Формирование позитивного самоотношения у подростков

Казакова Людмила Юрьевна

Формирование позитивного самоотношения у подростков связан с процессами целенаправленного моделирования и организованного овладения подростками целостными, устойчивыми чертами и качествами, необходимыми им для успешной жизнедеятельности в обществе, которая продиктована требованиями коммуникативной компетентности.

Проблема гармонизации самоотношения и его роли в структуре личности остается  чрезвычайно актуальной для психологической науки и практики, поскольку непосредственно связана с формированием зрелой, адаптированной личности. 

Наиболее актуальна проблема формирования позитивного самоотношения в подростковом возрасте. Именно на этом возрастном этапе под воздействием различных социально-психологических факторов значительным коррективам подвергается уже существующая система оценочных критериев о собственной личности.

Анализ исследований Е.В. Бондаревой, Н.М. Борытко, Л.С. Выготского, М.В. Корепановой, Н.К. Сергеева и др. раскрывает несомненную значимость процесса формирования позитивного самоотношения подростков. Это сложный процесс, напрямую зависящий от условий социального развития ребенка, его жизненного опыта, характера взаимодействия со сверстниками и взрослыми, системой морально-нравственных установок.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Тюльганская средняя общеобразовательная школа №1»

Формирование позитивного самоотношения у подростков

Выступление на августовской конференции

2016-2017 учебный год

 педагог-психолог  Буянова Л.Ю.

п. Тюльган

Формирование позитивного самоотношения у подростков

 

Формирование позитивного самоотношения у подростков связан с процессами целенаправленного моделирования и организованного овладения подростками целостными, устойчивыми чертами и качествами, необходимыми им для успешной жизнедеятельности в обществе, которая продиктована требованиями коммуникативной компетентности.

Проблема гармонизации самоотношения и его роли в структуре личности остается

чрезвычайно актуальной для психологической науки и практики, поскольку непосредственно связана с формированием зрелой, адаптированной личности.  

Наиболее актуальна проблема формирования позитивного самоотношения в под-

ростковом возрасте. Именно на этом возрастном этапе под воздействием различных социально-психологических факторов значительным коррективам подвергается уже существующая система оценочных критериев о собственной личности.

Анализ исследований Е.В. Бондаревой, Н.М. Борытко, Л.С. Выготского, М.В. Корепановой, Н.К. Сергеева и др. раскрывает несомненную значимость процесса формирования позитивного самоотношения подростков. Это сложный процесс, напрямую зависящий от условий социального развития ребенка, его жизненного опыта, характера взаимодействия со сверстниками и взрослыми, системой морально-нравственных установок и т.д.  

Формирование позитивного самоотношения возможно средствами методами активного социально-психологического обучения (МАСПО) находят все более широкое применение в тех областях человеческой практики, где успех деятельности в значительной мере зависит от умения общаться.

Под активным групповым методом (АГМ) обычно понимают любой способ планируемой активизации коммуникативных процессов в учебной или целевой группе, независимо от содержания поставленных учебно-познавательных, творческих или психокоррекционных задач.

Активные групповые методы Ю.Н. Емельянов предлагает условно объединить в три основных блока:  

а) дискуссионные методы (групповая дискуссия, разбор казусов из практики, анализ

ситуаций морального выбора и др.);  

б) игровые методы: дидактические и творческие игры, в том числе деловые (управленческие) игры: ролевые игры (поведенческое научение, игровая психотерапия, психо-драматическая коррекция); контригра (трансактный метод осознания коммуникативного поведения);  

в) сенситивный тренинг (тренировка межличностной чувствительности и восприятия себя как психофизического единства).

С.В. Петрушин предлагает основные методы активного социально-психологического обучения подразделять на тренинг-группы, группы встреч, психодраму, гештальт-психотерапию.  

Основной формой приложения методов активного социально-психологического обучения является социально-психологический тренинг. Человек существует в 3 парадигмах:  

– человек может болеть, тогда это - терапия (лечение);  

– человек может иметь ресурсы, которые надо развивать - учение;

– человек может не знать, что развивать - отражение (консультирование).

Одной из форм групповой работы с подростками является тренинг личностного роста. Это тренинг для подростков без каких-либо психических отклонений или аддиктивного поведения. Он направлен на решение психологических задач этого возраста. Возрастные границы участников тренинга приблизительно 14-20 лет. Возраст в данном случае определяется этапом в формировании Я-концепции человека, на котором перед ним встают специфические задачи, относимые психологами к переходному периоду от детства к юности и зрелости. Основной задачей этого периода является формирование основных компонент Я-концепции; в первую очередь самосознания и на его основе - мировоззрения, убеждений, идеалов, самоопределения и т.д. В соответствии с этим, тренинг строится таким образом, чтобы, во-первых, создать условия для личностного роста, которые помогут подросткам и юношам в решении возникших у них психологических задач, «вопросов» поиск ответов, на которые является жизненно важным для формирования зрелой личности.

Этот тренинг можно включить и в систему коррекционно-развивающей работы с подростками, оставшимися без попечения родителей.

Тренинг "Пойми себя" предназначен для подростков. Особенности переходного возраста, а также сложные условия, в которых происходит взросление современной молодежи: нестабильность семейного института, размытость моральных ценностей, которые уже не являются твердой опорой для выстраивания собственной личности, диктуют необходимость специальных мер для развития и усиления «Я» подростка, формирования жизнеспособной личности, обладающей достаточными ресурсами для успешной адаптации в обществе.  

Диагностический блок включает в себя систему мероприятий, позволяющих выявить уровень формирования позитивного самоотношения у подростков.

Цель – провести исследование с помощью методик:

Методика «Опросник самоотношения» С.Р. Пантелеева и В.В. Столина;

Методика «Кто Я?»

Тест двадцати высказываний М. Кун и Т. Макпартленд;

Методика «Изучения самооценки» Дембо-Рубинштейн.

Формирующий блок разрабатывается на основе результатов первичной психологической диагностики. Формирующий блок: создание и реализация программы формирования позитивного самоотношения у подростков.

Данный блок включает в себя создание формирования позитивного самоотношения

у подростков с помощью упражнений, игр, беседы.  

Аналитический блок или блок проверки эффективности коррекционных мероприятий.

Цель: проведение повторной диагностики по методикам, анализ и обработка результатов с помощью Т-Критерий Стьюдента.

Выводы:

Самоотношение - это многомерное динамическое образование, которое понимается

как выражение смысла «Я» для субъекта устойчивое позитивное или негативное чувство по отношению к своему «Я».

Создать социально – психологические условия для формирования Я-концепции подростков – это значит создать условия для включения личности подростка в процесс самопознания, самосовершенствования и самораскрытия; осуществить обучение способа выражения своих чувств; оказать содействие осознанию ценности и уникальности собственной личности, развитию положительного, целостного образа “Я”, самопринятия; стимулировать процессы актуализации и осознания внешних и внутренних ресурсов своей личности и повышения самооценки.

 



Предварительный просмотр:

Практическое занятие «Формирование позитивного самоотношения»

Упражнение 1. «Походите так, как…»

Цель: снятие эмоционального напряжения.

Мы хорошо потрудились, прекрасно справились с заданиями, а теперь я предлагаю немного отдохнуть. Встаньте со своих мест и походите по комнате так, как ходили бы: король, грозный  начальник милиции, жираф, маленькая мышка, слон, актер комедийного жанра. Всем спасибо, у вас отлично получилось.

Упражнение 2. «Остров мечты».

Цель: снятие психоэмоционального напряжения.

Закройте глаза. Представьте, что вы находитесь на чудесном тропическом острове, где есть все, чего только можно желать: пальмы и песок, фрукты и море, горы и ручьи, трава и солнце. Поищите для себя на этом острове место, займите его и наслаждайтесь жизнью. Подумайте о тех, кто находится там, рядом с вами – ваши самые близкие люди, любимые предметы. Пауза. Посмотрите вокруг себя. Каждому здесь хорошо. Шум волн, теплое солнышко, белый песок. Вы лежите в тени пальм, каждая клеточка тела расслаблена, вы наслаждаетесь жизнью. Запомните это чувство. Почувствуйте свободу. А теперь медленно открывайте глаза.

Упражнение  3. «Рожицы»

Цель: рефлексия проведенных упражнений, получение обратной связи от участников.        В завершении мне бы хотелось узнать ваше мнение о нашем первом занятии. Сейчас я раздам вас листы бумаги, на которых изображены круги. Вам нужно нарисовать «рожицу», которая отражает ваше состояние в конце занятия. Далее каждый по кругу скажет, что он нарисовал и почему, что ему понравилось или не понравилось на нашем занятии.

Подводятся итоги занятия.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Коррекционно-развивающая работа с целью развития позитивного самоотношения Подготовила: педагог-психолог МБОУ « Тюльганская СОШ №1» Буянова Людмила Юрьевна

Слайд 2

Позитивное самоотношение , по мнению, Р. Бернса, А. В. Визгиной , С. Р. Пантилеева , В. В. Столина и др. проявляется в виде гордости, чувстве собственного достоинства, уважения к себе. Личность высоко оценивает принадлежащие ей качества, отличается согласованностью представлений о себе, предполагает, что отношение окружающих является тождественным ее представлениям.

Слайд 3

Активные групповые методы Ю.Н. Емельянов предлагает условно объединить в три основных блока: а) дискуссионные методы (групповая дискуссия, разбор казусов из практики, анализ ситуаций морального выбора и др.); б) игровые методы : дидактические и творческие игры, в том числе деловые (управленческие) игры: ролевые игры (поведенческое научение , игровая психотерапия, психо-драматическая коррекция); контригра ( трансактный метод осознания коммуникативного поведения); в) сенситивный тренинг (тренировка межличностной чувствительности и восприятия себя как психофизического единства

Слайд 4

Человек существует в 3 парадигмах: человек может болеть, тогда это - терапия (лечение); человек может иметь ресурсы, которые надо развивать - учение; человек может не знать, что развивать - отражение (консультирование)

Слайд 5

Психодиагностические методики: Методика «Исследования самоотношения » С.Р. Пантелеева и В.В. Столина ; Методика «Кто Я?»; Тест двадцати высказываний М. Кун и Т. Макпартленд ; Методика «Изучения самооценки» Дембо-Рубинштейн ; Тест-опросник «Шкала самоуважения» Розенберга.

Слайд 6

Формирование позитивного самоотношения с помощью упражнений : Упражнение «10 позитивных и 10 негативных «Я» во мне»; Упражнение «Походите так, как…»; Упражнение «Рожицы»; Упражнение «Остров мечты»; Упражнение «Кто Я?»; Упражнение «Представь себя в виде животного»; Упражнение «Зеркало»; Упражнение «Мои жизненные цели».

Слайд 7

Спасибо за внимание!