Как подготовить ребёнка к школе в домашних условиях?

Казакова Людмила Юрьевна

Начало обучения в школе — очень ответственный момент в жизни детей и родителей, поэтому нужно приложить максимум усилий, чтобы ребенок полюбил новую школьную жизнь и легко к ней привык.

Для того, чтобы адаптация ребенка к школе прошла успешно, стоит задуматься о его психологической готовности заранее (примерно за год). «В школе ребенку потребуются такие психологические навыки, как умение управлять своим вниманием и эмоциями, сохранять статическую (сидячую) позу, строить отношения с новыми сверстниками и так далее. Так же очень важна мотивация — как познавательная, так и мотивация к достижению. Все эти вещи вырабатываются не сразу, и лучше, конечно, начать заботиться о них уже сейчас до поступления в школу.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Тюльганская средняя общеобразовательная школа №1»

Как подготовить ребёнка к школе в домашних условиях?

Выступление на родительском собрании

2015-2016 учебный год

 педагог-психолог  Буянова Л.Ю.

п. Тюльган

Как подготовить ребёнка к школе в домашних условиях?

Ваш малыш уже совсем большой, вы готовитесь к первому Дню Знаний! Несомненно, это не только очень важный и торжественный момент для первоклассника, но и очень трогательный момент для родителей. Будущий школьник гордо надевает школьную форму, собирает свой новый портфель, несет букет цветов первой учительнице.

К новому этапу в жизни малыша необходимо готовиться заранее. Адаптация к новому распорядку дня, коллективу, правилам, школьным заботам… Как сделать так, чтобы этот период прошел максимально гладко? Давайте разберемся вместе!

Будильник      Будильник — неотъемлемая составляющая учебного процесса

Начало обучения в школе — очень ответственный момент в жизни детей и родителей, поэтому нужно приложить максимум усилий, чтобы ребенок полюбил новую школьную жизнь и легко к ней привык.

Для того, чтобы адаптация ребенка к школе прошла успешно, стоит задуматься о его психологической готовности заранее (примерно за год). «В школе ребенку потребуются такие психологические навыки, как умение управлять своим вниманием и эмоциями, сохранять статическую (сидячую) позу, строить отношения с новыми сверстниками и так далее. Так же очень важна мотивация — как познавательная, так и мотивация к достижению. Все эти вещи вырабатываются не сразу, и лучше, конечно, начать заботиться о них уже сейчас до поступления в школу. Однако даже если к началу учебного года все эти качества еще не совсем сформированы, они дозреют в течение первого года учебы, если родители будут придерживаться некоторых важных правил:

1. Поддерживайте авторитет учителя (даже если Вы не во всем согласны с ним). Это очень важный опыт для ребенка этого возраста — иметь авторитет, а отсутствие такового разрушает важные структуры его личности. В случае разногласий с учителем постарайтесь вступить в диалог с учителем, помогайте ему, берите на себя общественную нагрузку — но ни в коем случае не разрушайте этот авторитет в глазах ребенка.

2. Обсуждайте с ребенком после школы его школьный день — но не оценки и успехи, а что ему понравилось, что нет, что запомнилось, что было интересного. Очень важно во время этих разговоров сохранять безоценочную позицию и эмпатию.

В связи с безотметочной системой на первых порах, Татьяна советует не настраивать ребенка на получение оценок. «Дети, собираясь в школу, слышат «пойдёшь в школу — будешь получать пятёрки…» — этими словами мы всё и портим. Маленький ученик с первых дней ждёт, когда же ему поставят отметку, а её всё нет; родственники постоянно спрашивают, что получил сегодня в школе, а это неправильный вопрос в корне. Необходимо попробовать себя перестроить. Научиться задавать правильные вопросы. Что интересного сегодня было в школе? Что ты узнал?»

3. Не выставляйте ребенку требования по качеству выполнения школьных заданий – это прерогатива учителя. Вы должны сохранить за собой позицию родителя – помощника и сотрудника, а не надсмотрщика. Если Вам кажется, что у ребенка что-то получается недостаточно хорошо, посоветуйтесь с учителем или со школьным психологом, чтобы найти и устранить истинную причину трудностей.

4. Сохраняйте ребенку место и время для игры, особенно для сюжетно – ролевых, настольных и подвижных игр. Именно они являются источником мотивации и тренировкой психологических навыков.

5. Если учеба дается ребенку слишком легко – вследствие способностей или усиленной дошкольной подготовки, постарайтесь заинтересовать его другими аспектами школьной жизни, например, возможностью помочь другим детям, учителю, школе.

Что должен уметь и знать ребёнок к первому классу? Вопрос риторический. Да, было бы здорово, чтобы ребёнок умел читать. Но это, на мой взгляд, не самое главное. Познавательный интерес, и кругозор, и желание и умение трудиться, умение задавать вопросы и много другое — вот что важно!

При подготовке ребёнка к школе важнее не учить его писать, а создавать условия для развития мелких мышц руки. Какими же способами можно тренировать детскую руку?

Существует много игр и упражнений по развитию моторики:

•        Лепка из глины и пластилина. Это очень полезно, причём лепить можно не только из пластилина и глины. Если во дворе зима – что может быть лучше снежной бабы или игр в снежки. А летом можно соорудить сказочный замок из песка или мелких камешков.

•        Рисование или раскрашивание картинок – любимое занятие дошкольников. Обратить внимание надо на рисунки детей. Разнообразны ли они? Если мальчик рисует только машины и самолёты, а девочка похожих друг на друга кукол, то это вряд ли положительно повлияет на развитие образного мышления ребёнка. Родителям и воспитателям необходимо разнообразить тематику рисунков, обратить внимание на основные детали, без которых рисунок становится искажённым.

•        Изготовление поделок из бумаги. Например, выполнение аппликаций. Ребёнку нужно уметь пользоваться ножницами и клеем.

•        Изготовление поделок из природного материала: шишек, желудей, соломы и других доступных материалов.

•        Конструирование.

•        Застёгивание и расстёгивание пуговиц, кнопок, крючков.

•        Завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков на верёвке.

•        Завинчивание и развинчивание крышек банок, пузырьков и т. д.

•        Всасывание пипеткой воды.

•        Нанизывание бус и пуговиц. Летом можно сделать бусы из рябины, орешков, семян тыквы и огурцов, мелких плодов и т. д.

•        Плетение косичек из ниток, венков из цветов. Все виды ручного творчества: для девочек – вязание, вышивание и т. д., для мальчиков – чеканка, выжигание, художественное выпиливание и т. д. Научите вашего ребенка всему, что умеете сами!

•        Переборка круп, насыпать в небольшое блюдце, например, гороха, гречки и риса и попросить ребёнка перебрать.

•        "Показ” стихотворения. Пусть ребёнок показывает руками всё, о чём говорится в стихотворении. Во-первых, так веселее, а значит, слова и смысл запомнятся лучше. Во-вторых, такой маленький спектакль поможет ребёнку лучше ориентироваться в пространстве и пользоваться руками.

•        Теневой театр. Попросите малыша соединить большой и указательный пальцы, а остальные распустить веером. Чудо: на освещённой настольной лампой стене появится попугай. Если распрямить ладонь, а затем согнуть указательный палец и оттопырить мизинец, на стене появится собака.

•        Игры в мяч, с кубиками, мозаикой.

Это самое главное, не перекладывайте на школу ответственность за воспитание ваших детей. Увы, педагоги часто слышат от родителей фразы, типа: «Вас учили, как воспитывать детей, вот вы и воспитывайте». На самом деле, школа может и должна обучить общим учебным действиям, привить основные умения и навыки в различных (в соответствии с учебным планом) областях знаний. Однако, кто, как не родители, смогут помочь своему ребенку, чтобы он захотел учиться, приобретать разнообразный познавательный опыт как в школе, так и за ее пределами?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Как подготовить ребёнка к школе? Будильник — неотъемлемая составляющая учебного процесса

Слайд 2

1. Поддерживайте авторитет учителя (даже если Вы не во всем согласны с ним). Это очень важный опыт для ребенка этого возраста — иметь авторитет, а отсутствие такового разрушает важные структуры его личности. В случае разногласий с учителем постарайтесь вступить в диалог с учителем, помогайте ему, берите на себя общественную нагрузку — но ни в коем случае не разрушайте этот авторитет в глазах ребенка. 2. Обсуждайте с ребенком после школы его школьный день — но не оценки и успехи , а что ему понравилось, что нет, что запомнилось, что было интересного. Очень важно во время этих разговоров сохранять безоценочную позицию и эмпатию . В связи с безотметочной системой на первых порах, советую не настраивать ребенка на получение оценок. «Дети, собираясь в школу, слышат «пойдёшь в школу — будешь получать пятёрки…» — этими словами мы всё и портим. Маленький ученик с первых дней ждёт, когда же ему поставят отметку, а её всё нет; родственники постоянно спрашивают, что получил сегодня в школе, а это неправильный вопрос в корне. Необходимо попробовать себя перестроить. Научиться задавать правильные вопросы. Что интересного сегодня было в школе? Что ты узнал?» Правила адаптации ребенка:

Слайд 3

3 . Не выставляйте ребенку требования по качеству выполнения школьных заданий – это прерогатива учителя. Вы должны сохранить за собой позицию родителя – помощника и сотрудника, а не надсмотрщика. Если Вам кажется, что у ребенка что-то получается недостаточно хорошо, посоветуйтесь с учителем или со школьным психологом, чтобы найти и устранить истинную причину трудностей . 4 . Сохраняйте ребенку место и время для игры, особенно для сюжетно – ролевых, настольных и подвижных игр. Именно они являются источником мотивации и тренировкой психологических навыков. 5. Если учеба дается ребенку слишком легко – вследствие способностей или усиленной дошкольной подготовки, постарайтесь заинтересовать его другими аспектами школьной жизни, например, возможностью помочь другим детям, учителю, школе. Домашнюю работу нужно сделать до завтра

Слайд 4

Лепка из глины и пластилина. Это очень полезно, причём лепить можно не только из пластилина и глины. Если во дворе зима – что может быть лучше снежной бабы или игр в снежки. А летом можно соорудить сказочный замок из песка или мелких камешков. Рисование или раскрашивание картинок – любимое занятие дошкольников. Обратить внимание надо на рисунки детей. Разнообразны ли они? Если мальчик рисует только машины и самолёты, а девочка похожих друг на друга кукол, то это вряд ли положительно повлияет на развитие образного мышления ребёнка. Родителям и воспитателям необходимо разнообразить тематику рисунков, обратить внимание на основные детали, без которых рисунок становится искажённым. Изготовление поделок из бумаги. Например, выполнение аппликаций. Ребёнку нужно уметь пользоваться ножницами и клеем. Изготовление поделок из природного материала: шишек, желудей, соломы и других доступных материалов. Конструирование . Застёгивание и расстёгивание пуговиц, кнопок, крючков. Завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков на верёвке. Завинчивание и развинчивание крышек банок, пузырьков и т. д. Всасывание пипеткой воды. Нанизывание бус и пуговиц. Летом можно сделать бусы из рябины, орешков, семян тыквы и огурцов, мелких плодов и т. д . Существует много игр и упражнений по развитию моторики:

Слайд 5

Плетение косичек из ниток, венков из цветов. Все виды ручного творчества: для девочек – вязание, вышивание и т. д., для мальчиков – чеканка, выжигание, художественное выпиливание и т. д. Научите вашего ребенка всему, что умеете сами! Переборка круп, насыпать в небольшое блюдце, например, гороха, гречки и риса и попросить ребёнка перебрать. " Показ” стихотворения. Пусть ребёнок показывает руками всё, о чём говорится в стихотворении. Во-первых, так веселее, а значит, слова и смысл запомнятся лучше. Во-вторых, такой маленький спектакль поможет ребёнку лучше ориентироваться в пространстве и пользоваться руками. Теневой театр. Попросите малыша соединить большой и указательный пальцы, а остальные распустить веером. Чудо: на освещённой настольной лампой стене появится попугай. Если распрямить ладонь, а затем согнуть указательный палец и оттопырить мизинец, на стене появится собака. Игры в мяч, с кубиками, мозаикой .

Слайд 6

Очень важно в первые дни и месяцы обучения ребенка в школе создать дома такую обстановку, когда бы все члены семьи интересовались тем, что происходит у него в школе, с удовольствием слушали бы выученные стихи, и сами делились бы своими воспоминаниями (лучше смешными, в меньшей степени – поучительными) о том, как они сами начинали учиться. УСПЕХОВ ВАМ И ВАШИМ ДЕТЯМ !!!

Слайд 7

Учёба — нелёгкое дело! Спасибо за внимание!!!