Занятие -тренинг для педагогов на профилактику эмоционального выгорания

Занятие с элементами тренинга для работы с педагогами по снижению эмоционального нарпяжения и профилактике эмоционального выгорания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_-_trening_dlya_pedagogov.docx24.3 КБ

Предварительный просмотр:

Тренинг для педагогов «Профилактика эмоционального выгорания».

Педагог-психолог Мурзина Ирина Анатольевна

Цель тренинга: Профилактика эмоционального выгорания педагогов, снятие эмоционального напряжения, укрепление психологического здоровья педагогов.

Задачи:

- снять мышечное напряжение  у участников  тренинга

- совершенствовать развитие личностных качеств,  способствовать внутренней гармонии.

- создать благоприятные условия для продуктивной работы над собой.

Форма проведения: групповая (до 15 человек) в круге, свободное перемещение в зале.

Участники: педагоги ДОУ.

Продолжительность – 1час.

Ход проведения тренинга.

Приветствие: Профессия педагога связана с нервно-психическими нагрузками. Каждый день педагог испытывает эмоциональное напряжение, что может привести к эмоциональному истощению. Педагоги нуждаются в психологической поддержке, в обучении приемам снятия психоэмоционального напряжения.

Психолог: Здравствуйте, коллеги!  Я предлагаю вам показать  с помощью большого пальца руки, в каком настроении вы пришли на занятие. Если настроение бодрое – палец поднят вверх, грустное, подавленное – опущен вниз, а если нейтральное – палец находится в горизонтальном положении.

Знакомство: Давайте познакомимся друг с другом поближе. «Здравствуйте

 (машут приветственно рукой) те…»,

- у кого детей в группе много;

- кто сегодня успел позавтракать;

- кто рад повышению зарплаты;

- кто тоскует по отпуску;

- кто сегодня готов работать.

Основная часть.

Упражнение «Цвет настроения»

Участники выбирают кружок любого цвета, который им нравится.

Психолог комментирует значение выбранного ими цвета.

Синий - спокойствие, удовлетворенность, умение сопереживать.

Фиолетовый - тревожность, страх, огорчения.

Зеленый - уверенность, настойчивость, упрямство, потребность в достижении цели.

Красный - агрессивность, возбуждение, стремление к успеху, желание действовать, добиваясь успеха.

Коричневый - цвет покоя и стабильности, необходимости в домашнем уюте.

Желтый - активность, веселость, стремление к общению, ожидание счастья.

Серый - тревожность и негативное состояние.

Черный - защищенность, скрытость, желание «спрятать» свой внутренний мир.

Вот вы и узнали как вы себя чувствуете на самом деле. Кстати с помощью цвета можно и скорректировать свое настроение. Есть целое направление в психологии цветотерапия (терапия цветом). Цвет в одежде, в обстановке, может повлиять на наше настроение. Если вам не хватает спокойствия- выбирайте синий, если активности- красный в одежде и интерьере.

А сейчас в продолжение разговора о настроении игра «Калейдоскоп».

Игра «Калейдоскоп»

Цель: переключить внимание участников с внешнего мира на внутренний.

Материалы: ручки, листы бумаги.

Примечание. Игра состоит из трех заданий. На выполнение каждого задания отводится определенное время. После завершения игры предложите педагогам по желанию зачитать свои записи.

Инструкция участникам.

1. Выберите свое любимое животное и три прилагательных для его описания, запишите.

2. Выберите еще одно животное, которое вам нравится, подберите к нему три прилагательных, запишите.

3. Закройте глаза и представьте себя на пляже во время заката. Подберите три прилагательных для описания этой сцены. Откройте глаза и запишите все.

(Дать время.)

Послушайте значение определений:

•        первые три прилагательных описывают вашу личность в повседневной жизни;

•        вторые три прилагательных - идеального партнера;

•        третьи - вашу духовность.

Если вам не хватает каких либо эмоций  или чувств, нужно стремиться их получить…

Один из способов получения положительных эмоций у женщин - это шоппинг.

Релаксационное упражнение «Новое платье»

Звучит спокойная музыка для релаксации.

Сядьте удобно, расслабьтесь, можете закрыть глаза. Проследите, чтобы все мышцы (в т.ч. и лица были расслаблены).  Дышите ровно и глубоко. Постарайтесь сделать вдох глубоким, а выдох удлинить.

Теперь я медленно считаю и вы мысленно идете по улице , делаете 5 шагов и оказываетесь в магазине одежды. 1,2,3,4,5…заходите

В магазине много одежды всех цветов и фасонов.  Современная и старинная одежда, классическая и экстравагантная. Вы просматриваете все наряды и выбираете понравившийся вам.

Приходите домой, надеваете на себя выбранную красивую вещь. Посмотрите на себя, вы довольны собой, вы себе нравитесь. Улыбнитесь себе и снимите наряд, пока что мы его повесим в шкаф. Открывайте шкаф. Вы видите , что в шкафу нет места для нового наряда, но вам нужно убрать его в шкаф. Для этого выберите какую-то старую вещь и выбросьте ее, освободив место для новой одежды. Вместе с этой старой одеждой вы выбрасываете свои прошлые опасения, тревоги , неудачи и ошибки, и не сожалейте о них.

Повесьте свой новый наряд в шкаф. Откройте свой шкаф, свой дом и свою жизнь для перемен.

Постепенно образ ваших нарядов исчезает. 3-2-1 Откройте глаза и возвращайтесь к нам обновленными.

Упражнение: Прощай напряжение!

Цель: обучить снимать напряжение приемлемым способом.

Инструкция участникам.

Сейчас мы посоревнуемся. Возьмите лист, скомкайте его и вложите в это все свое напряжение. Закиньте подальше.

Как вы себя чувствуете? Расстались со своим напряжением? Ощущения после упражнения?

Упражнение «Полное дыхание»

Сядьте удобно. Сосредоточьте внимание на дыхании. Сделайте глубокий вдох. Наполните живот, затем грудь , выпрямите плечи. Задержите дыхание.

Теперь выдох. Медленно через нос, сопровождая звуком с-с-с. Втяните живот так, чтобы вышел весь воздух. Расслабьтесь. Вы почувствуете, как грудная клетка сама наполнится свежим воздухом.

Можно повторить несколько раз.

Упражнение «Я - солнце»

Цель: обучить методике повышения самооценки.

Инструкция для участников: нарисуйте на листе солнце с множеством лучей. В кружке напишите свое имя. Около каждого луча напишите что-нибудь хорошее о себе. Как можно больше хорошего.

Носите солнце с собой, а если станет особенно тяжело и покажется, что вы ни на что не способны, достаньте лист и рассмотрите его, вспомните всё то хорошее, что написано на вашем солнышке.

Рефлексия: «Паутинка». Инструкция: передаем клубочек друг другу, с с отзывом и пожеланием.

Мы все - одна сплоченная команда.

Ритуал прощания.

Спасибо вам за совместную работу. Желаю удачи и хорошего настроения!

Список использованной литературы.

  1. Водопьянова Н. Е., Старченкова Е. С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. – СПб., 2005.
  2. Майстренко В.И. Взаимосвязь синдрома эмоционального выгорания и степени удовлетворенности профессиональных потребностей учителей // Психологическая наука и образование. 2010. №1.
  3. Осухова Н.Г. Не думай о клиенте свысока // Школьный психолог, 2003, № 3.
  4. Пряжников Н. С., Ожогова Е. Г. Стратегии преодоления синдрома «эмоционального выгорания» в работе педагога // Психологическая наука и образование. 2008. № 2.
  5. Синдром профессионального сгорания у педагогов. http://www.psy-tlt.ru/statyi/sindrom_profsgoraniya_pedagogov.htm
  6. Филина С. О «синдроме профессионального выгорания» и технике безопасности // Школьный психолог, 2003, № 7.
  7. Форманюк Т.В. Синдром эмоционального сгорания как показатель профессиональной дезадаптации учителя // Вопросы психологии, 1994, № 6.