Консультация для родителей "Психологическое здоровье ребенка"

Пермякова Анна Викторовна

Психологическое здоровье ребенка. Консультация для родителей. Что формирует психологическое здоровье ребенка? Организация общения с ребенком.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Психологическое здоровье ребенка

Психологическое здоровье ребенка - это основа жизнеспособности ребенка, которому в процессе детства и отрочества приходится решать непростые задачи своей жизни: учиться жить, работать, нести ответственность за себя и других, учиться владеть собственным телом и собственным поведением, осваивать систему научных знаний и социальных навыков, развивать свои способности и строить образ «Я».

Родители знают границы психоэмоциональных возможностей своих детей. Особенно они внимательны к малышам в возрасте от 1 до 3 лет. И стараются не допускать тех раздражителей, которые слишком сильны для ребенка и могут вызвать срыв высшей нервной деятельности, привести к развитию нервного заболевания. Но стоит ребенку пойти в детский сад, пройти адаптацию и родители перестают обращать внимание, на эмоциональное состояние своего ребенка, считая его уже достаточно взрослым, для того что бы он самостоятельно справляться с житейскими трудностями.

В большинстве все воспитательные воздействия в дошкольном учреждении направлены на то, чтобы вырабатывать у дошкольника сдержанность, умение «затормозить» свои желания, но в силу особенностей возраста ребенок подвижен, активен, любознателен, он страстно стремится познать окружающий мир, проявить самостоятельность, и нередко эти активные действия наталкиваются на строгий воспитательский и жесткий родительский запрет: «нельзя»«не делай этого»«не разговаривай»«не ерзай» и т. д. Постоянные запреты обусловливают перегрузку тормозного нервного процесса, который у дошкольников еще относительно слаб. Кроме того, создаются условия для столкновения этого процесса с возбуждением, с желанием что-то делать, двигаться, говорить и т. п. Если такие перегрузки и «сшибки» повторяются часто, у ребенка может развиться невроз.

Возможность развития невроза у дошкольников явно возрастает, когда родительский запрет сопровождается окриком, угрозой или телесным наказанием. В подобной ситуации запрет приобретает характер психотравмы, рождающей не только конфликт между ребенком и родителями, но и грубую дезорганизацию детских мыслей и чувств, а иногда — полный срыв психоэмоциональной деятельности.

Одним из факторов, отрицательно влияющих на психологическое здоровье дошкольников выделяют: смещение ориентиров с нравственных внутрисемейных ценностей на материальное и социальное положение в обществе; бесконтрольное использование Интернет-ресурсов; ограниченность двигательной активности обучающихся (гиподинамия); отсутствие планомерной и целенаправленной работы по профилактике вредных для здоровья привычек (игровой, Интернет-зависимости и других девиаций).

Что же формирует психологическое здоровье?

        1. Здоровый психологический климат в семье и дошкольном учреждении.

2. Обучение детей навыкам здорового поведения, формировать правила личной гигиены, соблюдение режима дня, применение различных процедур закаливания, полноценный сон, начало дня с ежедневной зарядки.

3. Не бояться и всесторонне помогать в решении трудных ситуаций

разрешаемых ребенком самостоятельно или с помощью взрослых, при том, что предъявляемые нагрузки (в т. ч. эмоциональные, т. е. стрессы) соответствуют физиологическим возможностям ребёнка (степень трудности ситуации соответствует возрастным и индивидуальным возможностям переживания стресса без ущерба для психологического и физического здоровья).

        4. Поддерживать положительный фон настроения и фиксацию на успехах ребенка с анализом причин успешных форм поведения и эмоционального реагирования;

        5.  Выбор позитивного мышления – шаг к позитивным событиям!

Что могут делать родители, чтобы формировать у ребёнка психологическое здоровье?

• обучать положительному самоотношению и принятию других (т. е. формировать адекватную самооценку по принципу "я-хороший, ты-хороший");

• обучать рефлексивным умениям (навыкам понимания своих эмоциональных реакций и умению выразить их словами, навыкам понимания эмоционального состояния других людей, умению ставить себя на место другого и умению смотреть на свои поступки глазами окружающих);

• формировать потребности в саморазвитии (создавать условия для реализации творческих потребностей ребенка);

• уделять своему ребенку достаточно внимания, любви, заботы.

Важный фактор становления у детей психологического здоровья - наличие у окружающих ребёнка взрослых (родителей и педагогов) таких качеств, как жизнелюбие, жизнерадостность и чувство юмора.

1. Благополучные отношения родителей и детей — это отношения любви и свободы. Помните, что лучше прочитанная книга чем бесцельный просмотр телевизора или игра в планшет.

2. Любите своего ребенка – он ваш! Уважайте членов своей семьи - они попутчики на вашем пути.

3. Обнимайте своего ребенка не менее 8 раз за день.

4. Не бывает плохих детей – бывают плохие поступки. Личный пример лучше всякой морали. Положительное отношение к себе основа для психологического выживания.

5. Лучший вид отдыха: прогулка с семьей на свежем воздухе.

6. Лучшее развлечение ребенка это совместная игра с родителями.

Наполните ребенка любовью, сделайте его счастливым — это лучшее лекарство от страхов, неуверенности в себе, агрессивности и других психологических проблем.

 "Организация общения с ребенком"

 

В общении со своими детьми:

  • Радуйтесь вашему сыну, дочке.
  • Разговаривайте с ребенком заботливым, ободряющим тоном.
  • Когда ребенок с вами разговаривает, слушайте внимательно , не перебивая.
  • Установите четкие и определенные требования к ребенку.
  • В разговоре с ребенком называйте как можно больше предметов, их признаков, действий с ними.
  • Ваши объяснения должны быть простыми и понятными.
  • Говорите четко, ясно.
  • Будьте терпеливы,  сначала спрашивайте "Что?", а затем "Зачем?" и "Почему?".
  • Каждый день читайте ребенку и обсуждайте прочитанное, поощряйте любопытство, любознательность и воображение вашего ребенка.
  • Чаще хвалите ребенка, поощряйте игры с другими детьми, заботясь о том, чтобы у ребенка были новые впечатления, о которых он мог бы рассказать. 
  • Старайтесь, чтобы ребенок вместе с вами что - то делал по дому, проявляя интерес к тому, что нравится делать (коллекционировать, рисовать и т.д.).
  • Не теряйте чувство юмора, играйте с ребенком в разные игры, чаще делайте что - либо сообща, всей семьей.

 Чтобы установить доверительные отношения с ребенком и сохранить их:

  • Не перебивайте ребенка, не говорите, что вы все поняли, не отворачивайтесь, пока ребенок не закончил рассказывать, другими словами, не дайте ему повода тревожиться, что вас мало интересует то, о чем он говорит.
  • Не задавайте слишком много вопросов.
  • Не принуждайте ребенка делать то, к чему он не готов.
  • Не заставляйте ребенка делать что -  нибудь, если он вертится, устал, расстроен, не требуйте слишком много - пройдет немало времени, прежде чем ребенок приучится самостоятельно убирать за собой игрушки или приводить в порядок свою комнату.
  • Не критикуйте ребенка с глазу на глаз, тем более не делайте это в присутствии других людей.
  • Не придумывайте для ребенка множество правил: он перестанет обращать на них внимание.
  • Не сравнивайте ребенка с другими детьми.