Презентация Современные подходы к комплексной диагностике нарушений развития у детей с ОВЗ в условиях ПМПК

Таймазова Оксана Ивановна

Основными направлениями деятельности комиссии, согласно Положению, являются: проведение обследования детей в возрасте от 0 до 18 лет в целях своевременного выявления особенностей в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении детей;   подготовка по результатам обследования рекомендаций по оказанию детям психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания, подтверждение, уточнение или изменение ранее данных комиссией рекомендаций;

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Современные подходы к комплексной диагностике нарушений развития у детей с ОВЗ в условиях ПМПК

Слайд 2

Цель ПМПК - проведение обследования детей в возрасте от 0 до 18 лет в целях своевременного выявления особенностей в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении детей; Главная функция ППД - определение условий, наиболее благоприятствующих дальнейшему развитию обследуемого ребенка и путей помощи при разработке индивидуальных программ развития.

Слайд 3

Задачи психолого-педагогической диагностики: • раннее выявление отклонений в развитии ; • определение причин и характера и степени выраженности первичных нарушений развития обследуемого ребенка, а также вторичных отклонений; • выявление индивидуально-психологических особенностей развития обследуемого ребенка; • определение специфических образовательных потребностей ребенка, путей коррекционно-развивающего воздействия; • обоснование психолого-педагогического прогноза.

Слайд 4

Основными направлениями деятельности комиссии, согласно Положению, являются: а) проведение обследования детей в возрасте от 0 до 18 лет в целях своевременного выявления особенностей в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении детей; б) подготовка по результатам обследования рекомендаций по оказанию детям психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания, подтверждение, уточнение или изменение ранее данных комиссией рекомендаций; в) оказание консультативной помощи родителям (законным представителям) детей, работникам образовательных организаций, организаций, осуществляющих социальное обслуживание, медицинских организаций, других организаций по вопросам воспитания, обучения и коррекции нарушений развития детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) девиантным (общественно опасным) поведением; г) оказание федеральным учреждениям медико-социальной экспертизы содействия в разработке индивидуальной программы реабилитации и абилитации ребенка-инвалида; д) участие в организации информационно-просветительской работы с населением в области предупреждения и коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении детей.

Слайд 5

Методы комплексного обследования: • изучение медицинской и педагогической документации детей, сбор и анализ анамнестических данных ; • беседа с родителями, врачами (неврологом, детским психиатром) – сбор сведений о раннем моторном, нервно-психическом, доречевом развитии детей; • анкетирование; • педагогическое наблюдение в процессе свободной деятельности ребенка, на занятиях ; • индивидуальный обучающий эксперимент (задания, адекватные возрасту и состоянию ).

Слайд 6

Категории детей с ОВЗ. д ети с нарушениями слуха д ети с нарушением зрения д ети с нарушениями речи (ТНР) д ети с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА) д ети с задержкой психического развития (ЗПР) д ети с нарушениями интеллекта (УО) д ети с расстройствами аутистического спектра (РАС) д ети с тяжелыми множественными нарушениями развития.

Слайд 7

ПМПК устанавливает статус ребенок с ограниченными возможностями здоровья, если он имеет проблемы в физическом и (или) психологическом развитии и независимо от наличия или отсутствия инвалидности имеет право на создание специальных условий для получения образования, коррекцию нарушений в развитии и социальной адаптации. Поэтому каждый специалист должен обращать внимание на те особенности физического и психического состояния ребенка, которые в итоге позволяют профессионально и адекватно определить образовательную программу и потребности в коррекционной работе. Заключение ПМПК, подготовленное для ребенка с ОВЗ, как и ИПРА ребенка-инвалида, для родителей (законных представителей) носит рекомендательный характер: они имеют право не предоставлять эти документы в образовательные и иные организации. Вместе с тем, предоставленное в образовательную организацию заключение ПМПК и/или ИПРА, является основанием для создания условий для обучения и воспитания ребенка

Слайд 8

В терминологии ФЗ-273 образовательные программы для обучающихся с ОВЗ относятся к адаптированным образовательным программам (АОП). В соответствии с п. 28 ст. 2 ФЗ-273 АОП - это образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц. Варианты АООП конкретизируют условия получения образования для всех категорий обучающихся с ОВЗ: ряд АООП НОО c ОВЗ предполагает четыре варианта получения образования, АООП НОО для слабослышащих и слабовидящих обучающихся - три варианта, АООП НОО для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) и задержкой психического развития (ЗПР) - два варианта и, наконец, АООП О УО (ИН) - два варианта.

Слайд 9

Категория детей с ОВЗ Варианты программ ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ФГОС О УО глухие 1.1, 1.2, 1.3, 1.4 слабослышащие 2.1, 2.2, 2.3 слепые 3.1, 3.2, 3.3, 3.4 слабовидящие 4.1, 4.2, 4.3 с тяжелыми нарушениями речи 5.1, 5.2 с нарушениями ОДА 6.1, 6.2, 6.3, 6.4 задержкой психического развития 7.1, 7.2 с расстройствами аутистического спектра 8.1, 8.2, 8.3, 8.4 с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Пр. N 1599, вар. 1 Пр. N 1599, вар. 2

Слайд 10

ПМПК даются рекомендации по созданию специальных условий для получения образования: - использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания; - специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов; - специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования; - предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь; - предоставление услуг тьютора; - проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий; - обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность; - другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ОВЗ.

Слайд 11

Диагностика включает исследование основных линий развития : социального ; познавательного ; речевого ; 4. двигательного .

Слайд 12

Социальное развитие Контактность Эмоциональная сфера Средства общения Навыки самообслуживания

Слайд 13

Познавательное развитие Восприятие (зрительное, слуховое, тактильно- кинестетическое) Мышление (наглядно-действенное, наглядно- образное, абстрактно-логическое) Понимание обращенной речи Уровень развития деятельности Запас знаний об окружающем Внимание Память

Слайд 14

Двигательное развитие Общая моторика Мелкая моторика

Слайд 15

1-й блок – изучение компонентов социального развития: при исследовании контактности изучается желание и умение ребенка установить контакт со взрослым, насколько легко и быстро ребенок вступает в контакт, заинтересован ли в нем, охотно ли подчиняется взрослому КОНТАКТ: - В контакт не вступает - Контакт формальный (чисто внешний) - В контакт вступает не сразу, с большим трудом. Не проявляет заинтересованности в контакте - Контакт избирательный - Легко и быстро устанавливает контакт, проявляет в нем заинтересованность, охотно подчиняется

Слайд 16

ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВАЯ СФЕРА: - активный , бодрый - пассивный, вялый - неадекватное поведение - избалованность - конфликтность - колебания настроения Изучая эмоционально-волевую сферу, обращается внимание на активность/пассивность, деятельность/инертность. Выявляются особенности преобладающего настроения (бодрое, спокойное, неустойчивое, раздражительное ; резкие колебания настроения) и поведения ребенка.

Слайд 17

СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ: 1) Невербальные средства общения: - Общение слабо выражено и реализуется посредством недифференцированных движений тела в сочетании с невыразительной улыбкой и криком - Общение посредством движений тела, головы, улыбки, голосовых реакций - Общение посредством дифференцированных голосовых и мимических реакций, выразительного взгляда, естественных и специальных жестов 2) Речевые средства общения (различные высказывания): звукоподражания, лепетные слова, общеупотребительные слова, простые фразы (из 2-3 слов), неразвернутые структурно нарушенные фразы, развернутые фразы

Слайд 18

2-й блок – изучение компонентов познавательного развития. Исследование сенсорных зрительного процессов слухового включает изучение и восприятия. При этом учитывается поэтапность формирования сенсорных функций у детей с нормальным развитием. Исследование зрительного восприятия проводится с учетом следующих показателей:

Слайд 19

ЗРИТЕЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ: 1) Восприятие цвета: - Представление о цвете отсутствует. - Сличает цвета. - Различает цвета (выделяет по слову). - Знает и называет основные цвета . 2) Восприятие величины: - Представление о величине отсутствует. - Соотносит предметы по величине. - Дифференцирует предметы по величине (выделяет по слову). - Знает и называет величину . 3) Восприятие формы: - Нет представления о форме. - Соотносит предметы по форме. - Различает геометрические формы (выделяет по слову). - Называет геометрические формы .

Слайд 20

При исследовании зрительного восприятия цвета, формы и различные пирамидки, величины предметов используются дидактические игрушки (матрешки, вкладыши, доски Сегена, кубики и бруски разного размера и цвета). шарики,

Слайд 21

Исследование уровня развития деятельности включает следующие разделы : • Проявление интереса к игрушкам, избирательность, стойкость игрового интереса (длительно ли занимается одной игрушкой или переходит от одной к другой).

Слайд 22

Исследование познавательной активности и мотивации к деятельности пронизывает весь процесс изучения детей. Отмечаются наличие или отсутствие познавательного интереса, активность и настойчивость в овладении навыками или пассивность ребенка при этом, желание добиться результата или равнодушие ребенка к результату деятельности, целенаправленность деятельности и отсутствие ее. Отсутствие познавательной активности и мотивации к деятельности Познавательная активность и мотивация к деятельности низкая; деятельность неустойчивая, работает формально Недостаточность познавательной активности и мотивации к деятельности Ярко выраженная познавательная активность и мотивация, работает с интересом, деятельность устойчивая

Слайд 23

ЗАПАС ЗНАНИЙ ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ: - крайне низкий - ограничен - несколько снижен Запас знаний об окружающем соответствует возрасту РА Б О Т О С П О С О Б Н О С Т Ь : - крайне низкая - низкая - снижена - достаточная

Слайд 24

ВНИМАНИЕ: - Низкая концентрация и неустойчивость внимания (ребенок плохо сосредотачивается, с трудом удерживает внимание на объекте) - Внимание истощается неустойчивое, поверхностное. Быстро - Внимание недостаточно устойчивое - Длительность сосредоточения и переключения внимания удовлетворительные При исследовании особенностей возможность, внимания длительность учитываются сосредоточения, его стойкость и переключение.

Слайд 26

При изучении исследуются: пространственных представлений • Представления о схеме тела (своего, взрослого или другого ребенка, куклы): показать части тела (голова, руки, ноги); показать части лица (глаза, рот, нос, уши). • Ориентировка в сторонах собственного тела и зеркальное отображение. • Ориентировка в окружающем пространстве («низ-верх», «выше-ниже», «дальше-ближе», центре», «в», «на», «под» и т.д.). «сзади-впереди», «в • Целостный образ предмета (конструктивный праксис) (кубики, (набор деревянного строительного материала бруски, призмы), палочки, разрезные картинки из 2-6 частей). Учитывается способ выполнения задания: по подражанию, по образцу, по представлению.

Слайд 27

ВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ: - Части суток (с 3 лет). - Времена года (с 4 лет). - Дни недели (с 5 лет). КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ: - Порядковый счет (устно и пересчет предметов). - Представление о количестве. - Выделение нужного количества из множества. - Понятия “много”, “мало”, “больше”, “меньше”, “поровну”. - Счетные операции.

Слайд 28

МЫШЛЕНИЕ (уровень развития): - Наглядно-действенное - Наглядно-образное - Элементы абстрактно-логического мышления Классификация предметов (изображений) “Четвертый - лишний” Понимание картин со скрытым смыслом Понимание картин с нелепым, бессмысленным сюжетом Последовательность событий (серия сюжетных картин)

Слайд 29

4-й блок – изучение компонентов двигательного развития. ОБЩАЯ МОТОРИКА: Сформированность основных двигательных навыков: - удержание головы - самостоятельное сидение - удержание вертикального самостоятельно) - ходьба с поддержкой - самостоятельная ходьба - нарушение походки положения стоя (у опоры / - прыжки на месте (на двух ногах, на одной ноге)

Слайд 30

МОТОРИКА КИСТЕЙ И ПАЛЬЦЕВ РУК: Ведущая рука: правая/левая Уровень развития функции кистей и пальцев рук: - Отсутствует даже хватание - Манипулировать не может, но есть хватание - Осуществляет только простые манипуляции - Манипулирование ограничено - Дифференцированные движения пальцев рук ограничены - Сохранная мелкая моторика Согласованность действий рук: - отсутствует - недостаточная - нормальная Нарушение координации движений. Тремор Гиперкинезы пальцев

Слайд 31

Спасибо за внимание!