Детские психологические травмы и их влияние на жизнь
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
detskie_psihologicheskie_travmy_i_ih_vliyanie_na_zhizn.docx | 14.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Детские психологические травмы и их влияние на жизнь
В детском возрасте психическое состояние человека особенно ранимо и подвержено любому влиянию окружающих. В этот период человек, пропускает через себя все события жизни, которые на первый взгляд могут показаться и не такими важными.
Ребенок чаще всего обладает особой чувствительностью, он открыт для внешнего мира, для его положительных и отрицательных воздействий. Он еще не способен самостоятельно защитить свое сознание от опасностей. Без помощи взрослых ему трудно фильтровать поток поступающей информации, определять, что для него хорошо, а от чего стоит укрываться.
Столкнувшись в детском возрасте с трудной ситуацией и не сумев благополучно разрешить её с помощью взрослых или самостоятельно, ребенок рискует получить серьезные психологические проблемы в будущем. Такова специфика детской психологической травмы.
Детская психологическая травма появляется в результате интенсивного стрессового воздействия на ребенка. В таком состоянии дети теряют ощущение комфорта и безопасности, наоборот их преследует страх, беспомощность, неопределенность. Их отношение к внешнему миру достаточно переменчиво. То, что не так давно вызывало уверенность и обеспечивало покой, может вызвать агрессию и боль. Дети, находящиеся в частых стрессовых ситуациях, нередко попадают в группу риска, наиболее подвержены негативному влиянию внешнего мира.
Ситуация, способная нанести урон психологическому здоровью, должна иметь особое значение, быть важной для ребенка. Негативное влияние ситуации подкрепляется обстоятельствами и людьми, их значимостью в жизни ребенка. И насколько часто подобные ситуации будут случаться с человеком в детстве, тем больше риск ухудшения его психологического здоровья в более зрелом возрасте.
Что же может быть источниками детской психологической травмы?
- Отделение от одного из родителей. Самый популярный пример – развод родителей. Взрослые нередко манипулируют друг другом, используя при этом ребенка. Таким образом, ребенок невольно принимает сторону одного из родителей, отделяясь при этом от другого.
- Опасная среда. Здесь опасность может быть не только физического характера. Чаще всего это домашние конфликты: моральное давление, латентные конфликты, прессинг, постоянная напряженная угнетающая атмосфера.
- Болезнь или смерть одного из членов семьи, других близких людей. Потеря в раннем возрасте близкого человека, может вызвать появление неуверенности в постоянности и безопасности внешнего мира в целом.
- Недостаток внимания. Ребенку всегда важно чувствовать любовь к себе и свою необходимость для самых близких людей. В детском возрасте важнейшими проявлениями любви выступают внимание, забота и уход, проявляемые к малышу. В противном случае ребенок будет расти отверженным и отчуждённым, ощущая себя никому не нужным и бесполезным.
- Установки. Некоторые родители заранее готовят «сценарий» жизни для своего ребенка. Знают, что для него будет лучше или хуже, с кем нужно общаться и чем лучше заниматься. Родительские установки, заложенные в психику ребенка с рождения, нередко отрицательно сказываются на личности ребенка. Они способны сформировать не только ряд комплексов, но также вызвать неуверенность в себе, низкую самооценку, неумение выстраивать взаимоотношения с людьми в более зрелом возрасте.
Детские психологические травмы могут проявляться по-разному. Симптомы могут быть как физиологическими, так и психологическими. К физиологическим проявлениям относятся: страхи, ночные кошмары, бессонница, тахикардия, постоянная усталость, нарушение внимания и памяти, мышечные зажимы, появление хронических заболеваний, иногда без существующей на то причины.
Психологическими признаками выступают: апатия, подавленность, шок, резкие необусловленные скачки настроения, чувство вины, стыд, тревога, чувство ненужности. Нередко развиваются разные страхи или фобии, например боязнь темноты, незнакомых людей, громкого шума, замкнутого пространства, одиночества.