Работа с родителями

Анна Александровна Седых

Предварительный просмотр:

1  слайд                         Выступление на общем родительском собрании

«Буллинг в школе: как защитить ребёнка»

      От чего защищать ребенка? На каждом шагу, куда не глянь, наших детей подстерегает опасность. Ведь они еще не могут защитить себя как взрослые люди,  принять мудрое решение. Парадокс нашего времени в том,  что даже не злоумышленники и криминальные особы могут нанести ущерб ребенку как его сверстники.

      Буллинг – самая распространенная проблема среди детей

2 слайд Английское слово буллинг (bullying, от bully – хулиган, драчун, задира, грубиян) обозначает систематическое, продолжительное запугивание, физический или психологический террор, направленный на то, чтобы вызвать у другого страх и тем самым подчинить его себе.

     В каждом классе есть ученики, которые становятся объектами насмешек и открытых издевательств. Школьная травля не является чем-то уходящим - приходящим: боль и унижения часто могут продолжаться по несколько лет, а то и до окончания школы. И в группе риска может оказаться любой.

  3 слайд    По данным зарубежных и отечественных психологов.  Буллинг – явление достаточно распространённое в школе. До 10 % детей регулярно (раз в неделю и чаще) и 55% время от времени подвергаются издевательствам со стороны одноклассников. 26 % матерей считают своих детей жертвами таких издевательств.

4 слайд      Как правило, буллинг  включает в себя три элемента:

  • преследователь «булли»;
  • жертва;
  • наблюдатель.

5 слайд        Виды буллинга:

  • Социальный – косвенная агрессия (жертва объявляется изгоем, с ней не общаются, не замечают, игнорируют, не объявляют важную информацию)
  • Физический – агрессия с физическим насилием (от пинков до нанесение травм предметами).
  • Поведенческий – преследователь заставляет жертву перенести оскорбительные и унижающие для нее чувства собственного достоинства. Это может быть вербальная агрессия: сплетни, интриги, шантаж, бойкоты, пакости и т.п.).
  • Словесный (от придумывания кличек и прозвищ, до грубого обзывание и унижения ).
  • Кибербуллинг

    Современные формы проявления буллинга постоянно меняются. Современные технологии создают новые благоприятные условия для этого. Запугивание и издевательства теперь переходят в интернет и размножаются с помощью мобильных телефонов и гаджетов.

Этот вид буллинга называется – кибербуллинг, другими словами говоря – травля в интернете.

Основные отличия кибербуллинга от традиционного:

  • Анонимность (тяжело найти и предотвратить нападение);
  • Возможность фальсификации (представленная информация может быть ложью)
  • Наличие огромной аудитории;
  • Возможность достать «жертву» в любое время, с любого места.

6 слайд    Как же реагируют взрослые, когда узнают о проявлениях буллинга в отношении их детей:

  • 58 % взрослых вмешиваются в этот процесс, чтобы помочь своему ребенку;
  • 13 % виртуальных конфликтов перерастают в реальные;
  • 7% пострадавших получают  настолько тяжелую психологическую травму, что длительное время переживают случившееся и имелись случаи  нервного срыва.
  • 26% родителей узнавали об инцидентах кибурбуллинга намного позже, того как это происходило.

7 слайд     Как не стать жертвой буллинга, что же могут сделать родители, чтобы повысить авторитет своего ребёнку в кругу одноклассников:

  • Наладить контакты с учителями и одноклассниками;
  • Активно участвовать в классных мероприятиях (например: Если у вас есть какое-то необычное хобби, интересное детям, можно рассказать о нем сверстникам ребенка. Ведь если вы можете часами рассказывать о всевозможных марках автомобилей, то даже самые отъявленные драчуны будут смотреть вам в рот и после этого вряд ли тронут пальцем вашего ребенка);
  • Ребёнку необходимо найти  себе друга среди одноклассников, а еще лучше несколько настоящих друзей;
  • Приглашайте одноклассников в гости, а особенно тех, кому он симпатизирует;

8  слайд  Научите ребёнка уважать мнение своих одноклассников, находить с ними общий язык;

  • Не надо пытаться всегда побеждать в своих спорах с ровесниками, необходимо научиться проигрывать и уступать, признавать свою неправоту;
  • Не задираться, не зазнаваться;
  • Не показывать свое превосходство над другими;
  • Не хвастаться – ни своими успехами, ни своими электронными игрушками, ни своими родителями – это обычно проявляется у детей с завышенной самооценкой, в этом случае необходимо объяснить, что это не надо показывать окружающим, что у любого человека есть как свои недостатки, так и свои достоинства;
  • Не ябедничать;
  • Не идти наперекор решениям класса, если они не противоречат нравственным нормам;
  • Не демонстрировать свою физическую силу;
  • Не показывать свою слабость;

9 слайд   Использовать свои таланты на благо класса и школы, чтобы одноклассники гордились

                им, а не завидовали ему

  • Не настраивайте ребёнка против школьных мероприятий, даже если они вам кажутся ненужными;
  • Учите выполнять общие требования для всех детей в классе, вплоть до формы, одежды на уроках физкультуры.

10 слайд                             ДЕТЕЙ УЧИТ ТО, ЧТО ИХ ОКРУЖАЕТ!

Обратите внимание на то, как вы общаетесь между собой и как общаются люди,  окружающие вашего ребенка

 - Если ребенка часто критикуют - он учится осуждать.

 - А когда ребенка часто хвалят - он учится оценивать.

 - Если ребенку часто демонстрируют враждебность он учится драться.

 - Когда с ребенком обычно честны - он учится справедливости.

 - Если ребенка часто высмеивают - он учится быть робким.

 - Когда ребенок живет с чувством безопасности - он учится верить.

 - А если ребенка часто позорят - он учится чувствовать себя виноватым.

 - При частом одобрении ребенка - он начинает всегда хорошо к себе относиться.

 - Если к ребенку часто бывают снисходительны - то он учится быть терпеливым.

 - Когда ребенка часто подбадривают, то он учится уверенности в себе.

- Если ребенок живет в атмосфере дружбы и чувствует себя нужным, то он учится находить в этом мире любовь!

Практика многих стран показывает, что эффективному противодействию насилию в школах способствует выработка собственной антибуллинговой политики у школы. В связи с этим мы предлагаем создать в  школе антибуллинговый комитет.



Предварительный просмотр:

Выступление на родительском собрании

«Влияние родителей на успешность ребёнка в школе»

сентябрь 2013 г.

  • С чем у вас ассоциируется успех?
  • Из чего складывается успех?
  • В чём выражается успех ребёнка в школе?
  • Кого можно назвать успешным?

Успешность ребёнка  в школе

Успех ребёнка в учебной деятельности

Успех ребёнка во взаимоотношениях

 со сверстниками

  • Учебная деятельность – ведущая в этом возрасте;
  • в процессе неё ребёнок усваивает научные понятия;
  • её результатом является изменение и развитие самого ученика;
  • если ребёнок успешен в учебной деятельности, он, как правило, занимает в классе позицию делового лидера.
  • Отношения со сверстниками – значимая сфера для ребёнка, связанная с его оценкой и признанием как личности;
  • Если ребёнок успешен в общении со сверстниками, он может занять в классе позицию эмоционального лидера.

Бывает, что ребёнок компенсирует свой неуспех в учебной деятельности успехом в межличностных отношениях в классе, и наоборот.

      Поговорим об успехе в учебной деятельности.

  • Как вы думаете от чего он зависит? Он во многом зависит от тех мотивов, которые являются значимыми для него. У младших школьников, как правило, встречаются 6 мотивов учебной деятельности.
  1. Внешний мотив (я хожу в школу, потому что заставляет мама)
  2. Социальный мотив (я хожу в школу, потому что это необходимо, чтобы в будущем получить профессию)
  3. Учебный мотив (я хожу в школу, потому что мне нравится учиться, узнавать что-то новое)
  4. Мотив оценки (я хожу в школу, чтобы получать «5»)
  5. Позиционный мотив (я хожу в школу, потому что раньше, в детском саду, я был маленький, а теперь я взрослый)
  6. Игровой мотив (я хожу в школу, потому что люблю играть с ребятами)
  • С чем у вас ассоциируется успех в учебной деятельности? (с прилежностью, аккуратностью, хорошими оценками). При этом мы предполагаем, что ребёнок хочет учиться и получать новые знания, но ведь у него может быть вовсе и не учебный мотив, а например, внешний.
  • К чему это может привести в дальнейшем? К падению учебного интереса, и как следствие, снижению успеваемости.
  • А как мы взрослые и родители влияем на формирование той или иной мотивации у детей?

     Как на ребёнка влияют фразы типа: «Ты всегда должен быть первым!», «Ты самый лучший, ты не можешь быть вторым!»? У таких детей формируется сильнейший страх ошибки, боязнь делать какие – либо усилия, стремление избегать трудностей. Для младшего школьника важна не только оценка учителя, но и мнение родителей. Что можно сделать в этой ситуации: чаще хвалить ребёнка, беседовать с ним о роли трудностей и препятствий, приводить примеры из собственной жизни, когда вы допускали ошибки и учились преодолевать себя.

      А что вы говорите, когда ваш ребёнок не успешен в чём – либо?

Представьте ситуацию: ваш ребёнок – единственный из класса, кто не справился с проверочной работой по математике. Какова ваша реакция?

  • Ничего страшного, в следующий раз у тебя обязательно получится!
  • Опять ты не справился! Я тобой недовольна!
  • Сколько можно ошибаться?
  • А кто ещё из класса не справился с заданием?
  • Не переживай, мы с тобой позанимаемся, и ты справишься!
  • Ты не понял материал или ты слишком торопился?
  • Ты не можешь быть последним, ты должен всегда быть первым, иначе ты ничего не добьёшься в жизни!
  • Не плачь, это не главное в твоей жизни! Иди, поиграй, отдохни!
  • Как вы отреагируете в этой ситуации? Давайте выявим наиболее эффективные стратегии поведения для развития ребёнка. Не ругайте ребёнка за плохие оценки, ему очень хочется быть в ваших глазах хорошим; сочувствуйте ему, если он долго трудился, но результат его труда оказался не высок, объясните ему, что важен не только высокий результат, больше важны знания, которые он сможет приобрести в результате ежедневного и упорного труда; не обвиняйте беспричинно других взрослых и детей в проблемах собственных детей; демонстрируйте положительные результаты собственного труда, чтобы ребёнку хотелось вам подражать.

Успех ребёнка во взаимоотношениях со сверстниками

Психологи выделили набор качеств, которые ценятся среди младших школьников и влияют на установление дружеских отношений:

  • Самостоятельность
  • Уверенность в себе
  • Инициативность
  • Ровный характер
  • Общительность
  • Хорошая успеваемость
  • Опрятная внешность

Дети, имеющие не благополучное положение в системе личных взаимоотношений в классе, обладают прямо противоположными качествами:

  • Неуживчивость, драчливость, вспыльчивость
  • Капризность
  • Грубость
  • Замкнутость
  • Ябедничество
  • Зазнайство
  • Неаккуратность, неряшливость

Как вы сейчас увидели, младшие школьники оценивают друг друга по внешним качествам, а также по качествам, которые одобряет учитель и взрослые. Но постепенно в отношениях со сверстниками успеваемость становится не определяющим фактором, т.к. дети начинают ценить качества, не связанные с учёбой.

     Одними из основных качеств в списке благополучных детей являются уверенность в себе и адекватная самооценка ребёнка.

  • Как вы думаете, как можно повысить самооценку ребёнка? Главное, чтобы ребёнок почувствовал свою ценность и неповторимость. Условие адекватной самооценки – это знание ребёнком своих способностей и наличие возможности для их реализации, чтобы ребёнок знал: «Я могу и умею это и это, а вот это я могу и умею лучше всех».

Значительное влияние на развитие адекватной положительной самооценки ребёнка оказывает безусловная любовь родителей – любовь без условий: и в ситуации успеха, и в познании неудачи. Это даётся только путём полного принятия своего ребёнка таким, каков он есть.

Ролевая игра «У меня нет …»

Родители перед игрой получают набор школьных принадлежностей. В нем есть тетрадь, карандаши, ручка, альбомный лист, линейка, листы цветной бумаги, ножницы и т.д. На первый взгляд наборы все одинаковые, но в одном наборе нет простого карандаша, в другом – альбомного листа, в третьем – тетради, в четвертом отсутствует один из цветных карандашей (и другие варианты). Учитель просит родителей выступить в роли учеников и проводит с ними интегрированный урок. На уроке родители обязательно используют весь набор полученных школьных принадлежностей: работают в тетрадях, чертят, разукрашивают, вырезают, моделируют и т.д. Как только выясняется, что у кого-то необходимые принадлежности отсутствуют, он громко произносит: «У меня нет …». Учитель вынужден прервать «урок», просит кого-нибудь поделиться принадлежностями, затем продолжает тему и так несколько раз.

      В завершении игры учитель просит ответить родителей на несколько вопросов:

  • Было ли Вам комфортно на уроке?
  • Все ли у Вас получалось?
  • Может ли Ваш ребенок, даже если он не силен в математике или не умеет хорошо рисовать, чувствовать себя комфортно, с желанием идти на урок и получить свою минуту или ситуацию успеха, если он плохо готов к уроку и имеет не все необходимые школьные принадлежности?

Через эту игру я хотела показать вам  важность такого, простого, на первый взгляд, аспекта,  как подготовка к урокам, показать, что союз семьи и школы начинается с малого, но позволяет ребенку получить свою ситуацию успеха.

Таким обазом: Что же самое главное для ребенка в учебе, что поможет ему успешно ему учиться?

- заинтересованность

-  вера в себя, поиск лучших качеств

- позитивное отношение к учебе

- сотрудничество

- создание ситуации успеха

- интерес родителей

- поддержка



Предварительный просмотр:

Ответственные родители – залог успешного будущего ребёнка!

  1. Здравствуйте, уважаемые родители, для начала давайте сегодня с вами немного побеседуем и поразмышляем на тему: Какие вы родители для своих детей? Какими положительными качествами вы можете себя оценить, как родителей.

ОТВЕТЫ ВЫВОДЯТСЯ НА БОЛЬШОЙ ЭКРАН 

СЛАЙД 1

  1. Самое главное качество, которым должны обладать все родители без исключения, является ответственность.

СЛАЙД 2

  1. Социологические исследования показывают, что на воспитание ребенка влияют: семья – 50%, СМИ – 30%, школа – 10%, улица –10%.                  

«Мы сильно заблуждаемся, если думаем, что жизнь ребенка в школьном возрасте вся принадлежит школе; нет, школа имеет только весьма небольшую долю в том естественном развитии ребенка, на которое, гораздо большее влияние оказывают время, природа и семейная жизнь» К. Д. Ушинский

  1. Что такое ответственное родительство?

В обществе существует мнение о том, что с ребенком обязательно надо дружить. Таким образом, понятие родительской ответственности часто подменяется понятиями доброго отношения, заботы и расположения к ребенку – это, несомненно, важные компоненты родительства, но недостаточные.

      По мнению специалистов, ответственный родитель, в первую очередь, – зрелый человек, способный отвечать за свои поступки и за свою жизнь, ведь, если этого нет в отношении самого себя, как можно говорить об ответственности за маленького человека? Являясь зрелой личностью, человек в состоянии обеспечить себя работой, жильем и создать благоприятные условия для развития ребенка.

СЛАЙД 3

Итак, ответственное родительство это, прежде всего, сбалансированность разных сторон воспитания:

  • Коммуникативная сторона – это регулярное общение с ребенком. В условиях современного мира, полного опасностей и соблазнов, родитель должен быть всегда в курсе того, что происходит в жизни ребенка – его интересов и предпочтений, по возможности разделять их и иметь на него влияние.

СЛАЙД 4

  • Эмоциональная сторона – родитель должен быть готов не просто слушать ребенка и говорить с ним на важные темы, стараясь избегать оценок в суждениях и осуждения, но выступать в роли помощника и советчика, вызывать в ребенке ответную реакцию, давать ему возможность обсуждать проблемы и делиться своими переживаниями.

СЛАЙД 5

  • Экономическая сторона – сейчас даже обучение в государственных образовательных структурах становится все более затратным. Поэтому родитель должен иметь возможность оплачивать обучение ребенка, обеспечить его необходимой одеждой, желательно, карманными деньгами.

СЛАЙД 6

  • Охранительная сторона – сохранение и укрепление здоровья ребенка, что в условиях современного российского общества становится очень актуальным и полностью ложится на плечи родителей;

СЛАЙД 7

  • Нормативная сторона – родителю необходимо выступать в роли эксперта, обладающего опытом общения с социальными институтами. Это означает, что ребенка надо учить следовать правилам, установленным обществом, в котором он живет.

СЛАЙД 8

  • Духовная сторона – способность привить ребенку базовые жизненные ценности, такие как семья, культура. Родители должны научить ребенка ценить свои жизнь и здоровье. Дети, как известно, сильно подвержены влиянию сверстников, информационных ресурсов и окружающих взрослых, будь то положительный или негативный опыт. Поэтому в детском возрасте особенно важно наличие рядом взрослых, которые хранят духовное наследие и в состоянии передавать его своим потомкам. Ведь, не имея собственного мнения и понятия о том, что есть зло, а что добро, не умея самостоятельно анализировать ситуацию и принимать решения, ребенок легко может стать объектом манипуляции.

СЛАЙД 9  Как вы считаете, какую функцию, задачу, как ответственные родители, вы должны выполнять в первую очередь?

ОТВЕТЫ ВЫВОДЯТСЯ НА БОЛЬШОЙ ЭКРАН 

5. Задачи ответственного родительства

  Специалистами был проведен опрос, в ходе которого было выявлено, что сами родители важными задачами ответственного родителя считают: 

СЛАЙД 10

  • сохранение здоровья и жизни ребенка;
  • материальное обеспечение – обеспечить ребенка одеждой, питанием, дать ему достойное образование;
  • находить время для ребенка, уделять ему внимание, проводить досуг вместе.

Последнюю задачу родители обычно называют в последнюю очередь и не уделяют ей достаточного внимания, считая, что обеспечивая ребенка материально, они уже полноценно выполняют свою родительскую функцию. В ход идут объяснения, подкрепленные тем, что взрослые большую часть времени проводят на работе, стараясь обеспечить достойную жизнь своим детям, и на общение у них просто не остается ни сил, ни времени. Но, необходимо помнить, что это крайне важная составляющая ответственного родительства, и часто для ребенка семейный поход в кино в разы ценнее покупки новой игрушки. Позже, в подростковом возрасте, отдаляясь от семьи, погружаясь в свои субкультуры, в объяснениях ребят проскальзывает обида на маму с папой, нередко они говорят о том, что «родители только и делали, что работали, рядом их не было, а сейчас они мне уже не нужны».

СЛАЙД 11

6. Упражнение «Лавина»

«Представьте, что ваш дом занесло снегом во время выходных, вы не можете ни выбраться, ни связаться с кем-нибудь, ни получить помощь раньше понедельника. Вы сидите дома с ребёнком, у вас нет никаких обязанностей, никакой домашней работы. Придумайте, как вы используете эту критическую ситуацию, чтобы создать вам с ребёнком веселое времяпровождение. У вас есть хорошая еда, музыка, книги, игры, горячая вода, ручка и бумага, но нет телевизора и радио».

После того как работа завершена, участникам предлагается осуществить эти планы в ближайший выходной: «Стоит ли ждать, когда ваш дом занесет снегом?»

Обязательно осуществите то, что вы представили, потому что это необходимо как вам, так и вашим детям.

7. Видеоролик «Жить».



Предварительный просмотр:

Психологическая зависимость детей от телефона

   Хотят того родители или нет, но ваш ребенок будет расти в информационном мире, в окружении «продвинутых» сверстников. И цифровые гаджеты станут частью его жизни. Телефоны прочно вошли в жизнь школьников, но смартфоны нередко отвлекают детей от учебы. Школьники достают их и под партами, пока не видит учительница, чатятся в соцсетях или играют. Понятно, в первую очередь мобильник нужен для безопасности, чтобы родители всегда могли позвонить ребенку и узнать, где он и когда будет дома. Но есть и другая сторона медали, и тут, со стороны родителей, важно успеть предпринять меры, чтобы необходимость в использовании цифровых технологий не переросла в зависимость.

Британские и польские ученые призывают контролировать время, которое ребенок проводит за общением с новыми технологиями, поскольку те негативно влияют на развитие социальных и физических навыков у детей, начиная с самого младшего возраста. Как отучить ребенка от гаджетов, если возникла зависимость?

    Определить, есть ли у школьника зависимость от телефона, легко, попросите отложить гаджет и посмотрите на реакцию. Вас должно насторожить, если у ребенка сразу испортилось настроение, он заплакал, начать истерить или вести себя агрессивно. Это у него настоящая ломка.

Увы, сейчас это часто происходит с детьми. Почему? Тут дело в гормонах настроения. Их два - дофамин и серотонин. Последний отвечает за фоновое хорошее настроение, а дофамин - за взрыв эмоций. Есть даже такое понятие «дофаминовый взрыв», его мы испытываем, например, когда влюбляемся. Но если человек испытывает стресс, то серотонин подавляется, а дофамин начинает устраивать атаки без контроля. Знакомо вам такое: то грустно, то вдруг возникает бешеная радость? То же самое и у детей. Если ребенок подавлен, его ругают дома, например, или критикуют в школе, и вдруг, сидя в телефоне, он испытал тот самый дофаминовый взрыв, то все: он попал. Возникает зависимость. Теперь все положительные эмоции он будет черпать только оттуда. Такой же механизм срабатывает у игроманов, алкоголиков. Это говорит о том, что испорчен центр удовольствий. Люди больше не могут находиться в нормальном настроении без допинга.

- Что может привести ребенка к такому? Причины разные:

  • Первая - гиперопека родителей, когда ребенок никогда ничего сам не решал. Он пошел в школу, например, и столкнулся со своей беспомощностью и неуверенностью. Потом пришел домой, включил игру и почувствовал себя победителем, королем...
  • Вторая причина - когда взрослые не позволяют своим детям испытывать негативные чувства. «Хватит реветь! А ну быстро замолчи!» - так часто реагируют родители на истерики. Ребенок глушит слезы, но эмоции-то никуда не делись, и их нужно «выгулять». Игра в мобильном телефоне - отличный способ это сделать. Поэтому дети любят стрелялки, где надо убивать, где много крови и агрессии. Лучшее, что могут сделать родители, когда их ребенок расстроен и плачет, - это обнять, успокоить, дать выговориться.
  • Третье. Инфантильность. Сын (дочь) не верит в свои силы и возможности. Только в фильмах и играх может реализовать все, о чем мечтает, представляя, что главный герой - это он.
  • И еще телефонная зависимость появляется, когда родители сами зависимы. Выпивают, играют в игры на деньги, например. А за всеми этими причинами стоит главное: ребенка недолюбили! И телефон, компьютер или планшет - то место, пусть и виртуальное, где ему хорошо.

- Как выйти из него?

  • Бывает очень сложно, и без помощи психотерапевтов не обойтись. Многие считают, что, если началась такая ломка, ребенка надо сразу лишить всех гаджетов. Но я не советую так делать, потому что для маленького человека будет сложно опять оказаться лицом к лицу со своей проблемой. Лучше найдите безопасную замену. Что-то, от чего ребенок снова испытает удовольствие. И одна из самых больших для него радостей - эта беседа с родителями. По душам, конечно. Без назиданий.

- Но одних разговоров мало?

  • Найдите другие источники удовольствия. Можно записать, например, сына в кружок роботехники или собирать с ним дома модели самолетов или кораблей - интересных дел много. Надо только понять, что нравится вашему ребенку, помимо компьютерных игр.
  • Следите, чтобы в жизни ребенка было больше живого общения. Для  этой цели вы можете предложить пойти вместе прогуляться, или позвать друзей ребенка на чаепитие.
  • Ребенок не должен проводить время с телефоном больше двух часов в день.
  • Не позволяйте своему чаду сидеть со смартфоном в руках на семейных мероприятиях и во время приема пищи.
  • Спланируйте график ребенка так, чтобы на телефон оставалось как можно меньше времени. Отдайте его в спортивную секцию, в музыкальную школу. Чем больше  ваш птенец увлечется каким-нибудь полезным хобби, тем меньше ему захочется тратить время впустую с телефоном в руке.
  • Попытайтесь ненавязчиво узнать причину, почему виртуальный мир ему интересней реального, возможно, у ребенка проблемы в общении со сверстниками, или ему не хватает новых эмоций. В таком случае, следует больше времени уделять семье, планировать совместный отдых и делать себе небольшие праздники, главное – как можно больше живого общения.
  • Отправляясь в отпуск, не ищите жилье с Wi-Fi. Лучше захватите для ребёнка парочку полезных книг.
  • Родителям следует использовать телефон только по назначению:  никаких игр при ребенке и бесконечной переписки по работе.
  • Не давайте ребёнку гаджет перед сном, ведь это может стать  причиной нарушения концентрации внимания, привести к бессоннице, и, как следствие, к хронической усталости, раздражительности и детской депрессии.
  • Устраивайте совместный отдых без телефонов. Раз в неделю, отправляясь на прогулку с семьей, оставляйте все телефоны дома.

Мамам нужно учесть, что тотальные запреты на игры и цифровой контент − бесполезны и не продуктивны, поэтому не стоит избирать подобный метод, чтобы побороть детскую зависимость от гаджетов.

Стоит отметить, что мобильный телефон является своего рода критерием эффективности всех родительских усилий и если ребенку достаточно внимания и поддержки со стороны родителей, у него не будет необходимости использовать телефон для борьбы с одиночеством.



Предварительный просмотр:

Родительское собрание 10 класс

«Роль родителей в становлении конкурентоспособной личности выпускника»

                                                                      «Если корабль не знает, к какой пристани он держит  

                                                                      путь, для него ни один ветер не будет попутным»

Сенека

      Каждый родитель желает вырастить своего ребёнка счастливым, здоровым, успешным, умным. Мы желаем ребенку, чтобы он выбрал правильную дорогу, смог получить хорошую профессию, создал счастливую семью и достойно воспитал своих детей. Об этом думают все родители, и каждый родитель для своего ребёнка желает лучшей доли. Эти качества в последнее время называются конкурентоспособностью личности. Мы живем в эпоху рыночных отношений, и желаем мы того, или не желаем, приходится бороться за свое место под солнцем. Мы хотим, чтобы ребенок, выйдя из под родительской опеки, стал самостоятельным и нашел себя в жизни. Как сделать его конкурентоспособным, как научить его адаптироваться во взрослой жизни и при этом оставаться хорошим человеком?
      Сегодня я хотела бы поговорить с вами на эту тему.

Представьте себе, что вы сейчас находитесь перед большим современным супермаркетом. В нем три этажа:

На первом этаже продаются товары с заведомым браком, низкого качества.

На втором этаже – обычные товары средней цены и качества.

На третьем этаже продаются самые лучшие, качественные, добротные, шикарные вещи.

На каком этаже вы бы хотели приобрести товар? (Родители отвечают).

        Когда у нас появляется ребенок, мы всегда хотим, чтобы он соответствовал третьему этажу – был умный, добрый, посещал музыкальную школу или школу с углубленным изучением иностранного языка. Может быть, воплотил наши несбывшиеся мечты, стал артистом, политиком, бизнесменом, космонавтом или врачом. Но, к сожалению, в жизни так не бывает. Каждый ребенок уникален. В нем есть что-то от первого, второго и третьего этажа. И ваш ребенок не исключение, вы знаете это. В нем есть то, что вам нравится, и то, что вы хотели бы в нем изменить.

Давайте разберемся, прежде всего, в том, что такое конкурентоспособность личности.

      По мнению многих педагогов, конкурентоспособность – это важное качество личности, которое подразумевает профессиональные и общекультурные навыки, креативное и рациональное мышление и поведениеспособность объективно оценить требования работы и творчески подходить к решению проблем, способность проявлять лидерские качества.

Какое слово можно использовать в качестве синонима слова «успех»? Ответ: слово «удача», оно образуется от слова «удается», то есть удается сделать что-то задуманное.

Как вы думаете, что же необходимо для того, чтобы стать волевой конкурентоспособной личностью?

(высказывания родителей)

  1. Уметь сказать «нет», если что-то вредно для здоровья, учебы и т.д.;
  2. Разумно использовать свое время;
  3. Не поддаваться отрицательным соблазнам, которые мешают полезным делам;
  4. Проявлять настойчивость и терпение;
  5. Соблюдать правила поведения и дисциплины;
  6. Обдумывать, анализировать свои поступки, уметь сделать правильные выводы;
  7. Контролировать свое поведение;
  8. Учиться преодолевать трудности;
  9. Изживать недостатки, вредные привычки.

Современное общество предъявляет к выпускникам школы повышенные требования: конкурс при поступлении в вузы, проблемы устройства на работу, сложности, часто возникающие при выполнении служебных обязанностей в связи с постоянным усложнением процесса производства. Все это можно назвать словом «конкуренция», поэтому становление конкурентоспособных качеств личности – важная задача, стоящая перед школой и перед родителями.

Вопрос: Хотите ли Вы, чтобы Ваш ребенок стал успешным в жизни?

(ответы родителей)

Вопрос: Что значит быть успешным человеком?

(ответы родителей)

Вопрос: А что, по-вашему, нужно делать нашим детям уже сейчас, чтобы стать успешным в будущем?

(ответы родителей)

Понятие «успешность» включает в себя не только целеустремленность и стартовые возможности. Что же еще? Психологи считают, что успех включает в себя компетентность в общении, гибкость, активную жизненную позицию и правильный выбор профессии. Как видите, выбор профессии стоит на последнем месте в числе слагаемых успеха, а главные позиции занимают человеческие качества, относящиеся к нравственной категории. То есть человек может быть классным специалистом в своей профессии, но если он не обладает общепринятыми нормами морали нравственности, он не может быть успешным и конкурентоспособным.

       Давайте обратим внимание на эпиграф к моему выступлению, слова Сенеки:

«Если корабль не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным»

Вопрос: Как вы понимаете эти слова?  (ответы родителей).

Сейчас я предлагаю вам немного поработать: вы получите маршрутные листы для работы, содержащие несколько пунктов, этапы профессионально-образовательного маршрута вашего ребенка, которые вы сейчас и должны будете заполнить.

Форма для заполнения:

  • Название профессиональной области:
  • Школьные экзамены:
  • Учебное заведение:
  • Запасной вариант:
  • Личные качества:
  • Особые умения:
  • Материальное вознаграждение (оценка будущего материального вознаграждения за труд)

Кто хочет поделиться с нами и представить свою карту?

Делаю вывод: для каждой работы необходимы какие-то свои качества личности, которые необходимо воспитать в детях уже сейчас. Отрадно, что вы трезво оцениваете материальное вознаграждение, которое ваши дети в будущем будут получать за свой труд: начинать нужно с малого. Подобные карты личностного роста ребенка, по мнению психологов, очень помогают добиться желаемых результатов. Я советую вам всем их тщательно проработать вместе с детьми. Она поможет Вам сформировать интеллектуальный и нравственный багаж для будущей жизни Вашего ребенка.

Хочу прочитать вам притчу о Руанском соборе: «В славном городе Руане на стройке работали три каменщика. Им задали один и тот же вопрос: «Что ты делаешь?» Один ответил: «Я кладу кирпичи». Другой сказал: «Я зарабатываю себе на хлеб». Третий произнес: «Я строю Руанский собор».

Вопрос: Что символизирует притча?

Ответы: притча символизирует отношение людей к своему труду и что в ответах каменщиков отражены три основных смысла человеческой деятельности:
– делать что-то, не задумываясь о том, зачем это нужно;
– делать что-то для себя и своей семьи;
– делать что-то хорошее для всех людей.

    Создавайте  ребенку необходимые условия для формирования волевых и интеллектуальных качеств личности (личный пример, планирование режима дня совместно с ребенком, поощрение внеучебную деятельность ребенка).

А также, совместно с учителями-предметниками разработайте  индивидуальную программу личностного роста ученика по типу «Портфолио совершенствования» (исходя из зоны ближайшего развития – его возможностей).

       

ПРОФЕССИОНАЛЬНО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ

Ф.И.О. обучающегося__________________________________________________________

  • Название профессиональной области: _______________________________

__________________________________________________________________

  • Школьные экзамены: ______________________________________________

__________________________________________________________________

  • Учебное заведение: ________________________________________________

__________________________________________________________________

  • Запасной вариант:_________________________________________________

__________________________________________________________________

  • Личные качества: _________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  • Особые умения:____________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  • Материальное вознаграждение (оценка будущего материального вознаграждения за труд) ___________________________________________

__________________________________________________________________



Предварительный просмотр:

Выступление на собрании для родителей детей, состоящих на ВШК

«Стили семейного воспитания»

11.10.2013 г.

     Здравствуйте уважаемые родители! Сегодня я хотела бы с вами поговорить по поводу воспитания ваших детей, о стилях семейного воспитания.  Существует множество теорий. Родители, воспитывая детей, обычно не теоретизируют по этому поводу, а ведут себя так, как им подсказывают интуиция, жизненный опыт и складывающиеся обстоятельства. Короче – как получится. А как же получается? В основном никто в последствии не задумывается и не анализирует.

      Для каждой матери и отца их ребенок – самый красивый, самый талантливый, самый умный, самый, самый, самый.… В попытке обеспечить “счастливое детство” для своего ребенка мы порой отказываем себе во многом и даже накладываем ограничения на старших детей в пользу младшего. И вдруг проходит время, и мы замечаем, что с нашим ребенком происходит что-то “не то”: любимое чадо становится неуправляемым, не слушается, дерзит, обманывает и т.д. От чего это зависит? Что происходит с детьми?

      Сегодня на собрании мы рассмотрим отношения родителей и детей. Эти отношения принято называть стилем семейного воспитания. От стиля семейного воспитания в значительной мере зависит психическое и в целом – общее развитие ребенка.

      Итак, какие же стили семейного воспитания существуют и что происходит с детьми от того, какой стиль преобладает в семье, мы рассмотрим подробнее сейчас:

Стили семейного воспитания

Авторитарный стиль (в терминологии других авторов — «автократический», «диктат», «доминирование») — все решения принимают родители, считающие, что ребенок во всем должен подчиняться их воле, авторитету.

 Родители ограничивают самостоятельность ребенка, не считают нужным как-то обосновывать свои требования, сопровождая их жестким контролем, суровыми запретами, выговорами и физическими наказаниями. В подростковом возрасте авторитарность родителей порождает конфликты и враждебность. Наиболее активные, сильные подростки сопротивляются и бунтуют, становятся избыточно агрессивными и нередко покидают родительский дом, как только могут себе это позволить. Робкие, неуверенные подростки приучаются во всем слушаться родителей, не совершая попыток решать что-либо самостоятельно. Если по отношению к старшим подросткам матери склонны реализовывать более «разрешающее» поведение, то авторитарные отцы твердо придерживаются избранного типа родительской власти.

 При таком воспитании у детей формируется лишь механизм внешнего контроля, основанный на чувстве вины или страха перед наказанием, и как только угроза наказания извне исчезает, поведение подростка может стать потенциально антиобщественным. Авторитарные отношения исключают душевную близость с детьми, поэтому между ними и родителями редко возникает чувство привязанности, что ведет к подозрительности, постоянной настороженности и даже враждебности к окружающим.

Демократический стиль (в терминологии других авторов — «авторитетный», «сотрудничество») — родители поощряют личную ответственность и самостоятельность своих детей в соответствии с их возрастными возможностями.

 Подростки включены в обсуждение семейных проблем, участвуют в принятии решений, выслушивают и обсуждают мнение и советы родителей. Родители требуют от детей осмысленного поведения и стараются помочь им, чутко относясь к их запросам. При этом родители проявляют твердость, заботятся о справедливости и последовательном соблюдении дисциплины, что формирует правильное, ответственное социальное поведение.

Попустительский стиль (в терминологии других авторов — «либеральный», «снисходительный», «гипоопека») — ребенок должным образом не направляется, практически не знает запретов и ограничений со стороны родителей или не выполняет указаний родителей, для которых характерно неумение, неспособность или нежелание руководить детьми.

 Становясь более взрослыми, такие подростки конфликтуют с теми, кто не потакает им, не способны учитывать интересы других людей, устанавливать прочные эмоциональные связи, не готовы к ограничениям и ответственности. С другой стороны, воспринимая недостаток руководства со стороны родителей как проявление равнодушия и эмоционального отторжения, дети чувствуют страх и неуверенность.

 Неспособность семьи контролировать поведение подростка может привести к вовлечению его в асоциальные группы, поскольку психологические механизмы, необходимые для самостоятельного, ответственного поведения в обществе, у него не сформировались.

Опекающий стиль (гиперопека, концентрация внимания на ребенке) — стремление постоянно быть около ребенка, решать за него все возникающие проблемы. Родители бдительно следят за поведением подростка, ограничивают его самостоятельное поведение, тревожатся, что с ним может что-то произойти.

 Несмотря на внешнюю заботу, опекающий стиль воспитания приводит, с одной стороны, к чрезмерному преувеличению собственной значимости у подростка, с другой — к формированию у него тревожности, беспомощности, запаздыванию социальной зрелости.

Почему иногда родители бывают беспомощными перед детским своеволием? Почему порой не замечают собственной воспитательской несостоятельности? Почему не удаётся формировать в ребёнке те черты характера, которые бы им хотелось видеть в нём?

Часто слышу от родителей: «…Так заняты, так заняты – некогда заняться детьми». Грош цена такому родителю, которому некогда воспитывать своего ребёнка. Значит, ему самому некогда быть человеком. Прекрасные дети вырастают в тех семьях, где мать и отец по-настоящему любят друг друга и вместе с тем любят и уважают людей, детей и находят для них время. Ребенка таких родителей видно сразу. У такого ребёнка мир и покой в душе, стойкое душевное здоровье, вера в до6ро, в учителя, в чуткость к людям.

      Как воспитывать ребенка, чтобы вскрыть лучшее, что в нем заложено, и проявить все лучшее, что есть в нас самих? Одного единственного рецепта нет, и не может быть.

Точно так же, как нет идеальных детей, и поверьте, не существует идеальных родителей.

Быть родителями – значит, все время учиться ими, быть: развивать интуицию, самообучаться по мере того, как растут дети, помогать себе и им стать ближе друг другу.

Способы решения проблем в общении с ребёнком:

  • спокойно говорите с ребёнком, не повышая тона;
  • приводите примеры из собственной жизни; (зачем нужно учиться)
  • к каждому ребёнку нужен свой подход;
  • любите и уважайте детей, какими бы они ни были;
  • побольше общайтесь с ребёнком;
  • посещайте школьные мероприятия;
  • не оставляйте ребёнка с проблемами наедине;
  • контроль, загруженность домашними делами, требовательность;
  • не унижайте и не оскорбляйте ребенка;
  • не навешивайте ярлыки типа: “растяпа”, лодырь”, “неряха” и т. д. - это подрывает         самоуважение и снижает самооценку;
  • избегайте постоянных одергиваний и неоправданных запретов;
  • отделяйте поступок ребенка от его личности: “Я люблю тебя, но то, как ты поступил, не       одобряю”;
  • объясняйте, как можно сгладить последствия плохого поступка;
  • отличайте все позитивные изменения в поведении ребенка.

   

     



Предварительный просмотр:

Слайд  1                                                                                         Выступление Седых А.А.

      Период от рождения до поступления в школу является, по признанию специалистов всего мира, возрастом наиболее стремительного физического и психического развития ребенка, первоначального формирования физических и психических качеств, необходимых человеку в течение всей последующей жизни, качеств и свойств, делающих его человеком. Согласно современным исследованиям у детей в 3 года развитие клеток головного мозга уже завершено на 70-80%. Поэтому именно дошкольный возраст является самым значимым и важным в развитии ребёнка.

  Слайд  2

  В дошкольном детстве формируется характер ребенка. Он складывается под влиянием наблюдаемого детьми характерного поведения взрослых. В эти же годы начинают формироваться такие важные личностные качества, как инициативность, воля, независимость, также ребенок учится общаться, взаимодействовать с окружающими людьми в совместной с ними деятельности, усваивает элементарные правила и нормы поведения, что позволяет ему в дальнейшем хорошо сходиться с людьми, налаживать с ними нормальные деловые и личные взаимоотношения.

Слайд  3    

   Но вот приходит школьная пора и наверное, каждый ребенок идет в первый класс с надеждой, что в школе все у него будет хорошо. И учительница будет красивая и добрая, и одноклассники будут с ним дружить, и учиться он будет на пятерки. Но вот проходит несколько недель, и малыш уже без особой охоты собирается утром в школу. С понедельника начинает мечтать о выходных, а из школы приходит скучный и напряженный. В чем же дело? А дело в том, что не оправдались ожидания ребенка, связанные с новой интересной жизнью, а сам он оказался не совсем готовым к той реальности, которая называется «школьные будни».

         Почему же такое может произойти? Потому что дети представляют себе школу как что-то очень интересное и связывают поступление в первый класс с положительными переменами в их жизни. Далеко не все ребята понимают, что школьная жизнь - это прежде всего труд. Такой же труд как трудовая деятельность взрослых людей, не всегда интересная и не всегда приятная. При ответе на вопрос: Почему ты хочешь идти в школу?, можно сказать, что часть детей хочет пойти в школу совсем не для того, чтобы учиться, а для того, чтобы как-то изменить свою жизнь, которая их не очень устраивает.

        Понятно, что ребенок, ожидающий, что школа - это сплошной праздник, вскоре начинает испытывать неудовлетворенность от того, что приходится делать то, что ему не нравится, а именно: прилагать усилия и старания в нелегком и не всегда интересном труде. И психологи считают, что многое зависит от того, как ребенок психологически подготовлен к школе.

       Психологическая готовность к школе не имеет ничего общего с тем, умеет ли ребенок читать (и как быстро), а также считать (и до скольких).  Хотя именно эти умения и навыки проверяют педагоги при записи в школу будущего первоклассника. Но уже в первые месяцы обучения вдруг оказывается, что бойко читающие и хорошо считающие дети не проявляют интереса к учебе, нарушают на уроке дисциплину и как следствие - у них возникают конфликтные отношения с учительницей. Родители обеспокоены и не понимают в чем дело. Ведь они усиленно готовили ребенка к школе.

Слайд  4

Что же тогда такое психологическая готовность к школе и можно ли ее сформировать?

 Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников.

Психическое развитие предполагает достаточное развитие таких психических процессов, как: внимание, мышление, память, речь, воображение, восприятие, т.е. чтобы ребёнок мог запомнить необходимую информацию (как интересную, так и не очень), чтобы умел рассуждать на определённые темы, мог высказать своё мнение, умел сосредоточиться на заданиях, быстро переключаться с одного вида деятельности на другой, правильно воспринимал и понимал словесные инструкции учителя и т.д.

Психологическая готовность предполагает также  развитие произвольного поведения. Если ребёнок испытывает трудности по данному показателю, то происходит следующее:

- не слушает учителя на уроках, не выполняет заданий;

 - не умеет работать по правилу;

 - не умеет работать по образцу;

 - нарушает дисциплину.

Если же психологическая готовность ребёнка к школе не сформирована и  не соответствует его возрастной норме, то сразу же у детей появляются трудности в  усвоении программного материала и сразу же такие дети попадают в разряд отстающих учеников. Поэтому вам, родителям, очень важно уделять особое внимание на психологическую подготовку детей к школе.

Слайд  5    

  Первые жизненные уроки ребёнок получает в семье. Его первые учителя и воспитатели – папа и мама. Давно установлено, что для ребёнка общие семейные повседневные радости и огорчения, успехи и неудачи - это источник, рождающий доброту и чуткость, заботливое отношение к людям. Семья даёт ребёнку первые представления о добре и зле, о нормах нравственности, первые трудовые навыки. Именно в семье складываются жизненные планы и идеалы человека. Никакая нехватка времени или усталость после работы не должны мешать мамам и папам, как можно больше общаться со своими детьми. Именно от того, на сколько психологически здорова семья и будет зависеть здоровье самого ребёнка.

Слайд 6

ФАКТЫ О ЗДОРОВЬЕ

  • Большая часть психотравм приходится на возраст от 3 до 5 лет. Одноразовые психотравмы это когда: ребенка оставили в темной комнате и он испугался; он опрокинул на себя кипяток; мама с папой развелись; похороны бабушки и другие обычные житейские истории, включая насилие — психическое, физическое, сексуальное.
  • Куча людей страдает коммуникативными проблемами: им сложно подойти к другому, что-то сказать, донести свою мысль и эмоцию и в результате сложно себя реализовать. А почему? А потому что они уже подходили в 4 года к пьяной маме, и та недвусмысленно высказалась и по поводу неуместности детского вопроса, и по поводу неуместности самого ребенка в этом мире. И сделала она это много раз. Теперь мальчику 30, и ясно, что у него даже мысли не возникает о доверительном общении с кем бы то ни было.
  • Если не хотите, чтоб психотравмы были у ваших детей, ведите себя так, чтобы они вас не боялись, чтоб вы были предсказуемы, чтобы через вас они ощутили доверие к жизни. Будьте если не рядом, то доступны, чтоб вам всегда можно было позвонить, чем-то поделиться, спросить. А если ребенок вам что-то рассказывает, старайтесь его не перебивать и не давать советов, а просто выслушивать.
  • Начало обучения здоровому образу жизни у детей начинается с того, что они берут пример с собственных родителей. Физиологические особенности организма ребёнка заложены уже на генетическом уровне. Запомните раз и навсегда – ваш ребёнок пристально наблюдает за вами с самого детства – он еще не обладает способностью анализировать что-то, но на подсознательном уровне малыш начинает перенимать ваше поведение.

Слайд 7

Правила жизни: чтобы поняли тебя, должен и ты понять другого. А поэтому старайтесь жить так, чтобы в семье было все хорошо. Пусть ваши дети будут здоровы и физически и духовно, поддерживайте их, направляйте на хорошие дела и Вы увидите —  ваш труд будет не напрасен. И в ваших семьях всегда будет светить солнышко, которое будет греть вас своими лучами, излучающее: добро, теплоту и заботу.

Счастлива та семья, где есть взаимопонимание. Только когда мы вместе — ребёнок чувствует себя комфортно. А это в наших с вами силах и возможностях.