Психологическая готовность педагогов к реализации инклюзивного образования

Михальченкова Ксения Александровна

В статье описаны основные причины психологической не готовности педагогов к реализации инклюзивного образования

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_mihalchenkova_kseniya.doc26.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ ПЕДАГОГОВ К РЕАЛИЗАЦИИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ДОУ

Михальченкова Ксения Александровна, студент

Красноярский государственный педагогический университет имени В.П. Астафьева, г. Красноярск.

Ключевые слова: инклюзивное образование, дошкольное образовательное учреждение, психологическая готовность, дети с особыми образовательными возможностями (ОВЗ), дети с особыми образовательными потребностями (ООП).

Аннотация. В данной статье рассматривается вопрос психологической готовности педагогов к воспитанию и обучению детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения. В статье представлены основные параметры психологической готовности педагогов к включению «особого» ребёнка в процесс совместной деятельности.

На современном этапе развития общества, в связи с реформами в образовании остро встал вопрос о введении инклюзивного образования, как на уровне школ, так и на уровне детских садов. Это необходимо, что бы все дети, вне зависимости от своих индивидуальных особенностей могли иметь возможность посещать детский сад или школу в шаговой доступности от дома и  быть включенными в социальную жить

Инклюзивное образование - это процесс, в котором учитываются потребности всех детей, не только с проблемами развития, но и разных этнических групп, пола, возраста, принадлежности к той или иной социальной группе. Система обучения подстраивается под ребёнка, а не ребёнок под систему.

И ведущую роль в этом процессе играет педагог, который работает с детьми, именно от его настроя, желания и профессиональных качеств зависит успех реализации инклюзивного образования. Огромное значение имеет личность педагога, так как она является «инструментом», основой успешной педагогической деятельности. Именно от психологической готовности педагога зависит успех реализации инклюзивного образования в дошкольном образовательном учреждении.

В структуре психологической готовности С.В. Алёхина выделяет следующие критерии:

  • эмоциональное принятия детей разных нозологических групп;
  • готовность включать детей с различными типами нарушений в непосредственной образовательной деятельности;
  • удовлетворенность собственной педагогической деятельностью. [1]

С.В. Алёхина, М.Н. Алексеева и Е.Л. Агафонова отмечают в своих исследованиях, что первичной и важнейшей ступенью подготовки системы образования к реализации инклюзивного обучения и воспитания является этап психологических и ценностных изменений ее специалистов и уровня их профессиональных компетенций [4].

На сегодняшний день остро встает проблема неготовности педагогов детских садов (профессиональной, психологической и методической) к работе с детьми с особыми образовательными потребностями (ООП) и детьми  с особыми возможностями здоровья (ОВЗ).

Основным психологическим «барьером» являются страх перед неизвестным, страх вреда инклюзии для остальных участников процесса, негативные установки и предубеждения, профессиональная неуверенность педагогов, нежелание изменяться, психологическая неготовность к работе с «особыми» детьми. Это ставит серьезные задачи не только перед психологическим сообществом сферы образования, но и методическими службами, а главное – перед руководителями образовательных учреждений, реализующих инклюзивные принципы. Педагоги детских садов нуждаются в специализированной комплексной помощи со стороны специалистов в области коррекционной педагогики, специальной и педагогической психологии, которая обеспечит понимание и реализацию подходов к индивидуализации обучения детей с особыми образовательными потребностями, в первую очередь – детей с ограниченными возможностями здоровья. Но самое важное, чему должны научиться педагоги дошкольных образовательных учреждений – это работать с детьми с разными возможностями в обучении и учитывать это многообразие в своем педагогическом подходе к каждому.

Одним из самых важных профессиональных качеств является  стрессоустойчивость педагога. Фактором социальной адаптации к стрессовым ситуациям является развитая социально-психологическая толерантность (терпимость) его педагога. Нетерпимость в значительной мере обусловлена стереотипами личности, негативными установками межличностного оценивания. Педагогу в профессиональной деятельности приходится проявлять толерантное отношение к необычному внешнему виду воспитанников, к их неадекватному поведению, нечеткой речи, а порой ее отсутствию.

Таким образом, психологическая готовность педагога к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья предполагает сформированность комплекса качеств, которые основываются на личностных ресурсах.

Педагоги и администрация образовательного учреждения, принявшие идею инклюзии, особенно остро нуждаются в помощи по организации педагогического процесса, отработке механизма взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса, где центральной фигурой является ребенок. Инклюзивное пространство подразумевает открытость и доступность не только для детей, но и для взрослых.

Оптимальный процесс развития психологической готовности педагога к интеграции детей может быть построен на основе включения в годовой план работы ДОУ специальной психологической программы для педагогов, которая способствовала бы повышению их интереса педагогов к инклюзивной практике, формированию у них навыков самостоятельного приобретения знаний и применения их при организации работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, формированию толерантности, положительного отношения, эмпатии к детям с ограниченными возможностями здоровья, снятию психологического напряжения и формированию положительной мотивации к работе с детьми с особыми образовательными потребностями.

Литература:

1. Хасанова А. С. Формирование инклюзивной компетентности у учителей начальных классов в условиях инклюзивной школы при работе с детьми с различными нозологиями // Молодой ученый. — 2017. — №14. — С. 668-670. — URL https://moluch.ru/archive/148/41532/ (дата обращения: 02.04.2018).

2. Алехина, С. В. Готовность педагогов как основной фактор успешности инклюзивного процесса в образовании / С. В. Алехина, М. Н. Алексеева, Е. Л. Агафонова // Психологическая наука и образование. — 2011. — № 1. — С. 83–92.

3. Кутепова, Е. Н. К вопросу подготовки специалистов для реализации инклюзивной практики в системе образования / Е. Н. Кутепова // Инклюзивное образование: методология, практика, технология: материалы Междунар. науч.- практ. конф. / Моск. гор. психол.-пед. ун-т; редкол.: С. В. Алехина [и др.]. — Москва, 2011. — С. 218–220.

4. Алехина С.В., Алекссевна М.А., Агафонова Е.Л. Готовность педагогов как основной фактор успешности инклюзивного процесса в образовании // Психологическая наука и образование. – 2011. - № 1. – С.83-92.