Реализация технологий рефлексивно-деятельностного типа на уроках русского языка и литературы

Дмитриенко Людмила Серафимовна

Презентация к исследовательской работе "Реализация технологий рефлексивно-деятельностного типа на уроках русского языка и литературы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nauchka_dmitrienko_npk_fevral_2020.pptx1013.16 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Реализация технологий рефлексивно- деятельностного типа на уроках русского языка и литературы» Дмитриенко Л.С, преподаватель русского языка и литературы

Слайд 2

Деятельностный подход Формирование любых личностных новообразований – умений, способностей, личностных качеств – возможно лишь в деятельности . Л.С.Выготский . « Научиться играть на флейте можно, только играя самому» Сократ Я слышу – я забываю, Я вижу – я запоминаю, Я делаю – я усваиваю. Китайская мудрость

Слайд 3

Студент уметь самостоятельно приобретать знания; применять их на практике для решения разнообразных проблем; работать с различной информацией, анализировать, обобщать, аргументировать; критически мыслить, искать рациональные пути в решении проблем; быть коммуникабельным, контактным и гибким в различных социальных группах и в меняющихся жизненных ситуациях.

Слайд 4

Критерии технологичности Концептуальность Системность Управляемость Эффективность Воспроизводимость

Слайд 5

Педагогическая технология Педагогическая технология – «это продуманная во всех деталях МОДЕЛЬ совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя». (В. М. Монахов ) Характеристики образовательных технологий: гуманность : технологии должны улучшать качество жизни людей, например, качество образования; эффективность: технологии должны быть результативными, т.е. должны давать положительные результаты; наукоёмкость : технологии должны иметь серьёзное научное обоснование; универсальность: технологии должны иметь широкое применение, например, одна и та же технология должна быть применима для преподавания разных учебных предметов, должна быть пригодна для разных ступеней обучения, а также для обучения детей с разным уровнем развития; интегрированность: технологии должны быть взаимосвязаны и взаимообусловлены и тем самым должны дополнять друг друга.

Слайд 6

Педагогическая технология Концептуальная часть педагогической технологии - это научная база технологии, те психолого-педагогические идеи, которые заложены в ее фундамент. Содержательную часть технологии составляют цели - общие и конкретные, а также содержание учебного материала. Процессуальная часть представлена системной совокупностью следующих элементов: организация учебного процесса; методы, приёмы и формы учебной деятельности обучающихся ; методы и формы работы преподавателя; деятельность педагога по управлению процессом усвоения материала; диагностика учебного процесса.

Слайд 7

Педагогическая технология Возможности, появляющиеся при использовании педагогических технологий отработать глубину и прочность знаний, закрепить умения и навыки в различных областях деятельности; развивать технологическое мышление, умения самостоятельно планировать учебную и самообразовательную деятельность; воспитывать привычки чёткого следования требованиям технологической дисциплины в организации учебных занятий; добиваться высоких результатов обученности студентов.

Слайд 8

Рефлексивно- деятельностный метод Метод обучения, при котором обучающийся не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности Технологии рефлексивно- деятельностного метода: Личностно-ориентированного обучения Уровневой дифференциации Информационно-коммуникационные П роблемно-поискового обучения Развития критического мышления через чтение и письмо Интеграции Проектного обучения Здоровьесберегающие

Слайд 9

Технология личностно-ориентированного развивающего обучения Цель технологии личностно-ориентированного обучения – максимальное развитие индивидуальных познавательных способностей студента на основе использования имеющегося у него жизненного опыта. В процессе обучения учитываются ценностные ориентации студента и структура его убеждений, на основе которых формируется его «внутренняя модель мира», при этом процессы обучения и учения взаимно согласовываются с учётом механизмов познания, особенностей мыслительных и поведенческих стратегий обучающихся , а отношения педагог-ученик построены на принципах сотрудничества и свободы выбора . Содержание, методы и приемы технологии личностно-ориентированного обучения направлены на то, чтобы раскрыть и использовать субъективный опыт каждого студента , помочь становлению личности путем организации познавательной деятельности.

Слайд 10

Технология уровневой дифференциации Технология позволяет учитывать индивидуальные особенности каждого студента , подбирать соответствующие задания различного уровня сложности Результаты использования технологии: уменьшается нагрузка на обучающихся, которым иногда физически трудно учиться в рамках образовательной программы; решается проблема неуспеваемости, потому что каждый учится так, как может; в группе улучшается психологический климат; становится реальностью усвоение каждым общеобразовательного минимума .

Слайд 11

Информационно-коммуникационные технологии Варианты использования ИКТ на уроках русского языка и литературы: использование готовых программных продуктов; работа с программами MS Office (Word, PowerPoint); работа с Интернет-ресурсами ( www . videourok . ru , РЭШ и др.) компьютерные тесты, предназначенные для контроля уровня усвоения знаний учащихся и для подготовки к экзаменам ; медиатексты в электронном формате (поэтический текст, прозаический эпизод-анализ и т.п.); создание слайдов с текстовым изображением; компьютерная демонстрация мультимедийного урока или отдельной его части; презентации учебного материала, разработанного мною для уроков; электронные энциклопедии, компьютерные диски по программе «Кирилл и Мефодий».

Слайд 12

Информационно-коммуникационные технологии Результаты использования ИКТ: повышается интерес к предмету, изучаемому материалу; применяется индивидуальный подход; повышается степень наглядности при изложении учебного материала; развивается творческий потенциал студентов ; появляются возможности для моделирования учебного процесса; снижается утомляемость обучающихся ; сокращается время на опрос .

Слайд 13

Технология проблемно-поискового обучения Проблемные вопросы, поставленные перед обучающимися , побуждают их к действию, обучают умению самостоятельно решать проблемы, намечать план поиска решения. Кроме того, проблемная ситуация на уроке приучает студентов к анализу, креативному взгляду на вопросы. Технология используется на разных этапах урока: на этапе актуализации знаний и фиксации затруднений в деятельности, при постановке учебной задачи, а также при построении проекта выхода из затруднения и рефлексии деятельности и т.п. Результаты использования данной технологии: совершенствуется умение обучающихся обосновывать свою позицию; воспитывается уважение к чужой точке зрения; активизируется познавательная деятельность обучающихся ; увеличивается количество творческих работ; преподаватель не даёт знания в готовом виде – студенты открывают их сами .

Слайд 14

Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» О беспечивает развитие мышления, способствует формированию коммуникативной компетенции и способностей к сотрудничеству. Использование методических приемов технологии ведет к развитию активной личности, способной к самостоятельной поисковой, исследовательской и творческой деятельности. Они продуктивны и интересны студентам, что создает на занятии атмосферу сотрудничества. Результаты применения данной технологии: развитие умения графически оформлять текстовый материал ; развитие умения творчески интерпретировать информацию с учетом степени ее новизны и значимости ; развитие исследовательских умения и системного мышление; улучшение атмосферы в группе, повышение доверия между обучающимися

Слайд 15

Технология интеграции С пособствует формированию целостной картины мира у обучающихся, пониманию связей между явлениями в природе, обществе и мире в целом; развивает целенаправленность, активность, гибкость мышления и потенциал самих обучающихся, побуждает к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики, коммуникативных способностей. Интегрирующие элементы: музыкальные произведения, записи мастеров слова на дисках, фрагменты экранизации, репродукции картин. Результаты применения данной технологии : расширение кругозора обучающихся, повышение интереса к предметам формирование мотивации к получению знаний сверх учебной программы

Слайд 16

Технология проектного обучения позволяет эффективно развивать критическое мышление, исследовательские способности аудитории активизировать творческую деятельность, медиакомпетентность обучающихся . Результаты применения данной технологии : развитие познавательных навыков обучающихся; развитие умений самостоятельно конструировать свои знания; развитие умений ориентироваться в информационном пространстве; развитие критического и творческого мышления; формирования умения выбирать оптимальные способы решения задач; формирование навыков тайм-менеджмента

Слайд 17

Здоровьесберегающие технологии Г лавная задача реализации здоровьесберегающих технологий – такая организация образовательного пространства на всех уровнях, при которой качественное обучение, развитие, воспитание обучающихся не сопровождается нанесением ущерба их здоровью Основные способы использования данных технологий учет особенности группы, учет периоды высокой, средней и низкой работоспособности обучающихся на уроке, учет возрастных и физиологических особенностей на занятиях, наличие эмоциональных разрядок на уроках; создание благоприятного психологического фона на уроке; использование приемов, способствующих появлению и сохранения интереса к учебному материалу; наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни; демонстрация, прослеживание этих связей; формирование отношения к человеку и его здоровью как к ценности.

Слайд 18

Модель учебного занятия на основе рефлексивно- деятельностного подхода Деятельностный подход на уроках русского языка и литературы осуществляется через: моделирование и анализ учебных и практико-ориентированных ситуаций; использование активных и интерактивных методик; овладение приёмами исследовательской деятельности; вовлечение учащихся в проектную, оценочную, рефлексивную деятельность .

Слайд 19

Этапы учебного занятия на основе рефлексивно- деятельностного подхода Мотивация - использование методических приемов, направленных на повышение интереса к учебному процессу. Актуализация . Организация подготовки и мотивации обучающихся к самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения Выявление места и причины затруднения . Выявление обучающимися места и причины затруднения. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения. Реализация построенного проекта. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи . Обучающиеся в форме коммуникации решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Включение в систему знаний и повторение. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока ). Осознание обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всей группы.

Слайд 20

Результаты использования рефлексивно- деятельностного подхода обучающиеся успешнее своих сверстников осваивают новый учебный материал; увереннее отвечают у доски; чётко аргументируют собственные высказывания, отстаивают свою точку зрения; быстрее овладевают навыками самоконтроля и самооценки; умеют выбирать и предлагать для выполнения работы свой способ деятельности, склонны к исследовательской деятельности; у них формируется познавательная мотивация, значительно повышается качество знаний.

Слайд 21

Реализация деятельностного метода на уроках русского языка позволяет: повысить качество обучения; осознать эстетические ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку; стремление к речевому самосовершенствованию; формировать коммуникативные, языковые и лингвистические (языковедческие) и культуроведческие компетенции; формировать достаточный объем словарного запаса, способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью; формировать культурно-нравственные и морально-этические нормы, вплоть до способности к самовоспитанию на основе гуманистических идеалов; применять приобретенные знания, умения и навыки в повседневной жизни; Формировать коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания. усвоить основы научных знаний о родном языке; формировать деятельностные способности в достаточной полноте, вплоть до способности к саморазвитию.

Слайд 22

Результаты мониторинга по русскому языку Учебный год Группа Предмет Успеваемость (%) Качество (%) 2017 – 2018 ОГР-171 РЯ 100% 96% ОГР-171 Литература 100% 88% ТОР-161 РЯ и КР 100% 72% ОГР-161 РЯ 100% 88% 2018 – 2019 ОГР-161 РЯ и КР 100% 88% ТОР-171 РЯ 100% 70% МД-171 РЯ и КР 100% 86% РГО-181 РЯ 100% 7 2 % РГО-181 Литература 100% 7 6 % 2019 – 2020 СЭД-191 РЯ и КР 100% 92% ТОР-181 РЯ и КР 100% 75% МД-181 РЯ и КР 100% 88% ТОР-171 РЯ и КР 100% 76% ОГР-171 РЯ и КР 100% 96% РГО-181 РЯ 100% 72% РГО-181 Литература 100% 76% ЭССиС-191 РЯ 100% 86%

Слайд 23

Методы Интеллект-карты (ментальные карты) Эссе Лекция со стóпами или чтение с остановками Синквейн Кластеры Квант Кейс-технология

Слайд 24

Интеллект-карты Интеллект-карта — это особый вид записи материалов в виде многомерной, радиантной структуры, то есть структуры, исходящей от центра к краям, постепенно разветвляющейся на более мелкие части. Интеллект-карты могут заменить традиционный текст, таблицы, графики и схемы Цель метода : научить обучающихся учиться с помощью развития потока ассоциаций, мыслей, идей.

Слайд 25

Пример интеллект-карты

Слайд 26

Пример интеллект-карты

Слайд 27

Метод «Квант » Применяется для развития речи. Работа с текстом осуществляется с позиций сознательной и бессознательной сфер. Для реализации этого метода используется групповая форма работы Учащиеся разбиваются на группы по 5-6 человек. Затем берется текст (это может быть отдельная глава из произведения) и каждая группа работает с ним по одной из трех позиций. Одной из групп нужно выбрать самые важные, ключевые слова. (Из текста необходимо выбрать 20-30 слов. По этим словам другие должны догадаться о содержании текста). Вторая группа составляет схему-опору. Остальные готовят тезисы и вопросы.

Слайд 28

Кластер Педагогический метод, который развивает вариантность мышления, способность устанавливать всесторонние связи и отношения изучаемой темы (понятие, явление, событие ). Составление кластера позволяет: Актуализировать, обобщить, структурировать знания по теме Стать основой для составления связного высказывания в научном стиле Запомнить теоретический материал по теме Проявить творческие способности, фантазию

Слайд 29

Пример кластера

Слайд 30

Пример кластера

Слайд 31

«Кейс-технология» Это обучение действием, синтез проблемного обучения, информационно-коммуникативных технологий, метода проектов. Суть метода : учащиеся получают пакет (кейс) заданий, не имеющих точного решения . Соответственно требуется разобраться в запутанной ситуации: либо выявить проблему и обнаружить пути ее решения, либо выработать варианты выхода из положения, когда проблема обозначена.

Слайд 32

Акцент переносится на выработку знаний, а не на овладение готовым знанием. Обу чающиеся получают возможность соотносить теорию с реальной жизнью, в которой будущим профессионалам пригодится умение делать выводы, отстаивать свою позицию. Кейсы отличаются от обычных образовательных задач (задачи имеют, как правило, одно решение и один правильный путь, приводящий к этому решению, кейсы имеют несколько решений и множество альтернативных путей, приводящих к нему).

Слайд 33

Пример кейсового задания Ситуация: Как вы относитесь к высказыванию А.С.Грибоедова о том, что в его комедии «Горе от ума» « 25 глупцов на одного здравомыслящего человека »? Погружение в ситуацию: Какое значение вкладывает автор в понятия «здравомыслящий», «глупец»? Кого из героев автор считает здравомыслящим? Задания: Сформулируйте проблему, которую обозначил Грибоедов. Уточните значение понятий, употребленных в теме; Отберите материал по проблеме: а) в тексте комедии; б) в критике; в) в воспоминаниях современников; г) сформулируйте свою точку зрения по теме, аргументируйте её, используя собранный материал.

Слайд 34

«Перевернутый класс» Вовлечённость обучающегося в процесс обучения Учебные материалы (видео, аудио, « интерактивы ») в свободном доступе Время на учебном занятии для обсуждения и активной работы Преподаватель- фасилитатор (человек, обеспечивающий успешную групповую коммуникацию), Учебные заведения уже не являются хранителями информации. Любой, подключившийся к Интернету, получит качественный и надёжный контент (содержимое сайта ) Можно использовать всё многообразие дидактических (развивающих) приёмов обучения Можно применять любые виды дифференциации