Буклеты, памятки, рекомендации для педагогов

Каракотова Елена Викторовна

Основное направление деятельности педагога-психолога в образовании -  психологическое просвещение

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сказки-массажики – очень любимы детьми!

Вспомните эти прекрасные “Рельсы-рельсы, шпалы-шпалы” – и мамины руки, и она хихикает и гладит вас, и всем хорошо, потому что вместе, потому что минута покоя и близости.

Сказки-массажики снимают напряжение, тревожность, агрессивность. Их цель расслабить ребенка, подарить ему время любви, радости и покоя, которое сейчас принадлежит только ему и вам. Нам так часто этого не хватает, но благодаря такой простой сказки- прикосновению, это становится возможным и вы легко можете восполнить тот пресловутый минимум (8 прикосновений), которые необходимы ребенку в день:)

Автор книги “Массажики-сказки-веселые раскраски”

Мария Серебрякова

https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=e6294bc9ceeca146a71b5107422e84be-l&n=13

Скок – скок - скок

  • Сказка повышает настроение и тонус ребенка,
  • активизирует пищеварительные процессы организма,
  • дает приятные тактильные ощущения.

Скок-скок-скок – белка скакала (пружинистыми движениями скачем по телу ребенка. Ребенок лежит на спине или на животике).

Скок-скок-скок – грибочки искала.

Один нашла, второй нашла, третий нашла (пощипываем),

четвертый нашла, пятый нашла – на нитку нанизала (проводим длинную волнистую линию сверху вниз).

Прыг-да-скок – зайчик скакал (скачем рукой по телу ребенка).

Прыг-да-скок – морковку искал.

Одну нашел, другую нашел, третью нашел (пощипываем и тянем кожу вверх, будто вытягивая морковку из земли),

Четвертую нашел, пятую собрал (собирательные движения ладонями),

К зайчатам ускакал (снова прыгаем).

Топ-топ-топ – мишка шел (кулаками топаем).

Топ-топ-топ – ягод нашел.

Одну съел, другую съел, третью съел (пощипываем),

Четвертую съел, пятую съел –

Вкусно! (гладим живот или спину по часовой стрелке)

Вжиг-вжиг-вжиг – птичка летала (ладонями шлепаем, как крыльями).

Вжиг-вжиг-вжиг – червячка увидала.

Одного нашла, другого нашла, третьего нашла (пощипываем),

Четвертого нашла, пятого нашла –

Всех собрала (собирающие движения ладонями

Раз-два-три – девочка бежала (двумя пальцами быстро перебираем).

Раз-два-три – поляну увидала (гладим животик или спинку по часовой стрелке).

Один цветочек сорвала, второй цветочек сорвала (пощипываем),

Третий цветочек сорвала, четвертый сорвала, пятый сорвала–

Веночек сплела (рисуем круг) и букет маме принесла (собирательные движения ладонями).

Раскраски зайки Раскраска о зайчатах

Снеговик

  • Сказка стимулирует проявления положительных эмоций.
  • Ребенок идентифицирует себя со снеговиком, поэтому, когда вы хвалите снеговика, вы повышаете самооценку ребенка и помогаете ему принять ощутить себя нужным и любимым.
  • Сказка расслабляет и помогает уснуть в хорошем настроении.

Пришла зима (поглаживаем).

Пошел снег  (указательными пальцами изображаем падение снега). 

Выросли повсюду  сугробы (рисуем рукой холмы).

Обрадовались дети,  выбежали во двор  (быстро перебираем пальцами) и начали в снежки играть (несильно стучим кулаками по телу ребенка), с горок кататься (руками с нажимом скатываемся по спине от шеи к пояснице), елку зеленную шариками наряжать (рисуем круги) и большие снежные комья катать (кулаками рисуем большие круги с нажимом).

Сначала стали  катать самый большой ком (оттягиваем кожу ребенка и перекатываем ее вверх к шее). 

Скатали, поставили (небольшой пресс ладонями).

Затем второй катать начали (перекатываем кожу вверх).Скатали, поставили (пресс).

И самый маленький  скатали  (перекаты). Скатали, поставили (пресс) – и получился снеговик (рисуем его на спине).

Смотрят ребята на снеговика и любуются: «Ух! Какая у него морковка! (трогаем нос) Ух! Какие у него голова и ведро! (трогаем и массируем голову) 

Ух! Какие у него руки-веточки, какие ноги! Какая спина!» (все, о чем говорим, массируем) 

Стали дети вокруг снеговика  хороводы водить (крутим двумя руками по спине, по часовой стрелке) и песни петь: «Снеговик! Снеговик! Ты красив и велик!»

Пришла весна. Стал снеговик таять (нажимаем кулаком, а потом раскрываем кулак, скользя по телу пальцами) и превратился в ручеек (рисуем волнистые линии по телу сверху вниз). 

Побежал ручеек, стала вода попадать во все щели, во все ямки, расщелины (залезаем под ребенка, в уши, подмышки, и даже легонько в нос, стараясь вызвать положительные эмоции).

Напитал, напоил ручеек землю, и стали везде травки да цветочки прорастать (щипаем и оттягиваем кожу вверх).

Ну, спасибо, снеговик! Столько цветов выросло благодаря тебе! (поглаживаем ребенка)

Подготовил педагог-психолог:

Каракотова Е.В.

2020г

Раскраска Снеговик



Предварительный просмотр:

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

 ОТ 1 ДО 2-Х ЛЕТ

СОЦИАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ: При необходимости обращается за помощью к взрослому, ищет внимания к себе и старается его сохранить. Взаимодействует, ждет, пытается помочь начинает проявлять гордость при достижении цели, проявляет эмоции возбуждения, восхищения, гнева, зависти. Наслаждается компанией сверстников. Развивается воля. Может играть один в присутствии взрослого.

ОБЩАЯ МОТОРИКА, МОТОРИКА РУК: Ходит уверенно. Наклоняется, чтобы достать предмет с пола. Останавливается, идет в сторону и назад, бросает мяч. Короткое время стоит на одной ноге. При легкой поддержке ходит вниз по лестнице, поднимается сам, прыгает на месте, крутит педали трехколесного велосипеда. Держит два предмета в одной руке. Чертит карандашом, листает страницы книги. Ставит друг на друга от 2 до 6 кубиков.

ЗРИТЕЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНАЯ КООРДИНАЦИЯ:Чертит штрихи и "каракули". Держит чашку, поднимает ее и пьет.

ВОСПРИЯТИЕ, ПРЕДМЕТНО-ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: Прослеживает движение мячика в помещении, снимает кольца с пирамиды. Выделяет выражение лица (плач, смех). Рассматривает картинки в книге.

ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ: Начинает понимать назначение большинства окружающих предметов. Использует один предмет как инструмент, чтобы достать игрушку. Подбирает идентичные предметы. Знает свое имя и названия многих окружающих предметов. Узнает и называет свое отражение в зеркале. Называет от одного до пяти частей тела.

ПОНИМАНИЕ РЕЧИ: Дает несколько предметов по просьбе. Смотрит на показываемые картинки в течение 2 мин. Указывает на знакомое лицо, животных игрушки и предметы по словесной инструкции. Показывает знакомые картинки, когда их называют. Реагирует на запрет "не трогай". Ассоциирует простые слова по категориям: "пища", "одежда".

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

 ОТ 2 ДО 3 ЛЕТ

СОЦИАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ: Играет самостоятельно, проявляет фантазию. Любит нравиться другим; подражает сверстникам. Играет в простые групповые игры.

ОБЩАЯ МОТОРИКА, МОТОРИКА РУК: Учится бегать, ходить на носках, сохранять равновесие на одной ноге. Сидит на корточках, спрыгивает с нижней ступеньки. Открывает ящик и опрокидывает его содержимое. Играет с песком и глиной. Открывает крышки, использует ножницы. Красит пальцем. Нанизывает бусы.

ЗРИТЕЛЬНО-МОТОРНАЯ КООРДИНАЦИЯ: Может крутить пальцем диск телефона, рисует черточки, воспроизводит простые формы. Режет ножницами. Рисует по образцу крест.

ВОСПРИЯТИЕ, ПРЕДМЕТНО-ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: Рассматривает картинки. Разбирает и складывает пирамиду без учета величины колец. Выделяет парную картинку по образцу.

ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ: Слушает простые рассказы. Понимает значение некоторых абстрактных слов (большой-маленький, мокрый-сухой и др.). Задает вопросы "Что это?". Начинает понимать точку зрения другого лица. Отвечает "нет" на абсурдные вопросы. Развивается начальное представление о количестве (больше-меньше, полный-пустой).

ПОНИМАНИЕ РЕЧИ: Происходит быстрое увеличение словарного запаса. Понимает сложноподчиненные предложения типа: "Когда мы придем домой, я буду...". Понимает вопросы типа: "Что у тебя в руках?". Слушает объяснения "как" и "почему". Выполняет двухступенчатую инструкцию типа: "Сначала вымоем руки, затем будем обедать".

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

ОТ 3 ДО 4 ЛЕТ

СОЦИАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ: Любит давать игрушки и брать их у других. Любит общаться с детьми и взрослыми. Развиваются навыки совместной игры. Любит помогать взрослым.

ОБЩАЯ МОТОРИКА, МОТОРИКА РУК: Бросает мяч через голову. Хватает катящийся мяч, спускается вниз по лестнице, используя попеременно ту или другую ногу. Прыгает на одной ноге. Стоит на одной ноге в течение 10 мин. Сохраняет равновесие при качании на качелях. Держит карандаш пальцами. Собирает и строит из 9 кубиков.

ЗРИТЕЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНАЯ КООРДИНАЦИЯ: Обводит по контурам, копирует крест, воспроизводит формы, в том числе форму шестигранника.

ВОСПРИЯТИЕ И ПРЕДМЕТНО-ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: Разбирает и складывает шестисоставную матрешку. Опускает фигурки в прорези путем целенаправленных проб. Конструирует из кубиков по подражанию. Складывает разрезную картинку из 2-3 частей путем проб.

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ: Интенсивное развитие речи. Определяет цвет, форму, фактуру, вкус, используя слова-определения. Знает назначение основных предметов. Понимает степени сравнений (самый близкий, самый большой). Определяет пол людей по роли в семье (он - папа, она - мама). Понимает время, использует прошедшее и настоящее время. Считает до пяти.

ПОНИМАНИЕ РЕЧИ: Понимает названия цветов: "Дай красный мяч". Слушает длинные сказки и рассказы. Выполняет двухсоставную инструкцию ("Дай мне красный кубик и голубой шар").

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

ОТ 4 ДО 5 ЛЕТ

ВОСПРИЯТИЕ И ПРЕДМЕТНО-ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:

Разбирает и складывает трехсоставную и четырехсоставную матрешку путем примеривания или зрительного соотнесения. Собирает пирамидку с учетом величины колец путем зрительного соотнесения. Складывает разрезную картинку из 2 и 3 частей путем зрительного соотнесения.

ПАМЯТЬ: Выполняет поручение в виде 2-3 последовательных действий; по просьбе взрослого запоминает до 5 слов.

ВНИМАНИЕ: Занимается интересной деятельностью в течение 15-20 минут.

РЕЧЬ: Использует обобщающие слова; называет животных и их детенышей, профессии людей, части предметов. Пересказывает знакомые сказки с помощью взрослых, читает наизусть короткие стихотворения.

МАТЕМАТИКА: Использует в речи слова много и один, называет круг, треугольник, квадрат, шар, куб. Умеет видеть геометрические фигуры в окружающих предметах. Правильно называет времена года, части суток. Различает правую и левую руку.

ДВИГАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ, МОТОРИКА РУК, ГРАФИЧЕСКИЕ НАВЫКИ: Рисует прямые горизонтальные и вертикальные линии, раскрашивает простые формы. Копирует заглавные печатные буквы. Рисует простой дом (квадрат и крыша), человека (2-3 части тела). Складывает бумагу более чем 1 раз. Нанизывает бусины средней величины на толстую леску или проволоку. Определяет предметы в мешке на ощупь. Прыгает на одной ноге, попеременно на одной и другой ноге, ходит по бревну. Подбрасывает вверх мяч и ловит его двумя руками. Лепит из пластилина, шнурует ботинки.

ВОЗРАСТНЫЕ НОРМЫ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ

ОТ 5 ДО 6 ЛЕТ

ОБЩАЯ МОТОРИКА: Хорошо прыгает, бегает, прыгает через веревочку, прыгает попеременно на одной и другой ноге, бегает на носках. Катается на двухколесном велосипеде, на коньках.

ЗРИТЕЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНАЯ КООРДИНАЦИЯ: Аккуратно вырезает картинки. Пишет буквы и числа. Дополняет недостающие детали к картинке. Бьет молотком по гвоздю. Воспроизводит геометрические фигуры по образцу. Обводит рисунки по контуру, заштриховывает фигуры.

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ: Использует в речи синонимы, антонимы; слова, обозначающие материалы, из которых сделаны предметы (бумажный, деревянный и т. д.). К 6 годам знает и умеет писать печатные буквы алфавита. Определяет количество слогов в словах, количество звуков в словах, определяет место звука в слове (начало, середина, конец слова). Определяет ударные слоги, гласные. Понимает значение слов звук, слог, слово. Различает гласные и согласные звуки (буквы), твердые и мягкие согласные. Выразительно рассказывает стихотворения, пересказывает

небольшие рассказы.

МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ: Пишет цифры от 0 до 10, соотносит цифру с количеством предметов. Умеет из неравенства делать равенство. Умеет писать и пользоваться математическими знаками. Умеет раскладывать предметы (10 предметов) от самого большого к самому маленькому и наоборот. Умеет рисовать в тетради в клетку геометрические фигуры. Выделяет в предметах детали, похожие на эти фигуры. Ориентируется на листе бумаги. Называет дни недели, последовательность частей суток, времен года. Дает им описание.

ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ: Особенности памяти: Покажите ребенку по очереди 10 картинок. Время демонстрации каждой картинки 1-2 сек. В норме ребенок запоминает 5-6 предметов из 10. Прочитайте ребенку 10 слов: стол, тетрадь, часы, конь, яблоко, собака, окно, диван, карандаш, ложка. Попросите его повторить слова. Ребенок должен вспомнить не менее 4-5 слов. Называет свое имя, фамилию, адрес, имена родителей и их профессии.

ВОЗРАСТНЫЕ НОРМЫ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

ОТ 6 ДО 7 ЛЕТ

МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ: Определяет время по часам. Называет цвета радуги. Называет дни недели, части суток, времена года, месяцы. Умеет писать числа от 0 до 20, решает примеры.

ПАМЯТЬ: Попросите ребенка запомнить ряд цифр на слух (например, 5 8 3 9 1 2 2 0). Нормой для детей 6-7 лет считается повторение 5-6 цифр. Запоминание 10 слов (например: год, слон, мяч, мыло, соль, шум, рука, пол, весна, сын). Ребенок прослушивает этот ряд слов и повторяет те, которые он запомнил. После одного предъявления ребенок 6-7 лет должен вспомнить не менее 5 слов из 10, после 3-4 прочтений называет 9-10 слов, через 1 час забывает не более 2 слов.

МЫШЛЕНИЕ: Умеет классифицировать предметы, называть сходства и различия между предметами и явлениями.

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ: Самостоятельно читает текст и передает его содержание. Умеет записывать простые слова.

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ: Хорошо, если ребенок имеет представления о природе - о диких и домашних животных, хищных и травоядных, о зимующих и перелетных птицах; о травах, кустарниках и деревьях, о садовых и полевых цветах, о плодах растений; о явлениях природы. Также необходим запас географических знаний - о городах и странах, реках, морях и озерах, о планетах. Ребенок должен быть ознакомлен с профессиями людей; видами спорта.

ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ - сложное образование, предполагающее достаточно высокий уровень развития мотивационной, интеллектуальной сфер и сферы произвольности. Обычно выделяют два аспекта психологической готовности - личностную (мотивационную) и интеллектуальную готовность к школе. Оба аспекта важны как для того, чтобы учебная деятельность ребенка была успешной, так и для его скорейшей адаптации к новым условиям, безболезненного вхождения в новую систему отношений.

ЛИЧНОСТНАЯ ГОТОВНОСТЬ Не только педагогам известно, как трудно научить чему-то ребенка, если он сам этого не хочет. Чтобы ребенок успешно учился, он, прежде всего, должен стремиться к новой школьной жизни, к "серьезным" занятиям, "ответственным" поручениям. На появление такого желания влияет отношение близких взрослых к учению как к важной содержательной деятельности, гораздо более значимой, чем игра дошкольника. Влияет и отношение других детей, сама возможность подняться на новую возрастную ступень в глазах младших и сравняться в положении со старшими. В результате у ребенка формируется внутренняя позиция школьника. Л.И. Божович, изучавшая психологическую готовность к школе, отмечала, что новая позиция ребенка изменяется, становится со временем содержательнее. Первоначально детей привлекают внешние атрибуты школьной жизни - разноцветные портфели, красивые пеналы, ручки и т.п. Возникает потребность в новых впечатлениях, новой обстановке, желание приобрести новых друзей. И лишь затем появляется желание учиться, узнавать что-то новое, получать за свою "работу" отметки (разумеется, самые лучшие) и просто похвалу от всех окружающих.

Стремление ребенка к новому социальному положению - это предпосылка и основа становления многих психологических особенностей в младшем школьном возрасте. В частности, из него вырастет ответственное отношение к школьным обязанностям: ребенок будет выполнять не только интересные для него задания, но и любую учебную работу, которую он должен выполнить.

Кроме отношения к учению в целом, для ребенка, поступающего в школу, важно отношение к учителю, сверстникам и самому себе. В конце дошкольного возраста должна сложиться такая форма общения ребенка со взрослыми, как внеситуативно-личностное общение (по М.И. Лисиной). Взрослый становится непререкаемым авторитетом, образцом для подражания. Его требования выполняются, на его замечания не обижаются, напротив, стараются исправить ошибки, переделать неверно выполненную работу. При таком умении отнестись ко взрослому и его действиям как к эталону, дети адекватно воспринимают позицию учителя, его профессиональную роль. Облегчается общение в ситуации урока, когда исключены непосредственные эмоциональные контакты, когда нельзя говорить на посторонние темы, поделиться своими переживаниями, а можно только отвечать на поставленные вопросы и самому задавать вопросы по делу, предварительно подняв руку. Дети, готовые в этом плане к школьному обучению, понимают условность учебного общения и адекватно, подчиняясь школьным правилам, ведут себя на занятиях.

Классно-урочная система обучения предполагает не только особые отношения с учителем, но и специфические отношения с другими детьми. Учебная деятельность по сути своей - деятельность коллективная. Ученики должны учиться деловому общению друг с другом, умению успешно взаимодействовать, выполняя совместные учебные действия. Новая форма общения со сверстниками складывается в самом начале школьного обучения. Все сложно для маленького ученика - начиная с простого умения слушать ответ одноклассника и кончая оценкой результатов его действий, даже если у ребенка был большой дошкольный опыт групповых занятий. Такое общение не может возникнуть без определенной базы.

Личностная готовность к школе включает также определенное отношение к себе. Продуктивная учебная деятельность предполагает адекватное отношение ребенка к своим способностям, результатам работы, поведению, т.е. определенный уровень развития самосознания. Самооценка школьника не должна быть завышенной и недифференцированной. Если ребенок заявляет, что он "хороший", его рисунок "самый хороший" и поделка "лучше всех" (что типично для дошкольника), нельзя говорить о личностной готовности к обучению.

О личностной готовности ребенка к школе обычно судят по его поведению на групповых занятиях и во время беседы с психологом. Существуют специально разработанные планы беседы, выявляющей позицию школьника (методика Н.И. Гуткиной), и особые экспериментальные приемы. Например, преобладание у ребенка познавательного или игрового мотива определяется по выбору деятельности - прослушивания сказки или игры с игрушками. После того как ребенок рассмотрел в течение минуты игрушки, находящиеся в комнате, ему начинают читать сказку и на самом интересном месте прерывают чтение. Психолог спрашивает, что ему сейчас больше хочется - дослушать сказку или поиграть с игрушками. Очевидно, что при личностной готовности к школе доминирует познавательный интерес и ребенок предпочитает узнать, что произойдет в конце сказки. Детей, мотивационно не готовых к обучению, со слабой познавательной потребностью, больше привлекает игра.

Определяя личностную готовность ребенка к школе, помимо особенностей развития мотивационной сферы необходимо выявить и специфику развития сферы произвольности. Произвольность ребенка проявляется при выполнении требований, конкретных правил, задаваемых учителем, при работе по образцу. Поэтому особенности произвольного поведения прослеживаются не только при наблюдении за ребенком на индивидуальных и групповых занятиях, но и с помощью специальных методик.

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ Интеллектуальная готовность к школьному обучению связана с развитием мыслительных процессов - способностью обобщать, сравнивать объекты, классифицировать их,

выделять существенные признаки, объединять причинно-следственные зависимости, делать выводы. У ребенка должны быть определенная широта представлений, в том числе образных и пространственных, соответствующее речевое развитие, познавательная активность


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Рекомендации при работе с  гиперактивными детьми

1. Не следует заставлять гиперактивного ребёнка заниматься больше, чем он может. Например, если все дети могут продуктивно заниматься определённой деятельностью в течение 20 минут, а гиперактивный ребёнок утомляется через 10 минут, то лучше включить его в другой вид деятельности. (попросить полить цветы, собрать карандаши и т.д.).

 2. Во время занятий ограничить до минимума отвлекающие факторы.

3. Быть экспрессивным, театральным воспитателем: необычность в поведении педагога может помочь ребёнку сконцентрировать внимание.

4. Не требовать от ребёнка аккуратности при выполнении заданий в начале коррекционного пути. Таким образом способствовать формированию чувства успеха. Дети должны получать удовольствие от выполненного задания, у них должна повышаться самооценка.

5. Ребёнка лучше посадить рядом с воспитателем: время от времени можно положить руку на плечо ребёнка, так как любые тактильные ощущения помогают гиперактивным  детям сконцентрировать внимание.

6. Гиперактивным  детям сложно быстро переключиться по требованию взрослого с одного вида деятельности на другой. Помогите ему, выработав, например, конкретные правила поведения и работы. С ребёнком заранее обговаривается их содержание и область применения. Однако следует объяснить ребёнку: если он нарушит правило – не всё потеряно.

7. Инструкции, которые воспитатель даёт ребёнку, должны быть очень краткими и содержать не более 10 слов. Говорить недолго, чётко дать задание, установить правила и последствия их выполнения и невыполнения.

8. Гиперактивного ребёнка необходимо чаще поощрять. Например, достаточно часто выдавать ему жетоны, которые в течение дня он может менять на награды (лучше не материальные), право идти на прогулку в первой паре, раздавать детям игрушки, альбомы, карандаши…

  9. По возможности игнорировать вызывающие поступки ребёнка. Прежде чем реагировать на неприятный поступок, остановитесь на несколько секунд (например, сосчитайте до десяти).

10.Старайтесь быть рядом с ребёнком, когда он выполняет какое- либо задание.

«Скорая помощь» в работе с гиперактивным ребёнком».                           1.        Отвлечь ребенка от его капризов.                                                   2.        Предложить выбор (другую возможную в данный момент деятельность).                                                         3.        Задать неожиданный вопрос.                                                 4.        Отреагировать неожиданным для ребенка образом (пошутить, повторить действие ребенка).                                              5.        Не запрещать действие ребенка в категоричной форме (Я сказала – нет!).                                                6.        Не приказывать, а просить (но не заискивать).                                                    7.        Выслушать то, что хочет сказать ребенок (в противном случае он не услышит вас).                                                     8.        Автоматически, одними и теми же словами повторять многократно свою просьбу.                                                                  9.        Сфотографировать ребенка или подвести его к зеркалу в тот момент, когда он капризничает.                                  10.        Оставить в комнате одного (если это безопасно для его здоровья).                                                      11.        Не настаивать на том, чтобы ребенок во что бы то ни стало принес извинения.                                                          12.         Не читать нотаций (ребенок всё равно их не слышит).

Высокая двигательная активность

Утверждение

да

нет

1

Беспокоен в движениях (барабанит пальцами, забирается куда-либо)

2

Ерзает на месте

3

Находится в постоянном движении

4

Очень говорлив

5

Спит намного меньше

http://www.50klspb.caduk.ru/images/40

Критерии выявления гиперактивного ребёнка:

Дефицит активного внимания

Утверждение

да

нет

1

Непоследователен в поведении

2

Имеет трудности в организации

3

Имеет много незаконченных проектов

4

Не слышит, когда к нему обращаются

5

С большим энтузиазмом берётся за задание, но не заканчивает его

6

Теряет вещи

7

Избегает задач, которые требуют умственных усилий и скучных заданий

8

Часто бывает забывчив

Импульсивность

Утверждение

да

нет

1

Не может регулировать свои действия

2

Не умеет подчиняться правилам

3

Отвечает до того, как его спросят

4

Не может дождаться своей очереди в игре, на занятиях

5

Часто вмешивается в разговор, прерывает говорящего

6

Плохо сосредотачивает внимание

7

Не может отложить вознаграждение

8

Вариативность поведения (на одних занятиях спокоен, на других – нет)

Если в возрасте до 7 лет проявляются хотя бы шесть из перечисленных критериев, педагог может предположить, что ребёнок, за которым он наблюдает, является гиперактивным.



Предварительный просмотр:

Консультация

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ДЕТЕЙ С ОВЗ

“Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев”
В.А.Сухомлинский

Отношение к рукам у человечества всегда было особым, даже отчасти мистическим. Руки добывали огонь, строили жилище, защищали, объясняли, измеряли, создавали всё необходимое для жизни, лечили и учились…


Одним их показателей нормального физического и нервно-психического развития ребёнка является развитие его руки, ручных умений, или как принято говорить, мелкой моторики.


Многочисленные нервные окончания в коже и мягких тканях кисти – особенно на кончиках пальцев – воспринимают огромный поток осязательной информации и направляют её для обработки в головной мозг. В процессе деятельности мышцы выполняют три основные функции:

  • органов движения
  • органов познания
  • аккумуляторов энергии


Если ребёнок трогает какой-нибудь предмет, то мышцы и кожа рук в это время “учат” глаза и мозг видеть, осязать, различать, запоминать.


Развитый мозг и неразвитая рука – вполне закономерное, при современном образе жизни, явление. Родители и педагоги не должны паниковать: слабую руку дошкольника можно и необходимо развивать.


При организации работы по укреплению мышц рук, развитию ловкости и координации движений я в своей работе с детьми использую различные мелкие предметы (хозяйственные мелочи: прищепки, бусы, пуговицы, крупы …). Они привлекают детей, повышают их интерес к деятельности, развивают фантазию, ориентировку в пространстве, мелкую моторику руки. В ходе работы необходимо соблюдать элементарные правила техники безопасности. Например, при использовании пуговиц, бусинок педагогу необходимо следить за тем, чтобы дети не брали их в рот; прищепки должны быть не слишком тугими при открывании.



Чтобы работа по ручному праксису была результативной, я создала благоприятную развивающую среду – Мастерская “Умелые руки”.



Предлагаю вниманию коллег игры и упражнения, способствующие развитию мелкой моторики. Задания детям следует давать по принципу от простого к сложному.


Во время выполнения упражнений нужно учитывать индивидуальные особенности каждого ребёнка, его возраст, настроение, желание и возможности. Главное, чтобы занятия приносили детям только положительные эмоции.

Игры и упражнения с прищепками

Цель: развивать мелкую моторику и силу пальцев, ориентировку в пространстве.


“Сюрприз”

Я своим сюрпризом маму


Непременно удивлю.


И поймет, родная, сразу,
То, что я ее люблю.

(к кругу из цветного картона прикрепить прищепки, чтобы получилось солнышко, цветок, подсолнух для любимой мамы).

“Ловкие пальчики”

Давайте, ребята, пальцы развивать:
Прищепки прикреплять, снимать, считать.
Не зевайте, не болтайте,
А за мной повторяйте.

(по сигналу взрослого один ребёнок прикрепляет прищепки на одежду, второй их снимает и считает).

“Золотая рыбка”

Рыбку золотую “оживить” хочу,
Я ей плавники и хвост прикреплю.

(к силуэту рыбки прикрепить прищепки, чтобы у рыбки выросли плавники и хвост).

“Весёлый зайчик”

Эй, ребята, не зевайте!
Зайцу уши прикрепляйте.
Пусть ушами шевелит,
Наших деток рассмешит.

(к силуэту зайца прикрепить прищепки, чтобы у зайчика выросли ушки).

“Колючий ежик”

Ёж без иголок – какая беда!
Давайте поможем ему, детвора.

( к силуэту ёжика прикрепить прищепки, чтобы у ёжика выросли иголочки).

Игры с крупами
Цель: развитие мелкой моторики, координации движений и слова.

“Непоседа”

Скучно, скучно так сидеть,
Друг на друга так глядеть.
Я горошинку возьму,
Пальцем к столику прижму,
Покатаю, покручу
И сестричку научу.

(горошину катать двумя пальцами с детьми средней группы в течение 30 секунд, со старшими дошкольниками - в течение 1 минуты).

“Ловкие пальчики”

Мы крупу перебирали,
Наши пальчики устали.
Наши пальчики встряхнём,
Перебирать опять начнём.

(перебирать и сортировать различные крупы: рис, пшено, горох и т.д.).

“Дорожка”

Села птичка на дорожку,
Поклевала чуть горошку.
Посиди, не улетай,
Улетела птичка…Ай!

(выложить дорожку из горошинок).

“Хозяюшка”

Наша Маша рано встала,
Рис от гречки отделяла,
Чтобы кашку сварить,
Своих кукол накормить.

(сортировать смешанные крупы).

Игры и упражнения с бусами
Цель: развитие мелкой моторики, координации слова и движения; автоматизация понятий “справа – слева”.

“Подарок”

Маму милую свою 
Очень крепко я люблю!
Ей на день рождения
Бусы подарю.
(нанизывать бусы на леску)

“Бусинки – горошки”

Покатаю я в руках
Бусинки – горошки.
Станьте ловкими скорей
Пальчики, ладошки!

(Детям средней группы катать бусинку диаметром 10 мм между ладонями (пальчиками) в течение 30 секунд; детям старшей группы – бусинку диаметром 15 мм в течение 1 минуты).

Задания с использованием бусинок:

по инструкции взрослого выложить из бусинок изучаемую букву,
достать из коробочки столько бусинок, сколько звуков в слове,
переложить из правой коробочки в левую ( и наоборот) столько бусинок, сколько слогов в слове, - достать из коробочки слева (справа) столько бусинок, сколько слов в предложении, – нанизать на леску справа (слева) от узелка столько бусинок, сколько слов на указанную тему придумает ребенок. По просьбе педагога он их называет, снимая бусинки с лески.


Игры с карандашом
(эти игры оказывают тонизирующее и оздоравливающее действие, развивают мелкую моторику)

“Мои ловкие пальчики”

Карандаш ребристый в руки я возьму, 
На ладони покатаю, 
Между пальчиками поверчу,
Непременно каждый пальчик
Быть послушным научу.

“Карандаши”

Малыши, малыши,
Где же ваши карандаши?
На ладони их катаем, 
Свои руки развиваем.

Упражнения с пуговицами
Цель: развитие мелкой моторики, закрепление знаний о величине и форме предметов.

выложить из пуговиц буквы, слоги, слова (по памяти или по образцу),
классифицировать пуговицы по различным признакам: величине, цвету, форме,
нанизывать пуговицы на леску,
застёгивать пуговицы на собственной одежде и одежде своих друзей.

Игры с шариками
(шарики сделаны из различных материалов – деревянные, каучуковые, металлические)

Цель: развитие мелкой моторики, координации движений и слова.

“Разноцветные шары”

Дети прокатывают по гладкой поверхности шарик снизу вверх пальцами правой и левой руки.

Шар воздушный,
Шаловливый, 
Непослушный, 
Вместе с ветром убежал.
А куда? И не сказал. ( сл. Ф. Бобылёв )

“Дождик”

Ребёнку предлагается прокатывать шарик поочерёдно различными пальцами правой и левой руки, имитируя дождик.

Дождик песенку поёт:
Кап, кап…
Только кто её поймёт – 
Кап, кап?
Не поймём ни я, ни ты,
Да зато поймут цветы,
И весенняя листва,

И зелёная трава… ( сл. Б. Заходер )

Кураева Аида Хнкяносовна, учитель-логопед



Предварительный просмотр:

Из книги Е. Янушко "Помогите малышу заговорить!"


📝СОЗДАНИЕ РЕЧЕВОЙ СРЕДЫ В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ


☝С ребенком необходимо постоянно говорить, многократно проговаривая все обычные ситуации (одевание и раздевание, умывание, купание, еда, прогулка, подготовка ко сну, раскладывание игрушек по местам, приготовление еды, уборка со стола, мытье посуды и др.). Такую же работу следует проводить во время игр с игрушками и картинками, при чтении книжек, просмотра мультфильмов).
При этом взрослый часто обращается к ребенку, задает вопросы. Но не следует требовать от малыша немедленного ответа. Взрослый задает вопрос, делает паузу, затем отвечает на вопрос сам. После того, как ребенок много раз услышал название предмета, брал его, ощупывал и рассматривал, действовал с ним, можно попросить малыша принести (показать, найти, подать) знакомый предмет или совершить с ним какое-либо действие.


📝Приведем примеры проговаривания взрослым различных ситуаций.

❤УМЫВАНИЕ.


—Идем умываться. Давай откроем кран. Нет, не в эту сторону, в другую. Вот так. А где мыло? Вот мыло. Бери мыло и намыливай руки. Клади мыло в мыльницу. Давай я тебе помогу. Три руки хорошенько. Теперь давай смоем мыло. Подставляй руки под водичку — вот так. А сейчас давай умоем лицо — вот так. Набери воды в ладошки и потри личико. Закрывай кран. Теперь давай стряхнем воду с ручек — вот так. Где полотенце? Бери полотенце, вытирай лицо и руки. Молодец! Смотри, какой чистенький стал.


❤СБОРЫ НА ПРОУЛКУ.


Все необходимые вещи разложены на стульчике.
—Сейчас мы с тобой пойдём гулять. Найди, где у нас лежат штанишки. Вот они. Давай наденем штаны—вот так. Сначала на одну ногу, потом на другую ногу. Теперь застегнем пуговицу. Покажи, где пуговичка. Неси кофту. Ой, какая красивая, теплая кофточка А это что на кофте? Карман. Найди, где на кофте спрятался мишка. Правильно, вот он. А где цветочек? Тут. Давай наденем кофточку. И т.д.


❤НА ПРОГУЛКЕ.


Посмотри, какая сегодня погода. Да, дождик идет. Надевай капюшон. А я раскрою зонтик. Вот так. Теперь можно гулять. А что это на дорожке? Это лужа. В луже водичка. Дождик капал, капал —. и получилась лужа. Пойдем дальше. Вот дерево. Посмотри, что это такое под деревом? Это листики упали. Вот желтый лист. А этот листик какого цвета? Красный листик. Много листьев. Покажи как много листиков и т.д.


❤ПРИГОТОВЛЕНИЕ ОБЕДА.


Во время совместного приготовления еды соблюдайте осторожность, страхуйте ребенка.
—Я готовлю суп. Будешь мне помогать? Вот кастрюля. Нальем в кастрюлю воду и поставим на плиту. Будем варить суп. Вот картошка. А это нож. Он острый, тебе трогать нельзя. Я нарезала картошку, смотри, получились кусочки. А ты бросай кусочки картошки в кастрюлю. Осторожно, плита горячая! А это что? Морковка и лук. Бросай в кастрюлю. Теперь давай помешаем. Чем будешь суп мешать? (Предложите ребенку на выбор вилку, ложку, лопатку, половник) А теперь посоли суп. Вот так.


❤ПОСТРОИМ ДОМ.


Используется набор деревянных или пластмассовых кубиков.
— Смотри, какие у нас есть кубики. Покажи, где красный кубик. Правильно, вот он. А где желтый? А где кубик синего цвета? Вот тут. Давай построим из кубиков дом. Какой будет домик — большой или маленький? Покажи. Большой? Хорошо. Вот я поставила кубики. Теперь ты ставь. Ставь вот сюда...

☝Итак, ребенок постоянно слышит речь взрослого и таким образом узнает много новых слов и выражений. А так как речь сопровождает значимую для ребенка ситуацию, смысловые значения слов и их сочетаний лучше запоминаются, крепче откладываются в сознании ребенка.



Предварительный просмотр:

УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ И ПАМЯТИ

🎾1.Хлопни в ладоши над головой, если будет названо живое и маленькое. 
Муравей, птица, слон, бегемот, булавка, комната, капля, божья коровка, дом, гусеница, муха, ванна, бассейн, пчела, монета, компьютер, кухня, мел, ластик, иголка, шкаф, пуговица, жук, конфета, дверь, кнопка, таракан, озеро, изюм, море. 

🎾2.Попробуй повторить то, что произносил гость с другой планеты, когда прибыл на Землю. 
БАН ТУХ МУН ( Гость сказал: «Приветствую вас!») 
КЯМ МОП ДУТ (Этот букет вам!) 
ТУКЕН ДАТОН КУВАН (Как у вас жарко!) 
ТИПУ БАМЯ ГУМИ (Я прибыл с далекой планеты!) 
ДЫТУНА БАПУХА ГУДАЙКА (Наши ученые наблюдают за вашей планетой!) 
ВАТКУНЯ ФТУМАКА БНЫГАТА (Я скоро опять прилечу на Землю!) 
(Особенности данного упражнения в том, что все звуки в сочетаниях легко произносимы, и ребенок с любыми нарушениями речи может повторить их правильно.) 

🎾3.Послушай названия 4 предметов, а затем повтори их в другом порядке: от самого маленького к самому большому. 
Слон – волк – жук - кот, утка – лебедь – ворона – воробей, вишня – слива – ананас – арбуз, кит – дельфин – щука – ерш, океан – пруд – море – лужа, трасса – дорога – тропинка – шоссе. 

🎾4.Послушай три близких по звучанию слова и назови то, что можно есть. 
Картошка, ложка, окрошка. Апельсин, блин, мандарин. Конфета, котлета, ракета. Миска, сосиска, ириска. Банан, диван, барабан. Пироги, сапоги, утюги. Лимон, вагон, бульон. Мёд, компот, плот. Виноград, мармелад, фотоаппарат. Пирожок, творожок, горшок. Солянка, полянка, склянка. Булочка, будочка, дудочка. Кабачок, крючок, значок. Ананас, квас, контрабас. Салат, халат, мармелад. Калач, кулич, циркач. Торты, шорты, корты. Пломбир, кефир, сыр. Жакет, букет, пакет. Суп, зуб, дуб. 

🎾5.Запомни предметы, разложенные на столе ( бумага, стакан с водой, чашка, ложка, картон, ножницы, книга, вилка). Повернись к столу спиной. Внимательно слушай и, не глядя, рассказывай о том, что я буду делать. 
Мять бумагу. 
Переливать воду. 
Стучать ложкой по чашке. 
Резать картон ножницами. 
Стучать вилкой о ложку. 
Рвать бумагу. 

🎾6.Послушай и повтори ритм, который я буду отхлопывать. Повторяй за мной не глядя, только по слуху. 
Ритмический рисунок (Х – хлопок) 
Х _ Х 
ХХ _ Х 
Х _ ХХ 
ХХ _ ХХ 
ХХХ _ ХХ 
ХХ _ ХХХ 
Х _ ХХ _ ХХ 
ХХ _ Х _ ХХ 

🎾7.Послушай, какие плоды растут в сказочном королевстве. Объясни – из каких знакомых слов составлены их названия. 
Огурбузы, помидыни, баклачок, укрушка, грумидоры, чеслук, слижовник, моркофель, вишбрикос. 

🎾8.Назови слово правильно. 
Мегемот, бегебот, дигимот, бегемот, гибидот, бигетот. 
Контета, конфета, фонфета, накфета, конкета, танфета. 
Медмеди, медведи, недмеди, меддеди, невмеди, ведмеди. 
Митанин, витамин, витанин, нитавин, митавин, фитамин. 

🎾9. Покажи, как одни и те же звуки можно произнести по-разному. 
МЯУ 
Громко (кот рядом). 
Тихо (кот далеко). 
Высоким голосом ( маленький котенок). 
Низким голосом (старый кот). 
Хриплым голосом (кот простудился). 

МУ 
Громко (корова близко). 
Тихо (корова далеко). 
Высоким голосом (теленок мычит). 
Низким голосом (бык мычит). 
Грозным голосом (бык сердится). 

🎾10. Списать или написать под диктовку пары слов: 
Тачка-пачка, толк-полк, тир-пир, почка-точка, тара-пара, порт-торт, тот-пот, топил-попил, тушки-пушки, затор-запор, затирать-запирать, течение-печенье, стол-спал, притушить-припушить, выть-вить. 

🎾11. Игра «Королевская буква» Выбирается любая буква, которая будет королевой. Взрослый задает вопросы, все ответы детей (кроме предлогов) должны начинаться с королевской буквы. 
ПРИМЕР: Королева – буква М. 
Где ты был? - в магазине. 
С кем? – с мартышкой. 
Что ты там покупал? – мармелад. 
Королева – буква Л. 
Где ты делал? – лепил лошадку. 
С кем? – с Лёшей. 
Где?- в лагере. 
Королева – буква П. 
Что готовил? – плов. 
Кому?- папе. 
С кем?- с поваром. И т.д.

Информация взята из открытых источников сети интернет