Куклотерапия как метод психокоррекции

Демьянова Елена Михайловна

Материал по курсу Основные направления и принципы психологической коррекции в консультативной практике

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Методы психокоррекции65.05 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство науки и высшего образования Российской Федерации

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Алтайский государственный педагогический университет»

Кафедра психологии

Курс: «Основные направления и принципы психологической коррекции в консультативной практике»

Тема: «Куклотерапия как метод психокоррекции»

Выполнил (а): студент(ка)  курс  группа

ФИО

_______________________

(подпись)

Научный руководитель:

_______________________

(подпись)

Барнаул 2020

 Куклотерапия— это метод психологической коррекции различных состояний при помощи кукол, это лечение с помощью кукол.  Это одно из направлений арт-терапии, которое помогает клиенту допрожить непрожитые эмоции.

Задачи куклотерапии:

  • помогает отреагировать эмоции
  • помогает актуализировать ресурсы
  • значительно расширяет спектр личностных ролей
  • дает возможность проработать тему собственной внешности и образа «Я»
  • способствует повышению самооценки, уверенности в себе.

Позволяет наделять куклу состояниями и возможностями, которые он хотел бы их иметь и развивать. Также, взаимодействуя с куклой, создавая ее, трансформируя, человек способен расстаться с некоторыми ограничивающими убеждениями, прошлыми образами себя, травмирующими состояниями.

 Способы обращения с куклой в арт – терапии:

Кукольный спектакль или кукольный театр;

 ролевая игра с куклами, создание разного вида кукол - этот вид относится больше к рукоделию;

 терапевтическое создание кукол - формирование запроса (что болит, что ты хочешь исследовать);

творческий процесс создания куклы (выбор материала, реакция клиента);

рефлексия (что происходило, как тебе кукла, чувства и эмоции, как это в реальной жизни);

способ доделывания куклы - психолог делает куклу, но не доделывает до конца, затем дает клиенту, завершить (для тех, кто не может довести дело до конца). Важно предупредить клиента, что могут возникнуть различные эмоции и состояния, но важно доделать куклу до конца.

     диагностика по кукле:

Играя с куклой ребенок более раскрепощен, это дает более четкие представления о характере речевых нарушений. При этом, сам ребенок ответственности за сказанное не несет – эту роль за него выполняет кукла. Игра ребенка при этом является его языком, а игрушка – словами (на этом этапе предлагается использовать красивую куклу, пальчиковые куклы);

Голова - интеллектуальные возможности, рациональность, проблемы в решении каких-то вопросов, возможно, заниженная самооценка;

Большая голова - человек взвалил на себя очень большую ответственность, предъявляет к себе повышенные требования, много думает, допридумывает, мечтает;

Грудь - проблемы с материнскими инстинктами или с матерью, с отношениями в семье;

Тело - духовная сущность человека, что наполняет человека сейчас;

Руки - связь с высшими силами, умение отдавать-брать;

Цвета сочные, яркие - у человека в жизни все хорошо, он принимает ее с радостью;

Цвета темные траурные - обратное настроение;

Кукла сделана неаккуратно - человек невнимательно относится к своим обязанностям, к себе, к окружающим;

Непропорциональная кукла - нужно задуматься над тем, что чему-то придается слишком пристальное внимание, а чему-то наоборот, недостаточное.

 как с помощью куклы работать с целеполаганием клиента

Куклотерапия способствует формированию целеполагания на бессознательном уровне, чему способствует игровая и творческая составляющая данного тренинга, человек "закладывает" в куклу свои надежды и чаяния. "Разговор" с куклой при помощи колокольчика это напоминание о цели, которую вы себе поставили, и о способах ее достижения. Куклотерапия - это своеобразный способ самовнушения и выполнения желаний.

Познакомьтесь, это моя кукла Благополучница, а зовут её Полина. Название этой куклы говорит само за себя: Благополучница – это оберег, помогающий привлечь в дом достаток, процветание и радость. Благополучница настоящая хозяюшка в доме, в старину её называли Домовушкой и была она настоящим семейным оберегом. Почему я назвала свою куклу Полиной? У этого имени очень сильная энергетика, она умная и энергичная. Я думаю, эти качества вместе с именем достанутся моей кукле. У меня с моей куклой есть общие черты: я люблю порядок во всём (ни только в доме, но и на работе), мне нравится заботиться об окружающих, оказывать посильную помощь. Но в то же время мне сложно принимать помощь от окружающих, я начинаю рефлексировать, переживать, чувствовать себя обязанной. Думаю, что это не очень хорошее качество: такая позиция не понятна окружающим, может вызвать раздражение.

Хочу сказать, что Полина ни первая моя кукла – оберег, работая с дошкольниками, я делала кукол и с родителями, и с коллегами и, конечно же с воспитанниками: крупеничка, пеленашки, неразлучники, птица радость. У детей как правило изготовление кукол своими руками вызывает много положительных эмоций, радость от причастности к изготовлению.