Консультация для родителей будущих первоклассников.

Терехина Ирина Николаевна
Консультация для родителей будущих первоклассников по проблеме школьной адаптации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_dlya_roditeley_budushchih_pervoklassnikov.doc31.5 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей.

ПРОБЛЕМА ШКОЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ.

Психологические трудности, возникающие у первоклассников в первые месяцы школьной жизни. Поступление в школу – переломный момент в жизни каждого ребенка. Начало школьного обучения кардинальным образом меняет его образ жизни. Свойственные дошкольникам беспечность, беззаботность, погруженность в игру сменяются жизнью, наполненной множеством требований и ограничений: теперь ребенок должен каждый день ходить в школу, соблюдать режим дня, подчиняться правилам школьной жизни, выполнять требования учителя, выполнять домашние задания.

В этот же период жизни преобразуется личность ребенка, его познавательные и умственные возможности, сфера эмоций и переживаний, круг общения. Переживание ребенком этих изменений, даже если он их и не совсем осознает, всегда заметно: он гордится тем, что стал школьником. Это верный признак того, что у ребенка формируется «Внутренняя позиция школьника».

Наличие «внутренней позиции школьника» имеет для первоклассника большое значение. Именно она помогает маленькому ученику преодолевать превратности школьной жизни, выполнять новые обязанности. Это особенно важно на первых этапах школьного обучения, когда ребенок сталкивается с большим количеством трудностей.

Эти трудности настолько существенны, что в первые недели школьной жизни, как показывают эксперименты, организм первоклассника работает в таком режиме, как организм космонавта, находящегося в состоянии невесомости. Такая интенсивность психофизиологических процессов вызвана активным протеканием периода школьной адаптации – выработки нового, «школьного» образа жизни.

Социально-психологическая адаптация первоклассника – сложный процесс его взаимодействия с новой окружающей действительностью.

Результатами этого процесса могут быть:

- приспособление ребенка к социальной среде – позволяет ему действовать как участнику различных ситуаций;

- активное утверждение школьника в социальной среде – открывает возможности личностного развития в деятельности и общении, позволяет активно влиять на окружающую среду в некоторых ситуациях;

- конфликтное взаимодействие ребенка и окружающей среды – его высокая напряженность приводит к дезадаптации.

Успешная  социально-психологическая адаптация включает в себя мотивационную, личностную, интеллектуальную и социальную готовность.

Поэтому для всестороннего изучения процесса социально-психологической адаптации важно изучить уровень школьной мотивации и уровень тревожности ребёнка. Тревожность рассматривается как черта личности, функция которой состоит в обеспечении безопасности на психологическом уровне и которая имеет и отрицательные последствия (торможение активности ребенка, направленной на достижение успеха). Высокая тревожность сопровождается обычно высокоразвитой потребностью избегания неудач, что препятствует стремлению к достижению успехов. Повышенный уровень тревожности свидетельствует о недостаточно хорошей эмоциональной приспособленности, адаптированности ребенка.

Учителя и родители могут оказать ребенку существенную поддержку в процессе школьной адаптации. Их серьезное отношение к школьной жизни ребенка, внимание к его успехам и неудачам, терпение, обязательное поощрение стараний и усилий, эмоциональная поддержка помогают первокласснику почувствовать значимость своей деятельности, способствуют повышению самооценки ребенка, его уверенности в себе.

Основная причина возникновения трудностей у первоклассников – резкое изменение требований к ним по сравнению с дошкольным детством.

Подчеркивается необходимость постоянной смены видов деятельности, проведения физкультминуток даже дома, при выполнении домашнего задания, например. Вот несколько психогимнастических этюдов, которые, помимо функции физической разрядки, помогают снять и нервно-психическое напряжение:

1) «Скульптура». В парах, один – «скульптор», другой – «глина». «Скульптор» лепит из «глины» заданный сюжет или же придумывает сюжет сам.

2) «Мелки». Выполняется в парах. Ребенок рисует на спине другого какую-то букву, фигуру. Задача второго – отгадать, что нарисовано.

3) «Маска». Взрослый называет какого-нибудь сказочного персонажа, а ребёнок мимически показывает, какое у него обычно бывает выражение лица. То же может быть с движениями, походкой.

Желательно подбирать такие упражнения, которые могут быть наполнены различным содержанием в зависимости от темы урока. Например, в упражнении «Мелки» можно писать на спине цифры, буквы, какие-нибудь знаки. Упражнения «Скульптура» и «Маска» подходят к любому гуманитарно-ориентированному предмету.