Для родителей. Развод........

Данный материал адресован родителям, который поможет минимизировать стресс дошкольника в период развода родителей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Как сказать ребенку о разводе?

      С 3х лет ребенка необходимо подготовить к грядущим изменениям в его жизни вследствие развода родителей! Малыш должен понимать, что папа будет жить теперь отдельно, потому что мама и папа так решили, при этом важно сказать, что мама и папа любят его и всегда будут заботиться о нем! 

        Ребенок должен понимать что это совместное решение родителей и оно не причиняет боль кому- то из них (для этого необходимо сообщить данную новость в привычной для ребенка спокойной обстановке и желательно чтобы при разговоре присутствовали оба родителя. Старайтесь быть эмоционально стабильными)

       Отец, если именно он больше не будет проживать с ребенком совместно, обязательно должен рассказать малышу где он будет жить и как к нему можно приехать,  позвонить, когда с ним можно встречаться  и т д (эта информация поможет сохранить спокойствие и он будет знать , что у него всегда есть возможность связаться с Вами и не чувствовать себя брошенным)

       Постарайтесь, хотя бы первое время,  не нарушать привычный для ребенка режим( пусть папа участвует в режиме ребенка как и прежде ) , отложите переезд (если в этом есть необходимость).

Возможные детские реакции :

  • проблемы со сном;
  • внезапные приступы крика, плача и гнева без видимых на то причин;
  • возврат к младенческому поведению (регрессия развития);
  • проявление агрессивности (ребенок может кусаться, драться);
  • возникновение панического страха, если родителя нет рядом; (необходимо объяснить, что папа будет теперь только приходить в гости, иначе ребенок  решит, что и мама может также исчезнуть, оставив его одного. Важно рассказать, что изменится в его жизни. Если происходят предсказуемые события, то они не пугают.)

Родителям  следует знать и помнить несколько простых правил, которые помогут Вам и Вашему ребенку быстрее справиться с трудной жизненной ситуацией, связанной с разводом.

Ребенок должен быть уверен в том, что он любим и дорог обоим родителям. Надо постоянно подкреплять уверенность ребенка в любви, принятии и уважении его как отцом, так и матерью. Если родитель, проживающий отдельно, длительное время не общается с ребенком, нужно суметь найти для ребенка возможные объяснения этому факту, не подвергая сомнению чувства к нему другого родителя.


Образ каждого из родителей должен быть позитивным. Ребенок должен быть уверен в том, что его мама и папа — достойные люди, заслуживающие любви и уважения. Не позволяете себе ссориться и выяснять отношения в присутствии малыша!

Разведенным супругам нужно принять нынешнее семейной положение как естественное и сформировать такую же установку у ребенка. Не стыдиться развода, не говорить о разводе, как постыдной недостойной ситуации и не умалчивать о нем. Объяснить ребенку, что неполная семья — ничем не хуже любой другой семьи, что существуют такие отношения, когда отцы (матери) живут отдельно, но продолжают заботиться о детях.

Необходимо сохранять доброжелательные отношения между супругами, не ставить ребенка перед необходимостью выбора «он/она или я». Избегать подозрительности, не расспрашивать ребенка о супруге, его новой семье, если она существует, не комментировать поступки, подарки, высказывания бывшей «половины», помнить о том, что бывший партнер — значимый и важный для ребенка человек.

Желательно, чтобы отношения ребенка с родителем, проживающим отдельно, были систематичными и предсказуемыми, не должно быть долгих неожиданных разлук и прерывания контактов!!! Если невозможно очное общение, можно использовать телефонные разговоры( в наше время, возможно даже чтение сказки на ночь по телефону) Родитель, проживающий с ребенком, должен в случае необходимости проявлять инициативу и настойчивость в восстановлении и сохранении контактов ребенка с другим родителем. Если родителя — постоянного воспитателя ребенка что-то не устраивает в форме, содержании и месте общения, он вправе предлагать свои варианты его организации и настаивать на них.

Семейная история с разводом должна иметь продолжение. Семейные фотографии и видеозаписи, семейные реликвии и рассказы, в том числе «история любви» родителей, должны сохраняться в семье, иметь позитивную эмоциональную окраску, быть для ребенка «лучшими и любимыми страницами» летописи его семьи. Это правило является важной мерой профилактики нарушения семейно-брачных отношений в будущей семье самого ребенка.


Поддерживаем  отношения ребенка с бабушками и дедушками из семей обоих родителей. Очень важно, чтоб из уст бабушек и дедушек поступала информация только одобренная обоими родителями! Они так же должны принимать  Ваше обоюдное решение и не допускать пренебрежительное отношение к кому-либо из родителей!!!


Создание новой семьи ни в коем случае не должно стать основанием для ограничения общения и сотрудничества ребенка с родителем. Отчим или мачеха не должны претендовать на то, чтобы занять в сердце ребенка место отца или матери. Друг, опекун, защитник, доверенное лицо, авторитетный воспитатель — далеко не полный перечень возможных ролей, которые может играть новый член семьи в жизни ребенка.

Рекомендации для родителей

  1. Будьте внимательным к ребенку в этот сложный период, ласковы и нежны. Старайтесь уделять ему достаточно внимания.
  2. Не обвиняйте ребенка, а если есть чувство вины, снимайте его.
    Не говорите плохо о родителе, который уходит из семьи.
  3. Не запрещайте ребенку видеться со вторым родителем.
  4. Оставьте несколько вещей бывшего супруга (супруги) дома, чтоб у ребенка не была полностью порвана с ним (ней) связь.
  5. Дайте ребенку возможность выплескивать свои эмоции (рисование ,игры с водой и песком, спорт,  прогулки на свежем воздухе).
  6. Старайтесь договориться с бывшем супругом (супругой), чтоб стиль воспитания у вас был одинаковым. Постарайтесь избежать ситуации, когда один родитель будет добрым, дарить подарки, угощать конфетами, а второй злой – требовать хорошее поведение, чистоты в комнате и т.д.

Никогда не выясняйте отношений при ребенке.

Помните, что вы развелись с супругом/ супругой, а не собственным ребенком!

Удачи в воспитании детей!

Маленькая информация

для такого важного человека

как  ПАПА

Если в силу сложившихся обстоятельств вы не можете быть с ребенком  каждый день, пусть график ваших встреч с сыном или дочерью будет незыблем, как железнодорожное расписание. Ребенок должен быть абсолютно уверен, что увидит вас в воскресенье, что ровно в шесть вы заберете его из сада, что перед сном поговорите с ним пару минут по телефону. Такой педантизм позволит ребенку чувствовать себя уверенно: он будет знать, что отцовское слово-закон.

  • Не пропускайте важных событий в жизни дочери или сына, будь то выступление на утреннике, соревнование или вручение диплома. Ребенок, большой или маленький, в ответственные минуты всегда нуждается в вашем присутствии и поддержке.
  • Не оставляйте без внимания ни одно поворотное событие в его жизни; не перекладывайте бремя принятия судьбоносных для вашего ребенка решений на чужие плечи.
  • Возьмите на себя определенные обязанности -  например, отводить-отвозить малыша в садик или школу, провожать его в бассейн или спортзал, помогать с домашними заданиями по математике и т. д.
  • Ребенку, и крошечному и взрослому нужно знать, что на отца можно положиться.

Наиболее важную роль в воспитании ребенка играет папин пример (или любого другого близкого мужчины), особенно его отношение к женщинам и окружающим. Если папа заботится о детях, выполняет всю тяжелую работу, то не придется "на пальцах" объяснять детям, что слабым надо помогать. Маленькие дети обладают удивительной способностью все запоминать. В том числе и поступки родителей (как хорошие, так и плохие).



Предварительный просмотр:

Семья медведей

В семействе медведей случилась беда. Совсем неожиданно для маленького мишутки папа ушел жить в другую берлогу. На прощание он сказал только:

— Не переживай, сынок, мы с тобой будем видеться, только реже.

Мишутку эти слова больше огорчили, чем успокоили. Он никак не мог понять, почему папа решил уйти и почему они должны редко видеться, почему он не сможет играть с ним перед ужином в мячик, купаться в пруду, как прежде, и не слышать по утрам привычное:

— Вставай, соня, день уже начался.

— Какие странные эти взрослые, — размышлял мишутка, — вечно им нужно что-то менять. Ведь все было так хорошо.

Услышав однажды ночью, как мама тихонько плачет, мишутка вышел из берлоги и постучался к филину.

— Послушай, филин, ты у нас в лесу самый мудрый. Объясни, почему папа от нас ушел? Может быть мы его чем-то обидели или он нас просто разлюбил?

Филин задумался.

— Знаешь, мишутка, в жизни много сложных вопросов. На них нелегко ответить.

— Даже тебе?

— Даже мне.

— Я слышал сегодня, как мама плачет и совсем растерялся. Вдруг папа ушел из-за меня? Он, наверное, перестал меня любить и если я уйду из дома, он вернется к маме. Тогда она больше не будет плакать.

— Я думаю, что твоя мама огорчится еще сильнее, а папа тебя любит. Он сам говорил мне об этом. Ему плохо так же, как и тебе, только он никому этого не показывает.

— Но если ему плохо, почему он не вернется?

— Потому что в жизни взрослых часто происходит то, что детям тяжело понять. Пройдет много лет прежде, чем ты узнаешь о многих сложностях жизни.

— Но я хочу знать сейчас. Почему люди расстаются? Я слышал от зверей, что у папы новая семья. Получается, он нас бросил и скоро совсем забудет?

— Нет, не забудет. Вы же часть его жизни.

— Я не хочу быть частью. Пусть все станет как раньше.

— Понимаешь, мишутка, у каждой семьи своя жизнь. Она может быть очень долго. Дети вырастают и мамы с папами превращаются в бабушек и дедушек, нянчут внуков. В других семьях мамы с папами расстаются раньше появления внуков.

— Это как у лисенка? От них ушла мама.

— И как у лисенка, и как у зайчика. Он приходил ко мне прошлым летом и пожаловался, что папа обижает маму, а стоит ему заступиться, как тоже достается.

— Я знаю. Зайчик говорил, что боится папу, и с мамой вдвоем ему спокойнее.

— Вот видишь, какие разные бывают отношения. Наверное, твои родители почувствовали, что их жизнь вместе закончилась раньше, чем они хотели. И чтобы не обижать друг друга, как это бывало в семье зайчика, расстались. Есть такие цветы, которые не могут вместе уживаться на одной клумбе, хотя и нравятся друг другу. Если они растут рядом, то быстро начинают увядать, постоянно споря и ссорясь. Когда же их пересадят на разные клумбы, они снова расцветают. Так же бывает и у взрослых. Сначала они любят друг друга, а потом что-то происходит и жить вместе становится трудно.

— Я понимаю, но от этого не легче.

— Так и должно быть. Расставаться с тем, кого любишь всегда тяжело, но такое иногда случается. Главное, суметь это пережить.

— Трудно быть ребенком, — вздохнул мишутка.

— Взрослым быть тоже не легко. Ты поймешь это, когда вырастешь. Так что не обижайся на папу и успокой маму. Она за тебя очень переживает. Ей сейчас тоже трудно. Помоги ей.

Сказка

Жил был мальчик. И были у него папа и мама. Отношения в семье складывались как у всех. Днём папа работал, мама занималась домашними делами, а мальчик ходил в школу. Вот так день за днём, жизнь шла своим чередом. В свободное от школы время мальчик проводил то с папой на детской площадке в парке, то с мамой, играя вечером в настольные игры. И только изредка, на выходные, семья проводила время вместе – ездили все вместе на дачу. Как же здорово это было! Папа с мальчиком мастерил в гараже всякие подделки и детали для деревянного домика. А у мамы особенно хорошо получались пельмени и вареники. Все дружно занимались их лепкой. Вместе они ощущали радость, любовь и счастье. Всех взрослых членов семьи такой порядок вещей устраивал, кроме одного, уже знакомого нам мальчика. Он немного грустил, что таких дней выпадало в его жизни совсем мало, а как же хотелось, чтобы их было больше и они никогда не заканчивались!

И вот однажды случилось непредвиденное. Родители разъехались и перестали жить вместе, как раньше. Мальчик почувствовал себя одиноким и никому не нужным. От этого у него ухудшилось настроение и аппетит, стало скучно и грустно, не с кем было ходить в парк, на детскую площадку, да уже и не хотелось вовсе. Он плохо спал по ночам, поскольку снились кошмары. В школе дела были тоже не очень. Мальчик не мог сконцентрироваться на уроках, стал раздражительным, рассеянным и невнимательным, делал много ошибок и всё время погружался в свой внутренний мир. Он стал агрессивным, легко обижал детей, часто ввязывался в драки. Появилось беспокойство, нарастала тревога и злость на родителей. Но не только на родителей он злился. прежде всего, он злился на самого себя. «Это всё из-за меня, это я во всем виноват!» - всё время думал мальчик. Он очень хотел жить в семье, с мамой и папой. Все вместе, как раньше.

Но смириться с таким положением дел мальчик не мог. Он испробовал все способы и методы помирить маму и папу, какие только смог придумать. Но ничего не получалось. Он звал папу починить письменный стол в его комнате, приглашал его в дом пить чай с мамиными пирогами. Всё придумывал и придумывал. Но увы…

И вот, в один из «пустых и холодных» выходных дней, к ним в гости приехала бабушка. Она сразу заметила перемены в мальчике. Его взгляд был понурым, а походка сгорбленная и сутулая. И прежнего, когда-то веселого, озорного и лучезарного внучка ничего не напоминало.

 -Ты очень изменился, я вижу тебе грустно. – сказала бабушка.

«Да бабушка, мне очень грустно» - ответил он. «Папа с мамой больше не живут вместе, как раньше. Это всё из-за меня, это я во всем виноват! И это ужасно!!! Я так хотел их помирить. Я не смог! Не справился! Я всё испробовал. Но ничего не сработало, папа как и прежде возвращается в другое место, в свой новый дом. А мне бы так хотелось жить вместе с ними, как раньше, играть, веселиться, и ездить с папой и мамой на дачу, как раньше!». Он рассказал бабушке о том, какие способы примирения он испробовал, а какие еще только задумал. Поделился с ней своими новыми идеями по поводу этого.

Бабушка внимательно слушала внучка, с любовью придерживая его за плечи. Затем посадила мальчика к себе на колени, обняла и прижала к себе, и нежным голосом сказала: «Знаешь, мой родной, взрослые живут своей взрослой жизнью. И совершают, свои, как правильные, так и неправильные взрослые поступки, за которые несут ответственность тоже сами. То, что ты делаешь, показывает, как сильно ты любишь своих родителей, поверь, что и родители тоже тебя очень любят. Ты должен знать одно, какими бы не были их решения и поступки по отношению к друг другу, ты для них – самый родной и любимый сын. И так будет всегда! А если тебе захочется со мной поговорить, то, ты всегда можешь на меня положиться». Они крепко обняли друг друга с такой теплотой и любовью, что даже не заметили как бежавшие по лицу мальчика слёзы высохли и лицо озарилось улыбкой. 

Затем бабушка продолжила: «Внучек, я долго живу на свете и повидала много разного. И эта ситуация с твоими родителями тоже найдет своё разрешение. Ведь они взрослые. А взрослые всегда сами решают свои проблемы. Так всегда происходит».

После всего сказанного мальчик вздохнул и почувствовал облегчение. Все тягостные мысли и беспокойство словно испарились. Буд-то и не было их вовсе. В тот момент, рядом с бабушкой, было так спокойно, тепло и безопасно, что мальчик почувствовал, что его действительно все любят и поддерживают. Он понял, что совсем не одинок, и вовсе не повинен в том, что родители разъехались. Поскольку, он всего лишь ребенок, и отношения между папой мамой от него не зависят. Они ведь взрослые…

РАССТАВАНИЕ

Анна Смирнова

В семействе медведей случилась беда. Совсем неожиданно для маленького мишутки папа ушел жить в другую берлогу. На прощание он сказал только:

— Не переживай, сынок, мы с тобой будем видеться, только реже.

Мишутку эти слова больше огорчили, чем успокоили. Он никак не мог понять, почему папа решил уйти и почему они должны редко видеться, почему он не сможет играть с ним перед ужином в мячик, купаться в пруду, как прежде, и не слышать по утрам привычное:

— Вставай, соня, день уже начался.

— Какие странные эти взрослые, — размышлял мишутка, — вечно им нужно что-то менять. Ведь все было так хорошо.

Услышав однажды ночью, как мама тихонько плачет, мишутка вышел из берлоги и постучался к филину.

— Послушай, филин, ты у нас в лесу самый мудрый. Объясни, почему папа от нас ушел? Может быть мы его чем-то обидели или он нас просто разлюбил?

Филин задумался.

— Знаешь, мишутка, в жизни много сложных вопросов. На них нелегко ответить.

— Даже тебе?

— Даже мне.

— Я слышал сегодня, как мама плачет и совсем растерялся. Вдруг папа ушел из-за меня? Он, наверное, перестал меня любить и если я уйду из дома, он вернется к маме. Тогда она больше не будет плакать.

— Я думаю, что твоя мама огорчится еще сильнее, а папа тебя любит. Он сам говорил мне об этом. Ему плохо так же, как и тебе, только он никому этого не показывает.

— Но если ему плохо, почему он не вернется?

— Потому что в жизни взрослых часто происходит то, что детям тяжело понять. Пройдет много лет прежде, чем ты узнаешь о многих сложностях жизни.

— Но я хочу знать сейчас. Почему люди расстаются? Я слышал от зверей, что у папы новая семья. Получается, он нас бросил и скоро совсем забудет?

— Нет, не забудет. Вы же часть его жизни.

— Я не хочу быть частью. Пусть все станет как раньше.

— Понимаешь, мишутка, у каждой семьи своя жизнь. Она может быть очень долго. Дети вырастают и мамы с папами превращаются в бабушек и дедушек, нянчут внуков. В других семьях мамы с папами расстаются раньше появления внуков.

— Это как у лисенка? От них ушла мама.

— И как у лисенка, и как у зайчика. Он приходил ко мне прошлым летом и пожаловался, что папа обижает маму, а стоит ему заступиться, как тоже достается.

— Я знаю. Зайчик говорил, что боится папу, и с мамой вдвоем ему спокойнее.

— Вот видишь, какие разные бывают отношения. Наверное, твои родители почувствовали, что их жизнь вместе закончилась раньше, чем они хотели. И чтобы не обижать друг друга, как это бывало в семье зайчика, расстались. Есть такие цветы, которые не могут вместе уживаться на одной клумбе, хотя и нравятся друг другу. Если они растут рядом, то быстро начинают увядать, постоянно споря и ссорясь. Когда же их пересадят на разные клумбы, они снова расцветают. Так же бывает и у взрослых. Сначала они любят друг друга, а потом что-то происходит и жить вместе становится трудно.

— Я понимаю, но от этого не легче.

— Так и должно быть. Расставаться с тем, кого любишь всегда тяжело, но такое иногда случается. Главное, суметь это пережить.

— Трудно быть ребенком, — вздохнул мишутка.

— Взрослым быть тоже не легко. Ты поймешь это, когда вырастешь. Так что не обижайся на папу и успокой маму. Она за тебя очень переживает. Ей сейчас тоже трудно. Помоги ей.

 

ТИГР РЭЙ

Давным-давно за дальними морями, у подножья высоких гор, в густом лесу жила семья тигров, папа, мама и маленькая тигричка по имени Лоя.

Лоя была беззаботным и счастливым тигренком, весь день она резвилась на солнышке, плескалась в ручье или играла с другими тигрятами.

Больше других игр Лое нравилось ловить бабочек, наблюдать, как в ручье плавают рыбки, и слушать, как поют птички. Еще Лоя любила, когда мама нежно вылизывала ее шкурку перед сном и мурлыкала ей на ушко колыбельную тигриную песенку. Но больше всего она любила гулять на спине папы-тигра, самого сильного, смелого и красивого тигра в их лесу.

Жизнь была прекрасна, радостна и спокойна. Но случилась беда. В соседнем лесу, где жила старенькая бабушка Лои, появился Великан-тигроед. Ночами тигроед бродил по лесу в поисках своей жертвы. Он выслеживал старых беспомощных тигров, молоденьких тигриц или маленьких тигрят, нападал на них, разрывал их на части и съедал. Бабушке Лои грозила опасность, и папа-тигр отправился в соседний лес ее охранять.

Прошло много дней и ночей. Лоя уже стала забывать, как каталась на папиной спине по лесу, как играла с ним в «догонялки». Каждую ночь маленькая тигричка засыпала с мечтой, что папа совсем скоро вернется. Но папа все не возвращался, хотя давно никто не слышал про Великана-тигроеда. Наверное, папа-тигр решил навсегда остаться возле своей старенькой мамы.

Как-то во время прогулки в своем лесу Лоя и ее мама встретили молодого тигра.

— Меня зовут Рэй, — представился тигр и радостно вильнул хвостом.

— Меня зовут Лоя, а это моя мама, — ответила маленькая тигричка.

— Хочешь с нами погулять по лесу?

— С большим удовольствием, — откликнулся Рэй.

С того времени, почти каждый день, Лоя с мамой и Рэем гуляли вместе. Рэй играл с Лоей в «догонялки», катал ее на спине, рассказывал смешные истории. Им было хорошо втроем.

Как-то мама-тигрица пригласила Рэя в гости. На следующий вечер молодой тигр, счастливый и радостный, подошел к пещере, в которой жили Лоя и ее мама. Но стоило ему войти в пещеру, как Лоя выгнулась дугой, оскалила зубы и поджала хвост. «Никто из тигров, кроме папы, никогда не войдет в нашу пещеру», — грозно зарычала Лоя. Рэй грустно опустил свою голову и вышел из пещеры.

Так продолжалось изо дня в день. Днем Лоя играла с Рэем, каталась на его спине, а вечером рычала на него и не впускала в пещеру. Но однажды ночью…

Лоя и мама-тигрица уже сладко спали, когда в их пещеру вломился Великан-тигроед. Он был огромный, страшный и очень голодный. Сквозь сон Лоя услышала, что ее мама зовет на помощь. Лоя открыла глаза и увидела, что Тигроед схватил ее мамочку и собирался съесть. Маленькая тигричка смело прыгнула на Великана, но он ее сбросил, как пушинку. Лоя встряхнулась и снова устремилась в бой. Но силы были неравны.

Лоя поняла, им нужна помощь. «Что делать? Кого позвать на помощь? Папа далеко, он не услышит ее зов. А больше у них с мамой никого нет. Что делать? Кого позвать?» — думала Лоя.

И вдруг она вспомнила Рэя. Он их спасет: Рэй — молодой и сильный тигр. Лоя выпрыгнула из пещеры и побежала в гущу леса. Она бежала и что есть силы кричала: «Рэй, помоги нам! Рэй! Рэй!»

Молодой тигр был недалеко, в три прыжка он оказался рядом с Лоей, молнией ворвался в пещеру, свирепо зарычал и кинулся на тигроеда. Между Великаном и Рэем началась схватка. Это был бой не на жизнь, а на смерть. Рэй защищал самых дорогих и самых любимых, он готов был умереть ради их спасения.

Лишь под утро раненый, посрамленный и обессиленный Великан сдался. Тигроед пообещал больше никогда не появляться в их лесу и ушел высоко в горы. Рэй, Лоя и ее мама праздновали победу.

Радостная весть быстро разлетелась по лесу. «Слава Лое! Слава Рэю!» — пели в лесу птицы. Все тигры узнали про отважный поступок маленькой тигрички Лои, которая не испугалась и среди ночи отправилась в лес, чтобы найти Рэя и спасти свою маму. Лоя была так счастлива, что сама пригласила Рэя в гости. С того времени Рэй часто бывал в гостях у маленькой тигрички и ее мамы. И кто знает, может, когда-нибудь они будут жить одной дружной семьей?

КОТЕНОК ДВУХ КОРОЛЕВСТВ.

Далеко- далеко, там, где солнышко встает… жил был котенок! Это был совсем необычный котенок. У него были золотые ушки, золотые лапки и золотой хвостик! А его глазки переливались всеми цветами радуги!!! Он родился маленьким крохой. Мама Кошка и папа Кот были очень рады и счастливы его появлению и поэтому поводу устроили пир на весь мир в своем Королевстве Снежных Узоров!!! Королевство у них было большое и снежное. Котенок весело прыгал за снежинками целыми днями, рассматривал морозные узоры на окошках дворца и катался с ледяных горок.
Мама Котенка была тоже не совсем обычная- она умела вызывать и разгонять облака!!!

А за тридевять земель от этого Королевства находилось королевство Южных Ветров. Это было совсем другое Королевство. В нем были великолепные душистые сады. В садах росло множество разноцветных цветов и деревьев. Жители этого края жили в мире и согласии друг с другом. Они любили и восхваляли своего короля.

Но однажды в королевство Южных Ветров пришла беда. Там наступила жуткая жара. Жителям нечем было напоить ни себя, ни цветы. Цветы и деревья засохли. А все жители ушли искать другие края… Остался один Король. Он пытался спасти свое Королевство, но у него одного никак не получалось.он был бессилен перед силами природы. От этого он горько плакал каждый день, и поливал своими слезами свою единственную, оставшуюся живой, розочку. Эта розочка была жива, но и у нее листочки уже начали превращаться в колючки…

И вот он, по обыкновению, сидел и плакал… И вдруг к нему пришла замечательная идея!!! Король придумал, что нужно сделать, чтобы спасти Королевство Южных Ветров!!! Нужно призвать на помощь кошку из Королевства Снежных Узоров!!! Король отправил маме письмо вместе с тройкой белых голубей. мама-Кошка прочитала его и немедленно поспешила на помощь.

Когда кошка прилетела в Королевство Южных Ветров, то увидела множество еле-еле живых деревьев и цветов. Она огорчилась, покачала головой и сразу же начала вызывать дождевые облака. Прошептала волшебные слова. Хлопнула три раза в ладоши и… О, чудо!!! Над Королевством появились облака!!! Они были сначала белыми, а потом превращались в серые тучи. Пошел сильный-пресильный дождь!!!!

-УРРРАААА!!!- закричали цветы, деревья, Король и Мама-кошка!!! Все были безумно счастливы и запрыгали от счастья!
Дворец, умытый дождевой водой, засиял всеми цветами радуги! Цветы снова распустили свои лепесточки, на полянку прилетели красивые бабочки, а деревья подставляли свои зеленые ладошки свежему дождику. Жители этого Королевства вернулись в свои уютные домики! Все стало по -прежнему хорошо. Все наладилось.
Но Король боялся теперь, что если мама-Кошка улетит обратно, то и облака с дождиком улетят вместе с ней. Растениям вновь будет нечего пить и история повторится. И тогда он попросил остаться Маму-кошку и жить вместе с ним в такой богатой, теплой и чудесной стране! Кошка осталась.

Прошло время. Мама-кошка ни на миг не забывала о котенке Золотые Лапки и скучала по нему. Кошка попросила короля отпустить её к котеночку. Король разрешил и дал маме- кошке свою тройку белых голубей. Мама-кошка прилетела в холодное Королевство Снежных Узоров. Котенок был очень рад возвращению мамы кошки. Он подрос за это время, стал самостоятельным и многому научился. Мама-Кошка спросила Котенка, хочет ли он полететь вместе с ней. Малыш с радостью согласился. Они сели в карету, запряженную тройкой лучших белых голубей и полетели в Королевство Южных Ветров!

Котенку там очень понравилось. Он нашел много новых забав и друзей. И ему тоже захотелось, как и мама, управлять облаками! Мама-кошка его с удовольствием научила всем премудростям.

Котенок -золотые ушки стал взрослым и окреп!!! И он стал управлять двумя Королевствами сразу. В Королевстве Снежных Узоров он собирал облака, взбивал их в пушистые тучки и направлял их в Королевство Южных Ветров! Все были счастливы! Котенок-золотой хвостик стал замечательным волшебником, его все любили и он получил имя Котенок двух Королевств!!!

Про Маленькую Веселую Рыбку

(автор Татьяна Холкина)

К Морю текла большая, красивая Река, а в ней резвилась Маленькая Веселая Рыбка.

Река была большая и поэтому легко преодолевала и мели, и пороги, и холод зимой, и жару летом. Каждая капелька в ней поддерживала друг дружку и нежила Маленькую Веселую Рыбку. Река очень любила свою Маленькую Рыбку, а Рыбка очень любила Реку. И было Маленькой Рыбке в этой большой Реке спокойно и хорошо. Она плыла вместе с Рекой по течению к Морю и росла-подрастала. А ещё у Маленькой Веселой Рыбки был друг Ветерок, с которым она играла в догонялки. Когда они играли, над ними светило ласковое солнышко!

Но однажды все изменилось! Началось в Реке волнение. Вода стала шумной, бурной и мутной, как будто ссорилась сама с собой… Рыбке казалось, что Река совсем забыла про нее. И даже солнышко, казалось, померкло. Маленькой Рыбке стало страшно и обидно. Она захотела вернуться назад, туда, где было так спокойно и хорошо! Но Река несла её вперед и вперед, и, казалось, ничего уже нельзя поправить…

— Ветерок-Ветерок, почему все не может быть, как прежде? — спрашивала, чуть не плача, Маленькая Рыбка. — Я не знаю, как мы будем жить дальше, и поэтому боюсь.

—          Не надо бояться того, чего не знаешь. Хочешь, я слетаю вперед и расскажу тебе, что там? — спросил Ветерок и умчался далеко вперед.

А когда вернулся, то успокоил Рыбку:

Впереди Река разделяется на два Ручья. Они, конечно, не такие большие, как была когда-то Река, но очень симпатичные. Они текут совсем рядышком, и над ними опять сияет солнышко.

Ну почему, почему Река разделяется? — возмутилась Маленькая Рыбка. — Я не хочу!

Знаешь, реки как люди: то сходятся, то расходятся. Так бывает, но жизнь-то продолжается! Надо просто переплыть поскорее трудное место, — сказал ей мудрый Ветерок.

Когда Рыбка доплыла до места, где делилась Река, она заметалась: в какой ручей ей плыть? Где остаться? На что решиться?!

Но верный друг Ветерок её успокоил:

—          Плыви туда, куда сама захочешь. Оба Ручейка тебя любят и будут любить всегда. Они всегда будут рядом с тобой! И не так важно, в каком Ручейке ты плаваешь, ведь ты всегда можешь прыгнуть в гости к другому Ручью, а потом опять вернуться обратно.

—          Ладно-ладно, я поняла, — засмеялась Маленькая Рыбка. — Сделаю, как ты советуешь!

Рыбка выбрала правый Ручей. И чем дальше, тем спокойней становился Ручеек: сначала взъерошенный и мутный, будто заплаканный, дальше он успокаивался. Вода стала чистой и снова заискрилась под солнышком. И второй Ручеек тоже прояснился и кидал в Маленькую Веселую Рыбку веселые брызги. От них над Ручейком зажегся мостик-радута. Рыбка прыгала к Ручейку в гости прямо по этой радуге, и вместе с ней прыгал друг Ветерок.

Так Маленькая Веселая Рыбка и плыла вместе со своими Ручейками дальше, все вперед и вперед, к великому и прекрасному Морю

 

Фея Равнодушие

Возраст: 5 – 11 лет.

Направленность: Переживания, тревога и беспокойство, связанные с разводом родителей.

Ключевая фраза: Обычно ребенок не говорит ничего —  он переживает про себя.

В стародавние времена, далеко-далеко — в той стране, где всегда лето,— произошла эта история.

Жил-был мальчик и было ему…. лет. Он был очень похож на тебя: любил кататься на велосипеде, есть мороженное, играть в футбол с друзьями, ходить кататься на аттракционах со своими родителями по выходным.

Вообще, в своей семье ему жилось замечательно. Мама его ласкала и воспитывала, это было, наверное, нужно, и было чрезвычайно приятно, что именно она — мама — хочет, чтоб из ребенка вырос такой же человечище, как папа, которого она, между прочим, всегда в пример ставила. Папа тоже занимался воспитанием сына: гулял с ним (именно он научил кататься на велосипеде нашего героя), а главное — у папы был еще один друг — автомобиль, занимаясь с которым, они с сыном проводили много времени (что-то там все время барахли-ло). Отец возился под капотом, а сын, в помощь отцу, в салоне нажимал на педали, чтобы папа мог оценить работу двигателя.

И так длилось долгое время. Но злая волшебница Равнодушие заколдовала родителей. Мама и папа стали часто ссориться. Все чаще по вечерам бабушка, а не мама, сидела у кроватки и читала нашему мальчику сказки. А мама и папа на кухне о чем-то спорили и громко кричали. В эти моменты мальчику хотелось одновременно и спрятаться, сжавшись в комок, чтобы этого не слышать, и забежать на кухню, чтобы прервать разговор родителей, помешать им ссориться, помирить их. Или, наконец, заклеить им рты пластырем и, связав, уложить спать.

Наутро все просыпались расстроенными и невыспавшимися: мама — с заплаканными глазами, папа — сердитым.

Грустно и тоскливо, буквально до слез, было нашему мальчику.

И тут Равнодушие придумала новую беду — развод. Мама и папа решили, что вместе они жить не могут и надо попробовать жить отдельно друг от друга. Мальчик наш остался жить с мамой, так как именно она могла ухаживать за подрастающим сыном лучше всех и именно она умела выслушать сына, понять его и пожалеть. А папа уехал…

Тогда нашему мальчику стало очень тоскливо. Грустные мысли одолевали его. Ему казалось, что папа уехал именно потому, что не любит его. И что родители тогда, по вечерам, ссорились именно из-за него. И что развод — это наказание ему за плохое поведение. Казалось, что этому не будет конца.

И вот однажды во сне ему явился волшебник из Страны Надежды. Он был высок и красив, голос его походил на папин. Он взял мальчика на колени, как делал это папа, когда они вдвоем смотрели по телевизору футбол. Это было так прекрасно и удобно. Волшебник объяснил ему и про фею Равнодушие, и про то, что родители по-прежнему его любят.

И мальчику стало так тепло и хорошо, что утром он проснулся радостный. Не успев зайти на кухню, чтобы позавтракать, он услышал телефонный звонок. Это был папа.

Затаив дыхание, сын слушал, как отец приглашал его пойти погулять, покататься на велосипеде, а затем заехать в гараж, поковыряться в машине…

О, что за денек выдался тогда! Солнце припекало и поблескивало в спицах велосипеда. Глаза папы и сына сияли счастьем. Они держались за руки. И все бабушки во дворе говорили, что сын похож на отца. Когда же они возвращались домой, папа купил три порции мороженого и со словами «Одно для мамы, передай ей» протянул сыну.

И в тот день мальчик понял, что в жизни его произошли некоторые перемены: у него стало два дома — мамин и папин, и родители его по-прежнему любят и ценят, и каждый из них хочет быть рядом с ним всю жизнь. И ничто — даже фея Равнодушие со страшным разводом — не помешает этому счастью, потому что страна Надежды всегда будет с ним.

 



Предварительный просмотр:

Как  Кенгуреныш стал самостоятельным

Возраст: 2-5 лет.

Направленность: Страх расставания с мамой. Переживания, тревога, связанные с одиночеством.

Жила-была большая мама-Кенгуру. И однажды она стала самой счастливой Кенгуру на свете, потому что у нее родился маленький Кенгуреныш. Поначалу Кенгуреныш был очень слабеньким, и мама носила его в своей сумочке на животе. Там, в этой маминой сумочке, Кенгуренышу было очень уютно и совсем не страшно. Когда Кенгуреныш хотел пить, мама поила его вкусным молоком, а когда хотел поесть, мама-Кенгуру кормила его кашкой с ложечки. Потом Кенгуреныш засыпал, и мама могла в это время убираться в доме или готовить еду.

 Но иногда маленький Кенгуреныш просыпался и не видел рядом мамы. Тогда он начинал очень громко плакать и кричать до тех пор, пока мама не приходила к нему и не клала его опять в свою сумочку. Однажды, когда Кенгуреныш вновь заплакал, мама попыталась положить его в свою сумочку; но в сумочке оказалось очень тесно и ножки Кенгуреныша не помещались. Кенгуреныш испугался и заплакал еще сильнее: он очень боялся, что теперь мама уйдет и оставит его одного. Тогда Кенгуреныш изо всех сил сжался, поджал коленки и пролез в сумочку.

 Вечером они с мамой пошли в гости. В гостях были еще Дети, они играли и веселились, звали Кенгуреныша к себе, но он боялся уходить от мамы и поэтому, хотя ему и хотелось пойти поиграть со всеми, он все-таки просидел все время в маминой сумочке. Весь вечер к ним с мамой подходили взрослые Дяди и тети и спрашивали, почему такой большой Кенгуреныш боится оставить маму и пойти играть с другими ребятами. Тогда Кенгуреныш совсем испугался и спрятался в сумочку так, что даже головы не было видно.

День за днем в маминой сумочке становилось все теснее и неудобнее. Кенгуренышу очень хотелось побегать по зеленой полянке возле дома, построить куличики из песка, поиграть с соседскими мальчишками и девчонками, но так страшно было уходить от мамы, поэтому большая мама-Кенгуру не могла оставить Кенгуреныша и сидела с ним все время. Однажды утром мама-Кенгуру ушла в магазин. Кенгуреныш проснулся, увидел, что он один, и заплакал. Так он плакал и плакал, а мама все не приходила.

Вдруг в окно Кенгуреныш увидел соседских мальчиков, которые играли в салки. Они бегали, догоняли друг друга и смеялись. Им было очень весело. Кенгуреныш перестал плакать и решил, что он тоже сможет сам, без мамы умыться, одеться и пойти к ребятам. Так он и сделал. Ребята с радостью приняли его к себе в игру, и он бегал и прыгал вместе со всеми. А вскоре пришла мама и похвалила его, что он такой смелый и самостоятельный.

Теперь мама может каждое утро ходить на работу и в магазин — ведь Кенгуреныш уже совсем не боится оставаться один, без мамы. Он знает, что днем мама должна быть на работе, а вечером она обязательно придет домой, к своему любимому Кенгуренышу.

2. Сказка о подсолнечном семечке

 Возраст: 3-5 лет.

 Направленность: Тревога и беспокойство, связанные с отрывом от матери и вхождением в детский коллектив (детский сад). Страх самостоятельности, общая боязливость.

В огороде на высоком подсолнухе жила большая семья семечек. Они жили дружно и весело.

Однажды — дело было в конце лета — их разбудили странные звуки. Это был голос Ветра. Он шелестел все громче и громче. «Пора! Пора!! Пора!!!»— звал Ветер.

 Семечки вдруг поняли, что им действительно пора покидать корзинку родного подсолнуха. Они заторопились и стали прощаться друг с другом.

 Одних забирали птицы, другие улетали вместе с ветром, а самые нетерпеливые сами выпрыгивали из корзинки. Те, кто остался, с увлечением обсуждали предстоящее путешествие и то неизвестное, что ожидало их. Они знали, что их ждет какое-то необычайное превращение.

Только одно семечко грустило. Ему не хотелось покидать родную корзинку, которую все лето грело солнышко и в которой было так уютно.

 «Куда вы торопитесь? Вы никогда раньше не покидали дома и не знаете, что там, снаружи! Я никуда не собираюсь уходить! Я останусь здесь!»— говорило оно.

Братья и сестры смеялись над семечком, говорили: «Ты трус! Как можно отказаться от такого путешествия?». И с каждым днем в корзинке их оставалось все меньше и меньше.

И вот, наконец, пришел день, когда семечко осталось в корзинке одноодинешенько. Никто над ним больше не смеялся, никто не называл его трусом, но и никто не звал его больше с собой. Семечку вдруг стало так одиноко! Ах! Ну почему оно не покинуло корзинку со своими братьями и сестрами! «Может я и правда трус?»—думало семечко.

Пошел дождь. А тут еще и похолодало, и ветер стал злым и уже не шептал, а свистел: «Торопис-с-с-с-с-сь!». Подсолнух гнулся до земли под порывами ветра. Семечку стало страшно оставаться в корзинке, которая, казалось, вот-вот оторвется от стебля и покатится неизвестно куда.

 «Что будет со мной? Куда унесет меня Ветер? Неужели я больше никогда не увижу своих братьев и сестер? — спрашивало оно себя.— Я хочу быть вместе с ними. Я не хочу оставаться здесь один. Неужели я не смогу преодолеть свой страх?».

И тут семечко решилось. «Будь, что будет!»—"и, собравшись с силами, прыгнуло вниз.

Ветер подхватил его, чтобы оно не ушиблось, и бережно опустил на мягкую землю. Земля была теплой, где-то наверху Ветер уже завывал, но отсюда его шум казался колыбельной песней. Здесь было безопасно. Здесь было так же уютно, как когда-то в корзине подсолнуха, и семечко, утомленное и измученное, незаметно для себя уснуло. Проснулось семечко ранней весной.

 Проснулось и не узнало самого себя. Теперь это было уже не семечко, а нежный зеленый росток, который тянулся к ласковому солнцу. А вокруг было множество таких же ростков, в которые превратив лись его братья и сестры-семечки.

Они все были рады встретиться снова, а особенно они радон вались нашему семечку. И теперь уже никто не называл его трусом. Все говорили ему: «Ты молодец! Ты оказался таким смелым! Ведь ты остался один, и некому было тебя поддержать». Все гордились им.

 И семечко было очень счастливо.

3. Чем пахнет смелость?

Возраст: 2-5 лет.

Направленность: для детей, которые боятся разлучаться с мамой
(поход в садик, уход мамы на работу, по делам, в магазин и т.д.)

Случилась эта история давным-давно. Впрочем, такая история не редкость и повторяется довольно часто.

Жил был котенок Тимка. Жил он с мамой кошкой на чердаке дома. Родился он не так давно, но, впрочем, сам не помнил, когда уже…

Жилось котенку хорошо. Рядом была мама- кошка и можно было свернуться у неё под боком калачиком - тепло и уютно. Мама всегда была рядом, заботилась, кормила и играла в забавные игры-ловишки. И Тимка был очень счастливым котенком.

Но однажды кошка ушла по делам и Тимка остался один на чердаке. Он испугался, ему было так одиноко, он плакал и искал маму. И даже дрожал от страха. Кто же позаботится о нем? Но кошка скоро вернулась. Вылизала своего котенка, дала ему молока, промурлыкала песенку в которой рассказала, что котенок вырос, и пора становиться самостоятельным, то есть учиться самому заботиться о себе. Ничего не понял Тимка, но успокоился под теплым маминым боком.

А утром мама снова ушла по делам. Котенок жалобно мяукал, что бы мама услышала его и пришла пожалела и никуда больше не уходила. Он совсем не знал, как быть самому и даже очень сильно рассердился на маму – кошку.

Но тут заглянул в чердачное окно любопытный Лучик Солнца и стал тихонько щекотать Тимкину мордочку. Тимке захотелось чихать и веселиться, но он ещё был очень сердит и отодвинулся от света, но Лучик опять нашел его. И потеплело что-то внутри у котенка как будто то что дрожало и пряталось согрелось Солнышком и отпустило. Он смело потрогал лапкой Лучик света, тот отпрыгнул, котенок за ним! И началась такая игра! Потом лучик отдыхал, а Тимка с интересом исследовал пыльный чердак и даже выглядывал во двор. В общем то играть с Лучиком оказалось весело. А в темноте он оказывается замечательно чувствует всем своим телом где найти безопасное место, лучший проход и даже с закрытыми глазами, только шевеля носом и усами. Тимка так заигрался сам, увлекшись новыми играми, что не заметил, как Лучик Солнца убежал домой и мама –кошка вернулась и зовет его. В животике что-то заурчало и Тимка понял, что он проголодался. Он подбежал к маме и ласково потерся своим носом о мамин бок. Мама обнюхала котенка, прищурилась и сказала: «От тебя пахнет смелостью быть самому. Ты стал самостоятельным». Тимка поел, свернулся калачиком и его усталые глазки стали закрываться. Он засыпал и думал: «интересно как же пахнет смелость быть самому…».
А ты знаешь, как пахнет смелость быть самому?

    4. Сказка о Кате

   Возраст: 2-5 лет.

  Направленность: для детей, которые боятся разлучаться с мамой 

Жила на свете одна добрая девочка Катя. С неё вместе жила  мама, которую она очень любила.

Она  гуляла  вместе с мамой, играла в игры, и в ее жизни все шло своим чередом.

Она виделся с мамой каждый день, она занималась домом, постоянно была рядом с Катей  и делала все, чтобы радовать дочь.

Но иногда маме нужно было уходить из дома, чтобы сходить в магазин,  к врачу и по другим важным делам. И мама не всегда могла брать доченьку с собой.

А еще у мамы было столько дел, что она очень уставала, и иногда ей хотелось полежать одной в комнате и поспать.

Но Катя не хотела отпускать маму из дома, ей нравилось всегда быть рядом с ней и она не хотела упускать ни одной минуты, чтобы побыть с мамой. Чем чаще мама уходила по делам или даже просто в другую комнату, тем сильнее Кате хотелось, чтобы мама вернулась.

Ей очень не нравилось, что мама уходила. И тогда Катя начинала плакать, кричать, да так сильно, что окружающие люди от нее разбегались, потому что не знали, что с ней делать и как ее успокоить.

Ведь маме все равно приходилось уходить из дома по своим делам, даже иногда очень надолго, даже на несколько дней. И этого нельзя было изменить. Но Катя никак не хотела мириться  с таким положением дел.

И вот однажды, когда мама ушла из дома по своим делам, Катя сильно расстроилась.  И тогда к девочке пришел страх, большой вредный страх колючий и скрипучий. И стал говорить ей, что мама не вернется, стал говорить Кате, что она останется без мамы.

Сначала девочка испугалась и спряталась под кровать. Сидит она под кроватью, а страх ходит по комнате и скрипит, переваливается с ноги на ногу и все бормочет: «Заберу твою маму и не отдам!»

Сидела Катя под кроватью, пока ей совсем это не надоело. Ведь она была очень смелой девочкой. Тогда она решила прогнать страх из своего дома, пусть идет на все четыре стороны подальше отсюда.

Вылезла Катя из-под кровати, да как закричит: «Уходи отсюда, страх. Я тебя не боюсь. Моя мама всегда возвращается домой, даже если уходит надолго. А еще у меня есть папа, бабушки и дедушки, и мои любимые игрушки. И если я их всех позову, то они тебя растопчут так, что от тебя и кусочка не останется!»

Задрожал страх, заскрипел и стал уменьшаться. Съежился он в маленький серый комочек и выкатился из дома, покатился по ступенькам, выбежал на улицу. А там его ворона схватила и унесла прочь. Больше его никто не видел!

А после этого домой вернулась мама, как и всегда. И Катя теперь спокойно оставалась дома без мамы. Она играла со своими игрушками, придумывала новые игры и знала, что мама всегда возвращается, даже если ее нет долгое время.

Спустя какое-то время Катя  решила пойти в детский садик, чтобы найти себе еще большей друзей и игрушек. Ей там так понравилось, что она ходил туда почти каждый день. А вечерами оттуда её забирала мама или папа.