой психического развития (6 класс); сопровождение педагога-психолога, учителя-логопеда, наблюдение у невролога. С целью развития способностей и навыков общения со сверстниками рекомендовано активнее включать ребенка во внеклассные мероприятия, дополнительное образование. Совместно с детьми своего класса ребенок принимал участие в подготовки мероприятия, посвященного Дню учителя. Кроме этого Оля приглашается на классные часы, проводимые учителем, а так же для занятий с психологом.  

Социальный педагог в рамках психолого-педагогического сопровождения ребенка проводит следующие мероприятия: консультации родителей по вопросам обучения и воспитания ребенка, осуществляет взаимодействие  со специалистами различных организаций, совместно с педагогом – организатором разрабатывает мероприятия и обеспечивает участие данного ребенка в них.

План сопровождения семьи, воспитывающей ребенка с ЗПР

Дата

Название

Ответственные

1.

05.09

Посещение семьи, составление акта материально – бытовых условий.

Социальный педагог, классный руководитель

2.

15.09

Составление социального паспорта семьи

Социальный педагог

3.

08.10

Анкетирование родителей «Мой ребенок»  

Социальный педагог, педагог- психолог

4.

25.10

Информирование родителей о работе «Социальной гостиной» МАОУ СОШ №35.

Социальный педагог

5.

09.11

Консультация родителей о правильном режиме дня ребенка с учетом нарушений развития

Социальный педагог

6.

27.11

Мероприятие, посвященное Дню матери.  

Педагог-организатор, классный руководитель. Социальный педагог.

7.

10.12

Консультация родителей по вопросам обучения ребенка с задержкой психического развития (организация занятий дома, в школе)

Социальный педагог

8.

22.12

Консультация родителей о наличии в МАОУ СОШ №35 секций и кружков дополнительного образования, помощь в выборе занятий для ребенка с учетом его психо-физических особенностей

Социальный педагог

9.

28.12

Новогодний утренник

Педагог-организатор, классный руководитель, социальный педагог

10.

25.01

Организация консультаций со специалистами по коррекционно-развивающей работе

Социальный педагог, педагог-психолог.

11.

12.02

Беседа с родителями «Общение ребенка с одноклассниками».

Социальный педагог

12.

21.02

Мероприятие, посвященное Дню защитника Отечества.

Педагог-организатор, классный руководитель, социальный педагог

13.

05.03

Мероприятие, посвященное 8 марта.

Педагог-организатор, классный руководитель, социальный педагог

14.

20.03

Организация консультации со специалистами медицинского учреждения.

Социальный педагог

15.

08.04

Посещение семьи, составление акта материально- бытовых условий.

Социальный педагог, классный руководитель

16.

05.05

Мероприятие, посвященное Дню Победы.

Педагог-организатор, классный руководитель, социальный педагог

17.

25.05

 Помощь родителям в организации летнего отдыха ребенка.

Социальный педагог

Рекомендации родителям, воспитывающим ребенка  с ЗПР:

  1. Продолжить коррекционные занятия с дефектологом, логопедом, психологом.
  2. Предложить посещение центра сопровождения развития ребенка с овз на базе Центра лечебной педагогики и дифференцированного обучения со специалистами по всем линиям развития или обучения ребенка.

Таким образом, социально - психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ осуществляет системный подход к проблеме включения детей с особенностями в развитии в современный социум. Это позволяет реализовывать право на образование всех без исключения детей независимо от их индивидуальных особенностей, физических и психических особенностей.

Социально - психолого-педагогическое сопровождение играет важную роль в составлении адаптированной образовательной программы для обучения ребенка с ОВЗ.

Программы коррекционно-развивающей и психологической направленности являются  обязательным коррекционным компонентом адаптированной образовательной программы для школьников с ОВЗ, в рамках которой каждый специалист сопровождения применяет свою программу сопровождения.


Заключение

Инклюзивное обучение и воспитание – закономерный этап развития системы образования в любой стране мира, процесс, в который вовлечены все высокоразвитые страны, в том числе и Россия. Инклюзивное обучение является логическим продолжением идей интегрированного обучения, которое предшествовало инклюзии.

Успешная образовательная инклюзия - многоуровневый процесс, который рассматривается как системный подход в организации деятельности общеобразовательной системы в целом.

Диапазон различий в развитии детей с ОВЗ достаточно велик – от практически нормально развивающихся, испытывающих временные и относительно легко устранимые трудности, до детей с необратимым тяжелым поражением центральной нервной системы; от ребенка, способного при специальной поддержке на равных обучаться совместно со здоровыми сверстниками, до детей, нуждающихся в адаптированной к их возможностям индивидуальной программе образования.

Инклюзия является социальной концепцией, которая предполагает гуманизацию общества и принятие права лиц с ограниченными возможностями на качественное совместное образование.

Инклюзия как принцип организации образования является явлением социально-педагогического характера. Она нацелена не на изменение или исправление отдельного ребенка, а на адаптацию учебной и социальной среды к возможностям особого ребенка (Проф. Ульф Янсон).

Развитие инклюзивного образования предполагает не создание новой системы, а качественное и планомерное изменение системы образования в целом.

Социально - психолого-педагогическое сопровождение является не просто суммой разнообразных методов коррекционно-развивающей работы с детьми, но и комплексной технологией поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации. Это предполагает системный анализ проблемных ситуаций, программирования и планирования деятельности, которая направлена на их решение, соорганизацию в этих целях всех участников образовательного процесса.


Список литературы.

  1. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. - М.: Совершенство, 1997.
  2. Вильшанская А.Д., Прилуцкая М.И., Протченко Е.М. Психолого-медико-педагогический консилиум в школе: Взаимодействие специалистов в решении проблем ребенка. – М.: Генезис, 2012.
  3. Екжанова Е.А., Резникова Е.В. Основы интегрированного обучения: пособие для вузов. – М.: Дрофа, 2008.
  4. Инклюзивное образование лиц с нарушениями в развитии: взгляд из Европы и России / Сб. науч. тр., СПб., 2010.
  5. Левченко И.Ю., Киселева Н.А. Психологическое изучение детей с нарушениями развития / Под научной редакцией И.Ю.Левченко. – М.: Национальный книжный центр, 2013.
  6. Леонгард Э.И., Самсонова Е.Г., Иванова Л.И. Нормализация условий воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования. Методическое пособие. Инклюзивное образование. Выпуск 7.- Москва: МГППУ, 2011.
  7. Лореман  Т., Деппелер Д., Харви Д. Инклюзивное образование. Практическое пособие по поддержке разнообразия в общеобразовательном классе /Пер. с англ. Н.В.Борисовой – М., РООИ «Перспектива», 2008.
  8. Лукянченко Н.В., Аликин И.А. Социально-психологические аспекты помощи родителям детей, имеющих особенности развития: монография; КГПУ им. В.П. Астафьева. – Красноярск, 2013.
  9. Малофеев Н.Н. Становление и развитие государственной системы специального образования в России. – М.: Просвещение, 2011.
  10. Никифорова Н.Н.Содержательные аспекты разработки и реализации индивидуальных образовательных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья//Сайт tzrruo.ru
  11. Организация инклюзивного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья: Учебное пособие /Отв. Ред. С.В.Алехина, Е.Н.Кутепова.  – М.: МГППУ, 2013.
  12. Организация специальных образовательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях: Методические рекомендации /Отв. ред. С.В. Алехина. — М.: МГППУ, 2012.
  13. Письмо Министерства образования Российской Федерации от 27.03.2000г. № 27/901-6 «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения»// http://www.lawmix.ru/pprf/71491
  14. Приказ Минобрнауки РФ от 20.09.2013г. № 1082 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии»// http://www.rg.ru/2013/11/01/medkomissia-dok.html
  15. Психолого-педагогические основы инклюзивного образования: коллективная монография /Отв. Ред. С.В.Алехина. – М.: МГППУ, ООО «Буки Веди», 2013.
  16. Психолого-педагогические основы инклюзивного образования: коллективная монография/ Под ред. С.В.Алёхиной, М., МГППУ, ООО «Буки Веди», 2013.
  17. Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребенка: Пособие для учителя-дефектолога/ Под ред. Л.М.Шипициной. – М,: Гуманит.изхд.центр ВЛАДОС, 2003.
  18. Разработка и реализация индивидуальной образовательной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе. Методические рекомендации для учителей начальной школы / Под. ред. Е.В. Самсоновой. — М.: МГППУ, 2012.
  19. Семаго М.М., Семаго Н.Я. Организация консультативно-диагностической деятельности психолога образования. /Под общ. ред. М.М. Семаго. – М.: Айрис-Дидактика, 2004.
  20. Семаго Н.Я. Инклюзивное образование. Выпуск 2. «Технология определения образовательного маршрута для ребенка с ограниченными возможностями здоровья». - М, «МИРОС», 2010.
  21. Семаго Н.Я. Технологии определения образовательного маршрута для ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Серия: Инклюзивное образование. вып. 2. – М.: «Школьная книга», 2010.
  22. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Организация и содержание деятельности психолога специального образования – М.: Аркти, 2005.
  23. Создание и апробация модели психолого-педагогического сопровождения инклюзивной практики: Методическое пособие / Под общ. ред. С.В.Алехиной, М.М.Семаго. – М.: МГППУ, 2012.
  24. Фальковская Л.П., Лихошерстова Н.А. О роли центров психолого-медико-социального сопровождения и психолого-медико-педагогических комиссий в инклюзивном образовании – Сб. материалов 2 международной научно-практической конференции «Инклюзивное образование. Практика, исследования, методология» - М. ., 2013 с.95-99.
  25. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования ( от 17.12.2010) №1897.
  26. Федеральный закон Р.Ф. «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 г№273 ФЗ.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Утверждаю»

                                                               

                             Директор МАОУ СОШ №35

________________И.Ю. Гутор

                                                                                     «___» ______________2015 г.

АКТ

обследования материально-бытовых условий семьи

от  «___» ________________2015  г.

Комиссия в составе:

Произвела обследование материально-бытовых условий семьи

Ф.И.О. главы семьи

 Год рождения

 Место работы______________________________________________________________________________________

 Адрес, количество жилплощади (кв.м.)________________________________________________________________

 Состав семьи (указать, где учатся дети или работают члены семьи)________________________________________

Проверкой установлено______________________________________________________________________________

Комиссия

Подписи членов комиссии:

                     

                      Социальный педагог                                  О. В. Редкозубова