Использование здоровьесберегающих технологий в системе физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме дня

Зуева  Наталья Геннадьевна

Распространение педагогического опыта  по применению здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процесс в ДОУ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование здоровье сберегающих технологий в системе физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме дня

Цель: Распространение педагогического опыта по применению здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе.

Задачи:

• Формирование представлений о здоровьесберегающих технологиях и возможностях их применения.

• Познакомить педагогов с разнообразными приемами и методами, которые оказывают положительное воздействие на здоровье воспитанников.

• Познакомить с методикой их проведения.

      I. Понятие “здоровье сберегающие технологии” прочно вошло в образовательную систему, начиная с дошкольных образовательных учреждений.

Одной из главных задач дошкольного учреждения является – создание условий, гарантирующих формирование и укрепление здоровья воспитанников. Воспитание уважительного отношения к здоровью необходимо начинать с раннего детства. По мнению специалистов, 75% всех болезней человека заложено в детские годы. И педагог может сделать для здоровья воспитанника не меньше, чем врач.

В ходе  упражнений  ребенок повторяет слова и движения, активизирует внимание, память, речь, развивается умение  управлять своим движением, поведением.

Игровой ритм позволяет регулировать психоэмоциональный и скелетно-мышечный тонус. Упражнения благоприятно влияют  на организацию мозговой деятельности.

Виды здоровьесберегающих технологий

  • Подвижные игры с правилами, где используются естественные движения, и достижение цели не  требует высоких физических и психических напряжений.
  • Спортивные игры – игры, которыми проводятся соревнования.
  • Профилактика осанки  - упражнения на формирование мышечного корсета, выработку стереотипа правильной осанки.

  • Профилактика  плоскостопия -  применение и использование общеразвивающих упражнений  укрепляющих  мышцы  и  исправляющих форму стопы ребенка,  формирование и закрепление навыка правильной ходьбы
  • Дыхательная гимнастика - специальные упражнения, позволяющие очистить  слизистую оболочку дыхательных путей, укрепить дыхательную мускулатуру, улучшить самочувствие ребенка.
  • Профилактика осанки  - упражнения на формирование мышечного корсета, выработку стереотипа правильной осанки.
  • Профилактика  плоскостопия -  применение и использование общеразвивающих упражнений,  укрепляющих  мышцы  и  исправляющих форму стопы ребенка,  формирование и закрепление навыка правильной ходьбы.
  • Гимнастика для глаз  - упражнения для снятия глазного напряжения.
  • Релаксация - система расслабляющих упражнений, выполняемых под музыку, способствует развитию у детей мышечной свободы и  направленная на восстановление между процессами равновесия возбуждения и  торможения, снижение двигательного беспокойства (дыхание, мышечное расслабление).
  •  Пальчиковая  гимнастика -   тренировка  тонких движений пальцев кисти рук.

« Рука является вышедшим   наружу головным мозгом»   Кант

«Ум ребенка находится  на его пальцах»      В.А. Сухомлинский

  •  Массаж и самомассаж. 
  •  Ритмопластика - система  физических упражнений, выполняемых под музыку. Способствует развитию у детей мышечной свободы, выразительности, красоты, грациозности, ритмичности движений, музыкальности, чувство ритма и пластику
  • Психогимнастика

       II. Кинезиология – еще  один вид здоровье  сберегающей  технологии.

Кинезиология – наука о развитии умственных способностей и физического здоровья  через  определенные двигательные упражнения.

Еще можно сказать - наука о развитии головного мозга через движение. Она существует  около двухсот  лет и активно используется во всем мире.

Основная цель кинезиологии - развитие межполушарного взаимодействия, способствующее активизации мыслительной деятельности.

Задачи развития межполушарной  специализации - синхронизация работы полушарий; развитие мелкой моторики; развитие способностей; развитие памяти, внимания, речи, мышления. 

          Виды кинезиологических упражнений: 

  • Растяжки нормализуют гипертонус (неконтролируемое чрезмерное мышечное напряжение) и гипотонус (неконтролируемая мышечная вялость).    
  • Дыхательные упражнения улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.
  • Глазодвигательные упражнения позволяют расширить  поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма.
  • При выполнении телесных движений развивается межполушарное взаимодействие, снимаются непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные зажимы.
  • Упражнения для релаксации способствуют расслаблению, снятию напряжения. 

Практическая  часть

Взрослый рассказывает стихотворение «Лисичка», сопровождая его движениями. Дети повторяют слова и движения.

  • 1-я строка стихотворения: исходное положение: стоя, спина ровная, руки на поясе
  • 2-я строка: отводим руки в стороны, возвращаем перед грудью, изображаем игру на гармошке (3-5 повторений);
  • 3-я строка: исходное положение то же: возвращаем руки на пояс;

  • 4-я строка: исходное положение: стоя, спина ровная, ноги на ширине плеч, руки на поясе. Делаем плавный вдох через нос, плавный выдох через рот.(5—6 повторений)

     Шла лисичка по дорожке,                     (шагаем на месте 10-15 сек,)

И играла на гармошке:      Ти-ля-ля, ти-ля-ля,

Дышите носиком, как я                         (руки на поясе)

Плавный вдох — через нос.        

Плавный выдох — через рот.

Плавный вдох — через нос.

Плавный выдох — через рот.

 

Вот такие!

 У котенка усы – ВОТ ТАКИЕ,  (проводим пальцем под носиком)

У слоненка уши – БОЛЬШИЕ. (гладим ушки)

У крокодила – ОСТРЫЕ ЗУБКИ, (показываем зубки)

А у пингвинов – ТЕПЛЫЕ ШУБКИ. (гладим ручки, ножки)

У бегемота – ТОЛСТЫЙ ЖИВОТИК (гладим животик)

У лягушонка – УЛЫБЧИВЫЙ РОТИК. (улыбаемся, «фиксируем» улыбку 5-10 сек.)

У зайчонка – КОРОТЕНЬКИЙ ХВОСТИК,  (гладим поясницу)

         А у мышонка – малюсенький носик. (дотрагиваемся до кончика носа)

Литература:

Т.П. Трясорукова Игры для дома и детского сада на снижение психоэмоционального и скелетно-мышечного напряжения. — И3 14 зд.5-е, стер. — Ростов н/Д : Феникс, 2015.



Предварительный просмотр:

Использование здоровье сберегающих технологий в системе физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме дня

Цель: Распространение педагогического опыта по применению здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе.

Задачи:

• Формирование представлений о здоровьесберегающих технологиях и возможностях их применения.

• Познакомить педагогов с разнообразными приемами и методами, которые оказывают положительное воздействие на здоровье воспитанников.

• Познакомить с методикой их проведения.

      I. Понятие “здоровье сберегающие технологии” прочно вошло в образовательную систему, начиная с дошкольных образовательных учреждений.

Одной из главных задач дошкольного учреждения является – создание условий, гарантирующих формирование и укрепление здоровья воспитанников. Воспитание уважительного отношения к здоровью необходимо начинать с раннего детства. По мнению специалистов, 75% всех болезней человека заложено в детские годы. И педагог может сделать для здоровья воспитанника не меньше, чем врач.

В ходе  упражнений  ребенок повторяет слова и движения, активизирует внимание, память, речь, развивается умение  управлять своим движением, поведением.

Игровой ритм позволяет регулировать психоэмоциональный и скелетно-мышечный тонус. Упражнения благоприятно влияют  на организацию мозговой деятельности.

Виды здоровьесберегающих технологий

  • Подвижные игры с правилами, где используются естественные движения, и достижение цели не  требует высоких физических и психических напряжений.
  • Спортивные игры – игры, которыми проводятся соревнования.
  • Профилактика осанки  - упражнения на формирование мышечного корсета, выработку стереотипа правильной осанки.

  • Профилактика  плоскостопия -  применение и использование общеразвивающих упражнений  укрепляющих  мышцы  и  исправляющих форму стопы ребенка,  формирование и закрепление навыка правильной ходьбы
  • Дыхательная гимнастика - специальные упражнения, позволяющие очистить  слизистую оболочку дыхательных путей, укрепить дыхательную мускулатуру, улучшить самочувствие ребенка.
  • Профилактика осанки  - упражнения на формирование мышечного корсета, выработку стереотипа правильной осанки.
  • Профилактика  плоскостопия -  применение и использование общеразвивающих упражнений,  укрепляющих  мышцы  и  исправляющих форму стопы ребенка,  формирование и закрепление навыка правильной ходьбы.
  • Гимнастика для глаз  - упражнения для снятия глазного напряжения.
  • Релаксация - система расслабляющих упражнений, выполняемых под музыку, способствует развитию у детей мышечной свободы и  направленная на восстановление между процессами равновесия возбуждения и  торможения, снижение двигательного беспокойства (дыхание, мышечное расслабление).
  •  Пальчиковая  гимнастика -   тренировка  тонких движений пальцев кисти рук.

« Рука является вышедшим   наружу головным мозгом»   Кант

«Ум ребенка находится  на его пальцах»      В.А. Сухомлинский

  •  Массаж и самомассаж. 
  •  Ритмопластика - система  физических упражнений, выполняемых под музыку. Способствует развитию у детей мышечной свободы, выразительности, красоты, грациозности, ритмичности движений, музыкальности, чувство ритма и пластику
  • Психогимнастика

       II. Кинезиология – еще  один вид здоровье  сберегающей  технологии.

Кинезиология – наука о развитии умственных способностей и физического здоровья  через  определенные двигательные упражнения.

Еще можно сказать - наука о развитии головного мозга через движение. Она существует  около двухсот  лет и активно используется во всем мире.

Основная цель кинезиологии - развитие межполушарного взаимодействия, способствующее активизации мыслительной деятельности.

Задачи развития межполушарной  специализации - синхронизация работы полушарий; развитие мелкой моторики; развитие способностей; развитие памяти, внимания, речи, мышления. 

          Виды кинезиологических упражнений: 

  • Растяжки нормализуют гипертонус (неконтролируемое чрезмерное мышечное напряжение) и гипотонус (неконтролируемая мышечная вялость).    
  • Дыхательные упражнения улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.
  • Глазодвигательные упражнения позволяют расширить  поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма.
  • При выполнении телесных движений развивается межполушарное взаимодействие, снимаются непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные зажимы.
  • Упражнения для релаксации способствуют расслаблению, снятию напряжения. 

Практическая  часть

Взрослый рассказывает стихотворение «Лисичка», сопровождая его движениями. Дети повторяют слова и движения.

  • 1-я строка стихотворения: исходное положение: стоя, спина ровная, руки на поясе
  • 2-я строка: отводим руки в стороны, возвращаем перед грудью, изображаем игру на гармошке (3-5 повторений);
  • 3-я строка: исходное положение то же: возвращаем руки на пояс;

  • 4-я строка: исходное положение: стоя, спина ровная, ноги на ширине плеч, руки на поясе. Делаем плавный вдох через нос, плавный выдох через рот.(5—6 повторений)

     Шла лисичка по дорожке,                     (шагаем на месте 10-15 сек,)

И играла на гармошке:      Ти-ля-ля, ти-ля-ля,

Дышите носиком, как я                         (руки на поясе)

Плавный вдох — через нос.        

Плавный выдох — через рот.

Плавный вдох — через нос.

Плавный выдох — через рот.

 

Вот такие!

 У котенка усы – ВОТ ТАКИЕ,  (проводим пальцем под носиком)

У слоненка уши – БОЛЬШИЕ. (гладим ушки)

У крокодила – ОСТРЫЕ ЗУБКИ, (показываем зубки)

А у пингвинов – ТЕПЛЫЕ ШУБКИ. (гладим ручки, ножки)

У бегемота – ТОЛСТЫЙ ЖИВОТИК (гладим животик)

У лягушонка – УЛЫБЧИВЫЙ РОТИК. (улыбаемся, «фиксируем» улыбку 5-10 сек.)

У зайчонка – КОРОТЕНЬКИЙ ХВОСТИК,  (гладим поясницу)

         А у мышонка – малюсенький носик. (дотрагиваемся до кончика носа)

Литература:

Т.П. Трясорукова Игры для дома и детского сада на снижение психоэмоционального и скелетно-мышечного напряжения. — И3 14 зд.5-е, стер. — Ростов н/Д : Феникс, 2015.