Имидж учителя

Дёмина Наталья Владимировна

Презентация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл imidzh_uchitelya_demina1.pptx2.11 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Имидж современного педагога глазами старшеклассников. Работу выполнила: ученица 10 класса Иванцова Анастасия Руководитель: педагог-психолог Дёмина Н.В. Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Гимназия г. Алдан».

Слайд 2

Эпиграф: «У Вас никогда не будет второго шанса произвести первое впечатление » ( Ден . Аспромонте )

Слайд 3

Актуальность: Сегодня много говорят о Школе будущего. В Школе будущего большое значение будет придаваться не только получению знаний, но и развитию личности ученика, учету его интересов, склонностей, способностей. И главную роль здесь играет, конечно же, учитель. Как он - учитель Школы будущего? Как представляют учителя будущего ученики? Внешний облик помогает человеку привлечь к себе внимание, создать положительный настрой на себя, а для учителя это особенно важно. Учитель всем своим внешним обликом и внутренним состоянием должен располагать к себе учащихся и взрослых. В нем постоянно должны отражаться его богатый внутренний мир, любовь к детям и забота о них.

Слайд 4

АКТУАЛЬНОСТЬ: В следующем учебном году я завершаю обучение в гимназии. Свою будущую профессию я уже выбрала – я хочу стать учителем истории и обществознания. Обретая профессию мы обретаем социальную роль, определенное положение в обществе. Но сегодня не достаточно быть просто специалистом, необходимо стать специалистам с достойным имиджем . Сегодня мы можем говорить об имидже врача , юриста, бухгалтера, менеджера и т.д. В связи с этим меня волнуют вопросы : А существует ли имидж у учителя ? Какой он в современном обществе ? Кто формирует имидж учителя ? И что нужно делать, чтобы у тебя сформировался хороший имидж ? С этих вопросов началось наше исследование.

Слайд 5

Цель исследования: Изучить , как воспринимают подростки имидж современного педагога; Объект исследования : И мидж педагога ; Предмет исследования : Имидж педагога глазами старшеклассников . Гипотеза: Внешние и внутренние составляющие имиджа педагога, оказывают влияние на восприятие старшеклассниками профессионально важных качеств учителя.

Слайд 6

Для достижения поставленной цели и доказательства выдвинутой гипотезы необходимо решить следующие задачи . Задачи исследования 1 . Изучить литературу по проблеме исследования и охарактеризовать понятие и структуру «имиджа педагога »; 2. Провести исследование по изучению имиджа современного педагога и проанализировав результаты - определить имидж современного педагога; 3 . Сформулировать комплекс мер, способствующих повышению престижности педагогических профессий.

Слайд 7

С точки зрения психологии «имидж» рассматривается как образ, возникающий в психике человека в процессе восприятия (перцепции). Имидж представляет собой психический образ, специально конструируемый, принимающий характер стереотипа и имеющий манипулятивное воздействие на окружающих; В социологии понятие «имидж» часто рассматривается через статусный образ: «Имидж –совокупность представлений, сложившихся в общественном мнении о том, как должен вести себя человек в соответствии со своим статусом, как должны соотноситься между собой права и обязанности в данном статусе »; Психолог А . П. Панфилова , в своей книге «Имидж делового человека», определяет имидж как целенаправленно формируемый образ, призванный оказать эмоционально – психологическое воздействие на кого – либо в целях популяризации, рекламы, формирования репутации; В обыденном понимании слово «имидж» употребляется по отношению к человеку в двух смыслах : как внешний вид человека и как его репутация . На самом деле эти две грани образа слиты. Мы наблюдаем внешний вид, а оцениваем репутацию! Можно сказать, что имидж – это образ, включающий внутренние и внешние характеристики.

Слайд 8

«Существует ли имидж учителя?» – задает вопрос известный отечественный психолог Л . М. Митина и утвердительно отвечает на него: Учителя «вычисляют» в непрофессиональной сфере очень быстро и без труда . «Вы, наверное, учительница?» - спрашивают соседи по купе в поезде, уже сразу после непродолжительного общения . Как они догадываются?

Слайд 9

Составляющие имиджа ( А.Ю.Панасюк ) Габитарная (от лат. Габитус - внешний вид) - одежда, прическа, обувь, аксессуары, макияж, парфюм, силуэт. Кинетическая - осанка, походка, жестикуляция, мимика (выражение лица, улыбка, направление и продолжительность взгляда). Речевая - культура устной и письменной речи, грамотность, стиль, почерк, Средовая - созданная человеком среда обитания (интерьер квартиры, оформление кабинета, порядок на рабочем столе и т.п.). Овеществленная - созданные человеком продукты его труда

Слайд 10

Все перечисленные виды имиджа делают человека узнаваемым, могут охарактеризовать многие его личностные и профессионально важные качества. В нашем исследовании, мы брали для подробного изучения только два вида имиджа учителя: габитарный и вербальный.

Слайд 11

Психологическая нагрузка имиджа педагога. Во - первых, аккуратно, чисто и со вкусом одетый педагог воспитывает эти же качества в воспитанниках. Во – вторых, одежда педагога может отвлекать внимание во время занятия, подрывая процесс обучения.

Слайд 12

Анализ изменений имиджа педагога в ХХ век. 30-е годы … Хороший учитель – это… 1. Знание предмета и владение методикой. 2. Хорошие взаимоотношения с воспитанниками. 3. Умение правильно оценивать знания воспитанников. 4. Создание дисциплины. 5. Внешний вид.

Слайд 13

Анализ изменений имиджа педагога в ХХ век. 40-е и 60-е годы … 40-е годы, в педагоге ценили знание предмета, общую эрудицию, политическую зрелость. 60-х годы, уравновешенность , гармоничность, авторитет, знание предмета, сильная воля, храбрость, остроумие, приятная наружность, понимание своих воспитанников, умение говорить логично и выразительно, требовательность самостоятельности, любовь к педагогической работе.

Слайд 14

Анализ изменений имиджа педагога в ХХ век. 70-е годы и 80-е … Педагог должен быть - справедливый, умный, энергичный, требовательный, авторитетный, хороший организатор, приветливый, любящий детей, любящий свою работу.

Слайд 15

Анализ изменений образа учителя в ХХ век. 90-е годы…. Качества педагога по степени их важности для воспитанников, показывают, что первые места отводят доброте, внимательности, чувству юмора, такту.

Слайд 16

Каким должен быть имидж педагога XXI века? С данным вопросом я и мой научный руководитель обратились к старшеклассникам МБОУ «Гимназия г. Алдан». Основной стиль педагога – это классика. Классический стиль – это стиль, одобренный временем, но с включением модных элементов.

Слайд 17

Исследовательская работа: В подтверждение теоретической части, я перехожу к практической части, где ставлю перед собой задачу, подтвердить поставленную нами гипотезу.

Слайд 18

Анализ результатов проведенного исследования: В нашем исследовании приняло участие 61 человек. Опрос проводился среди учащихся 8 - 11 класса и педагогов. Психологический инструментарий представлен следующей методикой: «Имидж современного педагога глазами старшеклассников».

Слайд 19

Исследование габитарного имиджа педагога: В литературе по имиджеологии мы выявили, что учителям, как руководителям и политикам, рекомендуется деловая одежда следующих стилей /2, С. 247/: 1. Классического стиля; 2. Романтического стиля; 3. Классический стиль (с элементами спортивного стиля). Классический стиль характеризуется как строгая элегантность, романтический стиль – как женственность, классический стиль с элементами спортивного стиля, как – элегантность плюс удобство. Во время наблюдения выяснила, что большинство наших учителей предпочитают деловую одежду классического стиля, а также – романтического и классического стиля с элементами спортивного, реже - одежду в стиле « casual ». В результате своего исследования выявила, что в зависимости от того, какой стиль деловой одежды предпочитает учитель, он по-разному воспринимается своими учениками.

Слайд 20

В результате исследования выяснила что, если учитель предпочитает классический стиль одежды , он воспринимается учениками как: 1. Умная – 68%. 2. Строгая – 62%. 3.Требовательная – 61%. 4. Справедливая – 49%. 5. Честная - 45%. 6. Высоконравственная – 44%.

Слайд 21

Учителю, предпочитающему романтический стиль одежды, старшеклассники приписывают такие качества, как: 1. Приятная – 58%. 2. Доброжелательная - 57%. 3. Сострадательная – 56%. 4. Бесконфликтная – 47%.

Слайд 22

Учителю, предпочитающему спортивный стиль одежды, старшеклассники приписывают такие качества, как: 1. Веселая – 47%. 2. Современная – 42%.

Слайд 23

Для дальнейшего анализа габитарного имиджа учителя изучила восприятие старшеклассниками цветовой гаммы одежды. 1.На первом месте в рейтинге самых деловых цветов в одежде старшеклассники выбрали черный цвет; 2.На втором – серый и коричневый цвета (они набрали одинаковое количество баллов); 3.На третьем месте – бежевый цвет; 4.На четвертом месте – синий цвет; 5.На пятом – с одинаковым количеством баллов вышли темно-бордовый и белый цвета; 6.На шестом – фиолетовый цвет; 7.На седьмом – цвет морской волны; 8.И на последнем месте – зеленый цвет. Резюмируя данные исследования и данные анализа литературы по этому вопросу, можно прийти к выводу, что самыми деловыми цветами в одежде являются: черный, синий, коричневый, серый, светлые тона.

Слайд 24

Цветовая гамма одежды. Представление старшеклассников о цвете одежды учителей.

Слайд 25

Исследование вербального имиджа учителя. Коммуникативный имидж объединяет все вербальные и невербальные особенности общения учителя. Однако если речь педагога является предметом его постоянного анализа, то постоянно анализировать то, как воспринимают старшеклассники особенности его общения с ним, представляется достаточно сложным . Поэтому, при изучении вербального имиджа учителя оценивались те особенности учителей, которые затрудняют общение старшеклассников с ними. Опрос проходил в форме свободных ответов. Учитывая большой разброс мнений по этому вопросу (в результате мы получили 9 таких характеристик), во внимание брались только те из них, которые набрали не менее 20% ответов. Среди таких характеристик старшеклассники выделили следующие:

Слайд 26

Исследование вербального имиджа учителя. 1.Неумение поставить себя на место другого, непонимание – 45%; 2.Высокомерное отношение к учащимся – 44%; 3.Слишком громкая речь – 39%; 4.Большая разница в возрасте – 33%; 5.Строгость – 31%; 6.Стремление делать выводы по внешности – 24 %. Среди качеств, встретившихся в ответах старшеклассников менее 20%, следующие : привычка перебивать во время ответа, безразличное отношение к учащимся, особенности характера и самоуверенность учителя, неопрятный внешний вид и недостаток опыта.

Слайд 27

Исследование вербального имиджа учителя.

Слайд 28

Портрет идеального учителя. В результате исследования, мы выявили следующие составляющие портрета «идеального» учителя с точки зрения старшеклассников гимназии. Он оказался следующим : 1. Доброжелательный 2. Понимающий 3. Справедливый 4. Умный 5. С чувством юмора 6. Стильный 7. Красивый, приятный 8. Строгий 9. Любящий свою работу 10. Спокойный

Слайд 29

Исследование характеристик «портрета идеального учителя» с точки зрения старшеклассников

Слайд 30

Резюмируя данные исследования, я пришла к выводу, что гипотеза в отношении того, что внешние и внутренние составляющие имиджа учителя оказывают влияние на восприятие старшеклассниками его профессионально важных качеств - подтвердилась. Мне удалось доказать, что в зависимости от того, какого стиля и цвета учитель предпочитает костюм, во многом зависит то, как он воспринимается своими учениками. Также выяснила, какие особенности учителей затрудняют общение старшеклассниками с ними и какие характеристики вкладывают современные школьники в понятие «идеальный» учитель. Закончить данную работу хотелось бы так: На учителя смотрят внимательно... Образ учителя сохраняется в памяти в самых ярких внешних характеристиках. Примером этому могут служить ваши собственные школьные воспоминания. ЗАКЛЮЧЕНИЕ: