Психологическое сопровождение в период дистанционного обучения и самоизоляции

Виктория Юрьевна Осипова

Мы сейчас все переживаем неспокойное и не совсем привычное для нас время. Как взрослым, так и детям пришлось столкнуться со многими вещами, которые поменяли наш обычный жизненный уклад. Это и: смена привычной жизнедеятельности, иной режим дня, спад физической активности, ограничение в свободе и, что немаловажно, мы все испытываем эмоциональные перемены. В наши дни, когда родители вынуждены находиться дома вместе со своими детьми, возникают много сложностей, вопросов, непониманий. Многие взрослые впервые получат опыт работы из дома, а дети будут вынуждены не посещать школьное учреждение. Это то время, когда есть возможность узнать друг друга лучше, понаблюдать, кто как меняется и переживает эти изменения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Как сохранять спокойствие и эмоциональный комфорт в условиях самоизоляции

Рекомендации педагога-психолога для родителей

В сегодняшнее непростое время, время нестабильности, перемен, кризиса, дети, как и взрослые временно теряют ориентиры, границы. Неизбежно слабеют любые нормы и правила. Поэтому так важно, нам взрослым, в этих новых условиях помочь ребёнку, дать ему границы и порядок. 

И так, с чего стоит начать? 

1. Собственное спокойствие.

Спокойствие и ещё раз спокойствие! Сейчас нам, взрослым, очень важно быть в максимально стабильном эмоциональном состоянии!

Привести в порядок свои мысли и чувства — это необходимое для родителя условие помощи своему ребёнку. Ваша спокойная позиция поможет ребёнку почувствовать твёрдую, стабильную почву под ногами, так необходимую ему сейчас в ситуации общей тревожности.

 2. Восстановление режима дня.

Наше здоровье и самочувствие напрямую связаны с тем, как мы проводим день, в каком режиме живём, как распределяем время для сна, для отдыха, для питания, а также какое время уделяем разным активностям. Планирование дня помогает оставаться в привычном ритме и снижает риск развития апатии, которая в свою очередь может привести кразличного рода депрессиям и нервным расстройствам.

3. Физическая активность.

Ребёнку, как и вам необходима физическая активность. Физкультминутка, онлайн-тренировка, танцы и многое другое. Занимайтесь вместе или по-отдельности! Двигайтесь! Повышайте тонус!

4. Разумное ограничение использования сети Интернет.

Установите правила и порядок использования ребёнком сети Интернет. Совсем ограничить его уже не получиться. Учёба, общение, тренировки и многое другое сейчас перешли в Интернет. Но и сидеть весь день перед компьютером или планшетом очень вредно для здоровья и психики ребёнка. Постарайтесь вместе с детьми определить те разумные нормы использования сети Интернет, которые отвечают актуальным потребностям ребёнка.

4. Обязательные домашние дела.

Определите ребёнку свои небольшие обязанности по дому. Поощряйте любую инициативу ребёнка в помощи вам по ведению домашнего хозяйства.

5. Позитивные эмоции.

Когда мы находимся долгое время в одном пространстве, могут нахлынуть не очень приятные эмоции. И это нормально, так бывает! Что можно с этим сделать?

Отличный способ выплеснуть негатив с помощью творчества: рисуйте, лепите, создавайте арт-объекты из подручных материалов.

Также можно послушать любимую музыку (желательно через наушники), почитать хорошие книги, посмотреть позитивный, жизнеутверждающий фильм.

Обязательно находите время для себя и своих любимых занятий!

Помните, что из любой не комфортной и неудобной для нас ситуации можно вынести положительный опыт и найти в этом так необходимые нам сейчас ресурсы! 

Будьте здоровы!



Предварительный просмотр:

Рекомендации психолога для обучающихся

Для обучающихся период дистанционного обучения является новым, необычным и может вызывать повышенную тревожность и даже стрессы…справиться с тревожными состояниями помогут следующие упражнения:

5 простых упражнений, направленных на снижение тревожности

для подростков (14-16 лет)

УПРАЖНЕНИЕ № 1. МОТИВАЦИЯ

Казалось бы, цель совершенно ясна: вы хотите избавиться от тревоги. Но чем измерить результат проведенной работы? Напишите список того, что вы приобретете, если перестанете беспокоиться по пустякам. Например, я смогу спокойно спать. У меня останется энергия для активного отдыха и хобби. Моя работа начнет приносить мне больше удовольствия. Я перестану срываться на близких… Подумайте хорошенько. Тревога связывает вас по рукам и ногам. И именно вы покорно стоите и ждете, пока она сдавит посильнее. Какие замечательные перспективы открываются, если перестать повиноваться ей!

УПРАЖНЕНИЕ № 2. Дыхательные техники

Успокаивающее дыхание

Успокоить ум и тело, помочь избавиться от раздражения или расстройства помогает метод успокаивающего дыхания.

Сделайте глубокий вдох носом. На выдохе слегка сожмите мышцы горла, чтобы получился звук, напоминающий храп. Выдох, как и вздох, осуществляется с закрытым ртом. Освоив этот выдох, точно таким же звуком сопровождайте вдох.

Дышите таким образом несколько минут.

         Расслабляющее дыхание

К данной технике можно прибегать, если вас одолевают беспокойные мысли, от которых вы никак не можете избавиться.

Правую руку поднесите к носу. Во время дыхания вам придется пальцами этой руки попеременно закрывать сначала левую, а затем правую ноздрю.

Сделайте медленный вздох умеренной глубины, после чего закройте правую ноздрю с помощью большого пальца. Медленно выдохните через левую ноздрю. Вдохните через эту же ноздрю и закройте ее средним и безымянным пальцами. Выдохните через правую ноздрю, вдохните через правую ноздрю, затем опять закройте правый носовой ход и делайте вдох-выдох через левый. Продолжайте такие поочередные вдохи-выдохи от пяти до десяти минут. Уже после нескольких циклов вы заметите, что ваш ум успокоиться.

         Толчковое дыхание

Это упражнение не только помогает снятию стресса и тревоги, но и расслабляет мышцы лица, подтягивает кожу вокруг глаз и разглаживает морщинки в углах рта.

Очень широко откройте рот. Высуньте максимально язык и с силой скажите три раза: «Ххааахх!» Этот звук должен исходить из глубины горла. Вместе со звуком выталкивайте из себя горечь, злобу, грусть, негативные мысли. Избавляйтесь от депрессии и разочарований.

Толчковое дыхание помогает и в том случае, если тело и мозг страдают от очень большой профессиональной или домашней нагрузки, сильной ссоры, любой болезни. Благодаря этому очистительному дыханию снимается напряжение и восстанавливается связь с внутренним «я».

         Огненное дыхание

Данная дыхательная техника отлично высвобождает кипящие эмоции, тревогу и агрессивные чувства.

Представьте себя могучим огнедышащим драконом. Вы полны жара и энергии солнца. Удерживая в уме эти образы, сделайте несколько коротких и мощных выдохов, выталкивая воздух через ноздри и не открывая рта. Начните медленно, но постепенно наращивайте скорость. Выдохнуть таким образом можно до двадцати пяти раз. Во время этого дыхания можно спокойно вдыхать через нос, практически не обращая внимания на вдохи.

         Связывающее дыхание

Самая простая, но не менее эффективная техника, позволяющая успокоиться и расслабиться.

Лягте на спину и положите ладони на живот. Медленно и глубоко вдохните. Почувствуйте, как расширяется ваш живот при вдохе. Теперь сделайте медленный и полный выдох. Ощутите, как сжимается живот по мере выхода воздуха. Повторите это еще пять раз. Делайте это медленно и вдумчиво.

В данном случае мы включаем так называемое брюшное дыхание (животом), которое имеет целый ряд преимуществ перед грудным (совершающимся за счет межреберных мышц). Брюшное дыхание оказывает ярко выраженный оздоравливающий эффект на процессы пищеварения и легочной вентиляции. Оно более эффективно для преодоления стрессов.

УПРАЖНЕНИЕ № 3. Расслабляющая медитация

Оборудование, необходимое для выполнения упражнения: В идеале это должна быть релаксационная комната с тёмными шторами, телевизор и DVD проигрыватель, или компьютер и проектор, удобные кресла по количеству детей/взрослых.

Длительность упражнения: 30 – 60 минут.

Включить музыку, закрыть глаза, удобно расположится в кресле и на диване и помечтать под расслабляющую музыку.

УПРАЖНЕНИЕ № 4. ПАЛОЧКА-ВЫРУЧАЛОЧКА

Если тревога мешает вам уснуть или сосредоточиться на каком-то деле, вооружитесь простым карандашом и листом бумаги. Внимательно разглядите свое чувство. Где оно находится? Как проявляет себя? Жжет? Колет? Тянет? Какого оно цвета и размера? Представьте, что оно плавится, принимает жидкое состояние и через трубочку, протянутую вдоль вашей руки, вытекает сквозь карандаш на бумагу. Рисуйте каракули, точки, штрихи – все, что придет в вашу голову. Очень скоро вы начнете чувствовать себя лучше, спокойнее и сможете сконцентрировать свое внимание на том, чем собирались заняться.

УПРАЖНЕНИЕ № 5. Арттерапия

Просто займитесь любимым делом, подумайте, что вам больше всего хочется сейчас. Самоизоляция – прекрасный способ остаться наедине со своими мыслями и чувствами.

Видов и методов терапии искусством на сегодняшний день необычайно много. Более того, их список постоянно растет, пополняясь чем-то новым. К основным и наиболее распространенным можно отнести следующие: изотерапия, сказкотерапия песочная терапия, музыкальная терапия, танцевальная терапия.

Будьте здоровы!



Предварительный просмотр:

Внеурочная деятельность младшего школьника во время дистанционного обучения

1. Играть в настольные игры или смотреть кино.

Такое совместное времяпровождение не только спасёт от скуки, но и сплотит вас и ваших близких. Важно ориентироваться на то, что интересно и полезно для всех членов семьи. Настольные игры развивают память, внимание и мышление. Подбирайте игры осознанно!

2. Писать книги.

Карантин даёт возможность лучше узнать своего ребёнка, заметить и развить его скрытые таланты. Кто знает, может, у вас в семье растёт будущий Пастернак или Толстой? Стать домашним писателем не так уж сложно, достаточно вооружиться бумагой, ручкой, карандашами и фантазией. Кто-то будет работать над сюжетом, а те, кто ни писать, ни читать ещё не умеют, могут представить себя иллюстраторами.

3. Сажать цветы.

Ведь это просто, дёшево и полезно. К тому же, весна – самое время заняться рассадой. Высаживать можно и зелень, и овощи. Для этого вам понадобятся только горшок, мешочек с землёй и семена.

4. Играть в прятки.

Старый добрый способ заработать передышку от активных игр и спокойно выдохнуть. Ведь прежде чем отправиться на поиски игроков, вóда может сосчитать до ста, а то и до тысячи.

5. Создать собственную галерею рисунков.

Можно заказать у юного художника «картины» разной тематики («Времена года», например), потом отобрать вместе с ним лучшие работы для выставки и развесить их вдоль стен.

6. Устроить математическую олимпиаду.

Уделить время царице наук уж точно не будет лишним. Это поможет детям развить навыки счёта, а их родителям устроить мозгам разминку, потому как некоторые задачи в учебниках математики под силу решить только «избранным». Устроить конкурс на самого главного математика в доме можно, подобрав самые заковыристые упражнения из тех, что ребёнок недавно проходил в школе. Ну и о достойной награде для победителя забывать не стоит.

7. Устроить конкурс на лучший бумажный самолёт✈

Можно даже сделать сразу несколько номинаций: на самый безумно раскрашенный фюзеляж, самый долгий полёт, самый невероятный винт.

8. Испечь «что-нибудь вкусненькое» вместе .

Часто детям хочется чего-нибудь «этакого», и совместная готовка отличный способ не только испечь вкусный пирог, но и увлечь ребёнка самим процессом. Готовя с мамой, дети учатся быть терпеливыми и следовать инструкциям. Дайте им поэкспериментировать с начинкой и декором, и они тут же поймут, что готовка – это не скучно и долго, а креативно и вкусно.

9. Пускать пузырьки.

Можно научить ребёнка делать мыльные пузыри из жидкого мыла, шампуня или средства для мытья посуды. Напомним, что выдувать их можно даже через обычную коктейльную трубочку.

10. Писать письма.

Вместо звонка или смс можно написать бабушке настоящее письмо. Это поможет развить грамотность и навыки письма.

11. Пойти в импровизированный поход⛺

«Импровизированный» – потому что из дома выходить вам при этом не придётся! Зачем палатка, когда можно сделать шалаш из одеял? Да и костёр разводить необязательно – зефир можно пожарить в микроволновке. Главное не забыть взять с собой «в поход» хорошее настроение и дух авантюризма.

12. Организовать соревнование на самую чистую комнату.

И снова, главное – запастись призами и терпением.

13. Собрать мозайку.

Тут и терпение, и логика, и местами физика с геометрией. В общем, настоящая палочка-выручалочка в условиях карантина. А мозайка из 1000 элементов можно занять ребёнка на весь карантин.

14. Заниматься декоративно-прикладным искусством✂

Картон, маркеры, обрезки бумаги, мелки – всё, что угодно подойдёт для создания шедевра. Из подручных материалов можно делать, аппликации, вырезать кукол, конструировать роботов. Главное – выделить для «мастерской» свободное от дорогих ковров и мебели пространство. И, безусловно, если в доме живёт будущий дизайнер одежды, стоит предупредить его, что шторы не самая подходящая для кукольного наряда материя.


Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

Рекомендации для родителей Как сохранить хорошие отношения с детьми в период изоляции?

Слайд 2

ВНИМАНИЕ!!! ОЧЕНЬ ВАЖНО!!! ! На данный момент, в службы экстренной помощи и на телефоны горячих линий центров кризисной помощи участились случаи звонков, связанных с нервными срывами детей подросткового возраста !

Слайд 3

Информационная «бомба» Весь интернет пестрит различной информацией, порой далёкой от правды . Для обеспечения спокойного эмоционального состояния членов вашей семьи (а особенно детей) определите один-два ресурса (пример: Яндекс, Е1), где около 5 минут в день вы будете знакомиться с ситуацией на данный момент . Что делать? Старайтесь спокойно, на понятном для ребенка языке объяснить факты , связанные с вирусом. Беседуйте с ним о необходимости соблюдения правил гигиены и сделайте все это без напряжения и запугивания.

Слайд 4

Психологическое состояние ребенка Очень важно сейчас заботиться о своем эмоциональном состоянии. Стараться снизить все негативные эмоции, ведь ребенок реагирует на происходящее события исходя из вашей реакции. Важно знать , как ребенок воспринимает происходящие события, что он думает, что его тревожит . Дети могут быть в растерянности и неопределенности. Что делать? Вы должны объяснить ребенку, что в такое время он не должен бояться и может задавать вопросы , высказываться . На все его вопросы вы должны ответить, даже если возникнут затруднения. Нет ничего страшного в ответе: «Сейчас я не в курсе ответа на этот вопрос, но обязательно узнаю!»

Слайд 5

Режим дня До установления дистанционного режима у каждого ребенка, как и у вас был определенный и сформированный режим дня. Подъем – школа- время еды – время на домашнее задание – кружки\секции – сон. На данный момент, очень важно сохранить привычный режим дня ребенка. Зачем? Н есоблюдение режима может привести к потери желания учиться, нарушению физической формы, появлению негативных психических реакций (апатия, депрессия) .

Слайд 6

Режим дня. Что делать? Планирование дня . Посмотрите вместе привычный день вашего ребенка. Составьте план. Определите, какие дела вы можете делать вместе. Также можно определить сколько времени на дело или игру выделить. Пример (возьмем чтение): почитать 20 минут, в первой половине дня . Меняйте привычное. Во время планирования , не зацикливайтесь на «стандартном» подходе к делу – «Ты сейчас читаешь 20 минут!». Не ограничивайте, наоборот – найдите другой способ, чтобы интересно провести время вместе. Пример : почитать по ролям, если ребенок совсем не хочет, предложите ему послушать, а читать сегодня будете вы. Можно совместить чтение с повседневными обязанностями: мама готовит, а дочь – читает вслух… или наоборот.

Слайд 7

Родитель - учитель. Родитель - наставник Так как школа находится на дистанционном режиме обучения , контроль за выполнением заданий переходит на родителей (если этот контроль необходим). Педагоги делают все возможное, что в их силах, а ваша задача стать дополнительным наставником в учебе ребенка. Что делать? Не выстраивайте систему «ты сейчас должен». Лучше вместе договоритесь сколько времени требуется на выполнение заданий, спросите, требуется ли ему ваша помощь . Не повышайте голос, ( сделайте вдох-выдох) и помните, если ребенок не понимает – попробуйте объяснить иначе . Положительная атмосфера важное свойство для желания узнавать новое!

Слайд 8

Например: Уроки выполнять необходимо! Вы, как родитель, будете это отслеживать! Хотя бы на первых порах. Это ваша обязанность, которую вы должны выполнять в рамках законодательства РФ. Время, которое каждый член семьи будет заниматься своими личными делами (когда никто не имеет право его отвлекать!). Такое время должно быть выделено и для родителей. Ребенок, которые не умеет уважать права и личное пространство другого человека – не научиться уважать свое личное пространство и правильно выстраивать отношения с окружающими!!! Домашние обязанности – их нужно распределить в соответствии с возрастными возможностями, с четким обозначением времени выполнения (напр.. в лажная уборка – до 12.00 ежедневно ). Заранее проговорите – какие штрафные санкции будут вводится, если «ответственный» не выполняет свои обязанности (возможно он будет в чем то ограничен, или его обязанности будет продлены / дополнены). Совместное времяпрепровождение – какие дела объединят всех членов семьи (приготовление пищи, совместные игры, творчество..) – на это также нужно выделить не менее 30 мин в день. ОЧЕНЬ ВАЖНО! Обсудите с детьми правила взаимодействия, которых придерживаться НЕОБХОДИМО и детям и родителям !

Слайд 9

ЕЩЕ РАЗ!!! Личное пространство и время Личное пространство и личное время – зоны, в которой человек может побыть наедине с собой. Это зоны личных переживаний — то, куда окружающие не вправе проникнуть без приглашения самого человека. Зачем? Личное пространство важный атрибут личности, развития ответственности и самостоятельности , а также здоровой психики. Отсутствие личного времени и пространства, постоянный контроль может способствовать отсутствию самостоятельности в будущем, неспособность ребенка принимать решения.

Слайд 10

Личное пространство и время. Что делать? Не старайтесь контролировать все действия ребенка (особенно подростков)! Он может воспринять это как недоверие и вторжение в его жизнь (для него это одна из важных ценностей). Спросите , когда ребенку необходимо личное время, так вы получите больше доверия к вам, как к родителю. Совместно с ребенком в ключите его личное время в план дня. Если возникнет ситуация «я все время хочу быть один» - в положительной форме скажите, что вам было бы приятно провести некоторое время вместе с ребенком. И дайте возможность выбирать.

Слайд 11

Творческий подход Находите способы выражения своих чувств с помощью творчества. Пример: рисунок, совместное создание сказки, пластин. Старайтесь не оценивать « правильность игры» - здесь свобода самовыражения . Ребенок чувствует себя комфортно, он может выразить свои чувства в безопасной и благоприятной среде вместе с вами . Совместно п риготовление ужина – также станет творческим и увлекательным процессом! Можно организовать семейное соревнование или батл на скорость/ необычность приготовления или украшение и др. Главное – найти такие свойства блюд, за оценку которых каждый ребенок легко обыграет своих родителей (яркость, оригинальность и т.д.)

Слайд 12

И помните: ВЫ ЦЕЛОЕ - ВЫ ВМЕСТЕ Занимайтесь совместными развлечениями проводите семейные вечера дискотеку караоке играйте в настольные игры рисуйте смотрите семейные альбомы делайте утреннюю зарядку много смейтесь!

Слайд 13

Время ограничительных мероприятий! ЭТО УНИКАЛЬНЫЙ ШАНС ДЛЯ ВАШЕЙ СЕМЬИ: НАЛАДИТЬ ОТНОШЕНИЯ И ПРОВЕСТИ ВРЕМЯ С САМЫМИ ДОРОГИМИ И БЛИЗКИМИ ЛЮДЬМИ Берегите себя и своих близких!!!



Предварительный просмотр:

Давайте поиграем дома...

или

"Общение с увлечением"

"Необычное животное"
Один игрок рисует голову, загибает лист и передает следующему. Тот рисует туловище, загибает лист и передает лист дальше, или обратно и т. д.

"Сочиняем сказку"

Для появления на свет интересного рассказа, по мнению известного итальянского писателя Джанни Родари, нужно всего лишь два слова. Причем, чем более чуждыми эти слова будут друг к другу, тем лучше. Тогда воображение будет вынуждено активизироваться, стремясь связать их в единый сюжет. Выбрать слова можно самыми разнообразными способами: спросим у папы одно слово, а у сестры – другое. Или найдем их на разных страницах словаря.

Далее, каждый участник пытается связать персонажей в сюжетной линии сказки.

Можно добавлять баллы тем участникам, который кардинально разворачивают сюжет своими идеями... меняя направление сказки

"Живая картина"
Игрокам нужно обсудить - что такое мечта, перечислить возможные.  А теперь пусть каждый покажет свою мечту с помощью пластики тела и мимики лица. Остальным нужно отгадать, что это за желание.

"Зеркало"
Участники делятся на пары. Каждый встает напротив партнера. Один участник будто бы смотрится в зеркало. Второй - его отражение. Постарайтесь синхронно выполнять любые движения: медленно ходить по комнате, подпрыгивать, разводить руки, строить гримасы и смешные рожицы, не дотрагиваясь друг до друга. Через пару минут меняемся ролями.

"Подними без рук - 1 "
Играть можно вдвоем или втроем. Для игры нужен мяч среднего размера. Ложимся на пол друг напротив друга. Лечь нужно на живот и положить мяч между головами. Теперь встаем, поднимая мяч, и стараемся донести его до определенного места, не дотрагиваясь до него руками.

"Подними без рук - 2"

Встать на четвереньки и положить мяч перед собой. А теперь попробуем, кто быстрее докатит до финиша мяч лбом, носом, локтем, коленкой и т.д.

"Что изменилось - 1"
Сядьте на пол друг напротив друга. Один участник должен запомнить, как сидит ведущий. Потом он закрывает глаза, а когда открывает, то должен определить, что изменилось (положение ноги или руки, выражение лица и т.д.).

"Что изменилось - 2"

Ставим на столе несколько предметов (от 5 и увеличивая по мере тренировки). Запоминаем и закрываем глаза. Ведущий убирает одну игрушку или меняет местами. Участники, по очереди определяют, что пропало или изменилось. Выигрывает тот, кто был наиболее точным

"А ну-ка повтори..."

Один участник прохлопывает/ простукивает ритм (пальцами/ ладонями/ палочками). Другие участники, по очереди, должны воспроизвести  ритм. Выбывает тот, кто не смог точно воспроизвести ритм.

"Автомобиль"
Расставьте столы, стулья и другие предметы по комнате. Легенда: ты - автомобиль, который едет темной ночью. У него не работают фары, но навигатор ему подсказывает путь. Игрок «едет» с закрытыми глазами, ведущий -  подсказывает путь. Для усложнения задания можно двигаться по полосе препятствий назад. Возможно, кому-то будет интересно посчитать, сколько раз автомобиль врезался.

"Охотник за змеей"
Для этого потребуется веревка. Один игрок держит конец веревки, садится на корточки и двигает ей из стороны в сторону (это – змея). Другой участник пытается поймать змею, наступив на нее ногой. Когда хищница поймана, игроки меняются местами. Далее можно ловить змею другой ногой или руками. А потом змея решила уползти. Она быстро ползает по комнате, а охотник пытается ее нагнать и наступить.

"Сквиггл"
Первый игрок рисует каракули и передает лист следующему. Второй из нарисованных каракулей  -  создает какой-нибудь образ и передает следующему.. или возвращает обратно. Рисунок может дополняться до бесконечности. По ходу игры можно обсуждать результат, который получается

"Ассоциация"

Один участник временно удаляется из комнаты (ну, хотя бы затыкает уши, если удаляться некуда), а остальные игроки задумывают какого-нибудь общего знакомого. Задача ведущего – отгадать, о ком идет речь. Он имеет право спрашивать только об ассоциациях с этим человеком. «На какое время года он похож?», «С каким цветом он у тебя ассоциируется?», «Если бы этот человек превратился в книгу, какая это была бы книга?» , «А если он превратится в детскую игрушку?».
Варианты бесконечны.

"Мемори"

Парные карточки (можно изготовит самостоятельно - что увеличит время совместного участия) разложить на ровную поверхность. Первый игрок переворачивает две любые карточки. Если они оказались одинаковыми, он берет их себе, если нет – переворачивает опять рубашкой вверх. Теперь ход делает следующий игрок. Задача каждого участника – запомнить, где лежит какая карта, чтобы открыть ее в нужный момент.

эрудит

Составлять слова из одного длинного слова. Выигрывает игрок, который составил наибольшее количество слов.

"Правда или действие"

Ведущий задает вопрос одному из игроков: «Что ты выбираешь – правду или действие?» Если игрок выбрал «правду», он должен ответить на вопрос ведущего честно. Если действие, то должен выполнить задание ведущего.

"Верите ли вы , что..."

Ведущий говорит: «Верите ли вы, что я…» дальше рассказывает о каком-то своем поступке или любом событии. Задача игроков угадать – говорит он правду или врет. Кто угадал – тому очко. Не угадал – очко ведущему. Ведущими становятся все по очереди.

"Каблограмма"

Напишите на листе бумаги в столбик имя (ребенка, бабушки, Ваше имя, кличку собаки и т.д.). Можно написать и просто слово. Слово должно состоять из 5 и более букв. Вместе  придумайте свое толкование этого слова, т.е. предложение, в котором слова начинаются с букв заданного слова  и следуют по порядку.

"Крокодил"

По очереди необходимо показать (без слов) животное, в старшем возрасте – абстрактное понятие или эмоцию.

"Шарады"

Пантомима, по правилам схожая с игрой «Крокодил». Разница состоит в том, что вместо отдельных слов главный участник показывает целое предложение, а время угадывания ограничено.

"Кто я?"

Игроки получают по небольшому кусочку бумаги и ручке (лучше использовать самоклеящиеся листочки). На листочке каждый в тайне от остальных пишет имя литературного героя (героя фильма или мультика), знаменитости (певца, артиста, политика). В зависимости от возраста участников, о том, кого можно писать, а кого нет, можно договориться заранее. Далее, каждый передаёт свой листочек соседу справа. Получив другой листок, надо не глядя прилепить его себе на лоб. Таким образом, каждый игрок видит «имена» всех, кроме своего собственного.
Игроки по очереди начинают задавать окружающим наводящие вопросы. Вопросы должны быть такими, чтобы на них можно было ответить «Да» или «Нет». Можно договориться заранее, сколько вопросов может задать каждый участник прежде, чем ход переходит дальше по кругу. Игра продолжается, пока кто-нибудь не угадает. Этот игрок и становится победителем. Однако, можно продолжить «битву» за второе и третье место.

"Рассказ по кругу"

Вырезать из бумаги 15-20 карточек с изображение разных предметов (можно нарисовать). Если вы играете с малышами, лучше, чтобы эти предметы были как можно проще, а для детей постарше можно наклеить известных мультяшных героев. В начале игры каждому игроку раздается по 5-7 карточек. Первый игрок тянет одну свою карту и начинает рассказ с тем словом, которое изображено на ней. Второму человеку в команде нужно продолжить рассказ, используя слово на своей карточке и т.д.м Главное правило: история может быть фантастической и смешной, но она должна быть связной.

«Это я!»

Все участники составляют круг. Можно стоять, можно принести стулья и сесть. Водящего выбирают с помощью считалочки. Водящий называет имена двух участников. Например, папа и Катя. Услышав свои имена, папа и Катя должны поменяться местами. Водящий должен попытаться опередить и первым занять место кого-нибудь из названных участников, папино или Катино. Оставшийся без места участник превращается в водящего и уже сам называет следующие имена.

"Есть контакт"

Ведущий загадывает слово, а остальным участникам сообщает, с какой буквы оно начинается. Например, задуманное слово «Молоток». Значит, озвучивается буква «М».

Каждый участник команды загадывает слово, начинающееся на «М», а затем объясняет его другим. Например, если участник задумал слово «Метель», он говорит так: «Бывает зимой, когда идет снег». Если кто-то отгадал слово, то он выкрикивает: «Есть контакт». Оба участника вслух считают до десяти  и одновременно называют его.

Когда первое слово угадано, ведущий дает вторую букву загаданного слова. Далее действия развиваются по тому же сценарию, только теперь участники придумывают и объясняют слова, начинающиеся на «Мо». Игра заканчивается, когда кто-то из участников угадывает слово, загаданное ведущим.

"Черепашьи гонки"
Становимся на четвереньки, кладем на спину подушку. А теперь – на старт. Стараемся дойти до финиша, чтобы панцирь не упал.

"Угадай предмет"

Ведущий загадывает предмет, а затем описывает его остальным игрокам. Сначала необходимо описывать общие признаки, затем давать более точные характеристики. Выигрывает участник, отгадавший предмет по его описанию. Игра развивает фантазию и заставляет подростков думать.

"Составь слово"

Участники выбирают любое слово.

Из букв, которые в него входят, нужно составить как можно больше новых слов.

Или из букв, который в него входят, убрав не более 1 буквы/ добавив не более 1 буквы - нужно составить новое слово.

Участник, справившийся быстрее - побеждает


"Анаграммы"

5каждый участник игры выбирает по 5 слов и составляет анаграмму - меняет буквы местами. Потом, все загаданные участниками слова перемешиваются. Каждый участник выбирает 5 новых слов (если попадается свое - меняет). Задача участников - разгадать анаграммы и написать закодированные в них слова. Участник, справившийся быстрее - побеждает

"Смесь бульдога с носорогом"

Даны три слова: «озеро», «карандаш» и «медведь». Составьте предложение, в состав которого входили бы эти слова. Выигрывает участник, который даст как можно больше вариаций

"До чего они похожи!"

Даны два слова: «кастрюля» и «лодка». Нужно найти как можно больше общих признаков у этих предметов.

"Чужие здесь не ходят"

Даны три слова: «собака», «помидор», «солнце». Надо оставить только те слова, которые обозначают в чем-то сходные предметы (можно объединять любые - по любым признакам), а одно слово, «лишнее», в котором этого признака нет, исключить. Конечно, нужно и объяснять свой выбор. Например, помидор и солнце - круглые, значит, собака - лишняя. Ваши варианты...

"Одно и то же"

Четвертое задание называется «Одно и то же». Я называю предмет: «вертолет». Нужно найти как можно больше предметов с такими же признаками. И обязательно объяснить ответ.

 «Совсем наоборот» (Найди противоположное)

Ведущий называет слово «пенал». Участники должны найти как можно больше других предметов, в чем-то противоположных данному. Желательно найти различные признаки предмета (размер, материал, назначение, принадлежность, тогда будет легче подобрать предмет с противоположным признаком.

"Всюду пригодится!"

 «Во все бочки затычка». Предмет - «книга». Надо перечислить как можно больше способов его применения. Конечно, запрещаются безнравственные, варварские способы применения.

"Смотри в корень"

Дано слово - «спорт». Надо назвать как можно больше предметов, которые являются самыми существенными для этого понятия. {Спортсмен, тренировка, соревнование, олимпиада и т. п.) Каждый участник может написать на предложенные слова: по 4-5 основных признаков. В конце - проводится обсуждение и выбирается самый внимательный игрок.

"Что в лоб, что по лбу"

Дана фраза: «Весной в душе рождается надежда». Представьте себе, что все слова этой фразы внезапно исчезли из языка. Как передать смысл другими словами? Побеждает тот, у кого больше трех вариантов.

"В огороде бузина, а в Киеве дядька"

Есть два события: белка, сидя на дереве, упустила орех, и директор школы получил выговор. Надо установить между ними связь, т. е. сочинить ряд естественных переходов от первого события ко второму. (Например: «Упавший орех ударил гулявшую по лесу собаку, она с испугу побежала и укусила за ногу шедшего по дорожке мальчика, мальчик был спортсменом, из-за укуса не мог участвовать в спортивных соревнованиях, в результате его школа не заняла призового места».)

(Потом - участники сообща подводят итоги, объявляют результаты.)

"Цепочка ассоциаций"

Сидя в круге, играющие по очереди посылают друг другу мячик (можно заменить любой мягкой игрушкой), выкрикивая любое пришедшее им на ум слово. Тот, кому послали мяч, должен АВТОМАТИЧЕСКИ ответить пришедшей ему на ум ассоциацией и тут же послать мяч другому.

В этой игре НЕЛЬЗЯ: создавать паузы, разрывать цепочку ассоциаций.
При несоблюдении этого правила, игрок выбывает игры.

Игра продолжается до тех пор, пока в ней не останется один человек - Победитель.

В ходе выбывания игроков, выбывшие присоединяются к жюри и получают право вместе с жюри кричать «Зачёт!» или же «Не зачёт!».

Внимание:

В этой интеллектуальной игре возможны конфликты и следующие за ними разбирательства. Это возможно потому, что часть людей выдаёт шаблонные стереотипные ассоциации, а часть (кстати, наиболее творческих людей) даёт очень сложные ассоциации, которые порой воспринимаются как нарушение правила игры, как разрыв той самой «цепочки».

Для этого в игру вводится дополнительное правило: Услышав «спорную» ассоциацию, Ведущий имеет право бросить реплику: «Поясни!»

Игрок, давший спорную ассоциацию, должен в сжатые временные сроки, чётко и лаконично объяснить-убедить жюри, прояснить группе свою ассоциацию. Раскрыть ход своих мыслей. Если ему это не удалось, он всё-таки - выбывает. Нестандартно мыслящий игрок, таким образом, решает в этой игре положенные ему «задачи повышенной сложности», что и справедливо, и полезно для хода всей игры, так как скоро (под воздействием тенденции к подражанию) вся группа перейдёт на уровень игры повышенной сложности - выкрикиванию сложных ассоциаций с лаконичными и доходчивыми пояснениями.


«Театр аббревиатур»

Эта игра относительно лёгкая, однако требует от её участников «актёрского мастерства», а значит, раскованности каждого, сплочённости группы в целом - то есть, требует предварительной разминки.

Водящий выходит за дверь. Игроки, посовещавшись, придумывают сообща слово.

Это слово должен будет отгадать Ведущий, когда вернётся. Буквы, из которых состоит это слово, распределяются между игроками.

Каждая буква должна соответствовать определённому типу поведения, черте характера, социальному типу. Лучше, если Вы будете играть во что-нибудь одно, например, только черты характера или только типы или профессии людей

З -зависть,

И- интеллект,

М - мнительность

А - агрессивность

И так далее...

Когда Ведущий возвращается в комнату, участники игры представляют ему пантомимы. Водящий должен угадать, что же ему пытаются показать, а из первых букв угаданных слов - сложить и разгадать задуманное в начале игры СЛОВО.


"Буриме"

Игроки должны придумать стихотворение на предложенные рифмы. Рифм может быть сколько угодно. Оцениваются оригинальность, юмор и, конечно, литературность получившегося произведения.

"Маршрут неизвестен"

Это игра, в которой каждому требуется составить цепочку слов по принципу чайнворда: последняя буква предыдущего слова должна совпадать с начальной буквой последующего: «береза - акация - ясень - нарцисс - столетник...» и т. п. При этом выбор слов ограничивается какой-нибудь определенной темой, например, только названия растений или только названия городов и т. п. Буквы «ь» и «ъ» в расчет не принимаются - берется буква, которая предшествует им в слове. Кто в течение пяти минут сумеет составить наиболее длинную цепочку слов, тому и присуждается победа в игре.

Игра становится еще более занимательной, когда заранее даются «слово-старт» и «слово-финиш», то есть начальное и конечное слова будущей словесной цепочки. Задача играющих - составить маршрут, найти промежуточные слова между «стартом» и «финишем» в пределах заданной темы.

Допустим, начальное слово - «поезд», а конечное - «станция». Чтобы привести «поезд» на «станцию», можно пользоваться словами только железнодорожного лексикона. В приведенном примере достаточно двух таких промежуточных слов: поезд - депо - откос - станция. Но в иных случаях «маршрут» может оказаться весьма длинным и извилистым.



"Аукцион"

Ведущий называет фамилию известного писателя, а играющие по очереди называют произведения, написанные им. Победителем считается тот, кто последним, когда остальные уже «выдохлись», называет очередное произведение.

Может быть и другое условие аукциона, например, назвать какую-нибудь начальную букву (допустим «т» или «в») и предложить играющим назвать как можно больше литературных произведений, фамилий писателей, имен героев. Сферы для игры могут быть выбраны любые (музыка, искусство, современные актеры и т.д.)


" Подарки"

Одного из игроков выбирают водящим, он отправляется в путешествие, и все играющие просят его привезти им из разных городов подарки. Они называют города, но подарки не называют — они пока не знают, что «пришлют» им «родственники».

Города лучше называть общеизвестные и желательно на разные буквы. Водящий принимает все просьбы, прощается и отправляется в путешествие, т.е. выходит из комнаты.

«Путешествие» продолжается не более пяти минут — за это время водящий должен придумать, кому что привезти. Название подарка должно начинаться с той же буквы, с которой начинается название города, упомянутое каждым играющим. Так, например, назвавшему город Калуга можно привезти корзинку, кошку, корыто, копыто, колесо, капусту и т.д., а назвавшему Ставрополь — сапоги, самовар, суп, сундук и т.д.

Чем смешнее подарок, тем лучше. Главная задача водящего — запомнить, кто какой город назвал, а подарок на соответствующую букву придумать несложно.

Путешествие закончено. Все поздравляют путешественника с благополучным прибытием. Начинается раздача подарков.

— Был у вашего дедушки, — обращается водящий к тому, кто назвал город Омск, — он прислал вам ошейник.

Игрок должен принять подарок, но, если водящий ошибся, и он такого города не называл, подарок отвергается. Когда играют больше пяти человек, то одна ошибка в расчет не принимается, но за две ошибки водящего штрафуют — он обязан отдать свой фант.

"Самый-самый мой плакат"

Участники должны изобразить на плакате свое любимое занятие, желание, любимое место, друзей или себя в хорошем расположении духа. Готовые плакаты обсуждаются между всеми участниками. Главная задача - найти что-то общее, что объединяет игроков.

"Интервью: Я тебя совсем не знаю"

Игроки разбиваются на пары и в течение 10 минут проводят взаимное интервью, после которого представляют группе своего партнера. Главная задача - узнать то, что про участника не знают другие - раскрыть его с необычной для всех стороны. Представить полученный портрет можно  с использованием творческих элементов: сделать рисунок, коллаж, представить как произведение искусства, как проект и др.

 "В чем мне с вами повезло"

Участники разбиваются на пары и рассказывают друг другу о том, с чем, по их мнению, им повезло (отличие группы, в которой происходит игра/ семьи, коллектива). Далее участники делятся впечатлениями.

"Мы похожи?"

Игроки обращаются друг к другу, используя две фразы: «Ты похож на меня тем, что.» и «Я отличаюсь от тебя тем, что.»

"Проективный рисунок "Наша семья"

На общем ватмане, но каждый своим фломастером участники рисуют свою семью/группу. Вся работа проводится в полной тишине. Каждый рисует то, что хочет сам.

Заранее можно обговорить правила - можно ли дорисовывать чужие рисунки?

Далее происходит обсуждение нарисованного: «Какое настроение у (имя); «Как вы поняли, что за человек (имя)», «Какой эмоциональный фон получился у рисунка? конкретного человека (имя)?».

Такая работа поможет узнать о том, как нас воспринимают наши близкие.

"Мозговой штурм"

Цель: предоставить возможность демократического и ненавязчивого решения или обсуждения любых вопросов и проблем.

Все участники обсуждают проблему и выносят свои предложения на основании определенных правил. Важно очень четкое соблюдение принципов демократии - принимаются все идеи, которые произносятся вслух, даже если они кажутся бредовыми.

На следующем этапе - добавляется один критерий, который будет главным при отборе решений.

Например: самый творческий... или самый дешевый... или самый быстрый и т.д.

Проблемы для решения могут быть написаны всеми участниками игры на бумажках, свернут и перемешаны. Выбор проблемы для решения осуществляется случайным образом: какая бумажка попала - тот вопрос и решается, даже если не все считают это проблемой.