Аналитический отчет педагога-психолога

Шишева Екатерина Евгеньевна

Работа педагога-психолога в 2018-2019 учебном году осуществлялась в соответствии с требованиями ФГОС, годовым планом учреждения, годовым планом педагога-психолога.

В соответствии с планом в 2018-2019 учебном году целью работы  педагога-психолога было способствовать созданию психологических условий для успешного освоения детьми образовательных областей в соответствии с основной образовательной  программой дошкольного образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл analiticheskiy_otchet_-_kopiya.docx28.08 КБ

Предварительный просмотр:

Аналитический отчет

о работе педагога-психолога

МАДОУ детский сад комбинированного вида №6

Шишевой Екатерины Евгеньевны.

         Работа педагога-психолога в 2018-2019 учебном году осуществлялась в соответствии с требованиями ФГОС, годовым планом учреждения, годовым планом педагога-психолога.

В соответствии с планом в 2018-2019 учебном году целью работы  педагога-психолога было способствовать созданию психологических условий для успешного освоения детьми образовательных областей в соответствии с основной образовательной  программой дошкольного образования.

Основными задачами стали:

  1. Создание психолого-педагогически комфортных условий для развития личности ребенка в процессе образовательной деятельности;
  2. Планирование и разработка развивающих и коррекционных программ образовательной деятельности с учетом индивидуальных особенностей;
  3. Повышение психолого-педагогической компетентности педагогических работников и родителей воспитанников по вопросам практического взаимодействия с детьми;
  4. Определение индивидуальных образовательных потребностей детей;
  5. Содействие развитию у воспитанников познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей;
  6. Психолого-педагогическое сопровождение процесса освоения ООП дошкольного воспитания, обеспечение развивающей направленности образовательной деятельности;
  7. Осуществление коррекционной работы по оказанию комплексной помощи детям с ОВЗ.

    Реализовывались такие направления работы, как:

  1. Диагностика.
  2. Консультирование.
  3. Развивающая и коррекционная работа.
  4. Просветительская работа.
  5. Организационно-методическая работа.

В своей работе педагог-психолог руководствовался следующими принципами:

  1. Конфиденциальность.
  2. Добровольность.
  3. Личная заинтересованность.
  4. Принятие человеком ответственности за свою жизнь.
  5. Взаимное доверие.
  6. Поддержка.
  7. Уважение личности и индивидуальности.
  8. Максимальная активность личности.
  9. Минимизация негативных последствий.

Психодиагностическая работа с воспитанниками проводилась по следующим направлениям:

1. Определение соответствия возрастным нормам, диагностика эмоционально-личностной сферы, самооценки.

2.  Определение психологической готовности к обучению в школе

3. Углубленная диагностика причин отклонения в интеллектуальном и личностном развитии

4.  Определить степень адаптации детей в детском саду

Количество воспитанников детского сада, прошедших обследование  у педагога-психолога:

- 6 групп ДОУ; процент охвата 53%.

Работа в адаптационный период.

Цель: Отслеживание адаптации вновь поступивших детей, создание условий, способствующих охране и укреплению психологического здоровья, обеспечения их эмоционального благополучия в процессе адаптации.

Работа осуществлялась под наблюдением воспитателей и педагога-психолога. Отслеживание адаптации детей фиксировалось в картах наблюдений психолога, медсестры. Результаты наблюдений заносились в журнал диагностики.

Во время адаптации оказывалась психологическая поддержка всем участникам образовательного процесса. Работа по адаптации детей к ДОУ строилась исходя из конкретной ситуации (трудностей у ребенка, эмоциональных проявлений, поведенческих реакций). Проводились адаптационные игры; организовывались консультации с родителями и педагогами по вопросам помощи ребёнку в период адаптации к детскому саду.

В процессе адаптационного периода велось наблюдение за детьми в группах, на прогулке, во время занятий. В работе с детьми использовались программа психологических занятий с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению (автор Роньжина А.С.).

На декабрь 2018 г. 75% детей имели легкую степень адаптации, средняя степень адаптации наблюдалась у 20%, тяжелая степень адаптации  выявлена у 5%. Для детей имеющих среднюю, тяжелую степень адаптации был установлен гибкий, щадящий режим.

В течение учебного года младшие группы пополнялись новыми детьми, было пролонгировано наблюдение за психологическим климатом в данных группах. Вновь поступающие дети имели лёгкую степень адаптации, сказалась установившаяся положительная атмосфера в группах. Вновь прибывавшие дети заходили в группу, где уже царил позитивный климат, и причины для стресса у них не было.

В итоге, анализ результатов процесса адаптации показал, что период адаптации прошёл успешно для большинства детей. Некоторые трудности с адаптацией возникли у часто болеющих детей и детей, чьи родители «затягивали» ритуал расставания, были непоследовательны в своих действиях, тревожны. С такими родителями велась индивидуальная работа.

На конец учебного года, неадаптированных к условиям детского сада детей не наблюдается.

Психодиагностическая работа.

Диагностика готовности к школе проводилась с детьми в ноябре – декабре 2018 года, которая позволила выявить уровень личностного и познавательного развития каждого ребенка, идущего в школу, группы в целом.

Диагностика готовности детей к обучению в школе проводилась в подготовительной, старшей   группе по  экспресс-диагностике готовности к школьному обучению Е.К. Вархотовой.

Диагностика проводилась в два этапа.  На первом этапе была проведена беседа с целью сбора информации об особенностях физического и психического развития, выявления общей осведомленности ребенка, особенности его взаимодействия со взрослыми, условиях воспитания.

      На втором этапе – выполнение ребенком субтестов, с целью установления уровня развития познавательной сферы и эмоционального контакта.

Собранная информация  позволила узнать сильные и слабые стороны развития каждого ребенка предшкольного возраста.

Диагностика на начало года:

Готовы – 90%;

Условно готовы – 5%;

Не готовы – 5%.

Диагностика на конец года:

Готовы – 95%;

Условно готовы – 5%.

          После первичного обследования был намечен план работы, сформирована коррекционная группа, в которую вошли дети условно готовые и неготовые к школе.

Подгрупповая психокоррекционная работа, была направлена на предупреждение школьной дезадаптации, развития межполушарного взаимодействия, программа психологических занятий с детьми дошкольного возраста (5-8 лет) «Развитие учебных навыков по системе И.В. Данилова», программа психологических занятий с детьми дошкольного возраста (6-7 лет) «Скоро в школу».

Коррекционно – развивающая работа.

Цель: способствовать гармоничному психическому и личностному развитию ребенка в пространстве нормального детства.

В течение года, ежемесячно проводились индивидуальные коррекционные занятия с детьми направленные на развитие восприятия, развитие мышления, развитие индивидуальных особенностей и качеств личности, устранение страхов, коррекцию поведения, агрессии.

Также, в течение года педагогом-психологом проводились индивидуальные занятия в соответствии с Адаптированной образовательной программой для ребенка с тяжелыми нарушениями речи, специальной индивидуальной программой развития ребенка с РАС.

В течение года по специальной индивидуальной программе развития для ребенка с РАС на 14.05.2019 было проведено 60 занятий и были получены следующие результаты:

  • Ходит в туалет в группе детского сада, пьет сок, убирает за собой игрушки;
  • Выполняет короткую, емкую, понятную инструкцию, проявляет заинтересованность в заданиях;
  • Выполняет указательный жест, отрицательный жест;
  • Произносит: «Дай коробку», «Дуй шарик», «Помоги», «Пока», «Ух», «Ой», «Не надо», «Нет».
  • Самостоятельно рисует круг, линию;
  • Различает основные цвета;
  • Знает цифры до 10;
  • Знает алфавит;
  • Научился работать с ножницами;
  • Сам выполняет аппликацию;
  • Сам ест ложкой йогурт;
  • Чистит зубы, умывается;
  •  Выполняет просьбы: «Дай», «Сними», «Возьми», «Покажи», «Собери», «Приклей», «Закрой», «Открой».
  • Называет членов семьи: «Мама», «Папа», «Баба», «Деда», «Ляля».
  • Отзывается на свое имя.
  • Классификация предметов по цвету, форме, размеру.
  • Принимает участие в играх с детьми, сам играет в сюжетно-ролевые игры.
  • Понимает жестовую инструкцию взрослого с речевым сопровождением, использует невербальные средства общения;
  • Проявляет интерес к играм с водой и песком, действует по показу взрослого.
  • Проявляет эмоциональные или двигательные реакции на звучание разных музыкальных произведений;
  • действует со знакомыми музыкальными игрушками, извлекая звук;
  • повторяет за взрослым буквы, слоги, слова.

В течение года по адаптированной программе для ребенка с ТНР на 14.05.2019 было проведено 28 занятий и были получены следующие результаты:

  • улучшилось зрительное, слуховое восприятие, зрительная, слуховая память, моторика;
  •  классифицирует предметы по форме, размеру, величине, цвету;
  • Наглядно-образное мышление;
  • Группирует предметы по существенному признаку (игрушки, одежда, обувь, посуда).

Коррекционно-развивающая работа проводилась по следующим программам:

  • Программа психологических занятий с детьми дошкольного возраста (3-4 лет) «Цветик –семицветик» (Н.Ю. Куражева);
  • Программа психологических занятий с детьми дошкольного возраста (4-5 лет) «Цветик –семицветик» (Н.Ю. Куражева);
  • Программа психологических занятий с детьми дошкольного возраста (5-6 лет) «Цветик –семицветик» (Н.Ю. Куражева);
  • Программа психологических занятий с детьми дошкольного возраста (6-7 лет) «Скоро в школу» (М.М. Безруких);
  • Программа психологических занятий с детьми дошкольного возраста (5-8 лет) «Развитие учебных навыков по системе И.В. Данилова»;
  • Программа психологических занятий с детьми  2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению  (Автор Роньжина А.С.);
  • Программа психологических занятий с детьми дошкольного возраста «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь» (Н. П. Слабодяник).

Консультирование

На протяжении учебного года проводила консультирование родителей и педагогов по вопросам возрастной психологии детей дошкольного возраста. Консультирование по вопросам адаптации малышей, готовности к обучению в школе, по поведению и эмоциональному состоянию дошкольников и по другим проблемам, которые продолжают волновать педагогов и родителей. Систематически пополняю информацию «папок-передвижек» консультациями для воспитателей и родителей во всех возрастных группах ДОУ.

Ежеквартально в группах оформлялся уголок для родителей, где размещалась информация, помогающая повысить психологическую компетентность родителей в области воспитания и взаимодействия с дошкольниками:

  • «Развитие моторики у детей 3-4 лет».
  • «Рекомендации родителям агрессивных детей».
  • «Гиперактивные дети».
  • «Как преодолеть рассеянность у ребенка».
  • «Возрастные особенности детей 5-6 лет».
  • «Возрастные особенности детей 4-5 лет».
  • «Возрастные особенности детей 6-7 лет».
  • «Развитие моторики у детей 4-5 лет».
  • «Развитие моторики у детей 5-6 лет».
  • «Развитие внимания, памяти у детей 3-4 лет».
  • «Развитие внимания, памяти у детей 4-5 лет».
  • «Развитие внимания, памяти у детей 5-6 лет».
  • «Развитие внимания, памяти у детей 6-7 лет».
  • «Переутомление у детей».

В течение года регулярно посещала родительские собрания.

В середине учебного года в выпускных группах выступила с докладом, где познакомила родителей с результатами диагностики готовности воспитанников к обучению в школе; представила психолого-педагогические заключения на каждого воспитанника; дала необходимые советы и рекомендации для родителей будущих первоклассников; ответила на многие возникшие индивидуальные вопросы по подготовке воспитанников к обучению в школе.

На родительском собрании в подготовительной группе выступила с темой: «Кризис семи лет». Родителям были даны соответствующие рекомендации и разработан специальный буклет, даны индивидуальные консультации.

Профилактическая и просветительская работа.

Систематически размещаю на сайте ДОУ психологический материал для родителей и педагогов.

Ежемесячно велась профилактическая работа (беседы, диагностика, заполнение психолого-педагогических карт, журналов и других необходимых документов) с родителями вновь поступивших детей, родителями детей посещающих и не посещающих ДОУ.

Организационно – методическая работа.

В течение учебного года принимала активное участие в заседаниях районного методического объединения педагогов-психологов, посещала секции, семинары, совещания.

Участвовала во VII Всероссийском педагогическом  конкурсе «ФГОСобразование» и прошла профессиональное тестирование «Совокупность образовательных требований к дошкольному образованию по ФГОС», заняла 2 место, во Всероссийском конкурсе «Мотив познания» в блиц-олимпиаде «Педагог-психолог ДОУ. Содержание деятельности и специфика работы» заняла 2 место, во Всероссийском педагогическом конкурсе «Лучшая рабочая программа педагога-психолога», заняла 1 место, во Всероссийском педагогическом конкурсе «Лучшая презентация», заняла 1 место в номинации «Электронная презентация «Психологическая готовность к школьному обучению».

Прошла курсы повышения квалификации в АНО ДПО «Международный социально-гуманитарный институт», курс: «Коррекционная работа с детьми, имеющими расстройства аутического спектра в условиях реализации ФГОС», 72 ч., 2018г., ООО «Высшая школа делового администрирования», курс: «Арт-терапия как метод работы с эмоциональными проблемами детей дошкольного и младшего школьного возраста», 72 ч., 2019 г.

В течение учебного года пополняла библиотеку психолого-педагогической литературой, диагностическим и коррекционно-развивающим инструментарием. Отчетную документацию вела согласно нормативно-правовым актам.

Сформированы  папки «ППк», «Диагностика», «Программы», «Рекомендации, заключения», «Шаблоны», «НПА».

Участвовала в плановых (3 заседания) и внеплановых (5) заседаниях ППк.

Провела диагностику познавательной и эмоциональной сферы для представления детей на ТПМПК у 28 детей. Систематически отслеживала динамику развития познавательной и эмоциональной сферы у детей обучающихся по СИПР, АОП и представляла результаты на ППк.

        18.04.2019 г. В детском саду начал свою работу консультативный пункт, даны 2 консультации родителям детей с ОВЗ, не посещающих ДОУ.

План работы педагога-психолога 2018-2019 учебном году реализован полностью.

После проведения индивидуальных занятий с детьми улучшились результаты по эмоциональному развитию и коррекции познавательных процессов.

Существенно повысился интерес родителей к особенностям развития их детей, к научной и методической литературе, направленной на формирование психологического здоровья детей.

На 2019-20120 учебный год планируется больше времени уделять индивидуальным коррекционно-развивающим занятиям с детьми с ОВЗ, психолого-педагогическому сопровождению родителей, воспитывающих ребенка с ОВЗ. Также, планируется активно вести работу по психологическому просвещению воспитателей, создать картотеку игр для развития внимания, памяти, мышления, ориентации в пространстве и саморегуляции детей в соответствии с возрастом. Продолжить систематически вести работу по психологическому просвещению родителей; проводить практические обучающие семинары для педагогов по работе с проблемными детьми.