Семинар-практикум для педагогов после пандемии

Кулигина Татьяна Владимировна

В статье представлен материал для проведения семинара-практикума с педагогами направленного на снижение уровня тревожности вызванного периодом самоизоляции во время пандемии. Текст содержит перечень тем бесед и упражнений с описанием.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar-praktikum_posle_pandemii.docx20.26 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар-практикум для педагогов после карантина: трудности и возможности.

В этом году наше возвращение в рабочий процесс отличается от того, как мы обычно начинаем новый учебный год. Ситуация, в которой мы закончили предыдущий год, была нетипичной и непредсказуемой, мы встретились со сложностями, с которыми не сталкивались раньше. Дистанционная работа, непривычные технологии, длительное пребывание дома, страхи в связи с пандемией сменились ситуацией, в которой дети стали стремительно возвращаться в детский сад – и все это сопровождалось неопределенностью того, что будет дальше. Сегодня я представлю вам семинар-практикум для педагогов, который поможет осознать отношение к текущей ситуации и найти в ней ресурсы для дальнейшей продуктивной работы.

Начните семинар с упражнения «Я сегодня». Педагогам предлагается назвать от одного до трёх чувств, с которыми они сегодня присутствуют на занятии. Далее педагоги по кругу делятся своими чувствами.

После завершения обсуждения проведите обсуждение особенностей рабочего процесса после пандемии. Поговорите с педагогами о трудностях, с которыми они столкнулись во время пандемии и о том, как эти трудности влияют на их отношение к работе сейчас. Осознание того, что проблемы педагога неуникальны, его коллеги понимают их и испытывают что-то подобное, может помочь некоторым сотрудникам быть более продуктивными. Общее обсуждение снизит у педагогов дискомфорт в связи с возвращением на работу, поможет им отнестись к своим негативным эмоциональным переживаниям как к «нормальным» и начать искать способы с ними справиться.

На следующем этапе занятия сделайте упражнение «Мой опыт». Предложите педагогам визуализировать чувства, которые вызывал период самоизоляции. Для этого используйте набор метафорических карт. Предложите выбрать одну или несколько карт, которые буду отражать опыт проживания педагога в условиях самоизоляции. После того как карты выбраны, проведите обсуждение по кругу, почему были выбраны именно эти карты.

После обсуждения расскажите педагогам, как возвращаться к работе после перерыва. Это простые совет, но иногда следует напоминать себе о них, они помогут снизить стресс от смены обстановки.

  1. Высыпайтесь. Даже если ночь была бессонной, поспите днем или ложитесь спать раньше обычного.
  2. Не перегружайте себя. Старайтесь выполнять всю работу на работе. Пока вы не почувствуете себя комфортно, не беритесь за большие объемы работы и ограничьте амбициозность планов – ведь вы справитесь с ними лучше, когда будете полны сил.
  3. Не вините себя. Когда что-то идет не так, дайте себе возможность исправить ошибку, не вгоняя себя в чувство вины. Помните: чувство вины не поможет ничего решить, а только ухудшит ваше эмоциональное состояние. С холодной головой вы быстрее закончите дело, а значит почувствуете себя значительно лучше.
  4. Восполняйте ресурс – он не безграничен. Занимайтесь в свободное время тем, что вам нравится, а не только работой и домашними обязанностями.
  5. Занимайтесь собой. Старайтесь давать себе небольшую физическую нагрузку – она позволит вам выплеснуть негативные эмоции. Питайтесь более или менее здоровой едой, но не изнуряйте себя диетами.
  6. Посетите психолога. Когда возникают непредвиденные сложности и вы чувствуете, что ситуация выходит из-под контроля, обратитесь за помощью к специалисту.
  7. Просите помощи. Учитесь просить близких о помощи и не бойтесь вежливо напоминать им об обещаниях. Если вы сильно устаете, делегируйте домашние дела родным.

Следующим моментом семинара будет упражнение «Сложные чувства». Предложите коллегам подумать, есть ли у них какие-то чувства, из-за которых им сложнее, чем обычно, начинать работать, вернуться к обычному образу жизни. Далее предложите, не называя этого чувства, представить его перед глазами так, как будто оно – предмет. Какой формы это чувство, какого оно цвета? Какое оно на ощупь, какая у него консистенция? Какая у него температура? Желающие отвечают на эти вопросы вслух. После этого предлагается подумать каким реальным предметом могло быть это чувство. Если позволяет время его можно изобразить на бумаге, а затем смять и порвать. Если времени мало, то представить мысленно и уничтожить, а по желанию нарисовать дома.

        После завершения упражнения следует провести беседу о том, что такое тревога, причины ее возникновения, какую функцию она выполняет. И предложить вниманию коллег техники работы с тревогой.

  1. Техника активной тревоги. Суть ее в том, чтобы потревожится, но ограниченное время. Прежде чем приступить к ее выполнению, надо на листе записать все, что вас тревожит. Перечитать этот список. Потом написать чувства и эмоции по мимо тревоги, которые вызывают у вас эти записи. Далее нужно засечь 10 минут и в течение этого времени думать о том, что тревожит и стараться прочувствовать все, что написано в списке. Во время выполнения этой техники следует быть максимально осторожным. Если переживания становятся слишком тяжелыми, упражнение следует отложить. Если упражнение выполнено успешно, то в течение дня при появлении тревожных мыслей, напоминайте себе о том, что вы сегодня уже тревожились и этого вполне достаточно. Держите в голове мысль, что вряд ли вы себе поможете и разрешите ситуацию, если будете тревожиться более длительное время.
  2. Техника «Два списка». Составьте два списка «Чем мне мешает моя тревога?» и «Чем мне помогает моя тревога?». Запишите как можно больше пунктов. Перечитайте свои списки и подумайте, что для вас открывается в этих списках, есть ли в них что-то, что вас удивляет.
  3. Техника «Опасность». Подумайте о том, что такое для вас опасность. Составьте список того, чего вы опасаетесь. Подумайте, почему то, чего вы опасаетесь не должно случиться с вами. Подумайте на сколько часто с вам действительно происходит то, чего вы опасаетесь, какова их вероятность.
  4. Техника «Статистика». Составьте табличку с графами: «чего я тревожусь», «какова вероятность этого события в реальности»,  «есть ли кто-то из моих близких, кто не тревожиться об этом и почему», «причина иррациональности моей тревоги».

Чтобы определить ресурсы для снятия тревожного состояния проведите упражнение «Круговая техника». На ватмане начертите две окружности. Предложите педагогам во внутреннюю окружность написать что-то, что помогает ему в работе, в том числе что-то, что уже сделано, общие и личные достижения. Во внешней окружности написать индивидуальные коллективные цели. Они могут касаться как работы, так и личного развития или взаимодействия с коллегами. Проконтролируйте, чтобы каждый вписал что-то от себя. Затем подведите итог написанному и инициируйте обсуждение, как можно добиться целей во внешнем круге с помощью ресурсов во внутреннем.

Завершите семинар-практикум упражнением «Мандала спокойствия». Предложите педагогам в заранее подготовленных окружностях нарисовать узоры, которые будут у них ассоциироваться со спокойствием, состоянием гармонии и уравновешенности. Рисование проходит под спокойное музыкальное сопровождение. Если педагоги испытывают затруднения в создании мандалы, им можно продемонстрировать примеры рисунков, выполненных в спокойных тонах. Когда процесс завершиться, предложите коллегам поделиться своими чувствами и эмоциями.