Статья "Служба сопровождения в средней школе"

Артамонова Юлия Александровна
 
Учащего с проблемами в обучение, с неуспеваемость необходимо поддрживать. Помогать ребенку, подростку должны все участники образовательного процесса, а не только педагог-психолог и родители. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metody_soprovozhdeniya.docx18.12 КБ

Предварительный просмотр:

«Актуальные методы индивидуального сопровождения ребенка в школе».

Актуальность:

    Специфика сопровождения ребёнка в образовательном учреждении такова, что весь коллектив сотрудников участвует в создании условий для благоприятного развития школьников. Сопровождение индивидуального развития ребёнка в образовательном процессе обеспечивают классные руководители, учителя, заместитель директора по воспитательной работе, психолог, социальный педагог, валеолог, родители.

   Использование метода индивидуального сопровождения  детей осуществляется только при комплексном  подходе. В решении проблем конкретного школьника или при определении оптимальных условий его обучения и развития все заинтересованные взрослые совместно разрабатывают единый подход, единую стратегию психолого – педагогического сопровождения.  

Концепция:

Сопровождение рассматривается нами как процесс, как целостная деятельность практического школьного психолога, в рамках которой могут быть выделены три обязательных взаимосвязанных компонента:

1.        Систематическое отслеживание психолого – медико - педагогического статуса ребёнка и динамика его психолого-медико-педагогического развития в процессе школьного обучения.

2.        Создание социально – психолого - медико- педагогических условий для развития личности учащихся и их успешного обучения.

3.        Создание  социально-психолого-медико-педагогических условий для  оказания помощи детям, имеющим проблемы в  развитии, обучении.

В соответствии с этими основными компонентами процесса сопровождения наша модель наполняется конкретными формами  и содержанием работы.

Важнейшие направления в рамках процесса сопровождения:

-психолого -медико - педагогическая диагностика;

- коррекционно - развивающая работа;

- психолого-медико-педагогическое консультирование;

- аналитическая и прогностическая деятельность в учебном процессе;

- психологическое обеспечение управления школой;

- общая профилактика;

- диспетчерская деятельность;

- методическая работа;

- просветительская деятельность.

    Каждое направление обретает свою специфику, получает конкретные формы и содержательное направление, включаясь в единый процесс сопровождения

Совет профилактики школы:

Педагог – психолог: психологическая диагностика, психологическое консультирование, психотренинг, психокоррекция, разработка рекомендаций педагогам, родителям по организации работы с ребёнком с учётом данных психодиагностики.

Социальный педагог: объективное изучение условий жизни и семейного воспитания ребёнка, социально – психологического климата и стиля воспитания в семье, обеспечение законодательно закреплённых льгот детям с нарушениями в развитии и их семьям, решение конфликтных социальных проблем в пределах компетенции.

Логопед: логопедическая диагностика, коррекция и развитие речи, разработка рекомендаций педагогами, родителями по использованию рациональных логопедических приёмов в работе с ребёнком.

Валеолог: отслеживание санитирно - гигиенических норм, разработка рекомендаций педагогам.

Представитель Администрации: (завуч школы – председатель РМППК) перспективное  планирование деятельности консилиума, координация деятельности и взаимодействия специалистов, контроль за организацией работы, анализ эффективности.

Содержание работы по индивидуальному сопровождению  

В рамках данной идеологии оказывается возможным обоснованно и чётко подойти к отбору содержания конкретных форм работы и самое главное – определить понятие социально – психологического статуса школьника. В самом общем виде социально – психологический статус школьника представляет собой систему психологических характеристик ребёнка или подростка. В эту систему включаются те параметры его психической жизни, знание которых необходимо для создания благоприятных социально – психологических условий обучения и развития. Эти параметры разделены на две группы. Первую группу составляют особенности школьника (особенности его психической организации, интересов, стиля общения, отношение к миру и другое). Вторую составляют различные проблемы или трудности, возникающие у человека в различных сферах его школьной жизни и внутреннем психологическом самочувствии в школьных ситуациях.

Организация  сопровождения:

Этот процесс опирается на ряд важных организационных принципов, касающихся построения школьной психологической практики. К ним относится системный характер ежедневной деятельности школьного психолога, организационное закрепление (в перспективных и текущих планах работы педагогического коллектива школы) различных форм сотрудничества педагога и психолога в вопросах создания условий для успешного обучения и развития школьников, утверждение важнейших форм психологической работы в качестве официального элемента учебно– воспитательного процесса на уровне планирования, реализации и контроля за результатами и др.

Заключение:

Психолого-медико–педагогическая служба работает в русле данной модели, профессионально определяется в отношении всех участников школьной системы отношений, строит с ними успешные взаимоотношения. Они получают представление о том, кто является и кто не является объектом практической деятельности.

Цель практической деятельности школьного психолога это психолого-педагогическое сопровождение ребенка и подростка в процессе обучения. Сопровождение для нас — это ценностное основание работы психолога с ребенком, адекватный метод психологической работы в школе и, наконец, организационная модель деятельности школьного психолога. Знание психологических характеристик личности ребенка помогает педагогам находить и корректировать различные проблемы и трудности, возникающие у учеников в разных сферах их школьной жизни и  внутреннем психологическом самочувствии в школьных ситуациях.

Педагог-психолог Артамонова Ю. А.

07.09.2012