Консультация для воспитателей "Конфликты"

 «Жизнь - процесс решения бесконечного количества конфликтов.Человек не может избежать их. Он может только решить, участвовать в выработке решений или оставить это другим».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация  для воспитателей  

педагога-психолога Сеиной Ю.А.

Конфликты

Консультация для воспитателей и педагогов-психологов «Конфликты» «Жизнь - процесс решения бесконечного количества конфликтов.

Человек не может избежать их. Он может только решить, участвовать в выработке решений или оставить это другим».

КЛАССИФИКАЦИЯ КОНФЛИКТОВ

Конструктивные конфликты приводят к принятию обоснованных решений и способствуют развитию взаимоотношений.

Деструктивные конфликты препятствуют эффективному взаимодействию и принятию решений.

Реалистические конфликты вызываются неудовлетворением определенных требований участников или несправедливым, по мнению одной или обеих сторон, распределением между ними каких-либо преимуществ.

Нереалистические конфликты имеют своей целью открытое выражение накопившихся отрицательных эмоций, обид.

Внутриличностный конфликт имеет место тогда, когда отсутствует согласие между различными психологическими факторами внутреннего мира личности: потребностями, мотивами, ценностями, чувствами.

Межличностный конфликт - самый распространенный тип. Причина _- это не только различия в характерах, взглядах, манерах поведения людей. Чаще всего это борьба за ограниченные ресурсы.

Межгрупповой конфликт – это конфликт между формальными и (или)неформальными группами, из которых состоит организация. Например, между администрацией и рядовыми работниками, между администрацией и профсоюзом, между работниками различных подразделений.

Англ. социолог Э. Гидденс дает такое определение конфликта: “Под конфликтом я имею в виду реальную борьбу между действующими людьми или группами, независимо от того, каковы истоки этой борьбы и средства, мобилизуемые каждой из сторон”.

Конфликты – это спор, ссора, скандал, в которых стороны не скупятся на взаимные упрёки и оскорбления. Самое страшное в конфликте – это чувства, которые испытывают люди друг к другу.

Страх, злоба, обида, ненависть – главные чувства конфликтов.

Социально-психологические и межличностные причины конфликтов:

Значительные потери и искажение информации в процессе межличностной и межгрупповой коммуникации.

Несбалансированное ролевое взаимодействие двух людей.

Непонимание администрацией, педагогами, что при обсуждении проблемы, несовпадение позиций может быть вызвано непринципиальным расхождением во взглядах на одно и то же.

Причиной конфликтов во взаимодействии администрации является различие в выборе или способов оценки результатов деятельности и личности друг друга. В основе любой оценки лежит сравнение: администратор сравнивает Ваши результаты с идеалом, а Вы с началом деятельности.

Психологическая несовместимость.

Межгрупповой фаворитизм, т. е. предпочтение определенных членов коллектива.

Личностные причины конфликтов:

Оценка поведения другого, как недопустимого. Границы допустимого поведения бывают различными по отношению к разным партнерам (одному позволено, другому нет).

Низкий уровень социально-психологической компетентности.

Отсутствие достаточной психологической устойчивости к отрицательному воздействию на психику стрессовых факторов социального взаимодействия.

Недостаточная способность к эмпатии.

Завышенный или заниженный уровень притязаний.

Холерический тип темперамента.

 При анализе конфликта выделяют:

Инцидент – причина столкновения интересов, повод, когда одна из сторон начинает действовать, ущемляя интересы другой стороны.

Объект конфликта Субъекты конфликта

предмет противодействия у участники конфликтного

участников конфликта взаимодействия

ФУНКЦИИ КОНФЛИКТА

Негативные

• Разрушение социальных систем

• Деформация отношений

• Истощение материальных и духовных ресурсов (в т. ч. и здоровья)

Позитивные

• Восстановление оптимального равновесия в отношениях

• Интеграция и стабилизация в деятельности

• Инновационная, переход к новому состоянию с новыми качественными и количественными параметрами.

5 основных стилей поведения в конфликте (по К. У. Томасу и Р. Х. Киллмену)

• Конкуренция - стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому.

• Сотрудничество - выбор альтернативы, максимально отвечающей интересам обеих сторон.

• Компромисс - выбор, при котором каждая сторона что-то выигрывает, но что-то и теряет.

• Избежание, уклонение - уход от конфликтных ситуаций, отсутствие как стремления к кооперации, так и попыток достижения собственных целей.

• Приспособление - принесение в жертву собственных интересов ради интересов другого.

Соперничество–«Акула»

Это ориентация на победу, не считаясь ни со своими жертвами, ни с ущербом, нанесенным противоположной стороне.

Данную стратегию может использовать человек, обладающий сильной волей, достаточным авторитетом, властью, не очень заинтересованный в сотрудничестве с другой стороной и стремящийся в первую очередь удовлетворить собственные интересы.

Рекомендуется использовать:

• в том случае, если уверены в правильности своего решения данной ситуации;

• исход очень важен для Вас и Вы делаете большую ставку на свое решение проблемы;

• решение необходимо принять быстро и Вы имеете для этого достаточно авторитета и возможностей;

• если Вы чувствуете, что Вам нечего терять, и у Вас нет иного выбора;

• Вы находитесь в ситуации, которая требует мгновенного реагирования.

• Однако следует иметь в виду, что это не тот стиль, который можно использовать в близких личных отношениях, так как кроме чувства отчуждения он ничего больше не может вызвать.

Недостатки – При поражении - неудовлетворенность; при победе - чувство вины; непопулярность; испорченные отношения.

Приспособление – «Плюшевый медведь»

Этот тип реагирования направлен на максимум во взаимоотношениях и минимум в достижении личных целей. Это принесение в жертву собственных интересов ради интересов другого.

Рекомендуется использовать, когда:

• Вас не особенно волнует происходящее;

• Ваш вклад в данную ситуацию не слишком велик;

• Лучше сохранить в данной ситуации хорошие отношения, чем отстаивать свои интересы;

• Правда не на Вашей стороне;

• У Вас мало шансов победить.

Недостатки – Вы уступили. Решение откладывается

Уклонение – «Черепаха»

Реализуется обычно, когда затрагиваемая проблема не столь важна для Вас, Вы не отстаиваете свои права, не сотрудничаете ни с кем для выработки решения и не хотите тратить время и силы на ее решение.

Рекомендуется в тех случаях, когда одна из сторон обладает большей властью или чувствует, что не права, или считает, что нет серьезных оснований для продолжения контактов.

Недостатки – Переход конфликта в скрытую форму.

Компромисс – «Лиса»

Этот стиль означает совместные действия с другим человеком, уступки в своих интересах, чтобы и противник сделал то же самое. Такие люди предлагают среднюю позицию, стараясь найти сочетание выгод и потерь для обеих сторон.

Рекомендуется использовать, когда:

• необходимо найти наиболее быстрое и экономичное решение;

• Вас может устроить временное решение;

• другие подходы к решению проблемы кажутся неэффективными;

• компромисс позволяет сохранить значимые для Вас взаимоотношения.

• обе стороны имеют одинаково убедительные аргументы и обладают одинаковой властью;

• компромисс позволит вам хоть что-то получить, чем все потерять.

Недостатки

Нет резерва времени.

Получение только половины ожидаемого. Причины конфликта полностью не устранены.

Сотрудничество («Сова»)

Человек-"сова" открыто признает конфликт, предъявляет свои интересы, выражает свою позицию и предлагает пути выхода из конфликта. Улаживая спорную ситуацию, пытаются определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы. При этом от противника ожидают ответного сотрудничества.

Этот стиль наиболее труден, так как требует более продолжительной работы. Цель его применения — разработка долгосрочного взаимовыгодного решения.

Рекомендуется использовать, когда:

• необходимо найти общее решение;

• у Вас длительные и взаимозависимые отношения с другой стороной;

• основной целью является приобретение совместного опыта работы;

• стороны способны выслушать друг друга и изложить суть своих интересов;

• обе стороны обладают одинаковыми возможностями для решения проблемы.

Недостатки

Временные и энергетические затраты. Не гарантированность.

РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТА – это процесс нахождения взаимоприемлемого решения проблемы, имеющего общую значимость для участников конфликта, и на этой основе гармонизация их отношений.

Этикет конфликта

1. Сохраняйте спокойствие в любых ситуациях.

2. Не старайтесь победить в споре. Помнитеконфликты не побеждают, их улаживают.

3. В споре рождается истина, если вдруг оказалось, что вы не правы, достойно признайте это.

4. Если не удается договориться, обратитесь к третьей стороне.

5. Помните: устранить конфликт нельзя, надо учиться им управлять!

6. Важные афоризмы: «Если приходится общаться с невыносимыми людьми – радуйтесь, что Вы не такой!», «Вам никто ничего не должен!»

Как же вести себя с конфликтной личностью?

• Необходимо иметь в виду, что у таких людей есть некоторые скрытые нужды, которые, как правило, связаны с прошлыми потерями и разочарованиями, и они удовлетворяют их таким образом.

• Следует взять под контроль свои эмоции и дать выход эмоциям этого человека, если намерены продолжать с ним общаться.

• Не принимать на свой счет слова и поведение данного человека, зная, что для удовлетворения своих интересов трудный человек так ведет себя со всеми.

• При выборе подходящего стиля действия в конфликтной ситуации вам следует учитывать, к какому типу людей он относится.

Существуют определенные правила поведения для конфликтных людей

10 правил решения конфликтов в общении с людьми

1. Научись гасить эмоции.

2. Не накручивай себя.

3. Правильно выбирай время для серьезного разговора.

4. Анализируй ситуацию и ищи причину, а не борись со следствиями.

5. Конфликтовать нужно только по конкретному случаю.

6. Не накапливай проблем. Не стоит за один раз обсуждать несколько наболевших проблем. Оптимальный вариант - одна проблема на один разговор

7. Не затаивай обиды и не культивируй в себе комплекс вины.

8. Не оскорбляй.

9. Воздержись от ироничных реплик и язвительных замечаний.

10. Не устраивай скандалов.

Схема достойного выхода из конфликтной ситуации

1. Создание обстановки

• Выберите тихое место для разговора.

• Начните разговор без крика с заявления о положительных намерениях.

2. Обсуждение ситуации

• Используя технику активного слушания, дайте каждому возможность высказать свои чувства

• Обсуждайте проблему, а не друг друга.

3. Принятие решения

• Постарайтесь решить проблему так, чтобы вы почувствовали душевное облегчение

• Помните: лучшее разрешение конфликта – отношения «победитель-победитель»

Важнейшее значение в предупреждении конфликтов имеет овладение приемами и привычками бесконфликтного общения. Так, А. Белкин с соавторами, дает следующие рекомендации по бесконфликтному общению

В минуты торжества над другим давайте ему возможность» спасти себя», то есть выйти из ситуации с достоинством.

Искореняя недостатки других людей, сделайте так, чтобы эти недостатки выглядели легко поправимыми.