Немного о вредных привычках

Макарова Людмила Анатольевна

Вредные привычки и профилактика

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nemnogo_o_vrednyh_privychkah.docx16.66 КБ

Предварительный просмотр:

Немного о вредных привычках детей

Консультация для педагогов

Подготовила педагог-психолог Макарова Л.А.

«Привычка – вторая натура». «Посеешь поступок - пожнешь привычку, посеешь привычку - пожнешь характер, посеешь характер - пожнешь судьбу». Эти и многие другие народные пословицы подчеркивают значение привычек в жизни человека. С привычками не рождаются. Привычки, и хорошие, и дурные, создаются условиями жизни и воспитания. Воспитание и обучение направлены в первую очередь на то, чтобы привить человеку нужные ему в жизни полезные знания и навыки. В зависимости от типа нервной системы, и в первую очередь от степени подвижности или инертности корковых процессов, у одних привычки создаются быстрее, у других – медленнее; у одних они легко исчезают или изменяются, у других - закрепляются очень прочно. Но всегда чем младше ребенок, тем легче и быстрее возникают, и прочно закрепляются привычки, и чем он старше, тем труднее их преодолеть. Какие привычки мы называем вредными? Разберем лишь некоторые из наиболее распространенных, основы которых, как правило, закладываются в раннем детстве. Для окружающих наиболее заметной привычкой ребенка является сосание пальца. Сосательная потребность у младенца является физиологической данностью, которая постепенно ослабевает. Однако есть дети, которые достаточно длительное время требую для засыпания соску или берут палец в рот. Часто бывает достаточным спокойно поговорить перед сном с ребенком, посидеть рядом на кроватке, подержать некоторое время за ручки, чтобы ребенок мог успокоиться и заснуть. Ежедневное спокойное общение с ребенком непосредственно перед сном сделает его более уравновешенным и менее возбудимым. В возрасте от двух с половиной до трех лет роль «успокоителя» может играть мягкая игрушка, которую ребенок берет с собой в постель на ночь. Некоторые взрослые считают, что это не педагогично, нельзя баловать ребенка, каждый должен засыпать самостоятельно. Для спокойных «беспроблемных» детей это правильно. Но если ребенку действительно требуется помощь в борьбе с вредной привычкой, то одними командами и силовым нажимом ничего не добьешься. Разберем еще одну привычку, основа которой закладывается в детстве, и которая может в дальнейшем привести к конфликту с окружающими людьми. Нет особой «патологической лживости» как какого-то врожденного заболевания. Сталкиваясь с лживыми людьми, нередко удается обнаружить, что привычкой лгать является результат неправильного воспитания в детстве. Это происходит в тех случаях, когда дети безнаказанно обманывают, приписывая свои поступки другим детям. Если ребенок лжет сознательно, пытаясь с помощью лжи получить незаслуженную награду, свалить вину на другого, что бы избавиться от взыскания и т.п., то тут нужно быть строгим, ложь всегда должна повлечь за собой разоблачение, и тогда привычка к ней полностью исчезнет. От лжи следует отличать любовь к фантазированию, свойственную дошкольникам, когда они выдумывают несуществующие события или невероятные происшествия, свидетелями которых они якобы были. Одновременно с этим надо избегать предъявления слишком высоких требований к ребенку и слишком суровых наказаний, так как страх перед ними нередко толкает ребенка на ложь.  Прежде чем уличить ребенка в том, что он говорит неправду, надо быть уверенным, что он действительно солгал, не оскорбляя его необоснованным подозрением. Одной из самых распространенных дурных привычек является детский онанизм. У мальчиков он встречается несколько чаще, чем у девочек, но у последних труднее искореняется. Следует внимательно следить за ребенком и не упустить первых попыток к онанизму, не дать укорениться этой вредной привычке. Онанизм не может быть причиной органического заболевания нервной системы, если та привычка будет прогрессировать, это не может остаться безвредным для детского организма в целом, и его неразвившегося полового органа в частности. Кроме того, онанизм отвлекает ребенка от игр, общения со сверстниками и других детских интересов, тем самым тормозит его развитие. Возникает эта привычка обычно после того, как ребенок случайно или в связи с какой проблемой (опрелость, зуд) потрет половые органы и испытает от этого удовольствие. Широко рекомендуемые врачами и психологами отвлечение внимания детей, т.е. переключение  его на другие интересы (игры, спорт) правильные и в некоторых случаях бывает, что резкая перемена обстановки или богатство ярких впечатлений могут избавить ребенка от той вредной привычки, однако как правило не всегда это помогает. Ребенку нужно твердо и спокойно объяснять о недопустимости такого занятия. Не следует резко отнимать рук, ругать или тем более наказывать его. При неблагоприятных условиях для развития ребенка и в случаях, когда его внимание фиксируется на вредных привычках, приятные ощущения, получаемые от вредной привычки, могут стать для него заменителем отсутствующего домашнего тепла и или отсутствием родительской заботы. Так как чаще всего дети прибегают к онанизму в постели, надо укладывать ребенка спать в пижаме и следить, чтобы во время сна руки ребенка лежали поверх одеяла, мочевой пузырь ребенка не должен быть переполнен, постель не была слишком теплой и мягкой. Когда ребенок ложится спать, взрослые должны посидеть у его кровати, дождаться пока ребенок уснет, а после пробуждения не держать долго в постели. Детям склонным к онанизму, нельзя давать натуральный кофе, какао, шоколад. Для уменьшения возбудимости хорошо применять водные процедуры, успокаивающие медикаменты, но только по назначению врача.