Доклад на педсовет

Пронина Валентина Богдановна

Доклад по дизадаптации воспитанников детских домов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedsovet_03.12.2018.docx271.89 КБ

Предварительный просмотр:

ГОУ ТО «Долматовский детский дом»


ДОКЛАД

к педагогическому совету

«Перспективные пути предупреждения социальнойдезадаптации в современных условиях»

ноябрь 2018 года

  Подготовила:

Пронина В.Б.

ВСТУПЛЕНИЕ (слайд 1-2)

Развитие цивилизованного общества определяется не только его экономическим и социально-культурным уровнем, но и отношением к детям. Ситуация в мире современного детства тревожна и опасна как для детей, так и для будущего общества.

В условиях продолжающихся социально-экономических и политических преобразований общественных отношений наиболее незащищенными оказались дети и подростки. Они стали своеобразными заложниками сложившейся ситуации: «на фоне растущих статистических показателей об уровне жизни и благосостоянии населения проблема увеличения количества дезадаптированных детей остается одной из насущных и нерешенных задач нашего государства».

Расширяется спектр социальных, экономических, психосоциальных, педагогических факторов, активно стимулирующих детскую безнадзорность, бездомность, социальное сиротство. Среди них: кризисные явления в семье - нарушение структуры и функций семьи, падение жизненного уровня, ухудшение условий содержания детей, нарастание психосоциальных перегрузок у родителей, жестокое обращение с детьми; резкое снижение уровня социальных гарантий для детей в жизненно важных сферах духовного и физического развития; дистанцирование школы от детей с трудными судьбами; резкий поворот в ценностных ориентациях общества, снятие многих моральных запретов; влияние асоциальных криминальных групп в микросреде.

На сегодняшний день мы можем констатировать факт социально-психологической и экономической депривации подрастающего поколения. Наблюдается бурный рост числа несовершеннолетних с девиантным поведением.

В интернатные учреждения поступает все больше социально-дезадаптированных детей и подростков с устойчивыми формами асоциального поведения, у которых нарушения в поведении сочетаются с отклонениями в психическом и личностном развитии, что отражается на их взаимодействии в школе.

В данные учреждения каждый год поступает всё больше детей с низким уровнем интеллекта, со слабо развитым мышлением, воображением, памятью, ограниченным запасом слов и представлений, с отсутствием самоанализа и самоконтроля, несформированной способностью к сопереживанию, отсутствием умений и навыков в конструктивном общении, устойчивыми формами эгоцентрического и потребительского отношения к жизни, вредными привычками (курение, алкоголь, наркотические и токсичные вещества). Поэтому преодоление социальной дезадаптации детей и подростков, воспитывающихся в детских домах, является одной из актуальных проблем современности.

Слайд №3

ДЕЗАДАПТАЦИЯ - какое-либо нарушение адаптации, приспособление организма к постоянно меняющимся условиям внешней или внутренней среды. Состояние динамического несоответствия между живым организмом и внешней средой, приводящее к нарушению физиологического функционирования, изменению форм поведения, развитию патологических процессов. Полное несоответствие между организмом и внешними условиями его существования несовместимо с жизнедеятельностью.

Подростковаядезадаптация проявляется в затруднениях в усвоении социальных ролей, учебных программ, норм и требований социальных институтов (семьи, школы и т.д.), выполняющих функции институтов социологии.

Слайд №4(Виды дезадаптации)

Выделяют, в зависимости от природы и характера, дезадаптации: патогенную, психосоциальную и социальную дезадаптацию, которые могут быть представлены как отдельно, так и в сложном сочетании.

 № 5. Патогеннаядезадаптация вызвана отклонениями, патологиями психического развития и нервно-психическими заболеваниями, в основе которых лежат функционально-органические поражения центральной нервной системы. В свою очередь, патогенная дезадаптация по степени и глубине своего проявления может носить устойчивый, хронический характер (психозы, психопатии, органические поражения головного мозга, отставания в умственном развитии, дефекты анализаторов, в основе которых — серьезные органические повреждения). Выделяют также так называемую психогенную дезадаптацию (фобии, навязчивые дурные привычки, энурез и т.д.), которая может быть вызвана неблагоприятной социальной, школьной, семейной ситуацией.

№ 6. Психосоциальная дезадаптация связана:

- с половозрастными и индивидуально-психологическими особенностями ребенка, подростка, которые обусловливают их определенную нестандартность,

- трудновоспитуемость, требующую индивидуального педагогического подхода и в отдельных случаях специальных психолого-педагогических коррекционных программ.

№ 7.По своей природе и характеру различные формы психосоциальной дезадаптации также могут делиться на устойчивые и временные.

К устойчивым формам психосоциальной дезадаптации можно отнести акцентуации характера, определяющиеся как крайнее проявление нормы, за которыми начинаются психопатические проявления.

№ 8.К временным неустойчивым формам психосоциальной дезадаптацииможно прежде всего отнести психофизиологические половозрастные особенности отдельных кризисных периодов развития, подростка.

Так же временную психосоциальную дезадаптацию могут вызвать отдельные психические состояния, спровоцированные различными психотравмирующими обстоятельствами (конфликт с родителями, товарищами, учителями, неконтролируемое эмоциональное состояние, вызванное первой юношеской влюбленностью, переживание супружеских разладов в родительских отношениях и т.д.). Все эти состояния требуют тактичного, понимающего отношения педагогов и психологической поддержки с их стороны.

 № 9. Социальная дезадаптация проявляется в нарушении норм морали и права, в асоциальных формах поведения и деформации системы внутренней регуляции, референтных и ценностных ориентации, социальных установок, При социальной дезадаптации речь идет о нарушении процесса социального развития, социализации индивида, когда имеет место нарушение как функциональной, так и содержательной стороны социализации. При этом нарушения социализации могут быть вызваны как прямыми влияниями, когда ближайшее окружение демонстрирует образцы асоциального, антиобщественного поведения, взглядов, установок, выступая, таким образом, в качестве института десоциализации, так и косвенными влияниями, когда имеет место снижение референтной значимости ведущих институтов социализации, которыми для учащегося, в частности, являются семья, школа.

 №9.Социальнаядезадаптация - это процесс утраты социально значимых качеств, препятствующих успешному приспособлению индивида к условиям социальной среды.

№ 10. Существует 2 стадии социальной дезадаптации:
- педагогическая запущенность (характеризуется хроническим отставанием по школьной программе, дерзостью, негативным отношением к учёбе и различными социально – негативными проявлениями – сквернословие, курение, хулиганство, конфликтные отношения с учителями.Педагогически запущенные дети хронически отстают по ряду предметов школьной программы, сопротивляются педагогическому воздействию, демонстрирую различные проявления асоциального поведения: сквернословят, курят, конфликтуют с учителями, родителями и сверстниками
-  
социальная запущенность (речь идет о подростках которые сопротивляются педагогическому воздействию, у них не сформированы полезные умения и навыки сужена сфера интересов; для социально запушенных подростков характерны бродяжничество, наркомания, правонарушения, аморальное поведение и т.д.У социально-запущенных детей и подростков все эти негативные проявления отягощены ориентацией на криминогенные группировки, деформацией сознания, ценностных ориентаций, приобщение к бродяжничеству, наркомании, алкоголизму, правонарушениям

 № 12-13. Социальная дезадаптация проявляется в широком перечне отклонений в поведении подростка: дромомания (бродяжничество), ранняя алкоголизация, токсикомания и наркомания, венерические заболевания, противоправные действия, нарушения морали. Подростки переживают болезненное взросление - разрыв между взрослым и детским периодом - создается некая пустота, которую надо чем-то заполнить. Социальнаядезадаптация в подростковом возрасте ведет к формированию людей малообразованных, не имеющих навыков трудиться, создавать семью, быть хорошими родителями. Они легко переходят границу моральных и правовых норм.

Соответственно, социальнаядезадаптация проявляется в асоциальных формах поведения и деформации системы внутренней регуляции, референтных и ценностных ориентаций, социальных установок.

Актуальность проблемы дезадаптации подростков связана с резким увеличением девиантного поведения в этой возрастной группе.

Социальнаядезадаптация имеет биологические, личностно-психологические и психопатологические корни, тесно связана с явлениями семейной и школьной дезадаптации, являясь ее следствием.

№15.Социальнаядезадаптация - явление многогранное, в основе которого лежит не один, а множество факторов. К числу таковых некоторые специалисты относят:

-индивидуальные;

-психолого-педагогические факторы;

-социально-психологические факторы;

-личностные факторы;

-социальные факторы.

Индивидуальные факторы, действуют на уровне психобиологических предпосылок, затрудняют социальную адаптацию индивида: тяжелые или хронические соматические заболевания, врожденные уродства, нарушения двигательной сферы, нарушения и снижение функций сенсорных систем, несформированность высших психических функций, синдромом двигательной расторможенности, патологические черты характера, невратические реакции и неврозы.

Психолого-педагогические факторы, проявляются в дефектах школьного и семейного воспитания. Они выражаются в отсутствии индивидуального подхода к подростку на уроке, неадекватности предпринимаемых педагогами воспитательных мер, несправедливом, грубом, оскорбительном отношении учителя, занижении оценок, отказе в своевременной помощи при обоснованном пропуске занятий, в непонимании душевного состояния учащегося. Сюда же относятся тяжелый эмоциональный климат в семье, алкоголизация родителей, школьная старших братьев и сестер.

Подростки испытывают затруднения в саморегуляции не столько на когнитивном (познавательном), сколько на аффективном и волевом уровне. То есть, различные поступки и асоциальные проявления у них связаны не столько с незнанием, непониманием или неприятием общепринятых социальных норм, сколько с неспособностью тормозить себя, свои аффективные вспышки или противостоять влиянию окружающих.

Социально-психологические факторы, раскрывающие неблагоприятные особенности взаимодействия несовершеннолетнего со своим ближайшим окружением в семье, на улице, в учебно-воспитательном коллективе. Одной из важных социальных ситуаций для личности подростка является школа как целая система значимых для подростка отношений. Под определением учебной дезадаптации подразумевается невозможность адекватного обучения соответственно природным способностям, также адекватного взаимодействия подростка с окружением в условиях индивидуальной микросоциальной среды, в которой он существует. Учебнаядезадаптация является одной из форм социальной дезадаптации несовершеннолетних.

Личностные факторы, проявляются в активном избирательном отношении индивида к предпочитаемой среде общения, к нормам и ценностям своего окружения, к педагогическим воздействиям семьи, школы, общественности, в личных ценностных ориентациях и личной способности к саморегулированию своего поведения. Ценностно-нормативные представления, то есть представления о правовых, этических нормах и ценностях, выполняющих функции внутренних поведенческих регуляторов, включают когнитивные (знания), аффективные (отношения) и волевые поведенческие компоненты. В возрасте 16-17 лет поведенческие расстройства становятся доминирующими, появляется склонность к группированию с асоциальными личностями более старшего возраста с криминальным поведением, присоединяются явления токсикомании.

№ __Социальные факторы: неблагоприятные материально-бытовые условия жизни определяющиеся социальными и социально-экономическими условиями общества. Проблемы подростков всегда были актуальны, но никогда не стояли так остро, как в настоящее время в условиях неразрешенного экономического кризиса, ослабления роли семьи, девальвации морально-нравственных норм, резко противоположных форм материального обеспечения. Социальная запущенность характеризуется прежде всего низким уровнем развития профессиональных намерений и ориентаций, а также полезных интересов, знаний, навыков, еще более активным сопротивлением педагогическим требованиям и требованиям коллектива, нежеланием считаться с нормами коллективной жизни.

 № ___. Результатом  нарушения процесса социальной адаптации является также отклоняющееся поведение.  Особый тип таких нарушений приходится на подростковый возраст, так называемый гормональный переходный период от детства к взрослости. 
 № 16. Существует несколько форм проявления отклоняющегося поведения несовершеннолетних: 
1.Алкоголизация
 - это явление распространяется все больше. С каждым годом увеличивается число подростков употребляющих спиртные напитки.
Сравнительно-социологические исследования выявили несколько закономерностей этой проблемы:
-пьянство встречается чаще там, где больше социально-напряженных ситуаций.
-пьянство связано со специфическими формами социального контроля. В одних случаях оно является элементом каких-то обязательных ритуалов, в других выступает как антинормативное поведение, средство освобождения от внешнего контроля, являясь частью дезадаптивного поведения.
-алкоголизм часто переносится во внутреннем комфорте, обусловленном стремлением личности преодолеть тяготеющее ее чувство зависимости.
2. Наркомания - находясь в наркотическом опьянении, подросток может совершить любой поступок [8, c.50]. Отсюда растет число преступлений, краж, убийств.
3. Агрессивное поведение.
Подростковая агрессия - чаще всего следствие озлобленности и пониженного самоуважения в результате пережитых жизненных неудач. Изощренную жестокость нередко проявляют избалованные маменькины сынки, не умеющие отвечать за свои поступки.
4. Суицидальное поведение: среди подростков, обследованных в России в 2017 году: 

- 21% суицидальных попыток приходится на долю 17 летних;

- 32% - 15 летних;

- 12% - 14 летних;

- 4% - 12-13 летних.
5. Противоправное поведение:
Наибольшую склонность к преступному поведению имеют подростки, проживающие в неблагополучных семьях, что связано с плохими жилищными и материальными условиями, напряженными отношениями между членами семьи и низкой заботой о во

спитании детей.

В самом общем смысле под школьной дезадаптацией подразумевается, как правило, некоторая совокупность признаков, свидетельствующих о несоответствии социопсихологического и психофизиологического статуса ребёнка требованиям ситуации школьного обучения, овладение которой по ряду причин становится затруднительным.

Социальная адаптация  -процесс социально-экономических, физических или организованных изменений в специфическом групповом поведении, социальных отношениях или в культуре в целях улучшения перспектив выживания группы или индивидуума

Исследовать проблему социальной адаптации нужно комплексно. Она включает в себя три аспекта изучения:

  •  Ценностных ориентаций, социальной идентификации, типов социального поведения
  •  Материального положения молодых людей
  • Их социально-психологического состояния

Своевременная диагностика и коррекция причин дезадаптации очень важна, так как длительное воздействие эмоциональнойдезадаптации вдет к серьезным нарушениям в развитии, к формированию устойчиво дезадаптивных патологических черт


Социальнаядезадаптация — процесс обратимый. Для предупреждения отклонений в психосоциальном развитии детей и подростков, входит организация процесса ресоциализации и социальной реабилитации дезадаптированных несовершеннолетних.

№__28_.Основными направлениями профилактики дезадаптивного поведения подростков по мнению  являются:

- ранняя диагностика детей групп риска;

- консультационно – разъяснительная работа с родителями, педагогами.

- мобилизация воспитательного потенциала среды, работа с контактными группами несовершеннолетнего;
- организация коррекционно – реабилитационной деятельности в зависимости от уровня дезадаптации, привлечение необходимых специалистов, обращение к помощи специализированных учреждений, центров и служб;
- патронаж дезадаптированных несовершеннолетних;
- разработка и реализация целевых программ и технологий, направленных на профилактику и коррекцию нарушений поведения.

Социальная дезадаптация — процесс обратимый.

Для предупреждения отклонений в психосоциальном развитии детей и подростков, входит организация процесса ресоциализации и социальной реабилитации дезадаптированных несовершеннолетних.

Ресоциализация — организованный социально-педагогический процесс, направленный на:

- восстановление социального статуса, утраченных, либо несформированных социальных навыков дезадаптированных несовершеннолетних,

- переориентацию их социальных установок и референтных ориентаций за счет включения в новые позитивно ориентированные отношения и виды деятельности педагогически организованной среды

- реализацию своих возможностей и способностей.

В нашем доме  процесс ресоциализации предполагает создание специальной системы работы с социально-дезадаптированными подростками:

  • Выявление и учет социально неблагополучных и дезадаптированных детей.
  • Наставничество. За воспитанником, нуждающимся в педагогическом сопровождении и контроле, закреплен педагог-наставник, который помогает ребенку в процессе социальной реабилитации, путем наблюдений за ним, помогает найти выход из трудных ситуаций, оказывает помощь в решении учебных и социальных проблем.
  • У нас имеются возможности для знакомства и занятия  с разнообразными видами труда, т.к ранняя профессиональная ориентация благоприятно сказывается на социальной реабилитации «трудных». Труд - реальная сфера приложения сил данного вида воспитанников, в которой он способен поднять свой авторитет среди сверстников преодолеть свою изоляцию и неудовлетворенность. Развитие этих качеств и опора на них позволяют предупреждать отчуждения и социальнуюдезадаптацию в коллективах, компенсировать неуспехи в учебной деятельности.
  • Организация внеурочной деятельности воспитанников, где они развивают свои творческие возможности
  • Просвещение и помощь близкому окружению подростка.
  • Постоянный мониторинг за состоянием таких воспитанников осуществляют психолог, воспитатели, наставники. Для этого ведутся дневники «трудных» воспитанников, где фиксируются наблюдения и коррекционная работа в отношении этих детей.
  • Повышение квалификации педагогов, работающих с детьми группы риска.
  • Реализация тесного взаимодействия всех специалистов, занятых в воспитании и образовании этой категории подростков. А именно - педагоги дома, психолог ,соц. педагог, инспекторы ПДН, Кдн и ЗП, педагоги учреждений доп. образования.
  • Процесс ресоциализации, может быть затруднен тем, что социальнаядезадаптация далеко не всегда представлена в “чистом виде”. Чаще встречаются довольно сложные сочетания различных форм социальной, психической и патогенной дезадаптации. И тогда встает вопрос о медико-социальной реабилитации, которая предполагает осуществление мер медико-психологической и социально-педагогической помощи.

С целью преодоления социальной дезадаптации, возникающей в результате различных психосоматических и нервно-психических заболеваний и патологий у нас заведен «Дневник сопровождения» воспитанника, где фиксируются наблюдения за воспитанником, работа различных специалистов, проводимая в отношении этого ребенка.

Работа по предупреждению социальнойдезадаптации должна носить комплексный и долгосрочный характер. Стратегическим приоритетом является создание системы позитивной психопрофилактики, которая направлена не на проблему и ее последствия, а на защищающий от возникновения проблемы потенциал физического и психического здоровья.

Успешным направлением работы с дезадаптированными и десоциализированными детьми и подростками является культурно – досуговая деятельность.
Именно в досуговой деятельности дети и подростки знакомятся с искусством, природой, трудом, нормами и правилами межличностного общения, нравственными и эстетическими ценностями [11, c.12]. Как известно, отклоняющееся поведение подростков является следствием нарушения процесса социализации и адаптации. И ее коррекция возможна лишь через вовлечение подростков в сферу досуговой деятельности, так как здесь подростки более открыты для влияния и взаимодействия на них самых различных социальных институтов, что позволяет с максимальной эффективностью воздействовать на их нравственный облик и мировоззрение.

Чтобы создать наиболее эффективные модели профилактики социальной дезадаптации несовершеннолетних необходимо как можно раньше выявить детей, оказавшихся в трудной для них жизненной ситуации. Профилактика девиаций составляет ту важнейшую часть предупредительной работы, содержанием которой является целенаправленное выявление и устранение причин и условий конкретных девиаций. Чем успешнее профилактика, тем меньше приходится затрачивать усилий и средств на реабилитацию дезадаптированных детей и подростков, предупреждение отклоняющегося (девиантного) поведения в преступное (деликвентное) [6, c.4].