Психологическая подготовка к экзаменам

Анна Александровна Седых

Презентации: "Психологическая подготовка обучающихся 9,11 классов к экзаменам"

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Психологическая подготовка к экзаменам

Слайд 2

Стресс – это хорошо, это даже бодрит! Стресс и дистресс Для преодоления испытаний у человека есть универсальный механизм – стресс. Коротко говоря – это выброс адреналина и других стимуляторов организма. Они мобилизуют скорость мышления, память, работоспособность и выносливость – вообще все! Если успешно «победить» стрессовую ситуацию, то навык сопротивляться стрессогенным факторам растёт, адаптивность повышается. Но если энергетические запасы истощены, то на место полезного стресса приходит дистресс . Психоэмоциональный дистресс отрицательно сказывается на деятельности человека, сопряжен с переживанием сильных эмоций. При этом следует различать дистресс и естественное состояние волнения, напряжения, мобилизации, сопровождающее при ответе у доски, выполнении контрольной работы и т.п., которые не достигают непривычной для организма силы.

Слайд 3

Сначала подготовь место для занятий. Можно ввести в интерьер комнаты желтый и фиолетовый цвета. Составь план занятий. Начни с теории, а затем перейти на тестовые задания и задачи. Решение сложных задач не оставляй «на потом». Чередуй занятия и отдых. В процессе непосредственной подготовки к экзамену задействуй разные виды памяти: зрительную (чтение), слуховую (чтение вслух или запись на аудио), моторную (переписывание формул, материала). Готовясь к экзаменам, никогда не думай о том, что не справишься с заданием, а напротив, мысленно рисуй себе картину триумфа!

Слайд 4

Как решать большие и сложные задачи? Самое страшное для любого человека – большие и сложные задачи, время для решения которых ограниченно. Например: успеть сделать домашнее задание после спортивной тренировки . Такие задачи называются «слонами». Как же их решать ? Н ужно представить, что наш «слон» - это объемный пазл . И его нужно… разобрать на отдельные кусочки. Основная задача - выполнить достаточно большой кусок работы за отведенный отрезок времени. Заставляйте себя делать посильный вклад каждый день, пусть это станет хорошей привычкой. Крупные задачи называют"слонами": они такие же большие и неповоротливые. Примером слона может служить: подготовка к экзамену, проект, изучение иностранного языка. Часто именно размер задачи пугает: не понятно, с какой стороны к ней подступиться, с чего начать. Поэтому в работе со "слонами" поможет техника "деления на бифштексы", или, другими словами, выделение частей внутри большого дела.

Слайд 5

Отдельный вопрос – шпаргалки!!! Написание шпаргалки – это просто очень полезный психологический ритуал, так как не только активизирует механическую память, но и даёт чувство защиты . При написании «шпоры» вы гораздо лучше запомните материал. Дело тут в особых свойствах памяти. Она подразделяется множество типов, из которых нам сейчас важны четыре: зрительная - запоминание увиденного; слуховая - запоминание услышанного; моторная - запоминание движений; ассоциативная память - запоминание по ассоциации с чем-то хорошо известным . Чем больше типов памяти принимает участие в процессе заучивания - тем больше шансов это запомнить. Написание шпаргалки позволяет задействовать зрительную и моторную память. А если вы при этом станете диктовать себе вслух - подключится еще и слуховая. Что же касается ассоциативной памяти - она особенно хороша при запоминании дат. Выполняй как можно больше различных опубликованных тестов по предмету. Эти тренировки ознакомят тебя с конструкциями тестовых заданий.

Слайд 6

При хорошей зрительной памяти: Читая материал учебника (конспекта), выделяйте специальными знаками ключевые (опорные) места текста (записей), фиксируйте их на маленьких листочках (карточках ); Письменно составляйте план ответа; Используйте сокращённую запись материала; Составляйте тезисы, опорные схемы и таблицы; Выпишите на карточки (желательно крупным шрифтом, разными цветами) основные понятия и формулы, которые необходимо знать, разложите их на столе или развесьте на стенах, чтобы они постоянно были у вас перед глазами, пока вы готовитесь к экзамену.

Слайд 7

При хорошей слуховой памяти: Читайте запоминаемый текст вслух; Если у вас есть возможность, начитайте содержание вопроса на диктофон, а затем периодически прослушивайте; При чтении и записывании старайтесь проговаривать слова чётко, соблюдая интонацию, делая необходимые паузы в конце предложений, частей текста; Можно попытаться зарифмовать в небольшие стихотворения, песни основные правила и теоремы, найти логическое соответствие исторических дат с событиями и явлениями современной или вашей личной жизни; Изучив содержание вопроса, перескажите его; Помните, количество запоминаемого тем больше, чем выше степень понимания. Лучше учить с перерывами, чем подряд, лучше понемногу, чем сразу.

Слайд 8

Советы психолога старшекласснику, сдающему ОГЭ или ЕГЭ Ты не можешь изменить реальность, но можешь изменить свое отношение к ней. ОГЭ, ЕГЭ – это важный этап в твоей жизни, но не последний! Обсуди с родителями, что будет после экзамена. Пойми, катастрофы не произойдет, каков бы ни был результат испытаний. Будь уверен в себе: ты знаешь все, что знаешь. (Кстати, чем больше ты знаешь, тем больше волнуешься – это доказано психологами!). Ты уже прошел репетицию экзамена – значит, ничего нового тебя не ждет. Во время экзамена не воспринимай возникшее волнение как катастрофу. Просто пережди первую растерянность. Вспомни и примени методы саморегуляции эмоционального состояния. Прочитай все задания и реши, в какой последовательности ты будешь их выполнять. Распредели свое время (например, 2 часа - решаю, 1 час - проверяю, 1 час – оформляю). В каждом приемном пункте ЕГЭ будут присутствовать врач и психолог. В случае чего, смело к ним обращайся.

Слайд 9

Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Методы развития памяти при подготовке к экзаменам»

Слайд 2

Экзамен — двойная психологическая нагрузка, связанная, как с периодом подготовки, так и непосредственно с моментом сдачи самого экзамена. Все это время учащиеся психологически и физически находятся в состоянии стресса, который может привести к изменениям в протекании психический процессов, эмоциональном сдвиге, что может отразится на результатах сдачи экзамена.

Слайд 3

Память – основа всей психической деятельности человека: Память связывает прошлое человека с настоящим и будущим, является важнейшей познавательной функцией . Эффективность запоминания зависит от: 1. Целей запоминания 2. Приемов заучивания

Слайд 4

ПРИЁМЫ ЗАУЧИВАНИЯ: механическое смысловое (логическое) - эффективность в 20 раз выше ! «Лучше 2 раза прочитать текст и 2 раза воспроизвести, чем читать бесперебойно 8 раз!!!» — Прочтение текста и разделение на части; — Составление плана к тексту; — Осмысливание и пересказ каждого пункта плана отдельно; — Пересказ в целом всего текста в соответствии с планом.

Слайд 5

Образные приёмы запоминания (перевод информации в наглядность): графики, схемы , таблицы , рисунки , картинки , ш паргалки, записки на стенах (вывешивание формул, терминов), выделение главного и подчеркивание в тексте, окрашенные записи, прослушивание записей на диктофоне.

Слайд 6

Интеллект - карты

Слайд 7

Правила составления интеллект - карты

Слайд 8

Как работает повторение? Психологи хорошо изучили проблему забывания и выяснили, что есть «критические моменты », после которых процент оставшейся в голове информации резко падает: ч ерез несколько минут забывается примерно четверть, через несколько часов — половина, через сутки — три четверти информации . Е сли именно в эти ответственные моменты информацию повторить, она забывается гораздо меньше . Поэтому действуем так: прочитали главу учебника — повторите основные и трудные для запоминания моменты. Вот вы и обезвредили первый «критический момент». Закончили блок из нескольких вопросов или просто пора идти обедать — повторите самое важное из того, чем занимались последние полдня. Второй момент благополучно пройден. Наконец , на следующий день начните занятия с того, что вспомните материал дня предшествующего — и все вами запомненное останется при вас надолго.

Слайд 9

Периодическое повторение информации

Слайд 10

Активизация обоих полушарий мозга

Слайд 11

УПРАЖНЕНИЯ

Слайд 12

УПРАЖНЕНИЯ

Слайд 13

УПРАЖНЕНИЕ «Кулак -ладонь»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Формы работы с текстом»

Слайд 2

Приёмы работы с текстом: ИНСЕРТ Прием требует от ученика не пассивного, а внимательного чтения. Инсерт заставляет обратить внимание на непонятные моменты, сконцентрироваться на каждой строке текста. Данный приём довольно эффективен, когда нужно проработать большой пласт теоретического материала. 1. Читаем текст, маркируя его специальными значками: V — я это знаю; + — это новая информация для меня; — я думал по-другому, это противоречит тому, что я знал; ? — это мне непонятно, нужны объяснения, уточнения. Совет : маркировки в тексте удобнее делать на полях карандашом.

Слайд 3

Приёмы работы с текстом: ИНСЕРТ 2.Заполняем таблицу 3. Повторное чтение текста, что приводит к осмыслению текста. При этом таблица может пополниться, либо какие-то тезисы уже перейдут из одной колонки в другую. V + — ? Здесь тезисно записываются термины и понятия, встречающиеся в тексте, которые уже были известны. Отмечается все новое, что стало известно из текста Отмечаются противоречия. То есть, ученик отмечает то, что идет вразрез с его знаниями и убеждениями. Перечисляются непонятные моменты, те, что требуют уточнения или вопросы, возникшие по мере прочтения текста.

Слайд 4

Фрагмент произведения Ф.М. Достоевского « Преступление и наказание». Как вы воспринимаете статью Раскольникова о теории сильной личности в «Периодической печати»? V + — ? Я понимаю героя, его убеждения. Раскольников несчастен, «заблудшая» душа, очень искренен, способен сострадать Я не согласен с героем. Это противоречит моим убеждениям. Он ставит себя выше всех, эгоцентризм (идея Наполеона) Мне трудно определиться в этом вопросе. Раскольников вызывает у меня двойственные чувства. Мне нравится этот герой, умеющий сострадать ближнему, но мне трудно понять, почему человек, поднимает топор и идет убивать.

Слайд 5

Приём «ФИШБОУН» (скелет рыбы) Г олова - вопрос темы, В ерхние косточки - основные понятия темы, Н ижние косточки — суть понятий, Хвост – ответ на вопрос. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть.

Слайд 6

Фишбоун на примере романа «Преступление и наказание » Ф. М. Достоевского Голова — Обновление Раскольникова на каторге. Верхние косточки — 1 . Он раскаялся, осознал свое преступление. 2.Изменил отношение к Соне и к людям. 3.Начинается исцеление души. 4.Усомнился в своей теории. Нижние косточки — 1 . Под подушкой Евангелие. 2.Обливается слезами, прильнул к ее ногам, даже бывшие враги стали смотреть на него по-другому. 3.Яркий пейзаж (утро, солнце, поле). 4. Сон про «трихины», люди времен Авраама. Хвост — Осознание вины, раскаяние – путь к очищению, исцелению.

Слайд 7

Приём «Двойной дневник» Вопросы Точка зрения автора Моя точка зрения Цитата Комментарий В левой части дневника записываются те моменты из текста, которые произвели на вас наибольшее впечатление, вызвали какие-то воспоминания, ассоциации с эпизодами из вышей собственной жизни, озадачили вас, вызвали протест или, наоборот, восторг, удивление, такие цитаты, на которых вы"споткнулись ".


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

« Пища для ума »

Слайд 2

Правильное питание выпускника – старт к успеху на ЕГЭ … Пирамида здорового питания Правильное питание выпускника – старт к успеху на экзамене …

Слайд 3

Какие продукты полезнее перед экзаменами?

Слайд 4

. Какие продукты полезнее перед экзаменами? Чтобы успешно сдать все экзамены, нужно правильно, сбалансировано питаться. При нехватке некоторых витаминов, микроэлементов сложнее запомнить материал, трудно сконцентрироваться на учебе . Не только физическая, но и умственная деятельность – энергозатратное занятие. Во время экзаменов важно следить за своим питанием. Ученые считают, что самая полезная пища – натуральная. Свежие овощи и фрукты нужно есть всегда, но во время умственных перегрузок они тоже должны быть на столе .

Слайд 5

Клубника и бананы помогают организму вырабатывать серотонин и мелатонин. Эти гормоны снижают стресс. Морковь является источником витаминов В, С и бета-каротина , улучшающих память и функции мозга . Витамина С очень много в зелени, цитрусовых, черной смородине, шиповнике . Он повышает работоспособность и заряжает человека энергией. id=21001 Фрукты и овощи:

Слайд 6

Жирная морская рыба : скумбрия, анчоусы, сардины, селедка . Омега-3 улучшает проводимость нейронных связей в головном мозге. В курином мясе или индейке много витаминов группы В, А и Е. В белом мясе содержится триптофан, это вещество помогает нормализовать сон, справиться с нервным напряжением и снимает стресс. Печень - источник холина витамина В6 и меди, что улучшает работу нашего мозга. Источник: https://www.myjane.ru/articles/text/?id=21001 id=21001 Мясо и рыба:

Слайд 7

Чтобы нервная система нормально работала, ей требуется цинк. Он входит в состав 80 ферментов. Американский доктор Рой Халин смог доказать, что если уровень цинка в крови низкий, люди становятся несобранными, хуже воспроизводят заученный материал. Те из добровольцев, у которых при тестировании оперативная память и интеллект были выше, как, оказалось, имели более высокий уровень цинка в крови . Цинка много в морепродуктах, особенно в креветках. Кроме морепродуктов, его можно получить из мяса птицы, кроликов и сыра твердых сортов. Морепродукты:

Слайд 8

Для нормальной работы мозга необходимы витамины группы В. Тиамин (В1) нужен для выработки нейромедиатора ацетилхолина. Он влияет на процессы запоминания. Он же дает необходимую нам энергию. Тиамин есть в крупах и злаках, в отрубях. Остальные витамины этой группы также полезны для слаженной работы всего организма. Каши:

Слайд 9

Закуски и перекусы

Слайд 10

ПОМНИТЕ! Переедание приводит к тому, что организм тратит все силы на пищеварение, а не на усвоение информации! От голода нервное истощение наступает гораздо быстрее! !

Слайд 11

Напитки в помощь Не забывайте часто пить! Дети , которые пьют больше воды, лучше сосредотачиваются, проще переваривают новую информацию и меньше страдают от головной боли.

Слайд 12

Жевать в процессе обучения не рекомендуется: прочитанные строчки « съедятся » вместе с пищей и забудутся через десять минут. Во время зубрёжки

Слайд 13

Крахмальные продукты : макароны, рис, картофель и хлеб - помогут спокойно спать. Стакан молока - теплого или холодного - тоже поможет вам уснуть. Избегайте кофе, чай и колу, так как препятствуют хорошему и спокойному засыпанию. Ночь перед экзаменом

Слайд 14

Ответственный завтр ак Яйца, фасоль, тост с медом, овсянка или мюсли , бананы, изюм, фруктовый или молочный коктейль.

Слайд 15

Здоровья, удачи и успехов!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Сдать экзамен и не умереть: приёмы тайм-менеджмента для выпускников Многим абсолютно всё равно, насколько тяжёлой может быть учёба в выпускном классе. Им нужен лишь результат: выполненные дела и высокие баллы. Но создатели авторских курсов по подготовке к ОГЭ и ЕГЭ знают, что каждому нужна поддержка. Поэтому делятся приёмами, которые помогут избежать переутомления при подготовке к экзаменам.

Слайд 3

Жизнь современного школьника характеризуют проблемы: 1. Непонимание своих жизненных целей и неумение организовать работу по их достижению. 2. Неумение грамотно спланировать время на выполнение огромного количества задач, поставленных в школе, и неспособность разобраться с их приоритетами. 3. Незнание ребенком способов борьбы с тем, что мешает ему все успевать, будь то внешние отвлечения, потерянная из-за беспорядка тетрадка, или собственная лень.

Слайд 4

ТАЙМ - МЕНЕДЖМЕНТ В прошлом году случилась история, которую я теперь рассказываю всем школьникам. Один ученик Олег пришёл на курсы подготовки к экзаменам после нескольких бессонных ночей. Он полгода откладывал написание научной работы, обязательной в его школе, и за пару дней перед её защитой принялся лихорадочно навёрстывать упущенное. Вечером после этого испытания тело Олега пришло на занятие. Выглядело оно, мягко говоря, не очень: под красными от недосыпа глазами были огромные, как у панды, тёмные круги. Олег отвечал на вопросы без энтузиазма, но тем не менее был настроен на работу. А через 15 минут на страницах его рабочей тетради появились алые пятна. От напряжения и усталости у Олега пошла кровь из носа. Ключевой навык, который поможет вам не умереть от чрезмерной нагрузки — умение управлять своим временем. Обычно люди думают, что если они будут составлять расписание на день, то загонят себя в жёсткие рамки и станут жить по будильнику. Впадать в такие крайности не нужно — достаточно использовать несколько простых приёмов.

Слайд 5

ПРИЁМЫ ТАЙМ-МЕНЕДЖМЕНТА: «ЗОЛОТОЙ ЧАС» Золотой час — это время, которое вы выделяете на выполнение важных дел. Жаворонкам логичнее организовать такой час с утра, совам, соответственно, — вечером. Так получится использовать прилив сил для решения задач. Выключите все гаджеты и оградите себя от других раздражающих факторов. Один час концентрации в течение дня приблизит вас к победе на экзамене больше, чем несколько часов, когда вы пытаетесь совместить подготовку с просмотром видосиков на YouTube .

Слайд 6

ПРИЁМЫ ТАЙМ-МЕНЕДЖМЕНТА: «Матрица Эйзенхауэра» Разделите все задачи на четыре категории по шкалам срочности и важности. Вот какой может получиться таблица у выпускника:

Слайд 7

ПРИЁМЫ ТАЙМ-МЕНЕДЖМЕНТА: «Матрица Эйзенхауэра» Важное и срочное — дела, которые не терпят отлагательств. Начните заниматься ими в первую очередь, чтобы избежать неприятных последствий. Важное и несрочное — задачи, которые стоит выполнять заранее, чтобы не устраивать себе бессонных ночей перед экзаменом. Кроме того, отсутствие срочности поможет вам качественно выполнить эту работу. Займитесь этим сразу после выполнения текущих срочных дел. Неважное и срочное постарайтесь перепоручить кому-то другому. Эти дела никак не приблизят вас к вашей цели, а время отнимут. Неважное и несрочное — то бесполезное, на что обычно и хочется тратить время. Если не получается отказаться от этого, отложите эти дела до того момента, как сделаете всё остальное.

Слайд 8

ПРИЁМЫ ТАЙМ-МЕНЕДЖМЕНТА: «Идеальные 45 минут» Школьные занятия совсем не случайно длятся 45 минут. Это именно тот отрезок времени, на протяжении которого мозг способен концентрироваться. Затем он устает и начинает отвлекаться на посторонние предметы. Занимайтесь и дома по 45 минут. Поставьте будильник, « напоминалку » на телефоне. 45 минут погрызли гранит науки — и айда отдыхать! На отдых следует отводить не менее 10 минут. В перерывах между «уроками» желательно полностью переключиться на другой вид деятельности и о занятиях не думать. Поприседайте , покачайте пресс, помедитируйте , дайте, наконец, отдохнуть глазам! Только не заходите в любимую соцсеть , иначе вся подготовка к экзаменам пойдет прахом.

Слайд 9

ПРИЁМЫ ТАЙМ-МЕНЕДЖМЕНТА: «Планируйте свой день» Сейчас в период дистанционного обучения у вас полная свобода: когда хочешь, тогда и делай задания, готовься к экзаменам. Казалось бы, все здорово. Но часто дело заканчивается тем, что вроде бы ты на секунду зашел во « Вконтакте » — а на дворе уже ночь, и работа с заданиями даже не начата. Чтобы этого избежать, надо структурировать свой день. Лучший способ — накануне вечером составить список того, что нужно будет сделать завтра, определить, сколько времени уйдет на каждое из дел, и распределить их по часам. Возможно, в процессе выяснится, что день достаточно свободный, и имеет смысл добавить в расписание задания из других дней или, наоборот, побыстрее сделать все дела и отдохнуть. Если же станет понятно, что на выполнение всех запланированных заданий вам придется потратить весь день и еще половину ночи, это явный признак того, что от каких-то дел стоит отказаться.

Слайд 10

ПРИЁМЫ ТАЙМ-МЕНЕДЖМЕНТА: «Анализируйте сделанное» Может так получиться, что вы, вроде бы, все делаете правильно: составляете список дел, чередуете их, расписываете по часам, — но все равно чего-то не успеваете или к вечеру чувствуете себя измотанным. Это значит, что в план закралась ошибка, и для того, чтобы избежать ее в дальнейшем, необходимо регулярно (например, в конце дня или в конце недели) проверять соответствие плана и его реального выполнения. Такой анализ может разочаровать. Например, вы выясните, что, несмотря на все графики, в какой-то момент «сорвались» и ушли смотреть сериал. Или что задание, на которое вы отводили два часа, на самом деле каждый раз требует четырех. И в первом, и во втором случае не стоит отчаиваться — просто в следующий раз надо составить план с учетом своих особенностей. Если вы после учебы постоянно ходите смотреть сериал, поставьте его в график, а на сложное дело выделите четыре часа, даже если считаете, что следовало бы выполнить его быстрее. Такой подход поможет вам и не корить себя за невыполненный план, и осознавать, сколько вы в действительности успеете.

Слайд 11

ПРИЁМЫ ТАЙМ-МЕНЕДЖМЕНТА: «И самое главное — делайте что-нибудь!» Не ждите, что в один прекрасный момент на вас свалится желание и мотивация учиться. Не свалится!!!!!!!!!! Поэтому не откладывайте неприятные и сложные дела на потом, а вместо этого начните с… да с чего угодно. Если это реферат, создайте документ и соберите там ссылки, которые сможете использовать. Начните писать оглавление. Передохните. Делайте по чуть-чуть и вы не заметите, как работа будет почти готова — и ради этого не придётся не спать ночами.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 3

https://site.bilet.worldskills.ru/

Слайд 4

ВИДЕОКУРСЫ Помогут понять как самостоятельно принимать решения и определить свое будущее Принятие решений (17 видео) На курсе «Принятие решений» ты узнаешь, как делать осознанный выбор, научишься практическим инструментам, помогающим сделать выбор в сложных ситуациях. Ты поймешь, как расставлять приоритеты, как определить и верно сформулировать цель, а главное, спланировать путь для достижения намеченных целей.

Слайд 5

Работа с информацией (10 видео) На курсе «Работа с информацией» ты узнаешь, как ориентироваться в большом объеме информации и структурировать его. Этот курс поможет тебе научиться тратить меньше времени на усвоение нового и узнать удобные лично тебе способы работы с любым информационным материалом.

Слайд 6

Творческое мышление и креативность (12 видео) На курсе «Творческое мышление и креативность » ты узнаешь о различных способах думать о чем-то новом и разрабатывать нестандартные идеи. Узнаешь что такое ТРИЗ, Дизайн мышление, CRAFT и Латеральное мышление и поймешь, как использовать эти методики в своих творческих задачах.

Слайд 7

Управление собой (16 видео) Тебя ждет погружение в исследование себя, своих эмоций, мотивации и темперамента. Ты поймешь, что такое эмоциональный интеллект, из чего он состоит и как с его помощью лучше управлять собой и своей жизнью. Ты получишь практические инструменты по самоисследованию , управлению вниманием и повышению мотивации.

Слайд 8

Курс по стрессоустойчивости (7 видео) На курсе « Стрессоустойчивость » ты узнаешь что такое стресс, как он появляется у тебя и в чем проявляется, как с ним справляться самому и поддерживать других. КУРС ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ (5 видео) На курсе «Финансовая грамотность» ты узнаешь, как зарабатывать, копить, разумно тратить деньги и защищать их от мошенников.

Слайд 9

Курс Коммуникация (12 видео) На курсе «Коммуникация» ты узнаешь, как рассказывать о чем угодно без страха и в интересной форме, и как строить живой диалог с собеседником или целой аудиторией, перед которой ты выступаешь.