Консультация для родителей "Кризис 3-х лет"

Зуева  Наталья Геннадьевна

Ребенок неуправляем, впадает в ярость. Поведение почти не поддается коррекции. Период труден как для взрослого, так и для самого ребенка. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stend.doc19.5 КБ

Предварительный просмотр:

     Кризис 3-х лет  может начаться уже с 2,5 лет, а закончиться в 3,5 – 4 года.          Ребенок неуправляем, впадает в ярость. Поведение почти не поддается коррекции. Период труден как для взрослого, так и для самого ребенка. Симптомы называют семизвездием кризиса 3 лет .

     Негативизм - реакция не на содержание предложения взрослых, а на то, что оно идет от взрослых. Стремление сделать наоборот, даже вопреки собственному желанию.

     Упрямство - ребенок настаивает на чем-то не потому, что хочет, а потому, что он этого потребовал, он связан своим первоначальным решением.  

     Строптивость -  она безлична, направлена против норм воспитания, образа жизни, который сложился до трех лет. Ребенок отказывается выполнять требования взрослых, словно их не слышит (особенно это проявляется в семьях, где наблюдаются противоречия в воспитании: мама требует одно, папа – другое, бабушка вообще все разрешает).

     Своеволие -  стремится все делать сам, ставит перед собой цели и идет к их достижению через все преграды.

     Протест-бунт - ребенок в состоянии войны и конфликта с окружающими.

     Симптом  обесценивания - ребенок начинает ругаться, дразнить и обзывать родителей. Если такое поведение остается незамеченным или же вызывает насмешку, смех, удивление, то для малыша это может стать подкреплением его действий, и в более старшем возрасте исправить будет  уже поздно.

     Деспотизм - ребенок заставляет родителей делать все, что он требует. По отношению к младшим сестрам и братьям деспотизм проявляется как ревность.

     Кризис протекает как кризис социальных отношений и связан со становлением самосознания ребенка. Появляется позиция "Я сам" . Ребенок познает различие между "должен" и "хочу".

      У детей начинает формироваться  воля. Дети перестают нуждаться в

опеке со стороны взрослых и стремятся сами делать выбор. Чувство стыда и неуверенности  возникают тогда, когда родители ограничивают проявления независимости ребенка, наказывают или высмеивают всякие попытки самостоятельности. Малыш должен научиться соотносить свое "хочу" с "должен" и "нельзя" и на этой основе определить свое "могу". Кризис затягивается, если взрослый стоит на позиции "хочу" (вседозволенность) или "нельзя" (запреты).

     Советы  родителям, чтобы помочь ребенку  пережить кризис трех лет.

     Постарайтесь выработать правильную линию своего поведения, станьте более гибкими, расширьте права и обязанности ребенка.

     Позвольте малышу быть самостоятельным. Не вмешивайтесь (по-возможности) в дела ребенка, если он не просит.  Ребенок, пыхтя, натягивает кофточку, так хочется ему помочь, но малыш  не оценит Вашего стремления, скорее всего, он будет громко сопротивляться.  

     Помните, что ребенок как бы испытывает Ваш характер, проверяя по несколько раз в день, действительно ли то, что было запрещено утром, запретят и вечером. Проявите твердость. Установите четкие запреты (нельзя убегать на улице от мамы, трогать горячую плиту и т.д.). Запретов не должно быть слишком много. Этой линии поведения должны придерживаться все члены семьи (или хотя бы папа с мамой).

     Помните, что ребенок многие слова и поступки повторяет за Вами, поэтому следите за собой (если мама излишне эмоциональна, привередлива, то дочь, скорее всего,

будет такой же).

     При вспышках упрямства, гнева попробуйте отвлечь малыша на что–нибудь нейтральное.

     Когда ребенок злится, у него истерика, то бесполезно объяснять, что так делать нехорошо, отложите это до тех пор, когда малыш успокоится. Пока же можно взять его за руку и увести в спокойное безлюдное место.

    Следует предоставить ребенку сферу деятельности, где бы он мог проявлять самостоятельность.  Используйте игру для сглаживания кризисных вспышек. Например, если ребенок отказывается есть, не настаивайте, посадите мишку за стол и пусть малыш его кормит, но мишка хочет есть по-очереди - ложка ему, ложка Коле. Обыграть можно многое: поездку в машине, умывание, одевание, ...

     Старайтесь корректировать поведение ребенка терпеливо, тихо и незаметно.  Нужно запастись терпением.    Для благополучного развития ребенка желательно подчеркивать, какой он уже большой, не «сюсюкаться», не стараться все сделать за малыша. Разговаривайте с ним, как с равным, как с человеком, мнение которого Вам интересно.