Статья "Эмоциональное развитие дошкольников в современной системе дошкольного образования"

Галышева Ирина Владимировна

Статья предназначена для работников дошкольного образования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx24.8 КБ

Предварительный просмотр:

ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

     Недостаточное внимание к эмоциональной жизни детей-дошкольников часто приводит к негативным последствиям.  А ведь сама по себе эмоциональная сфера не складывается – ее необходимо формировать. Наиболее активное развитие эмоциональной сферы ребенка приходится на период от двух до семи лет, поэтому именно на долю воспитателя и педагога-психолога дошкольного образовательного учреждения выпадает роль активных помощников и консультантов для родителей в вопросе развития эмоциональной сферы, так как задачей ДОУ является развитие всесторонне развитой личности [3, С.276].

      Эмоциональное развитие признается ключевым фактором, обуславливающим жизненный успех, более существенным даже, чем интеллект.    Эмоции ребёнка дошкольного возраста проявляются в первую очередь при взаимодействии с яркими, интересными объектами окружающей действительности. Эмоциональные процессы являются той сферой психического бытия ребёнка, которая заряжает и регулирует все остальные его функции [6, С.77]. Но сама по себе эмоциональная сфера качественно может не развиваться, ее необходимо развивать, а для этого нужно создавать определенные условия. А это уже зависит как от семьи, так и от детского сада. Ребенок обучается владению своим эмоциональным состоянием в ходе развития, а в роли носителя средств выражения индивидуальности выступает взрослый. Будет ли это обучение успешным, зависит от степени принятия и поддержки взрослого того выражения  эмоциональных состояний, которые демонстрирует ребенок [6, С.79].

     Однако на фоне прогрессивных изменений (активное реформирование системы дошкольного образования) именно развитию эмоциональной сферы ребенка уделяется недостаточно внимания. Приоритет, как правило, отдается интеллектуальному развитию. Но как справедливо указывали Л.С.Выготский, А.В.Запорожец, только согласованное функционирование этих двух систем, их единство может обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности [1, С.98].

      Эмоции являются также показателем общего состояния ребенка, его психического и физического самочувствия. Так, ребенок старшего дошкольного возраста, ощущая потребность в положительной оценке окружающих его взрослых и сверстников, стремится к общению с ними, раскрытию своих способностей. У получившего признания окружающих ребенка преобладает радостное настроение. Если же со стороны близких людей ребенок не находит отклика, то настроение у него портится, он становится раздраженным, печальным или назойливым, с частыми вспышками гнева, или приступами страха. Это свидетельствует о том, что его потребность не удовлетворена. И тогда можно говорить об эмоциональном неблагополучии ребенка, под которым понимается отрицательное эмоциональное самочувствие[2,С.67].
    Если в раннем детстве ребенок чаще был объектом чувств со стороны взрослого, то дошкольник превращается в субъект эмоциональных отношений, сопереживая другим людям. Источником гуманных чувств выступают именно взаимоотношения с близкими людьми. Таким образом, активное участие воспитателя и не менее активная заинтересованность родителей в процессе развития эмоциональной сферы детей приводят к развитию всесторонне развитой, уверенной в себе, успешной личности
[4,С.104].

     Работа над эмоциональным развитием детей требует также внимания к двум аспектам неисчерпаемого потенциала игрового феномена: игры как деятельности, в процессе которой происходит интенсивное развитие психических процессов; и игры как формы организации детской жизни.  Педагоги, психологи, исследователи детской игры единодушны в том, что игра – эмоционально насыщенный вид проявления активности дошкольников[2,С.66]. Рассматривая игру как форму организации жизни ребенка-дошкольника, целесообразно отметить, что игра как присущий детскому возрасту вид активности логично проецируется на достижение определенных  психолого-педагогических целей. Исходя из вышесказанного, нами было принято решение о разработке парциальной программы эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста «Азбука эмоций», основанной на игровой деятельности дошкольников. Программа «Азбука эмоций»  создана с учетом тренинговой программы «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь» (Н.П. Слободяник, С.В.Крюкова).

Цель программы «Азбука эмоций»: Формирование у дошкольников возможность к самовыражению своих переживаний, эмоциональных состояний, чувств.

Задачи программы:

  • Формировать у дошкольников разнообразие оттенков эмоциональных проявлений, развивать положительные эмоции.
  • Проводить профилактику эмоционального напряжения у детей, а также стрессорных воздействий и психологической усталости.
  • Знакомить детей с некоторыми видами эмоций и их проявлениями.
  • Развивать уравновешенный эмоциональный фон, развивать умения управлять эмоциональными процессами.
  • Закреплять положительные  эмоциональные стимулы для развития позитивного поведения.
  • Развивать представления у детей с целью формирования у них эмоциональной сферы.

     Программа «Азбука эмоций» рассчитана на учебный год, занятия проводятся в групповой форме и планируются по основным эмоциям: радость, робость, печаль, удивление, злость, страх, стыд, вина, самодовольство. Все занятия проводятся в игровой форме. Дети в ходе занятий сначала эмоционально, а затем и интеллектуально осваивают систему человеческих отношений, окружающую действительность. Палитра эмоциональных проявлений, наблюдаемых в игре, их богатство, разнообразие обусловлены разнообразным протеканием эмоций, порождаемых как реальным «я» ребенка, так и ролью, которую он выполняет. Игры, подобранные для занятий по программе, предоставляют дошкольникам очень хорошие возможности для перестройки эмоционального опыта: создание и разрядка напряжения, освобождение от страха, злости, грусти и др. Также много используется упражнений для инсценировки чувств и эмоций. В таких играх реализуются способности детей «быть собой и другими». Обладая особыми эмоциогенными свойствами, игры подобранные для данной программы, усиливают эмоции детей, провоцируемые сенсорными стимулами, обогащают их оттенками.

   Основное внимание уделяется тому, чтобы в ходе игр и упражнений, ребенок мог проникнуться различными эмоциональными состояниями, прожить различные эмоции. На основе полученных знаний об эмоциональных эталонах (грусть, радость, страх, удивление, самодовольство и др.) и опыте эмоциональных переживаний у детей формируются связи между эмоциями разных модальностей и стимулируется возникновение собственного эмоционального отношения. Особое внимание уделяется тому, чтобы у каждого ребенка эти связи и эмоциональные отношения были индивидуальными и самостоятельными. В связи с этим игры, задания и упражнения, предлагаемые на занятиях с целью закрепления пройденного материала, предполагают определенную свободу выполнения. Правила и основные условия выполнения задания даются психологом, но окончательный результат определен не полностью, поэтому у каждого ребенка получается разным в зависимости от особенностей восприятия, эмоциональных переживаний, а также собственного замысла. Особую важность также имеет и то, что дети видят вариативность в возникающих у других сверстников эмоциональных переживаниях и возможности выполнения заданий.

     В ходе итоговой психолого-педагогической диагностики по результатам проведения методики «Контурный САТ-Н», методики «Дом.Дерево.Человек.», анкеты эмоционального состояния дошкольника, были получены следующие результаты. До проведения программы «Азбука эмоций» у 62% детей были выявлены те или иные страхи, подавленное настроение. После проведения программы «Азбука эмоций» этот показатель снизился до 18%. Таким образом, в ходе проведения данных занятий можно говорить о снижении страхов, тревожности детей, психоэмоциональной напряженности и возбудимости. А также было подтверждено данными анкеты о расширении диапазона эмоций и развитии эмоционального сопереживания у дошкольников.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Алехина И.В., Матяш Н.М., Павлова Т.А. Психология: Практический курс. Психология человека. – Брянск: Издательство Брянского педагогического университета им. акад. И.Г.Петровского,1999. – 398 с.

2. Вайнер М.Э. Профилактика, диагностика и коррекция недостатков эмоционального развития дошкольников. Учебно-методическое пособие. – М.:Педагогическое общество России, 2006. - 96с.

3.  Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии: Информ.-метод. пособие к курсу «Психология человека».-М.:Педагогическое общество России, с.276, 2001.

4. Изотова Е.И., Никифорова Е.В. Эмоциональная сфера ребенка: Теория и практика: Учеб.пособие для студ.высш.учеб.заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 288с.

5. Крысько В.Г. Общая психология в схемах и комментариях к ним. – М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 1998. – С.126.

6. Кузнецова Т. Д. Проблемы развития эмоциональной сферы дошкольников. Эмоциональная напряженность [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2011 г.).Т. I. — Пермь: Меркурий, 2011. — С. 77-80.