Роль межполушарного взаимодействия в психическом развитии детей

Зуева  Наталья Геннадьевна

Несформированность межполушарного взаимодействия – одна из основных причин низкой успеваемости в школе, поведенческих нарушений, а также ряда психических отклонений, например аутизма. Так результаты исследования показали, что у детей, испытывающих трудности формирования учебных навыков, выявлено нарушение формирования межполушарной ассиметрии и межполушарного взаимодействия, а так же функциональная недостаточность в работе различных отделов головного мозга.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mezhpolusharnoe_vzaimodeystvie_-_na_sayt.doc86 КБ

Предварительный просмотр:

Роль межполушарного  взаимодействия в психическом развитии детей

Blog - Helpstudentam

Несмотря на межполушарную симметрию и реципрокность (разнонаправленность) взаимодействие полушарий, деятельность мозга характеризуется целостностью и системностью. Но разные мозговые структуры и разные полушария выполняют различную роль в обеспечении психических функций. В этом состоит системный характер мозговой организации психической деятельности.

Психическое развитие ребенка во многом зависит от последовательности, своевременности и полноценности развития вертикальных и горизонтальных проводящих путей головного мозга.

Вне горизонтальных и вертикальных связей между различными отделами мозга  ребенок не может приобрести не одну функцию, ни один навык.

К основным  вертикальным  путям (афферентным  и эфферентным) головного мозга относятся корково-подкорковые пути, созревание которых начинается  с рождения и заканчивается к 13-15 годам.  Восходящие (афферентные)  проводящие пути  обеспечивают поступление информации от периферических органов  к мозгу. Кроме того, восходящие пути несут к коре от энергетического блока мозга  активирующие сигналы, что делает возможным функционирование памяти, внимания, воли, мышления, речи и т.д. Нисходящие (эфферентные) проводящие пути доставляют различные сигналы от коры головного мозга к исполнительным  органам, а также  выполняют корригирующие функции.

К основным горизонтальным  проводящим путям  относятся комиссуры, образующие мозолистое тело, созревание которых также начинается с рождения, определяя индивидуальные  особенности межполушарной организации. Мозолистое вещество соединяет серое вещество больших полушарий. Головного мозга. От мозолистого тела лучеобразно отходят белые волокна во все доли мозга. Оно осуществляет межполушарное взаимодействие, интеграцию работы мозга, трансляцию информации из полушария в полушарие. Развитие мозолистого тела на уровне задних отделов мозга продолжается  до 8 лет., на уровне передних  - до 12.  Полностью  сформированное мозолистое тело передает 4 млрд. сигналов в секунду через 200 млн.  миелинизированных нервных волокон.

Модально-спецефический  характер деятельности средне-задних отделов мозолистого тела определяет  тактильное восприятие;  задние отделы  мозолистого тела отвечают за зрительную сферу;  передние и задние отделы -  за слуховые системы; передние отделы – за реципрокную координацию  движение и перенос кожно-кинестетической информации слева направо и наоборот.

Первичное  восприятие и обработка стимула происходит в правом полушарии, за тем информация передается в левое полушарие. На уровне мозга информация переносится справа налево и снизу вверх за счет электрохимических, электрофизических и других процессов. В пространственном представлении восприятие происходит слева на право и сверху вниз (вектор сканирования текста при чтении).

Современные исследования показали, что обмен информацией между правым и левым полушарием осуществляется не одинаково: правое полушарие обладает некоторым преимуществом.

Во время стресса нарушается межполушарное взаимодействие и соответственно интеграция полушарий. Это основная причина «забывания» информации на проверках и экзаменах, что особенно часто наблюдается у школьников на уроках учителей авторитарно-подавляющего типа.

У детей с задержкой психического развития, судя по характеристикам ВП, активация левого полушария при стимуляции правого полушария значительно ослаблена по сравнению с нормой. Анализ времени межполушарной передачи информации в процессе восприятия указывает на замедление развития ВП в структурах правого полушария при стимуляции левого полушария, что отражает в известной степени замедление передачи информации из левого полушария в правое.

Несформированность межполушарного взаимодействия – одна из основных причин низкой успеваемости в школе, поведенческих нарушений, а также ряда психических отклонений, например аутизма. Так результаты исследования показали, что у детей, испытывающих трудности формирования учебных навыков, выявлено нарушение формирования межполушарной ассиметрии и межполушарного взаимодействия, а так же функциональная недостаточность в работе различных отделов головного мозга.

Таким образом,  в период  интенсивного развития  для детей большое значение имеет не только развитие различных структур головного мозга, но и проводящих путей между его отделами.

Каждое полушарие вносит свой вклад, играет свою собственную роль в реализации высших психических функций. Анализ практически любого психического процесса позволяет выделить компоненты, обеспечиваемые структурами как левого, так и правого полушария. Функциональную специализацию полушарий определяют по способу обработки информации, по когнитивному стилю: левое полушарие вербальное, логическое, «рассудочное», обработка информации происходит аналитически, последовательно; правое полушарие первично невербальное, образное, зрительное, сенсорное, ассоциативное, обработка информации происходит глобально. К функциям правого полушария относятся точная перцепция и память о стимулах, которые не могут быть легко вербализованы или слишком сложны, чтобы их можно было обозначить словами. Тесная взаимосвязь двух полушарий является необходимым условием для обеспечения нормального функционирования мозга, для обеспечения всех видов деятельности.

Любая мысль заканчивается движением. Р. У. Сперри предлагал принять концепцию деятельности мозга как средство внесения дополнительного смысла в моторное поведение. Человек может мыслить, сидя неподвижно, однако для закрепления мысли необходимы движения. Именно по этому многим учащимся легче мыслить при повторяющихся физических действиях,  например, покачивание ногой, ходьбе, постукивании карандашом по столу, жевании хрустящих продуктов. Одни школьники используют движение руки, прописывая свои мысли на бумаге, другие используют движение языка, губ, голосовых связок, проговаривая информацию вслух.

Процесс психического развития детей наиболее эффективен при условии их высокой двигательной активности. При регулярном выполнении реципрокных (перекрёстных) движений образуется большое количество нервных волокон, связывающих полушария головного мозга, «чувствования» своего тела, обогащению и дифференциации получаемой информации.

Упражнения для развития крупной моторики тела и межполушарного взаимодействия

«Колечко" Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и д.т. Проба выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. В начале упражнения выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.

«Зеркальное рисование»  Положите на стол чистый лист бумаги. Возьмите в обе руки по карандашу или фломастеру. Начните рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого упражнения вы почувствуете, как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга.

«Ухо – нос» Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой – за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот».

«Стоя» Поднимите (не высоко) левую ногу, согнув ее в колене, и кистью (локтем) правой руки дотроньтесь до колена левой ноги, затем то же с правой ногой и левой рукой. Повторите упражнение 7 раз. Когда рука касается противоположного колена, а взгляд в этот момент сконцентрирован на пересечении линий буквы Х, как бы «пересекается» средняя линия левого и правого полушария мозга. Упражнение помогает двум полушариям работать согласованно.

«Паровозик» Правую руку положите на левую надкостную мышцу, одновременно делая 10-12 маленьких кругов согнутой в локтевом суставе левой рукой, плечом вперед, затем столько же назад. Поменяйте позиции рук и повторите упражнение.

« Лягушка».  Положить руки на пол (стол). Одна рука сжата в кулак, другая лежит на плоскости стола (ладошка). Одновременно дети меняют положение рук. Усложнение упражнения состоит в ускорении.  

«Кулак – ребро – ладонь»  Ребенку показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости, ладонь,  сжатая в кулак, ладонь ребром на плоскости стола. Ребенок выполняет пробу вместе  с педагогом, затем по памяти в течение 8 – 10 повторений моторной программы

Литература: А.Л. Сиратюк, А.С. Сиратюк  Современная методика развития детей от рождения до 9 лет. – М.:ТЦ Сфера, 2009. – 256 с. (Детский сад с любовью).