ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЗАМЕЩАЮЩИХ СЕМЕЙ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_1234_mart.docx | 57.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Анашкина Екатерина Александровна, психолог
Государственного бюджетного учреждения города Москвы Центр содействия семейному воспитанию «Радуга» Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЗАМЕЩАЮЩИХ СЕМЕЙ
На сегодняшний день требование правительства создавать замещающие семьи и желание отдельных служб вовремя «отрапортовать» о проделанной работе приводит к тому, что «особых» детей зачастую отдают людям, не готовым к встрече с сопутствующими проблемами. Родители оказываются совершенно не информированными практически по всем вопросам, начиная от процедуры усыновления, заканчивая, казалось бы, совершенно банальным — собственными мотивами. На собственной практике я убедилась в том, что при прямом вопросе: «Чем вы руководствуетесь при приёме ребёнка-сироты в Вашу семью?», многие кандидаты сначала теряются и не знают, что ответить. И, как правило, решение стать приёмными родителями определяется не в один мотив, а их комплекс. Ведущими же мотивами выступают:
·желание иметь ребёнка в случае невозможности по физиологическим причинам завести собственного;
·любовь к детям, в то время как собственные уже выросли;
·чувства милосердия к детям, нуждающимся в поддержке и защите;
·смерть собственного ребёнка;
·укрепление семьи;
·чувство одиночества;
·религиозные мотивы.
На самом деле, ни на одну из этих причин не должна опираться мотивация в приёме ребёнка кандидатов в приёмные родители. И это далеко не весь перечень. На данном этапе при правильной «постановке диагноза» ещё всё можно исправить и повернуть в правильное, нужное русло. Более серьёзные проблемы могут начаться (и в большинстве случаев так и происходит), когда уже потенциальные приёмные родители, приняв ребёнка на воспитание в свою семью, начинают сталкиваться с различными проблемами семейного характера. Часто приёмные родители стараются создать в семье среду гиперопеки, безмерно балуют «несчастную сиротинушку, хлебнувшую в этой жизни горя». Следует понимать — это не ребёнок несчастный, так сложились обстоятельства. Ребёнок совершенно нормальный, просто ему требуется немного больше душевного тепла, родительской заботы, внимания и терпения, чем остальным детям. Но не стоит путать тепло семьи с гипертрофированными чувствами. В подобных условиях ребёнок обычно быстро берёт контроль над ситуацией, начинает помыкать своими родителями. Или же, наоборот, бывают случаи, когда ребёнка уличают в краже, он ведёт себя «неподобающе». Любые отклонения от нормы в поведении приёмного ребёнка неподготовленные родители трактуют в свою пользу, приписывая все неудачи генам. Ведь гораздо легче «свалить» всё на плохую наследственность, чем на собственные промахи в воспитании. Вот почему так важно научить будущих мам и пап понимать, что стоит за странным поведением ребёнка.
Поскольку основное количество серьёзных проблем, с которыми сталкиваются замещающие семьи, возникают в самом начале её становления, то основу психологических особенностей таких семей составляют так называемые «стадии привыкания» членов новой семьи друг к другу. Ведь ребёнок переживает не меньше, чем сами взрослые, и ему не менее трудно адаптироваться к новой обстановке.
Г.Н. Соломатина в своей статье «Адаптация детей-сирот к условиям приёмной семьи» даёт следующие стадии процесса социальной адаптации ребёнка к условиям приёмной семьи, выведенные на основе анализа протоколов бесед с приёмными родителями.
Остановимся на них поподробнее [2, с. 76—82].
Первая стадия была выделена как шоковое, или стрессовое состояние ребёнка. Оно возникает в результате кардинального изменения условий его жизни: перемена места жительства; новые бытовые условия; вхождение в новую социальную среду. На этом этапе у детей отмечались скованность, концентрация на своём внутреннем мире, отказ взаимодействовать и тому подобное. Только спустя полгода пребывания в приёмной семье, ребёнок смог описать своё состояние в этот период: «Мне было так страшно, я так боялась. Я вас совсем не знала».
Игровая деятельность практически отсутствовала. У детей преобладали стереотипные манипулятивные действия с игрушками, такие как укачивание кукол, катание машинок. На этой стадии у детей появились воспоминания о «прошлой» жизни в родной семье, которые в основном носили ситуативный характер.
Примеры: Увидев на улице пьяного, ребёнок начинал вспоминать, как дрались пьяные родители. В одном случае шоковое состояние сопровождалось бурными аффективными реакциями; на второй день пребывания мальчика шести лет в приёмной семье его повели обедать в ресторан. В ресторане он с ножом и вилкой стал бросаться на окружающих, после чего его сразу вернули в детский дом»
Продолжительность данной стадии — около одной недели.
Вторая стадия была охарактеризована социально-бытовой ориентацией. На ней происходит ознакомление с бытовой обстановкой и расширение социальных связей ребёнка. Здесь ребёнок активно изучает реакции и поведение своего ближайшего окружения, как детей, так и взрослых; приспосабливается к правилам и требования данной семьи, к различным видам деятельности. Для этой стадии характерна повышенная эмоциональная возбудимость и истеричность.
Пример: девочка четырёх лет, после замечания приёмной мамы начала плакать. Слёзы продолжались около часа, при этом она не реагировала на ласковые, успокаивающие слова. Мать стала поглаживать и легко похлопывать по всему телу девочки. Через некоторое время слёзы прекратились, девочка стала играть, как ни в чём не бывало.
В то же время, несмотря на эмоциональное напряжение, большинство детишек наслаждаются любыми проявлениями заботы и ласки со стороны взрослых, в первую очередь, конечно, «новых» мамы и папы. Ребёнок держится за семейные отношения на основе постоянного страха, что он может всё это потерять, что его вернут обратно в детский дом, где его «не полюбят». У детей появляется постоянная эмоциональная зависимость от матери. Они постоянно заглядывают в глаза, ластятся, часто просят обнять, поцеловать, почесать спинку. Наравне с этим они не понимают истинного значения слова «мама» и зачатую вкладывают в это понятие отношения со всеми женщинами, которые хоть каким-то образом проявили к ним заботу или ласковое отношение. Это могут быть и близкие знакомые семьи, и воспитатели в детском саду. Также на данном этапе отмечается чрезвычайное пристальное изучение поведения своих ровесников, копирование их поведения, и применение его при взаимодействии с приёмными родителями.
Пример: В приёмную семью с маленькой девочкой пришли гости с мальчиком того же или младшего возраста. Мальчик капризничал и отказывался от еды. На следующий день девочка стала повторять все капризы «вчерашнего гостя».
«Особое внимание следует уделять ознакомлению детей с бытовой обстановкой нового места жительства. В условиях детского дома дети лишены возможности обучиться пользоваться электробытовыми и газовыми приборами. Эти приборы вызывали повышенный интерес у всех детей, что становилось постоянной угрозой безопасности семьи» [2, с. 79].
Ещё одной особенностью данной стадии является чрезмерное использование местоимения «моё» — «моя комната», «моя собака», «мой стул» и так далее. Ребёнок наслаждается произнесением этого местоимения: после коллективной жизни у него появились собственные, а не общие вещи. К концу данной стадии у детей наблюдается тенденция к новой ответной реакции на наказания — услужливость, желание угодить, дурашливость. В игровой деятельности наблюдается расширение сюжета игры, в тоже время нет привязанности к определённым игрушкам.
Длительность данной стадии не превышала трёх месяцев.
Третья стадия — формирование ролевых установок, усвоение ролей и социальных статусов. В процессе этой стадии происходит осознание собственной позиции ребёнка в новой семье, определение для себя стиля поведения с «новыми» родителями. Можно слышать от детей фразы вроде «моя мама самая лучшая», «Мой папа знает всё». Таким образом, на данном этапе приёмные родители становятся для ребёнка осознаваемым «авторитетом». Постепенно дети начинают приобщаться к совместной деятельности, как, например, уборка помещения, приготовление пищи и тому подобное.
Дети продолжают наблюдать за взаимоотношениями других детей и их родителей (в детском саду, на прогулке, в гостях), повторяют стереотипы поведения окружающих детей. В тоже время у них отсутствует представление о собственной социальной роли, нормах, правилах собственного поведения в различных социальных ситуациях, отмечается так называемая размытость ролевого поведения.
Пример: Девочка семи лет уже достаточно прочно усвоила, что к воспитателям надо обращаться на «Вы», по имени и отчеству, уважительно относиться к ним. Однако часто допускала командную и приказную интонацию, а в некоторых ситуациях обращалась к воспитателям просто по имени и на «ты».
К концу этой стадии происходит дифференциация социальных норм в системе общественных отношений. У ребёнка возникают позитивные отношения в общении с окружающими, ребёнок правильно усваивает нормы поведения без их деформации, поведение носит более адекватный характер. Однако всё ещё можно наблюдать сложности в общении с «чужими» людьми, страх перед ними, сложности в общении со сверстниками и поведением в общественных местах. Игровая деятельность характеризуется расширением сюжетных линий, но бедна на речевые средства. Очень важным новообразованием данной стадия является появление воспоминаний у детей о «прошлой жизни» на фоне совершения ими негативных поступков. Ребёнок в таких ситуациях пытается вызвать чувство острой жалости у приёмных родителей, при этом воспоминания сопровождаются чрезмерной гиперболизацией и нереальными фантазиями.
Длительность данной стадии не превышала четырёх месяцев.
Четвёртая стадия — самоутверждение, то есть стремление ребёнка к достижению определённого общественного статуса и выступающие как доминирующая его потребность. Спецификой этой стадии является отстаивание собственных интересов и своей значимости любыми способами, чаще всего агрессивными. На этой стадии появляются собственные стереотипы поведения. Ребёнок начинает анализировать собственное поведение и поведение окружающих его людей, появляется доверие к членам приёмной семьи и её близким друзьям. Он активно изучает и определяет для себя границы дозволенного, пытается подчинить себе окружающих его взрослых, завоёвывает определённые позиции в семье, настаивает на своих взглядах и точках зрения, часто пытается навязать их другим.
Также явной характеристикой данной стадии является активное развитие познавательной деятельности у детей. Если на предыдущих стадиях познавательная активность была обращена только в сферу социально-бытовых отношений, то здесь происходит расширение интересов и, как следствие, кругозора ребёнка. Здесь можно наблюдать появление вопросов, соответствующих так называемому «возрасту почемучки». Например, «Из чего сделана луна?», «Как появляется арбуз?» и тому подобное. В целом, игровая деятельность детей характеризуется усложнением сюжета игры и речевых средств его выражения, появление творческих игр. Происходит перенос совместных с приёмными родителями разнообразных действий в игровые ситуации. Воспоминания о «прошлой жизни» появляются гораздо реже и носят в основном ситуативный характер, по-прежнему наполнены фантазией.
Таким образом, в конце процесс адаптации ребёнка-сироты к условиям приёмной семьи завершается. Ребёнок приобретает в новой социальной среде устойчивый общественный статус, вырабатывает собственную позицию, учитывает моральные нормы, ценности и правила поведения новой семьи. При позитивном завершении процесса адаптации ребёнок входит в систему семейных отношений полноценным членом семьи. В противном случае протестные, негативные реакции ребёнка будут продолжаться, ребёнок так и будет стремиться к самоутверждению, используя деструктивные способы достижения своих целей.
При благоприятной адаптации ребёнка к условиям семьи, данная стадия завершается приблизительно после шести месяцев проживания ребёнка-сироты в замещающей семье.
Что же может помешать процессу адаптации не только на начальных стадиях, но и вообще впоследствии? Среди показателей можно выделить: трудности в общении, в поведении, низкую успешность в различных делах, а отсюда отсутствие авторитета среди окружающих.
Причины адаптационных затруднений разнообразны: это и особенности нервной системы, темперамента детей, специфические черты их характера, адаптационные способности, а также усвоенный прошлый опыт жизни и ценностные ориентации.
Исследования показали, что детям с сильной нервной системой присущи низкий уровень тревожности, самоуверенность, повышенная самооценка, быстрое привыкание к новой обстановке. Преобладающей эмоцией у них является эмоция радости при невысокой выраженности эмоции страха. У этих детей преобладает направленность на себя, мотивы собственного благополучия, стремление к личному первенству [1, с. 8].
Иная картина процесса адаптации наблюдается у детей со слабой нервной системой, которую имеют чаще всего дети из неблагополучных семей. Им зачастую свойственен высокий уровень тревожности, неуверенность, недовольство собой. У таких детей отсутствует способность к быстрому переключению на новые виды работы, им свойственна заниженная самооценка, робость, застенчивость. В то же время, преобладающей направленностью этих детей является устойчивость мотивов, увлечение процессом творческой деятельности (рисование, конструирование и др.) [1, с. 11].
Наибольшие трудности возникают у детей с холерическим и меланхолическим темпераментами у детей быстрых, порывистых, способных отдаваться делу с исключительной страстностью, но не уравновешенных, склонным к бурным эмоциональным вспышкам, резким сменам настроения (холерики) и детей, легко ранимых, склонных к глубоким переживаниям даже незначительных неудач, внешне вяло реагирующих на окружающее (меланхолики) [1, с. 11].
Знание и учёт особенностей темперамента и нервной системы необходимы, чтобы преодолеть трудности, с которыми придётся столкнуться. Приход ребёнка в семью приводит к новым отношениям, перераспределению семейных ролей, возникновению новых привязанностей. А это означает, что приспосабливается каждый член семьи. И чем больше людей включено в этот процесс, тем сложнее. Поэтому необходимым условием успешной адаптации ребёнка-сироты к новой семье является взаимное соответствие ролевых ожиданий ребёнка и приёмных родителей, а также всех членов семьи между собой. Немаловажным является и своевременная помощь по вопросам разрешения конфликтных ситуаций между членами семьи и приёмным ребёнком. Ведь именно оттого, насколько успешно будет завершена каждая из стадий адаптации, тем меньше будет проблем при полной адаптации ребёнка к условиям новой семьи и нового социального окружения в
целом.
Список литературы:
- Рудов А.Г. Генетическая наследственность. В помощь приёмным родителям и специалистам / А.Г. Рудов. — М., 2004. — 52 с.
- Соломатина Г.Н. Адаптация детей-сирот к условиям приемной семьи / Г.Н. Соломатина // Вопросы психологии. — 2008. — № 6. — С. 76—82.