собрание -практикум "Как научиться понимать своего ребенка"

Борисова Елена Николаевна
  • Осмысление целесообразности принятых в семье подходов к   воспитанию ребенка.
  • Обучение родителей технике общения, способствующей гармонизации детско-родительских отношений.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sobranie-praktikum_kak_ponimat_svoego_rebenka.doc86.5 КБ

Предварительный просмотр:

Борисова Елена Николаевна

Педагог-психолог МАОУ СОШ №2

Собрание-практикум для родителей

 «Проблема «родители - дети» или как научиться понимать

своего ребенка?»

Слайд 1         Тема родительского собрания.

Слайд 2

Цель: 

  • Осмысление целесообразности принятых в семье подходов к   воспитанию ребенка.
  • Обучение родителей технике общения, способствующей гармонизации детско-родительских отношений.

Слайд 3

Задачи:

  1. Провести совместный анализ различных ситуаций, в которых возникают трудности в общении с ребенком.
  2. Получить опыт разрешения воспитательных проблем в результате “погружения” в типичные для семьи воспитательные ситуации.
  3. Вооружить участников информацией и навыками, упреждающими возможные воспитательные затруднения.

Оборудование:

  • Помещение (класс) с необходимым количеством стульев, поставленных в круг.
  • Карточки с описанием различных ситуаций.
  • Рисунок Губка», «Кувшин чувств».
  • Листы  формата А4.

Ход собрания:

(Ведущий предлагает родителям зайти в класс и занять любое место в кругу).

1. Вступительное слово.

Психолог:

Здравствуйте! Мы рады, что вы нашли время поговорить о проблемах, которые возникают у нас, взрослых, в процессе общения с детьми. Мы не будем с вами искать правильные или определять неправильные приемы воспитания (такой традиции вообще не существует, т.к. все зависит от обстоятельств и то, что хорошо в одном случае, в другом окажется вредно). Мы поговорим об эффективных формах общения.
Итак, предлагаю познакомиться поближе. Сделаем это следующим образом: каждый по кругу представится, назовет себя, и закончит следующее предложение: «Я пришел сюда ...»
(в ходе выполнения этого задания ведущий фиксирует на листе высказывания участников и в конце подводит итог того, что тема общения с детьми является для многих очень актуальной).

Метафора «Губка»

Ниже представлены вопросы педагога и примерные ответы родителей:

– Что изображено на картинке?

Губка (родители).

– Давайте попробуем перечислить качественные характеристики этого предмета. Какое характерно для нее свойство?

Она хорошо впитывает жидкость (родители).

– Давайте представим себе, что произойдет с губкой, если она впитает жидкость синего цвета? Как это повлияет на нее?

Губка станет синего цвета (родители).

– А если мы вольем в губку красную жидкость?

– Губка станет красной (родители).

– А если мы одновременно вольем в губку жидкости разных цветов?

Губка станет непонятного, неопределенного цвета (родители).

– В начале обсуждения мы с вами определили, что особенностью губки является способность к впитыванию. А как вы думаете, от какого слова происходит слово «воспитание»?

Родители высказывают собственные предположения.

– Слово «воспитание» образовано от слов «питание», «впитывание». Я не зря обратила внимание на общность корней этих слов, потому что ребенок в детстве, подобно губке, впитывает в себя все то, что «вливают» в него родители. Можно долго убеждать ребенка, что курить вредно, наказывать его за вредную привычку. Это бессмысленно, если он видит, с каким наслаждением курит его отец или мать, старший брат или другие окружающие его люди. Он, скорее всего, «впитает» в себя пример старших и уважаемых людей.

– Можете ли вы сейчас назвать один из главнейших принципов воспитания детей?

– Родители высказываются.

– Конечно же, это принцип – воспитание собственным примером.

 (Слайд 5)

Вопрос родителям: А что значит: “любить ребенка”? (Ответы родителей) 

Упражнение «Этажи». 

Предлагается представить, что родители сейчас находятся перед большим современным супермаркетом.

В нем три этажа: - на 1 этаже продаются товары с заведомым браком, низкого качества; - на 2 этаже – обычные товары средней цены и качества; - на 3 этаже продаются самые лучшие, качественные, шикарные вещи. Вопрос: на каком этаже вы бы хотели приобретать товар?

 Тезис: когда у нас появляется ребенок, мы всегда хотим, чтобы он соответствовал «третьему этажу» - был умным…. Но, к сожалению, так в жизни не бывает. Каждый ребенок уникален. В нем есть чуть-чуть от первого, второго, третьего этажей. И ваш ребенок не исключение, вы убедились в этом. В нем есть то, что вам нравится и то, чтобы вы хотели изменить.

Психолог: Давайте представим, что наши чувства и эмоции — это некий сосуд. На дне сосуда находится самое главное его содержимое, и когда нам хорошо, то сосуд невозможно выплеснуть. Когда же нам плохо, то из него льется, как говорится, через край. (Обсуждение рисунка «Кувшин эмоций»; формулировка выводов после обсуждений) Психолог: После всех обсуждений мы с вами можем сделать следующие выводы:

Слайд 6

  1. Человеку нужно: чтобы его любили, понимали, признавали, чтобы он был комуто нужен и близок, чтобы у него был успех — в делах, учебе, на работе, чтобы он мог себя реализовать, развивать свои способности, самосовершенствоваться, уважать себя.
  2. Что бы ни делал ребенок, ему нужно наше признание его успехов. 

2. Практическая часть.

Практическое задание родителям “Загибаем лист”.

Психолог: Конфликты в современных семьях – явление частое. Но, к сожалению, не все умеют правильно разрешать ссоры, находить причину и ликвидировать ее. Находясь в агрессивном состоянии, взрослые не контролируют свои эмоции, не отдают отчет сказанным словам, тем самым, нанося душевную боль своему ребенку. Сейчас мы с вами выполним практическое задание. Возьмите листик бумаги. Представьте, что этот лист душа вашего сына или дочери. Когда-нибудь вы ругали своих детей злобно, невыдержанно. При каждом сгибе листка вспомните все то негативное, что было сказано вами в адрес ребенка. А сейчас начинайте разгибать лист и с каждым отгибанием вспоминайте, то хорошее, что вы говорили детям.

Психолог: Что произошло с листом бумаги? (Родители высказывают свои мнения. Психолог формулирует вслух вывод).

Психолог: Вы расправили листок, но на нем так и остались линии сгиба. Так же и в душе детей на всю жизнь остаются травмы от непонимания и несправедливости к ним.

Психолог: Каждому ребенку необходимо важно, чтобы его понимали, чтобы разделяли его чувства и переживания. «Счастье — это когда тебя понимают», — не просто слова, а отражение сути человеческого общения. Чтобы ребенка понять, его нужно выслушать. Ведь очень часто в разговоре с нашими детьми мы их просто слушаем, но не слышим. Причины трудностей детей часто бывают спрятаны в сфере его чувств. Поэтому, если просто что-то показать, чему-то научить или как-то направить ребенка - мы ему не поможем. В таких случаях лучше всего ребенка выслушать. Психологи называют этот способ активным слушанием.  Скажите, как вы понимаете слова «активно слушать»? Что вы знаете об этой технике?

(Родители делятся своими мнениями, и, может быть, даже опытом использования этой техники).

Психолог: Многие из вас совершенно верно изложили суть этой техники. Активно слушать ребенка - значит «возвращать» ему в беседе то, что он вам поведал, при этом обозначив его чувства. Активное слушание является одним из самых важных навыков в создании и поддержании отношений. Потребности каждого человека выражаются в его чувствах, мыслях, желаниях. Они возникают у нас как «Я-мысли»: я хочу есть, я люблю это делать, я чувствую усталость, я беспокоюсь и т.д.  Например, произнося фразу: «Надень шарф, сегодня холодная погода», - взрослый может иметь в виду: «Я тебя люблю и беспокоюсь о тебе, хочу, чтобы ты был здоров», а ребенок может услышать: «Ты еще мал и беспомощен» или: «Без моего руководства ты не можешь сделать и шагу».

Слайд 7   «Я - высказывания» обычно включают три компонента:

  1. описание ситуации; «Когда я вижу, что ...» или «Когда происходит ..,», «Когда я сталкиваюсь с ...».
  2. называние своих чувств в этой ситуации; «Я чувствую ...» или «Я не знаю, как реагировать ...», «У меня возникает проблема ...».
  3. называние причин этого чувства «Потому что ...» или «В связи с этим...».

 Слайд 8 Пример: «Когда я вижу, что к 22.00 домашнее задание по математике не выполнено, я начинаю беспокоиться, что ты получишь очередную двойку и в конце четверти не будешь аттестован. В связи с этим, прошу показывать задание по математике в 20.00.»

Психолог: А теперь я предлагаю вам от теории перейти к практике, т.е. потренироваться в умении оформлять свои мысли и чувства в форме «я - высказываний». Попробуйте предложить свои варианты преобразования «ты - высказываний» в «я - высказывания». (Каждому участнику тренинга выдается карточка с написанными фразами в форме «ты - высказываний»).

Примеры фраз:

Ты выполнил домашнее задание?

Почему я должна краснеть за тебя в школе?

Почему ты играешь на компьютере? Ты уже выучил уроки?

Когда ты вернешься домой?

Почему у тебя в комнате такой беспорядок?

Психолог: Вы только что попробовали использовать одну из техник активного слушания. Убедились в том, как это не просто. Увидели, что вам хочется задать другие вопросы и прокомментировать и оценить ситуацию. Что ж, это совершенно нормально. Давайте теперь попробуем ответить себе на такой вопрос: «Что может дать нам техника активного слушания для общения с ребенком»? (Ответы родителей)

Слайд 9

 Ты выполнил домашнее задание?

Мне бы хотелось знать, что все уроки уже выполнены

Почему я должна краснеть за тебя в школе?

Я очень расстроилась сегодня, посмотрев журнал в школе.

Почему ты играешь на компьютере? Ты уже выучил уроки?

Когда я вижу, что ты вместо выполнения домашних заданий играешь на компьютере, я не знаю, как на это реагировать.

Когда ты вернешься домой?

Я беспокоюсь о тебе, и для меня очень важно знать, что ты доберешься домой в полной безопасности.

Почему у тебя в комнате такой беспорядок?

Мне было бы приятно осознавать, что у меня такой сын.

(После проведения тренинга родителям целесообразно задать вопросы)

  • Готовы ли вы использовать технику активного слушания, и какие вы ожидаете изменения в общении со своим ребенком?
  • К чему необходимо стремиться в детско-родительских отношениях?

Вывод: Самый оптимальный и приемлемый способ общения между родителями и детьми – партнерство. В семье все должно быть общее: и радость, и слезы, и смех. Совместные переживания, надежды, мечты — все это сплачивает семью, укрепляет ее. Ребенок должен участвовать во всех советах, решениях семьи. И его поведение должно обсуждаться так же.

Психолог: Наше собрание подошло к концу. Но прежде, чем его завершить, мне бы хотелось прочитать вам старую притчу. Притча о двух волках

Я надеюсь, что вся информация, которую вы сегодня услышали, поможет вам выбрать правильную линию поведения со своими детьми, а самое главное, заставят вас задуматься о том, что нужно сделать для того, чтобы между вами и ребенком было понимание.

На этом наш практикум подошел к концу. До свидания, до новых встреч.