Статья.

Шарова Елена Юрьевна

Статья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Статья.16.81 КБ

Предварительный просмотр:

Шарова Елена Юрьевна,

педагог-психолог,

МБДОУ № 28, г. Канск

МЕТОДЫ АРТ - ТЕРАПИИ В РАБОТЕ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА.

Не секрет, что именно дошкольное детство – один из самых важных этапов в жизни ребенка. В этот период ребенок активно познает окружающий мир.

Важная проблема в поведение детей старшего дошкольного возраста является актуальной как в теоретическом, так и в практическом плане. Методы арт-терапии, применяемые в области диагностики и коррекции страхов, тревожных состояний являются сегодня самыми успешными и эффективными.

На консультациях ко мне обращаются родители и педагоги с запросом помочь детям справиться с проявлениями разного рода страхов. Современная практическая психология предлагает различные решения проблемы преодоления страхов, при этом психотерапия (в широком смысле) рассматривается как наиболее адекватное и приемлемое средство. Существуют различные виды терапии, которые используются в практической работе со страхами. На мой взгляд, для такой работы более всего подходят методы игровой и арт-терапии.

Арт-терапия - метод психотерапии, в котором для лечения и психокоррекции используются художественные приемы и творчество (рисование, лепка, музыка, фотография, кинофильмы, книги, актерское мастерство, создание историй и многое другое).

В моей работе делается акцент на игровой и изобразительной деятельности детей, так как в дошкольном возрасте «ведущим видом деятельности является игра» (А.В. Запорожец, 1985), а важнейшей продуктивной деятельностью - рисование. Игровая и арт-терапия рассматриваются мною как контрсуггестивные практики, обеспечивающие освобождение ребенка от внушенных страхов. Контрсуггестия - такой способ взаимодействия взрослого и ребенка, который предполагает освоение последним элементов самоисследования, самоконтроля и саморегуляции.

Страх проявляется в четырех планах: 1) соматические (физиологические) признаки, 2) субъективные (эмоциональные) проявления, 3) особенности когнитивного функционирования и 4) поведенческий репертуар действий. Поведенческие проявления страха выражаются, в основном, в трех формах: нападение, бегство, ступор.

Для диагностики наличия страхов традиционно психологи используют: опросник «Страхи у детей», (вопросы, отражающие наиболее характерные страхи), методика «Страхи в домиках» М.А. Панфиловой, с целью выявления видов и уровней страха (в красный дом - «нестрашные», в черный - «страшные страхи»), проективный тест «Нарисуй свой страх» А.И. Захарова, проективный тест «Сказка» (Сказка «Страх») Луизы Дюсс.

Методы коррекции страхов:

Манипулирование предметом страха - способность управлять пугающим предметом, держать его в руках поможет ребенку приобрести чувство превосходства, властвования над ним.

Эмоциональное переключение, т.е. показать ребенку незначительность пугающего объекта, которое может быть подчеркнуто короткой фразой, выразительным жестом, как бы отбросить, проигнорировать его, при этом важна интонация, с которой произносятся слова, заражая ребенка уверенностью и спокойствием.

Подражание и заражение, когда ребенок, подражая взрослому не только в поведении, но и оценкам, заражается его состоянием. Поэтому из окружения ребенка должны быть удалены тревожные, истеричные люди.

Эмоциональные качели. Принцип заключается в переходе одного состояния в другое - противоположное. Для эмоциональных процессов качели означают попеременный переход от состояния опасности к состоянию безопасности, где ребенок испытывает прочность своих регуляторных возможностей, обучается управлять своим состоянием.

Эмоциональный конфликт. Поскольку страх - эмоциональное явление, то «вытормозить» его можно более сильной эмоцией. Воздействие на ребенка должно быть направлено не на его разум, а происходить опосредовано, через создание ситуации, в которой возможно овладение страхом, или через формирование дополнительных эмоциональных отношений, которые устраняют страх.

Анатомирование страха - достаточно старый педагогический прием, это объяснение ребенку, что собой представляет пугающий его предмет, как он устроен, «откуда берется». Здесь коррекционная работа проводится не с самим страхом, а с личностным отношением ребенка, к причинам их породившим, в случае успеха, страх исчезает сам.

Привыкание или сенсибилизация - уменьшение чувствительности по отношению к пугающему объекту, которое происходит в результате узнавания ребенком того, что из себя представляет объект его страха, а также в результате наблюдения ребенком нейтрального отношения взрослого к страшному объекту [10].

Л. Костина, анализируя основы психокоррекционной работы с детьми, отмечает, что в дошкольном возрасте одним из наиболее эффективных методов является игровая терапия

 Метод «освобождающей терапии» заключается в составлении сюжета, касающегося главной проблемы ребенка.

А.И. Захаров разработал методику игровой психотерапии, в том числе эффективную при работе с детскими страхами, включающую следующую последовательность приема ребенка: 1) беседа; 2) спонтанная игра; 3) направленная игра; 4) внушение [5].

Сюжетно-ролевая игра имеет несколько функций: диагностическую, психотерапевтическую, развивающую.

Еще один метод работы с детскими страхами - куклотерапия. Он основан на процессах идентификации ребенка с любимым героем мультфильма, сказки или с любимой игрушкой. Это частный метод арт-терапии.

А.А. Осипова выделяет в процессе куклотерапии два этапа:

1)изготовление кукол;

2)использование кукол для отреагирования значимых эмоциональных состояний.

Реализуя страх в виде куклы, ребенок овладевает ситуацией, и материализованный в кукле страх лишается своей эмоциональной напряженности, своей пугающей составляющей.

 Работа с родителями строится в двух направлениях: психологическое просвещение и психологическое консультирование по проблемам эмоционального неблагополучия детей. Использование игровых и арт-терапевтических упражнений в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста адекватно возрастным особенностям детей, характеру их ведущей деятельности. Игровая и арт-терапия - практики, обеспечивающие коррекцию внушенных страхов у дошкольников.

Список литературы:

1.Большой толковый психологический словарь. / Перевод с англ. Ребер Артур. - М.: АСТ, Вече, 2001. - 560 с.

2.Балакирев В.П. Отрицательные переживания у детей. - М., 1996.С.65.

3.Бреусова Т.М. Ленинградский педагогический колледж,1997г.

4.Бодалев А.А. Личность и общение. - М., 1989.С,40.

5.Валитова И.Е. Опыт обучения студентов - будущих психологов - сказкотерапии // Психология в вузе. - 2006. - №2. - с. 30-43.