Агрессивное поведений детей

Дошкольный возраст это период, когда закладывается фундамент будущей личности. Именно в дошкольный период закладываются основы этики, оформляются и укрепляются индивидуальные варианты отношения к себе и окружающим. Одной из важных проблем в отечественной психологии и педагогике является повышенная агрессивность детей дошкольного возраста. Агрессивное поведение – одно из самых распространенных нарушений среди детей дошкольного возраста, так как это наиболее эффективный и быстрый способ достижения своей поставленной цели. В данной статье рассматриваются причиы возникноения агрессивного поведений и пути решения данной проблемы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon agressivnost.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

Агрессивное поведение - одно из самых распространенных нарушений среди детей дошкольного возраста, т.к. это наиболее быстрый и эффективный способ достижения цели.

Проблема агрессии  и агрессивности в теоретическом плане изучена достаточно глубоко и многогранно.

Прежде всего отмечается, что психологически грамотным является разведение понятий "агрессия" и "агрессивность".

Агрессия - это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический и моральный ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт.

Агрессивность - это свойство личности, выражающееся в готовности к агрессии.

Выделяют множество факторов, влияющих на ее появление:

  • Стиль воспитания в семье (гипер и гипоопека),
  • повсеместная демонстрация сцен насилия,
  • нестабильная социально-экономическая обстановка,
  • индивидуальные особенности человека (сниженная произвольность, низкий уровень активного торможения и т. д.),
  • социально-культурный статус семьи и т.д.

Агрессивность ребенка может быть физически и психически обусловленной:

  • агрессивные реакции характерны для детей младенческого и раннего возраста (у младенцев как реакция на физический дискомфорт, у детей раннего возраста из-за несформированности функций самоконтроля и произвольности, из-за незнания нравственных норм и правил);
  • агрессивность нельзя воспринимать однозначно отрицательно, так как она играет еще и защитную функцию - функцию самосохранения как  физического, так и эмоционального.

 Часто неожиданные агрессивные реакции могут появляться в период возрастного кризиса. Если это поведение нетипично для ребенка и взрослых, тогда оно означает, что у него возникли определенные трудности и он нуждается в помощи окружающих.

   Одной из причин появления агрессивных реакций может быть внутренняя неудовлетворенность ребенка его статусом в группе сверстников, особенно если ему присуще стремление к лидерству. Для детей статус определяется целым рядом факторов:

  • Внешняя привлекательность, аккуратность, высокий уровень развития гигиенических навыков, опрятность;
  • Организаторские способности;
  • Широта кругозора;
  • Позитивная оценка  взрослого и т.д.

 И если сверстники по той или иной причине не признают ребенка, а еще хуже - отвергают его, то агрессивность, простимулированная обидой, ущемленным самолюбием, будет направляться на обидчика, на того или тех,  кого ребенок считает причиной своего бедственного положения. Усугубляться такая ситуация может приклеиванием ярлыка "плохой, драчун, грубиян" и т.д. со стороны взрослого.

  Еще одной причиной появления агрессивности у дошкольника может быть ощущение тревоги и страха нападения. Стимулируется она тем, что ребенок, скорее всего, неоднократно подвергался физическим наказаниям, унижениям, оскорблениям.

  Иногда агрессивность является способом привлечения внимания окружающих, причина использования которого -  неудовлетворенная потребность в общении и любви.

  Агрессивность может выступать в форме протеста против ограничения каких-нибудь естественных желаний и потребностей ребенка, например потребности в движении, в активной деятельности. Дело в том, что дети-дошкольники не могут длительно заниматься одним делом, что активность в них заложена физиологически. Если искусственно и совершенно противоестественно погасить активность детей, заставить их сидеть и стоять против их воли, то такие действия подобны скручиванию пружины: чем сильнее на нее давить, тем больше скорость возврата в прежнее состояние. Это  часто вызывает если не прямую, то косвенную агрессию: порчу и разрывание книг, поломку игрушек, т.е. ребенок по-своему "отыгрывается" на безобидных предметах за недальновидность и неграмотность взрослого.

  Т.о. из всего вышеизложенного можно выделить несколько причин появления агрессивности:

  • недостаток двигательной активности, недостаток физической нагрузки;
  • потребность в любви и принятии;
  • повышенная тревожность(комплекс несоответствия);
  • усвоение эталонов агрессивного поведения в семье;
  • косвенно стимулируемая агрессивность (СМИ, игрушки);
  • низкий уровень развития игровых и коммуникативных навыков.

 

  Независимо от причины агрессивного поведения ребенка существует общая стратегия действий окружающих людей по отношению к нему:

1. Если это возможно, сдерживать агрессивные порывы ребенка непосредственно перед их проявлением, остановить занесенную для удара руку, окрикнуть ребенка.

2. Показать ребенку неприемлемость агрессивного поведения, физической или вербальной агрессии по отношению к неживым предметам, а тем более - к людям. Осуждение такого поведения, демонстрация его невыгодности ребенку в отдельных случаях действуют довольно эффективно

3. Установить четкий запрет на агрессивное поведение, систематически напоминать о нем.

4.  Предоставить детям альтернативные способы взаимодействия на основе развития у них эмпатии, сопереживания.

5.  обучать конструктивным способам выражения гнева как естественной, присущей человеку эмоции.

Детям важно давать выход своей агрессивности. Можно им предложить:

-подраться подушкой

-использовать физические силовые упражнения

-рвать бумагу

-нарисовать того, кого хочется побить и что-нибудь сделать с этим рисунком

-использовать "мешочек для криков"

-поколотить стол надувным молотком и т.д.

  Развитию контроля над собственными импульсивными действиями способствуют занятия пальчиковой гимнастикой. Их могут проводить и воспитатели, и педагоги.

  Взрослым, окружающим агрессивного ребенка, важно помнить, что их страх перед его выпадами способствуют повышению агрессивности. Этому же способствует и навешивание ярлыков (Ах, раз я такой плохой, я вам покажу!"). Часто взрослые обращают внимание на негативные действия детей и воспринимают как само собой разумеющееся хорошее поведение. Для детей важно создавать "ситуацию успеха", развивающие у них позитивную самооценку, уверенность в своих силах.