Диагностические методики рекомендуемые для психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК).

Таймазова Оксана Ивановна

Для оценки уровня психологического развития детей от 3 до 9 лет в условиях ПМПК применяются стандартные психодиагностические методики. Диагностический материал для изучения каждого ребенка подбирается индивидуально.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chto_dolzhen_umet_rebenok_po_vozrastam.docx28.47 КБ

Предварительный просмотр:

Диагностические методики рекомендуемые для психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК).

Для оценки уровня психологического развития детей от 3 до 9 лет в условиях ПМПК применяются стандартные психодиагностические методики. Под стандартизированным комплексом психодиагностических методик, для детей определенного возраста, понимается минимальный по числу включаемых в него методик набор, необходимый и достаточный для того, чтобы разносторонне, во всех существенных качествах и свойствах оценить психологию детей данного возраста, определить уровень психологического развития ребенка в целом и по отдельным качествам и свойствам. Диагностический материал для изучения каждого ребенка подбирается индивидуально.

Возраст 3-4 года

Развитие психических процессов (память, внимание, мышление, восприятие)

  1. Копирует крест, воспроизводит круг, горизонтальную линию и т.д.
  2. Выбирает самую длинную линию из трех предложенных.
  3. Складывает разрезную картинку из 2-3 частей (Белопольская Н.Л.)
  4. Считает до 3-4.
  5. Складывание пирамидки (начиная с 3-х колец).
  6. Правильно называет и находит основные цвета (допустимо - 3).

Выявление уровня развития тонкой моторики

  1. Складывают лист бумаги вчетверо (после показа).
  2. Застегивают пуговицы, шнуруют обувь.
  3. Выкладывают из геометрических фигур предметы дом, машину, игрушку.

Выявление представлений о себе и окружающих

  1. Полностью называют имя, фамилию (хотя возможно нечеткое выговаривание) и возраст (показывают на пальцах).
  2. Называют членов семьи (поименно).
  3. Называют и показывают части тела.
  4. Соотносят предметы по размеру (большой - маленький), по количеству (один - много).
  5. Описывают предметы.
  6. Различают и называют части предметов.
  7. Показывают и называют животных.

Эмоционально-волевая сфера

  1. Набор карточек с изображением эмоций (2-3).
  2. Контакт ребенка с взрослыми.
  3. Усидчивость и переключение внимания.

Возраст 5-7лет

Исследование восприятия и внимания

  1. Таблицы, на которых изображены предметы с недостающими деталями. (Семаго М.М.).0
  2. Узнавание перечеркнутых изображений (Семаго М.М.).
  3. Узнавание наложенных изображений (фигуры Поппельрейтора).
  4. Узнавание недорисованных изображений. (Семаго М.М.).
  5. Разрезные картинки (5 лет - 4 части; 6-7 лет - 4-6 частей). (Белопольская Н.Л.)
  6. Методика Пьерон-Рузера.

Исследование мышления

  1. Счетные операции в пределах 10 (6-7 лет - прямой и обратный счет).
  2. Методика «4-й лишний» (Белопольская Н.Л)
  3. Цветные прогрессивные матрицы Равена.
  4. Серии картинок с изображением последовательности событий (3-4 картинки).
  5. Исключение понятий (Семаго М.М.).

     Социально-бытовая ориентировка и знания об окружающем мире:

1.   Называет свое имя, фамилию и отчество, возраст.

2.   Знает название своего города (села), домашний адрес.

3.   Умеет отличать диких животных от домашних;

4.   Умеет различать фрукты, ягоды, овощи.

5.   Имеет представления о природных и погодных явлениях.

6.   Знает основные цвета.

7.   Знает основные геометрические фигуры.

8.   Знает времена года, их последовательность.

9.   Знает дни недели.

Исследование памяти

  1. Слуховая память: запоминание 6-10 слов (А.Р. Лурия)
  2. Исследование зрительной памяти (Семаго М.М.)

Исследование развития эмоционально-волевой сферы

  1. Набор карточек с изображением эмоций.

Возраст 7-9 лет

Исследование восприятия, внимания

  1. Карточки, на которых изображены предметы с недостающими деталями.
  2. Складывание фигур (Д.Векслер)
  3. Ориентирование на листе бумаги в клетку (графический диктант).

Исследование мышления

  1. Методика «4-й лишний» (Белопольская Н.Л.)
  2. Исключение понятий (Семаго М.М.).
  3. Таблицы с матрицами Равена.
  4. Серии картинок с изображением последовательности событий (6-8 картинок).
  5. Методика для исследования понятийного мышления (Семаго М.М.)

Исследование памяти

  1. Слуховая память: запоминание 6-10 слов (А.Р. Лурия).
  2. Исследование зрительной памяти (Семаго М.М.).

Перечень методик для углубленного исследования познавательной сферы детей и подростков

№ п/п

Познавательные психические процессы. Речь.
Учебная деятельность

Наименование методики

возраст

Дошк.

Младш
школьн.

Средн
школьн.

I. ВОСПРИЯТИЕ

1.

Предметность (зрительное восприятие)

«Узнавание реалистических изображений»;
«Узнавание перечеркнутых изображений»;
«Узнавание наложенных изображений» (фигуры Поппельреитора); 
«Узнавание недорисованных изображений»;
«Буквенный гнозис»

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

2.

Целостность и структурность восприятия

«Составление фигур из разрозненных деталей» 
(2,3,4 частей)

+

+

+

3.

Когнетивность восприятия (форма, цвет, величина)

«Классификация»

«Иллюзии»

+

+

+

+

+

4.

Осознанность восприятия

Тексты, поговорки, пословицы

+

+

+

II. ВНИМАНИЕ

1.

Устойчивость, концентрация и избирательность

«Методика Пьерона-Рузера» (кодировка)
«Корректурная проба»
«Методика Мюнстенберга»
«Путаница»
«Лабиринты»
«Найди слова»
«Дополни узор»

+

+
+
+
+
+
+

+

+
+
+
+
+
+



+
+
+
+
+

2.

Переключение и распределение

«Таблицы Шульте»
«Корректурная проба»
«Красно-черные таблицы»
«Найди отличия»

+

+

+
+
+

+
+
+

3.

Объем внимания

«Корректурная проба» (буквенный вариант)
«Таблицы Шульте»
«Запомнить все»

+

+

+
+

+

+
+

4.

Произвольное внимание

«Графический диктант»
«Узор»
«Кораблик»

+

+

+
+

+

III. ПАМЯТЬ

1.

Кратковременная, образная и объем памяти

«Оперативная память»
«Воспроизведение текста»
«12 картинок»
«Что изменилось?»
«Память на образы»
«Исследование зрительной памяти»



+
+
+
+

+
+
+
+
+
+

+
+
+

+
+

2.

Долговременная и произвольная память

« 10 слов»
«Стихи, прочитанные рассказы, повести»

+
+

+
+

+
+

3.

Опосредованная память

«Опосредованное запоминание» (м-ка Леонтьева)
«Пиктограмма» (м-ка А.Р.Лурии)

+

+

+

+

4.

Словесно-логическая и механическая память

«Запомни пару»
«Запоминание 2-х групп   слов»
«Память на числа»

+

+
+

+

+

+

IV. МЫШЛЕНИЕ

1.

Наглядно-образное

«4-й лишний»
«Лабиринты»
«Найди фигуру»
«Подбор парных аналогий»
«Узнавание конфликтных изображений-нелепиц»
«Выделение 2-х существенных признаков» (с опорой на образ)
«Простые аналогии»
«Понимание сюжетной картинки»

+
+
+
+
+

+

+
+

2.

Вербально-логическое

«4-й лишний» (без опоры на образ)
«Исследование уровня понятийного мышления».
Понимание переносного смысла, метафор, поговорок и пословиц.
Понимание прочитанного текста.
«Логические закономерности» (тест Липпмана)

+

+

+


+

+

+

+

+


+

+

V. ВООБРАЖЕНИЕ

1.

Репродуктивное (живость, яркость)

«Незаконченные фигуры»

+

+

2.

Творческое 
(живость, яркость)

«Сочинить рассказ» (сказку)
«Волшебные кляксы»
«Завершение рассказа»
«Составление рассказа с использованием определенных слов»

+
+
+

+
+
+
+

+

+
+

VI. ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ

1.

«Понимание и употребление предлогов и слов, обозначающих пространственное взаиморасположение объектов»
«Складывание разрезных картинок»
«Ориентация на местности»
«Сложи узор»

+

+

+

+




+

+
+

+

+

VII. РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ

1.

Импрессивная речь

«Беседа» (о семье, школе, игрушках) и т.д.
Понимание текста, сказки (фактология и скрытый смысл)

+

+

+

+

+

+

2.

Экспрессивная речь

«Методика Эббингауза»
«Пересказ»
«Понимание и употребление предлогов и слов»

+
+

+
+
+

+
+
+

VIII. СФОРМИРОВАННОСТЬ ПРИЕМОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.

«Домик»
«Рисование по точкам»
«Графический диктант»
«Узор»

+

+
+
+
+

+
+

+