Занятие "Путь к себе"

Цыренова Цыцыгма Цыденжаповна

Данный сценарий занятия можно использовать как педагогу-психологу, так и классным руководителям. Предназначено для проведения с учащимися 7-11 классов. Цель: освоение способов самопознания, формирование Я-концепции, способности определять психологические характеристики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moe_uchebnoe_zanyatie_put_k_sebe.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

Автор: Цыренова Цыцыгма Цыденжаповна,

педагог-психолог МОУ Сужинская СОШ

Учебное занятие «Путь к себе»

Цель: освоение способов самопознания, формирование Я-концепции, способности определять психологические характеристики.

Задачи:

- формирование и развитие способности к самопознанию и саморазвитию,

- овладение практическими средствами самопознания.

Методическое оснащение: листы А4 (по 2 на каждого) 

Этапы

Содержание

Примечания

Вводная часть.

Ведущий: представьте себе, что вы смотритесь в зеркало. Что вы там видите?

В зеркале мы видим свое отражение, внешнюю оболочку себя, отражается ли в нем наше «внутреннее содержание»?

В чем выражается «внутреннее содержание»?

Как вы думаете о чем сегодня пойдет речь?

Да, тема нашего занятия: «Путь к себе».

Основная часть.

Упражнение «Кто Я?»

Цель: развитие способностей к самоанализу, освоение способов самопознания и самораскрытия, формирование «Я-концепции».

Ведущий: Представьте себе, что каждый из нас подобно «луковице», имеет множество «оболочек», скрывающих центральную «сердцевину». Эти «оболочки» самовосприятия могут быть положительными и отрицательными. Они являются различными сторонами нашей личности и нашего отношения к миру. Где-то за этими оболочками в каждом из нас скрывается творческое и живое центральное «ядро» - наше настоящее Я, глубочайшая сущность нашей личности.

Попробуем приблизиться к нему.

  1. Возьмите лист бумаги, напишите на нем вопрос «кто Я?».  Подумайте над этим вопросом и напишите рядом с ним свой ответ. Это может быть чувство, черта характера.
  2. Теперь закройте глаза. Задайте себе вопрос «кто Я?». Попробуйте его представить ответ в виде образа. Откройте глаза. Нарисуйте этот образ на этом же листе.
  3. Соберите листы. Перемешиваю. Каждый, не глядя, выберите себе лист.

Попробуйте угадать владельца этого листа написать на этом же листе имя предполагаемого человека и ответить на вопрос «какой он?» 2-3 словами.

  1. Соберите листы. Теперь каждый заберите свои листы. Ознакомьтесь с записями.

Обсуждение:

  • Чей лист был подписан, угадан правильно?
  • Совпадает ли описание другого человека с вашим ответом?
  • Что нового узнали о себе?

Упражнение “Рекламный ролик”.

Цель: углубление процессов самораскрытия, получение позитивной обратной связи для укрепления самооценки и актуализации личностных ресурсов, познание себя при помощи группы, развитие креативности у учащихся.

Ведущий: Каждый участник вытягивает жребий с именем ученика класса. Нужно придумать оригинальный рекламный ролик на этого человека, не называя имени. Задача класса угадать, о ком речь.

Обсуждение: 

  • Какие стороны личности хотели отразить?
  • Легко ли было найти в человеке хорошее?

Завершающая часть.

Упражнение «Кто Я?»

Цель: закрепление позитивного самоотношения, формирование «Я-концепции».

Ведущий: в ходе данногго занятия вы, возможно, узнали много нового о себе, а возможно, описание ваших одноклассников полностью совпало с вашими знаниями о себе и поэтому не стало для вас открытием. И тем не менее, давайте закрепим полученные знания.

 Возьмите лист бумаги. Задайте себе еще раз вопрос «кто Я?». Попробуйте представить образ. Отличается ли этот образ от того, который вы рисовали в начале занятия или это тот же образ? Откройте глаза. Нарисуйте образ на листе.

Рефлексия:

- Похож ли второй образ на первый? Почему?

- Что нового вы узнали о себе?

Ведущий: Как-то Сократа спросили: «Что легче всего?». «Поучать других»,- ответил философ. «А что труднее всего?». «Познать самого себя»,- был ответ.

Познание себя действительно долгое, нелегкое, полное неожиданностей путешествие, в котором человек может встретить и трудности. Особенно в начале пути легко впасть в одну из крайностей – самокритику или самооправдание. Постоянная самокритика порождает чувство вины, лишает человека сил, буквально загоняет в депрессию. Самооправдание же ведет к иллюзиям, попыткам приукрасить и оправдать свои поступки, а нередко и к противопоставлению себя («совершенного», «хорошего») другим людям.

        Самонаблюдение предполагает принятие всего в себе. Только так, не отбрасывая ни «хорошего», ни «плохого», человек способен понять, каков же он в действительности. Нужно стараться быть честным с самим собой, принимать все таким, как оно есть, без урезания или приукрашивания. Карен Хорни писала, что человек достигнет успехов в самопознании.