Статья на тему: "Психолого-педагогические аспекты развития связной речи младших школьников с использованием инновационных технологий"

Ляховская Татьяна Андреевна

Проблема речевого развития школьников в системе образования требует отдельного внимания и организованной работы всех участников образовательного процесса.К сожалению, в последнее время число детей, обладающих общим недоразвитием речи возрастает, что ведет к последующим закономерным трудностям в обучении и установлении межличностных контактов с окружающими.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_lyahovskoy_t.a.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

Т. А. Ляховская, педагог-психолог МБОУ СОШ № 4.

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ.

Сензитивным периодом для развития навыков речевого общения детей является дошкольный возраст, а именно, раннее детство [1]. Однако, на подготовительных курсах в школе и, впоследствии, при поступлении в первый класс общеобразовательного учреждения у многих детей диагностируется нарушение общего и речевого развития. К сожалению, в последние годы наблюдается тенденция роста числа детей с данной проблемой, и это, несомненно, требует внимания специалистов.

Речь — исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определённых правил. Процесс речи предполагает, с одной стороны, формирование и формулирование мыслей языковыми (речевыми) средствами, а с другой стороны — восприятие языковых конструкций и их понимание. [4].

Формируясь на этапе раннего детства, речь становится ведущим процессом психического развития ребенка в целом. Прослеживается взаимосвязь развития речи и базовых психических функций: внимания, памяти, мышления, воображения, восприятия [5]. Их нормотипичное развитие необходимо для успешного овладения универсальными учебными действиями и усвоения школьной программы.

Оценивая готовность ребенка к школьному обучению, мы обращаем внимание на сформированность необходимых  компонентов: мотивационного; интеллектуального, эмоционально-волевого, личностного, социально-психологического (коммуникативного). Последний  предполагает сформированность  внеситуативно-личностного общения с взрослым, и общения с детьми.

Одним из основных компонентов в обучении и воспитании детей является развитие связной речи – высшей формы речевой деятельности. Она неразрывно связана с миром мыслей, связность речи – это связность мыслей.

Человек, являясь существом социальным, находится в регулярном взаимодействии с другими людьми. Недоразвитие или отклонения в развитии коммуникативной сферы приводят к сопутствующим трудностям:

  1. сложности установления отношений с другими детьми и взрослыми;
  2. изолированное положение в группе сверстников;
  3. трудности в освоении программы массовой школы;
  4. снижение самооценки и ухудшение самоотношения и др.

Все это  препятствует нормальному и благоприятному течению жизни  и формированию гармоничной личности ребенка.

Целью психолого-педагогического сопровождения обучающихся является создание социально-психологических условий для развития и успешного обучения детей.

Лишь при грамотно организованной деятельности всех специалистов и активном включении в работу родителей воспитанника, их взаимосвязи возможно достижение поставленной цели. Прогресс в развитии ребенка – это результат долгой, ответственной и планомерной работы всех элементов единой системы, своевременно оказывающих необходимую помощь и поддержку.

 Работа педагога-психолога в направлении развития речи младших школьников успешно реализуется посредством использования инновационных технологий: песочной терапии, различных видов массажа, психогимнастики, развивающих и обучающих игр, кинезиологических упражнений, метафорических ассоциативных карт и т. д.

Леонтьев А.Н. в своих трудах писал, что предпосылкой всякой деятельности является та или иная потребность. У ребенка должно возникнуть стремление к вступлению в общение. Занятия должны быть не просто насыщены набором методик и технологий, но и быть интересными и увлекательными для ребенка по содержанию. В младшем школьном возрасте наилучшим образом все это сочетается в игре.

Организуя пространство и деятельность ребенка извне, мы направляем его на путь прогрессивного развития [2].

Для развития речи эффективно применение игр, направленных на сочинение историй по картинкам, создание сюжетной линии. Это позволяет расширить словарный запас, и способствует одновременному развитию всех психических функций и проявлению самостоятельности.

Опора на наглядный материал дает возможность актуализировать деятельность бессознательного и, как следствие, ведет к стремлению изложить свои мысли и чувства. При применении в работе метафорических ассоциативных карт ребенок не только охотно идет на контакт со взрослым, но и делится своими переживаниями, развивая таким образом речь.

Карты используют в качестве стимульного наглядного материала для развивающих и дидактических игр. Целями такой работы могут быть развитие речи во всем ее разнообразии – от расширения словарного запаса до формирования связности [6].

При помощи различных приемов важно стимулировать речевую активность ученика ведь функции коры полушарий мозга организуются в результате действий внешних раздражителей на воспринимающие органы и ответного на них реагирования.  Одним из таких приемов является параллельный разговор. Педагог называет действия ребенка, комментирует их, подсказывая ему слова и побуждая к ответным репликам. В основе данной тактики лежит положение Л.С. Выготского о том, что взрослый, организуя процесс превращения внешнего социального во внутреннее психическое, развивает личность ребенка.

Развитие речи тесно связано не только с познавательной, но и с эмоционально-волевой сферой. Путем провокации ребенка, мы стимулируем его к процессу «говорения». Транслируя непонимание, допуская задуманную ошибочность в собственных действиях, мы способствуем проявлению у ребенка несогласия с происходящим, в ходе которого он стремится высказать свою точку зрения. Дети порой готовы поддерживать порядок больше, чем взрослые. Они нуждаются в правилах, хотят и ждут их [3].

Для успешного обучения в школе важно полноценное развитие мозолистого тела и межполушарных связей. Его развитие возможно благодаря использованию кинезиологических упражнений. 

Кинезиология – наука о развитии умственных способностей через определенные двигательные упражнения.

Выполнение упражнений дает возможность эффективнее усваивать информацию, успешно овладевать даже сложными  интеллектуальными действиями.

Кинезиологические упражнения развивают мозолистое тело, повышают стрессоустойчивость, улучшают мыслительную деятельность и речь ребенка, способствуют развитию памяти и мышления.

Планируя ход занятия, важно учитывать особенности развития эмоционально-волевой сферы детей, имеющих нарушения в развитии речи: повышенная возбудимость, раздражительность или общая заторможенность, замкнутость, обидчивость, плаксивость, многократная смена настроения и др. Чувствуя и замечая изменения в состоянии ребенка, корректировать течение занятия, его динамику, последовательность и необходимость применения определенных упражнений.

Таким образом, используя различные приемы и упражнения, игровые обучающие технологии в доверительной обстановке и грамотно организованных педагогом условиях, мы способствуем развитию речи обучающегося, как необходимого условия формирования зрелой и успешной личности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. – Санкт-Петербург: Питер, 2008. – 398 с.
  2. Выготский Л.С. Мышление и речь /Л. С. Выготский – Санкт-Петербург: Питер, 2017. – 432 с.
  3. Гиппенрейтер Ю. Б. Общаться с ребенком. Как?/                         Ю. Б. Гиппенрейтер. – Москва: Сфера 2003. – 340 с.
  4. Ильичев Л. Ф. Философский энциклопедический словарь/                     Л. Ф. Ильичев, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. – Москва : Сов. энциклопедия,1983. – 839 с.
  5. Лурия А.Р. Речь и развитие психических процессов у ребенка /          А.Р. Лурия, Ф.Я. Юдович. – Москва: изд-во Акад. Пед. наук РСФСР,1956. – 94 с.
  6. Ушакова Т.О. Роботы. Метафорические карты для работы с детьми, подростками и родителями / Т.О. Ушакова. – Москва: Генезис, 2019. – 172 с.