Использование приемов игровой технологии В. В. Воскобовича в работе педагога-психолога ДОУ
Данный материал предназначен для педагогов-психологов ДОУ. В нём приведены возможные варианты испольования развивающей среды В.В.Воскобовича "Фиолетовый лес" в работе психологов ДОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vozmozhnosti_ispolzovaniya.docx | 21.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Возможности использования развивающей среды «Фиолетовый лес» в работе педагога-психолога ДОУ.
Специфика дошкольного возраста заключается в том, что уровень психических процессов и их развитие определить бывает довольно сложно. Особенно если ребенок проходит процесс адаптации или имеет речевые нарушения. Использование проективных методик также может быть затруднено в связи с недостаточным развитием мелкой моторики.
В этом случае у педагога - психолога появляются большие возможности при использовании развивающей среды В.В.Воскобовича «Фиолетовый лес». Наиболее полезным оказывается эта среда для работы с детьми раннего возраста и детей, испытывающих различные трудности в выражении своих мыслей и чувств вербально.
Основное направление работы педагога-психолога с ранним возрастом это адаптация. Процесс адаптации переживают все дети при поступлении в дошкольное образовательное учреждение. При этом часть детей может в период адаптации быть социально неактивными и даже замкнутыми.
Дети раннего возраста эмоциональны и впечатлительны. В период привыкания к детскому саду дети чувствуют себя скованно и вынуждены сдерживать свои эмоции. В то же время детям свойственно быстро заражаться эмоциями, как положительными, так и отрицательными.
Немаловажную роль работе педагога-психолога в этом случае играет использование развивающей среды «Фиолетовый лес». Использование игр с материалами предметно-развивающей среды положительно сказывается на процессе адаптации. Игры детей раннего возраста с материалами развивающей среды «Фиолетовый лес» способствуют снятию эмоционального напряжения, релаксации. Во время игр с материалами данной среды ребёнок легче идет на контакт, испытывает положительные эмоции, а разнообразные тактильные ощущения способствуют развитию сенсорики, мелкой и крупной моторики.
Кроме того, игры с материалами развивающей среды способствуют также интеллектуальному развитию детей. Игра «Приклей-отклей листочки» способствует развитию мелкой моторики, координации движений, успокаивает. Развивать навык счета можно с помощью игры «Принеси по…». Приклеивание листочков разного цвета способствует развитию навыка узнавания цветов.
Материалы развивающей среды «Фиолетовый лес» психолог может использовать и в диагностических целях.
В ходе обследования детей с использованием технологии
В. В. Воскобовича «Фиолетовый лес» в раннем возрасте выявляются:
- уровень развития наглядно-действенного мышления;
- умение различать цвета, величину (сенсорное развитие);
-уровень общей осведомленности;
-уровень развития компонентов познавательной сферы.
Использование развивающей среды «Фиолетовый лес» в работе педагога-психолога может помочь в диагностике и детей старшего возраста, особенно если у ребенка не развиты моторные и речевые навыки. Работа с материалами среды может заменять некоторые проективные методики, с учетом правильной интерпретации полученной картины.
Диагностическая методика «Рисунок дерево» может, с помощью «Фиолетового леса» превратиться в игру «Посади свое дерево». Варианты деревьев в развивающей среде и использование листьев могут подсказать педагогу-психологу о эмоционально-личностных особенностях ребенка. Интерпретация должна проводиться тем же образом, что и в рисунке. Учитывается расположение дерева, сам вид дерева, выбранного ребенком, изображение листвы (количество, расположение на кроне).
Похожим образом можно использовать развивающую среду «Фиолетового леса» для диагностики взаимоотношений в семье ребенка.
Семейные отношения сложно поддаются диагностике, т.к. детям (особенно раннего возраста) свойственно идеализировать своих родителей. Данные анкетирования родителей в свою очередь не всегда могут быть достоверными.
В этом случае психологами часто используются проективные методики «Рисунок семьи» или «Семья животных» в которых ребенок проецирует взаимоотношения к членам семьи на рисунок. Но возникает вопрос, как же быть с детьми с низким уровнем развития речи, неговорящими или детьми не умеющими рисовать.
В этом случае развивающая среда «Фиолетового леса» В.В. Воскобовича может стать настоящей находкой. Ребенку предлагается разместить в лесу семью животных так, чтобы все члены семьи были разными животными». Можно пояснить, что речь идет о сказочной семье, поскольку на самом деле звериные семьи состоят из одинаковых животных.
Основные вопросы к картинке: «Кто здесь? Где они находятся? Чем они сейчас заняты? Кто самый сильный, слабый, красивый, любимый, счастливый, трусливый и т. д.? Т.е. процедура проведения диагностики совпадает с проведением проективной методик, за исключением процесса рисования. Необходимо попытаться побеседовать о каждом персонаже. В образах животных важно выделить, какими характеристиками наделяет ребенок каждое животное. Можно спросить о том, почему для этой семьи выбраны именно эти животные.
Интерпретация осуществляется так же, как в методике «Рисунок семьи», но дополнительную информацию о доминировании - подчинении, агрессивности, эгоцентризме, эмоциональной привлекательности, восприятии черт характера отдельных членов семьи ребенком - несет их идентификация с разными видами животных.
Данная методика направлена на выявление эмоциональных проблем и трудностей взаимоотношений в семье. В картинке, созданной в «Фиолетовом лесу» дети могут выразить то, что им трудно бывает высказать словами. Узнав, каким ребёнок видит окружающий мир, семью, родителей, себя, можно понять причины возникновения многих проблем малыша и эффективно помочь ему при их разрешении.
Таким образом, использование игр с материалами развивающей среды «Фиолетовый лес» может играть немаловажную роль в работе и воспитателей педагога-психолога ДОУ.
Данная методика направлена на выявление эмоциональных проблем и трудностей взаимоотношений в семье. В картинке созданной в «Фиолетовом лесу» дети могут выразить то, что им трудно бывает высказать словами. Узнав, каким ребёнок видит окружающий мир, семью, родителей, себя, можно понять причины возникновения многих проблем малыша и эффективно помочь ему при их разрешении.
Таким образом, использование игр с материалами развивающей среды «Фиолетовый лес» имеет место быть в работы педагога-психолога.