Таверна Находка

Батищева Елена Ярославовна

Таверна находка. Сценарий сказкотерапевтического тренинга для педагогов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сценарий сказкотерапевтического тренинга.

Таверна «Находка»

Перед началом игры ведущий рассказывает небольшую вводную историю.

"Люди рождаются в разных городах и странах. Но по какой-то удивительной закономерности они могут оказаться в одном месте, в одно время. Зачем судьба сводит людей в одной точке? Мудрецы говорят, что люди, оказавшиеся в одном месте, в одно время, могут быть полезны друг другу. Но каждый ли знает об этом? Каждый ли умеет ценить неповторимый миг встречи?

У каждого из нас своя судьба, свой путь, но мы соприкасается друг с другом по каким-то неведомым законам. С одними людьми мы расстаемся, едва соприкоснувшись, с другими — мы чувствуем общность и устанавливаем прочные связи. Мудрецы говорят, что мы — путники на дороге, именуемой Жизнь. Что встретится нам на пути?..

Давным-давно, на перекрестке путей один добрый человек выстроил таверну и назвал ее "Находка". Он верил, что на пути каждый что-нибудь для себя находит. А в таверне путешественники могли найти неизменно вкусную еду, кров и общество тех, кому будут интересны их истории…"


Сюжет первый "Секрет таверны "Находка"

— У хозяина таверны были свои причуды, — продолжает ведущий. — Он не обслуживал единичные заказы. Его можно понять — в этой маленькой кухне была только одна кастрюля и единственная сковородка. Кроме того, дрова в этой стране были дороги, рабочих рук не хватало, да выручка с одного блюда слишком мала. Но, несмотря на причуду хозяина, таверна всегда была полна посетителей. В чем тут секрет? Как вы думаете?

Ведущий провоцирует небольшое обсуждение, обмен мнениями среди участников игры. После того, как все выскажутся, ведущий продолжает:

— Оказывается, хозяин просил одиночных посетителей найти себе сотрапезника, то есть того, кто согласится есть то же самое блюдо. Поэтому желающему покушать, а таверна славилась отменной кухней, приходилось искать себе компанию. Знакомиться с другими посетителями таверны и искать среди них человека, или людей, с которыми у него совпадали бы гастрономические пристрастия. К чести хозяина, он выполнял любой заказ — от самого простого до самого изысканного; от картошки в мундире — до омаров в шампанском. Некоторых посетителей возмущали причуды хозяина, и они порывались уйти. Но в ближайших двухстах милях не было ни одного, даже самого захудалого ресторанчика. И голодные путники возвращались. Раздраженные, они переступали порог таверны, но, о чудо, атмосфера, царившая там, была настолько теплой и дружественной, что невольная улыбка стирала печать недовольства. За столиками таверны велись непринужденные беседы, кто-то заразительно смеялся, кто-то пел песни…Замысел хозяина был прост — тот, кто нашел общность в еде, никогда не будет выяснять отношения друг с другом с помощью кулаков. И посетители, знакомясь с другими и выясняя их вкусы, с радостью понимали, как, оказывается, занятно находить с другими точки соприкосновения, пусть даже в таком "пустяковом" вопросе (хотя, когда голоден, этот вопрос вовсе не пустяковый!).

— Итак, — продолжает ведущий, — представьте себе, что вы все — одинокие путники, не знакомые друг с другом, зашедшие в таверну "Находка". Чтобы хозяин принял ваш заказ, вам необходимо найти сотрапезников. Для этого, вам придется познакомится с каждым, и найти общее в своих гастрономических пристрастиях. Потом, зная о вкусах каждого, и соотнеся это с собственным желанием на данный момент, вы образуете в таверне "столики". За "столиками" стоят 2-4 кресла. Помните, хозяин примет любой ваш заказ, даже самый фантастический.

Участники игры начинают, свободно передвигаясь по комнате, выяснять гастрономические вкусы друг друга. Потом они объединяются в малые группы (2-4 человека), на основании общего заказа одного блюда. Участники игры рассаживаются в комнате так, как будто образуют "столике" в таверне. Убедившись, что все посетители таверны сидят за "столиками", ведущий переходит ко второму сюжету игры.


Сюжет второй "Глухой официант"

— Господа! — продолжает ведущий. — А знаете ли вы, что в таверне "Находка" уже давно служит старый официант? Когда-то он был молод, ловок и горяч. Он так любил свою работу, что не успел выучится грамоте, хотя обладал феноменальной памятью — он запоминал заказы, не записывая. Но теперь он потерял слух и былую расторопность. Так что, если клиент не четко объяснит ему свой заказ, он может принести все, что угодно, и лягушку на вертеле, и дамские туфли в шоколадном соусе. Поэтому вам, господа, придется объяснить глухому, не умеющему читать официанту, ваш заказ, так, чтобы он вас понял.

Роль официанта может играть любой желающий, или сам ведущий. Помогать официанту могут все посетители таверны "Находка" (ведь каждый хочет побыстрее получить свой заказ!). Ведущему, безусловно, будет интересно, какие средства объяснения своего заказа глухому официанту выберут сидящие за "столиками".

После того, как каждый "столик" объяснил свой заказ и удостоверился, что глухой официант его правильно понял, ведущий переходит к третьему сюжету игры.


Сюжет третий "Блюдо в дорогу"

— Да, господа, — продолжает ведущий, — вы правы — таверна эта полна причуд! Представьте себе, посетители таверны, сытые и довольные после вкусного обеда, блаженно раскинулись в креслах, ведя неспешные непринужденные разговоры. И в этот самый момент, хозяин выходит к посетителям с огромной книгой! В этой книге — удивительные рецепты, каждый из них придуман посетителями таверны, оказавшимися в ней одновременно, как вы все сейчас.

— Через некоторое время, — продолжает ведущий, — каждый из вас отправится в путь. Не в правилах хозяина таверны "Находка" отпускать посетителей с "пустыми руками". Тем более, что вам предстоит длинный путь. Блюдо, которое вы унесете с собой, объединит гастрономические пристрастия каждого из вас, и будет приправлено душевной атмосферой таверны "Находка".

— Итак, вам предстоит, создать рецепт общего "блюда в дорогу". Вы знаете, как составляются рецепты? На этой доске хозяин обычно записывает предлагаемые ингредиенты, и их количество, от каждого посетителя. Когда все ингредиенты блюда будут названы, вам предстоит разработать технологический цикл его приготовления.

Каждый участник игры предлагает свой ингредиент и его количество, а ведущий записывает все предложения на доске. Когда все составляющие будут названы, ведущий интересуется, как это блюдо можно приготовить, тем самым провоцируя обсуждение среди участников игры. Посетители таверны приходят к согласию, и ведущий под их диктовку записывает технологию приготовления блюда на доске.

— Спасибо, господа! — говорит ведущий. — Теперь совершенно ясно, как готовить это блюдо. Но как же оно называется? Пожалуйста, дайте ему название, под которым оно займет достойное место в книге рецептов хозяина таверны "Находка".

Участники игры, перебрав множество идей названия, должны прийти к общему мнению, и сообщить его ведущему; после чего, название блюда также записывается на доске.


Сюжет четвертый "Приготовление блюда"

— Господа! — продолжает ведущий. — Хозяин таверны "Находка" очарован вашей гениальностью, и допускает вас в "святая святых" этого дома — на кухню. Он дозволяет вам самим приготовить придуманное вами блюдо.

— Итак, мы на кухне таверны "Находка". Не удивляйтесь, что перед вами всего лишь большой лист бумаги и цветные карандаши. Для того чтобы приготовить блюдо, в этой таверне достаточно нарисовать его готовым.

Участники игры все вместе рисуют блюдо готовым, и аплодируют самим себе.


Сюжет пятый "Благопожелание в дорогу"

— Господа! — продолжает ведущий. — Дорога зовет! Отрежьте себе в дорогу по куску вашего чудесного общего блюда. Оно подкрепит ваши силы в дороге. А вместо ножа в таверне "Находка" сегодня используют ножницы!

Ведущий торжественно вносит на подносе одни ножницы. Участники игры спонтанно делят блюдо, давая ведущему возможность наблюдать за этим увлекательным процессом.

— Друзья! — говорит ведущий, после того, как каждый взял свой кусок. — В таверне "Находка", существует еще одна традиция. Посетители пишут друг другу благопожелания в дорогу на обороте рисунка дорожного блюда. Давайте поддержим эту традицию, и — в добрый путь!

Участники игры пишут друг другу добрые слова на обороте рисунков частей общего блюда. Потом все символически прощаются друг с другом. Игра закончена.


Вопросы для обсуждения игры

  • Итак, вы побывали в таверне "Находка", каковы ваши впечатления?
  • Удалось ли вам заказать то блюдо, которое в действительности хотелось отведать?
  • Если не удалось, то что этому помешало?
  • Легко ли было объяснять свой заказ глухому официанту?
  • Легко ли было создавать общее блюдо? Какие трудности и радости вы испытывали в этом процессе?
  • Часто ли ваши личные интересы, предпочтения входили в противоречие с интересами других?
  • Каким образом вам удавалось преодолевать эти противоречия?
  • Какие ощущения вызвала у вас традиция писать благопожелания в дорогу?
  • Как вы будете употреблять "блюдо в дорогу"?
  • Полезны ли для вас те пожелания, которые вы получили?
  • Что вы нашли для себя в таверне "Находка"?


Линии обсуждения игры

Если люди собираются в одном месте, в одно время, они имеют возможность получить нечто большее, нежели чем имеют в данный момент. В нашей игре — это возможность найти в каждом человеке нечто объединяющее с собой. Зачем это нужно? Может, затем, чтобы найти будущих единомышленников. Может, для того, чтобы просто провести приятно вечер. Может, затем, чтобы обогатить свой опыт опытом и знаниями другого. Может, для того, чтобы начать формировать умение работать в команде…

Как часто встречаются нам люди, говорящие "на разных языках"? Нередко приходится переводить с "русского на русский". Что нужно сделать для того, чтобы человек нас понял? Искусство доносить свои мысли до другого необходимо в команде. В команде формируется, так называемое, общее "терминологическое поле", когда все члены команды одинаково понимают действия, события и прочее. Кроме того, в сработанной команде существует система условных жестов, значение которых сразу понятно всем. Объясняя заказ глухому официанту, мы учились доносить друг для друга свою идею. При достаточном уровне развития этого навыка, можно понимать друг друга с "полужеста", с "полуслова".

Между людьми существуют невидимые связи. Но в нашей игре эти связи стали видимыми, благодаря общему блюду и благопожеланиям в дорогу. Соприкасаясь друг с другом, люди могут подарить частицу тепла и добрую мысль. И это то, что может оказать существенную поддержку в трудный момент. Вы заметили, что обмениваться благопожеланиями приятно, и необременительно. Чем глубже понимание чувств, желаний, мотивов, притязаний адресата, чем искреннее пожелание, тем сильнее оно "работает", как на получателя, так и на дарителя. Чтобы подставить в нужный момент "плечо" товарищу по команде, необходимо научиться "благожелать" ему. Так формируются взаимоотношения обмена между людьми, в особенности между членам команды. Так формируется то, что называют "командным духом".

Сказкотерапия.  Путь к волшебству.

(Т. Зинкевич-Евстигнеева, Д. Кудзилов «Школа Волшебников»)

       Люди рождаются в разных городах и странах. Но по какой-то удивительной закономерности они могут оказаться в одном месте, в одно время. Зачем судьба сводит людей в одной точке? Мудрецы говорят, что люди, оказавшиеся в одном месте, в одно время, могут быть полезны друг другу. Но каждый ли знает об этом? Каждый ли умеет ценить неповторимый миг встречи?

       У каждого из нас своя судьба, свой путь, но мы соприкасается друг с другом по каким-то неведомым законам. С одними людьми мы расстаемся, едва соприкоснувшись, с другими — мы чувствуем общность и устанавливаем прочные связи. Мудрецы говорят, что мы — путники на дороге, именуемой Жизнь.

Рисование созданными своими руками "волшебными красками" - чудесный и очень увлекательный процесс. С помощью этих красок можно создать целую волшебную страну!
Нам понадобятся следующие вещи: рабочая поверхность, которую лучше застелить клеенкой или газетами, мука, гуашь, растительное масло, соль, клей ПВА, вода, а также тряпочки или салфетки. Для особой таинственности можно зажечь свечи. Когда все это будет готово, мы рассказываем ребенку волшебную историю:


Жила давным-давно на свете одна добрая волшебница. Уж не буду рассказывать обо всех ее чудесных делах и подвигах, скажу только, что она очень хотела, чтобы люди стали добрее и научились доброму волшебству. Но люди мечтали повелевать другими, часто забывая о доброте, ссорились и воевали друг с другом. Конечно, это очень печалило волшебницу. Долгими вечерами, глядя на огонь в камине, она размышляла о людях и о том, как помочь им лучше понимать друг друга. И вот однажды она решила разобраться в причинах непонимания и ссор между людьми и посмотреть на мир глазами самого неуживчивого и вздорного короля.
Она прочла заклинание и... очутилась на месте ворчливого короля. Что тут началось! Ей казалось, что она сидит в самом неудобном тронном кресле, на ней надета самая неприятная в мире одежда, а вокруг бродят самые несимпатичные в мире люди! Ну как тут можно быть добрым! Но самое главное — весь мир вдруг потерял краски и стал черно- белым!
Несколько минут на месте вздорного короля привели волшебницу в самое скверное расположение духа. Даже яркие языки пламени в камине показались ей какими-то скучными и блеклыми.
«Да, — начала размышлять волшебница, придя в себя, — если видеть все черно-белым и противным, как можно сохранить в своем сердце любовь и доброту?! Что же делать?» И вдруг волшебницу осенило: «А добавлю-ка я в жизнь этого вздорного короля красок!»
Дни и ночи трудилась волшебница над рецептом волшебных красок, способных менять картину мира и делать сердца людей добрее. Она понимала, что у красок должна быть прочная основа — из того, что является для человека самым необходимым. Она пустила по свету своих помощников, которые задавали людям один вопрос: «Что вам нужно, чтобы стать счастливее?»
По-разному отвечали люди на этот вопрос. Одни говорили, что хотят всегда быть сытыми и здоровыми; другие — что желают познать сокровенные тайны жизни; третьи мечтали, чтобы у них в жизни все шло как по маслу; четвертые — что хотят быть гибкими и текучими, как вода, чтобы с легкостью «утекать» из любых жизненных невзгод; а пятые желали склеить разбитые отношения...
«Пожалуй, я смогу им помочь, — размышляла волшебница. — В основу для красок я положу муку, чтобы люди всегда были сыты и здоровы; потом я добавлю соли, чтобы они могли узнавать тайны жизни; затем я капну масла, чтобы дела людей шли удачно; замешаю волшебное тесто и буду постепенно разбавлять его водой, тщательно перетирая комочки, чтобы не было в жизни людей обид и ссор. А когда мое волшебное тесто станет таким, чтобы я смогла испечь чудесные оладьи, вот тогда-то я и добавлю особого клея! Чтобы склеивались разбитые отношения, хорошие дела и добрые начинания».
Волшебница изготовила чудесное тесто, разлила его по горшочкам и стала добавлять в каждый горшочек краску. Стоит ли говорить, сколько помощников было у нее! Небо прислало ей голубой цвет, лес — зеленый, огонь — красный. Солнышко позолотило один из горшочков, а радуга — сразу семь! Вскоре на столе у волшебницы стояли волшебные краски.
— Что же было дальше? — спросите вы. А дальше волшебница и ее помощники стали обходить жителей этой страны и учить их смешивать волшебные краски и рисовать ими. И даже вздорный король научился этому. Правда, сначала он ворчал, не доверял волшебнице, но потом процесс создания красок его захватил. А когда он стал рисовать ими, его вздорность растворилась — ведь он стал видеть мир в цвете. Трон сразу стал удобным, королевская одежда приятной, а придворные показались ему милыми и интересными людьми.
С тех пор и существует секрет волшебных красок.


Теперь приступаем к созданию волшебных красок.
1. Насыпаем в мисочки муку, чтобы быть сытым и здоровым, затем добавляем соль, чтобы мы могли получать и усваивать знания, все перешиваем.

2. Добавляем растительное масло, чтобы, простите за тавтологию, все в жизни шло как по маслу, опять перемешиваем (руками!!!)

3. Добавляем водички и снова тщательно перемешиваем, чтобы не было комочков (обид и ссор). Консистенция теста должна получиться похожей на сметану.
4. Ну, а теперь добавляем гуашь. Краски готовы!!!

Можно приступать к главному - рисованию волшебными красками:
Можно просто рисовать, а можно создать свою волшебную страну, населить ее различными героями, наделив их особым характером, способностями и предназначением. Таким образом может получиться удивительная история, сказка!!!

Картине или картинам, если их несколько, необходимо время, чтобы краски высохли, это занимает 1-2 суток. По истечению этого времени, возьмите свои шедевры в руки и поднесите к источнику искусственного света - Вы будете приятно удивлены!

ТЕОРИЯ ВОЛШЕБСТВА

Давайте попробуем ответить себе на вопрос: волшебство бывает только в сказках или оно свойственно и реальной жизни?
Если вы будете использовать эту программу, над данным вопросом необходимо размышлять, не жалея времени. Дело в том, что ответ на него прямо связан с вашей позицией как ведущего. И если вы придете к выводу, что волшебству есть место в реальном мире, — наши дальнейшие рассуждения позволят вам укрепить свою позицию и эффективно использовать данную программу.
Итак, как же проявляется волшебство в реальном мире?
Во-первых, в искусстве формирования и поддержания в себе особого состояния души, основанного на творческом отношении к жизни.
Есть люди, которые без специальных психологических упражнений и психотерапевтической поддержки умеют находить радость в мелочах. Какие бы обстоятельства и ситуации ни охватывали их тесным кольцом, эти люди удивительным образом разрешают трудности. Может, это происходит благодаря тому, что они не поддаются панике и верят в созидательную природу человека? Эти люди умеют не обращать внимания на мелочные обиды, не погружаться в переживания «несправедливости этого мира». Вместо этого они постоянно поддерживают в себе чувство перспективы, веру в успех. Благодаря этому развивается их способность творчески изменять или принимать любую жизненную ситуацию. Рядом с такими людьми легко и светло, у них все в руках спорится. Не это ли можно назвать волшебством?
Каковы источники этого волшебного состояния души? Наверное, внутренняя гармония и любовь. И, согласитесь, именно к этому состоянию души «чудака из сказки» стремятся многие из нас. Как много дел, забот, проблем нам приходится решить, чтобы прикоснуться к этому состоянию! Но тот, кто его пережил однажды, всю жизнь подпитывается этой энергией. Быть может, дорогие читатели, среди ваших знакомых есть такие люди-волшебники?
Во-вторых,волшебство проявляется через искусство «положительного мышления», основой которого является созидательная, творческая, преобразующая сила человека.
Мэри Дейли в своих философских работах использует термин «психический активизм». Идея этого понятия заключается в преобразовании человеком окружающего пространства, в его способности влиять на события. Инструменты влияния на реальность — метафоры. Согласно М. Дейли, метафора подразумевает движение: «Метафора — это функция слова, она сдвигает значение и соотносится с преобразующим действием. Порой метафоры изменяют значение не только слов, но и явлений окружающего мира».
Если следовать этой логике и дальше, то можно догадаться, что использование метафор влияет на нашу судьбу. А что значит «использовать метафоры» в понимании сказкотерапевта? Сочинять сказки!
Сочиняя сказки, человек зашифровывает в метафорах реальные события. Наш опыт показывает, что сказки, сочиняемые людьми о своем будущем, очень часто сбываются. Поэтому так важен в сказке хороший конец.
Сказкотерапевт старается сформировать у своих клиентов «культуру хорошего конца», ибо это является залогом развития «положительного мышления». Человек — саморазвивающаяся система, поэтому большое значение имеют исходные посылки для развития, то есть идеи, мысли, чувства. Сказочный сюжет представляет собой жизненную программу, которая разворачивается и реализуется в течение некоторого времени. Поэтому мы часто наблюдаем, как сказки, сочиняемые нашими клиентами, сбываются в их жизни. Это не магия, а осознанный подход к жизни и большой труд «положительного мышления».
Воистину мысль материальна. Стоит только оглядеться вокруг — ведь многое из того, что мы видим, раньше было чьей-то мыслью. Летучий корабль, яблочко, катящееся по тарелочке, раньше были только мыслеобразами. Но сегодня для нас привычны самолеты, телевизоры, компьютеры.
Поэтому, сочиняя добрые сказки с хорошим концом, записывая их, человек проявляет заложенную в нем великую созидательную творческую силу. Ведь именно сила мысли, воплощенная в материи, благоустраивает окружающий мир.
В третьих, волшебство проявляется как способность человека к трансформации, то есть превращению, изменению объектов окружающего мира и самого себя.
Самый простой пример волшебства как трансформации — это приготовление пищи. Попробуем объяснить это ребенку.

РАЗГОВОР С РЕБЕНКОМ О ВОЛШЕБСТВЕ
КАК ТРАНСФОРМАЦИИ

Задумывался ли ты над тем, как становятся волшебниками? Может, тебе кажется, что достаточно добыть волшебную палочку, взять ее в руки, взмахнуть, и... случится волшебство. Ведь именно так происходит в известных кинофильмах. Но если ты смотрел фильм о Гарри Поттере, то видел, что для каждого существует своя, особая волшебная палочка и не так-то просто научиться ею пользоваться.
То, что в сказочном мире делает волшебная палочка, в нашем реальном мире делают наши знания, мысли, чувства и... руки. Да-да, именно так, не удивляйся, а лучше представь себе, как твоя мама готовит самый вкусный яблочный пирог.
Она берет муку, яйца, дрожжи, яблоки и другие продукты. Зная рецепт, она все правильно смешивает и готовит тесто. Говоря нашим волшебным языком, мама умеет ПРЕВРАТИТЬ муку, яйца, дрожжи в ТЕСТО. Мама знает, как правильно выпекать пирог в духовке, как украсить его и подать к столу.
А теперь представь себе, что ты никогда в жизни не видел всего процесса приготовления пирога. Мама показывает тебе пакет с мукой, яйца, кусочек дрожжей, яблоки, берет в руки волшебную палочку и говорит: «Веришь ли ты, что я смогу с помощью волшебной палочки и своей волшебной силы ПРЕВРАТИТЬ эти продукты во вкусный яблочный пирог?» Если ты уверен в том, что волшебства в нашей жизни не бывает, ты скажешь: «Не верю!» Но если ты допускаешь, что и в реальной жизни возможно волшебство, ты можешь ответить маме: «Верю!»
«Хорошо, — говорит мама, — для того чтобы сотворить волшебство, нужно время. Прошу тебя пойти погулять или заняться своими делами, а я тебя позову».
И вот, прошло некоторое время, и мама зовет тебя. У нее в руке волшебная палочка, а рядом с ней стоит что-то, накрытое полотенцем. Она взмахивает волшебной палочкой и говорит: «Раз, два, три, превращение муки, яиц и яблок в наивкуснейший пирог свершилось!» В это время она поднимает полотенце, и ты видишь... ЯБЛОЧНЫЙ ПИРОГ.
Выходит, твоя мама — ВОЛШЕБНИЦА! Но что ей помогает творить волшебство: волшебная палочка или ее знания, труд, любовь? Конечно, ее знание рецепта, труд по превращению продуктов в пирог, любовь к тебе и членам твоей семьи.
Получается, что волшебная возможность превращать одно в другое есть и в нашем мире. Она есть и у тебя. Например, ты можешь с помощью цветных карандашей превратить белый лист бумаги в красивый рисунок. Или превратить нерешенные примеры по математике — в решенные.
Итак, волшебство, искусство превращать одно в другое, есть и в нашем мире. И ты можешь овладеть этим мастерством, так как необходимые способности у тебя для этого есть.

Волшебство как искусство превращать одно в другое проявляется в нашей жизни повсеместно и доступно любому человеку. Главное — захотеть. Трансформация как аспект волшебства подразумевает чудесные, но подготовленные и осмысленные изменения. И этому доброму волшебству есть место в нашей жизни.
Однако мы рассмотрели лишь пример волшебства — трансформации по отношению к объектам окружающего мира. Но есть еще один важный аспект волшебства как трансформации — это изменение себя. Настоящий волшебник, произнеся заклинание и взмахнув волшебной палочкой, может превратиться в кого угодно. Это называют способностью к «оборотничеству».
Слово «оборотничество» может ассоциироваться с негативным явлением. Действительно, в фильмах ужасов оборотень — это страшный персонаж. Как правило, изначально он прикидывается человеком, но при определенных обстоятельствах вылезает его звериная сущность. Но «ужастики» про оборотней — продукт не только современного кинематографа. Раньше и в деревнях, и в городах тоже рассказывали истории про оборотней. Однако когда мы говорим о способности к «оборотничеству», подразумевается совсем иной смысл.
Совершить «оборот» означает с определенной целью превратиться в некое существо, а потом вновь принять свой прежний облик. Принцип оборотничества широко используется в педагогической и психологической практике, когда ребенку предлагается представить себя животным, сказочным героем.
Однако, когда ребенок представляет себя животным или сказочным героем, его внешний облик существенно не изменяется, поэтому у него может возникнуть ощущение, что реального волшебства не происходит. Но это не так. Все дело в том, что доброе волшебство — НЕВИДИМО. Нередко дети разочарованно спрашивают: «Почему?» Попробуем объяснить.

РАЗГОВОР С РЕБЕНКОМ О ТОМ,
ПОЧЕМУ ВОЛШЕБСТВО НЕВИДИМО

Вероятно, тебя разочарует то, что волшебство невидимо. Но тем не менее — это важный секрет доброго волшебства. Давай узнаем его получше.
Итак, ты желаешь превратиться, скажем, в лошадь. Красивую, сильную, быструю. Ты закрываешь глаза и... превращаешься. Открыв глаза, ты бежишь к зеркалу и видишь... вовсе не лошадь, а свое обычное отражение. Думаешь, что волшебного превращения не произошло? А вот и нет! Оно произошло, только осталось невидимо нашему глазу. Знаешь, почему?
Представь себе, что произойдет, если ты превратишься в лошадь, а в это время в комнату неожиданно войдет бабушка. Конечно, увидев вместо любимой внучки совершенно незнакомую большую лошадь, бабушка в лучшем случае схватится за сердце. В худшем упадет в обморок. Скажи, пожалуйста, полезно ли это для ее здоровья? Если волшебство вредно для здоровья близких, разве оно может называться добрым? Безусловно, нет.
Поэтому доброе волшебство не меняет облика волшебника, чтобы его близкие не испугались и не повредили своего здоровья.
Но как же тогда действует волшебство? Это происходит так.
В первую очередь настоящий волшебник перед превращением задает себе вопрос: а зачем я хочу превращаться, какие качества, возможности я хочу приобрести? Допустим, он хочет быть быстрым и сильным. Потом он начинает размышлять, в кого ему надо превратиться, чтобы быть быстрым и сильным, и приходит к выводу, что образ лошади лучше всего подходит для реализации задуманного. И тогда он говорит: «Я хочу превратиться в лошадь, чтобы быть быстрым и сильным!» И — превращается, правда, этого никто из его близких не заметит. Но зато он станет сильнее.
Но самое удивительное другое. Когда волшебник превращается обратно в самого себя, качества того, кем он был, могут у него остаться. То есть, если он был лошадью, ощущение силы и способность быстро бегать у него могут остаться на некоторое время. Ну а если он хочет, чтобы эти качества остались у него надолго, ему необходимо тренироваться, чтобы их поддерживать.
Итак, волшебство позволяет превратиться в кого-либо, приобрести его качества и возможности и, «вернувшись» в самого себя, поддерживать, тренировать их. При этом доброе волшебство сильно не меняет облика, чтобы не доставлять неприятностей тем, кто нас знает и любит. Кроме того, серьезно изменять свой облик не очень полезно для здоровья.

В вышеназванных трех аспектах волшебство проявляется в реальном мире. Но в контексте сказкотерапевтических занятий мы путешествуем по сказочной стране и можем столкнуться с еще одним проявлением волшебства — героями сказочного мира. Феи, волшебники, сказочные животные являются в виде кукол, становятся помощниками и учителями в сказочной стране.
Размышлять о волшебстве ребенку, подростку и особенно взрослому очень важно. Это дает возможность вырваться из пелены обыденности и посмотреть на мир творческим, созидающим взглядом Волшебника.
С другой стороны, разговор о волшебстве становится необходимым тогда, когда вы заметили, что ребенок легко берет волшебную палочку и с ее помощью собирается разрешить все трудности. Это означает, что он еще мало знает о волшебстве. О том, что волшебство — это великий труд.
За одним взмахом волшебной палочки стоят огромные знания, без которых не достичь желаемого результата. Поэтому настоящий Волшебник — это тот, кто много знает и использует свою силу на благо людям и окружающему миру. Тот, кто научился только размахивать волшебной палочкой, еще не волшебник. Если мы не будем говорить об этом с нашими воспитанниками, использование волшебства может способствовать укреплению инфантильных тенденций.
Разговор о волшебстве со взрослыми можно начать сказкой Феликса Кривина.

ЗОЛУШКА
(Из записок Кощея Бессмертного)

У нас лужайка, на лужайке дерево, а под деревом мы с бычком. Нас с бычком — раз-два и обчелся, и нам так не хватает кого-нибудь третьего... Ну, конечно, не кого-нибудь...
— Золушка, — говорю я, — ну зачем тебе эта теткина сказка? Не век же в ней вековать.
Я чудак. Я ничего не понимаю. Потому что как же она оставит ларек? Должен же кто-то продавать волшебные палочки.
— Бесплатно?!
— Конечно, чтобы больше было чудес.
— Но ведь многие покупают их на дрова!
Оказывается, они и покупают дрова. Все волшебство не в палочке, а в том, для чего ее покупаешь.
— Золушка, — говорю я, — разве тебе плохо на нашей лужайке? У нас и дерево есть, правда, всего одно дерево, но, когда стемнеет, это все равно что в лесу. И будем мы под этим деревом жить-поживать, добра наживать — чем плохо?
— Жить-поживать? — испуганно отзывается Золушка. — Но ведь это же конец сказки. Когда так бывает, значит, уже конец.
Я ее успокаиваю. У нас с ней конца не будет. Ведь у нас же сказка про белого бычка. Я хочу рассказать ей сказку про белого бычка, но она рассказывает мне свою сказку.
В той сказке, в которой Золушка жила раньше, у нее было мало радости. Злая мачеха, злые сестры, сколько ни работай — никакой благодарности. Но потом Золушку полюбил принц, она стала его невестой, и тогда-то случилось самое страшное: все стали жить-поживать, добра наживать.
Туфельку больше не возили по городу в поисках Золушки, — теперь Золушку возили по городу в поисках туфелек, бальных платьев, жемчугов и других предметов первой царской необходимости.
Золушка жила во дворце. Прежде чем стать принцессой, ей надо было привыкнуть к новым условиям. Ей надо было привыкнуть к мягкой постели и вкусной еде, к лакеям, которые угадывают мысли на расстоянии, и к советникам, которые на расстоянии подсказывают мысли.
Золушка пробиралась на конюшню, где стояли рысаки, похожие на рысаков доброй волшебницы, и спрашивала:
— Лошадки, лошадки, вы из какой мышеловки?
Рысаки презрительно фыркали в ответ: происходить из мышеловки они считали для себя унизительным. Золушка подходила к лакею:
— Добрый человек, вы не могли бы снова стать ящерицей?
И лакей отвечал так, как отвечают все лакеи:
— Как будет угодно вашей милости.
Золушка все чаще вспоминала о своей тесной каморке. Там было сыро и холодно и приходилось много работать, но зато там мыши превращались в рысаков, а тыква в карету. Здесь же кареты не растут в огороде, их делают знаменитые мастера, и бриллианты здесь — просто бриллианты, а золото — просто золото.
— Почему ты не радуешься? — спрашивал у Золушки принц.
— Мне не радостно.
— Это не причина. А почему не веселишься?
— Мне не весело.
— Это не причина.
Кончилось тем, что Золушка сняла туфельки и босиком ушла из дворца. Вдвоем с теткой они открыли ларек и продают в нем волшебные палочки.
— Но ведь для многих это просто дрова!
Она смеется:
— Если очень захотеть, даже твой прутик может стать волшебной палочкой.
— А когда палочки кончатся? Ведь все на свете имеет конец. Только наша сказка не имеет конца, потому что у нас все повторяется.
Но она сказала, что в жизни ничего не должно повторяться, что повторение — это все равно что конец.
И что лучше иметь одну простую палочку, которая, если захотеть, может стать волшебной, чем иметь целое царство и больше ничего не хотеть.

НРАВСТВЕННЫЙ ИММУНИТЕТ И ВОЛШЕБСТВО

В концепции сказкотерапии мы все чаще используем понятие «нравственный иммунитет», понимая под этим способность человека к противостоянию негативным воздействиям духовного, ментального и эмоционального характера, исходящим от социума. Содействие формированию нравственного иммунитета становится одной из важнейших задач сказкотерапевта.
Как работает нравственный иммунитет? Он фильтрует любую информацию духовного, ментального или эмоционального характера. Для этого применяются распознавание, дифференциация, осмысление, критическая оценка. И если информация, пройдя подобное «чистилище», признается позитивной для развития личности, то она включается в систему ценностей человека и дополняет его картину мира.
Информация, не прошедшая «чистилище», определяется как разрушительная для личности и поступает в копилку иммунной памяти. Благодаря этому становится возможным быстро распознавать и нейтрализовывать действие новой деструктивной информации.
Нравственный иммунитет является приобретенным, его формирование происходит с момента рождения и продолжается в течение жизни. Одним из базовых компонентов нравственного иммунитета является система ценностей личности.
В детском и юношеском возрасте нравственный иммунитет подпитывается метафорами, содержащимися в сказках, легендах, притчах. В дальнейшем поддержание и развитие иммунной памяти связано с осмыслением и чувственно-смысловым проживанием важнейших духовных, культурных и социальных ценностей.
Таким образом, нравственный иммунитет является тем естественным механизмом, который формируется психикой для защиты «человеческого духа» и обеспечения внутренних условий для конструктивной самореализации.
Получается, что овладение основами доброго волшебства способствует формированию и укреплению нравственного иммунитета.
А теперь представим себе ситуацию, когда у ребенка или подростка знания о волшебстве есть (допустим, они приобретены из кинофильмов и сериалов), а нравственный иммунитет еще не сформирован. Как легко направить всю силу своих помыслов и чувств, чтобы наказать обидчика, получить желаемое, не прикладывая духовных и творческих сил! В этом случае преобразующая сила волшебства может быть использована для разрушения другого. А это уже называют колдовством.
Соотнеся понятия волшебства и нравственного иммунитета, мы получим определение доброго волшебства и колдовства (злого волшебства).
Слово «волшебство» обладает особым положительным эффектом. «Волшебник», «волшебница» — говорим мы, желая подчеркнуть чьи-то необычные созидательные способности. Волшебство связано именно с созиданием. Хотя встречаются и злые волшебники, но их чаще всего именуют колдунами, чернокнижниками.
В Западной Европе с XIII по XVIII в. колдовство являлось символом общения со сверхъестественными силами, направленными во зло. По-видимому, со времен Средневековья в подсознании большинства людей колдовство устойчиво ассоциируется со злом. Это подкреплено разнообразными сказочными историями, в которых героям приходится бороться с колдунами, принимая помощь добрых волшебников.
Таким образом, добрые волшебники выступают в качестве созидателей, а колдуны — в качестве разрушителей. По отношению к сказочному герою волшебник — помощник, защитник, существо, стимулирующее у героя проявление лучших сторон души, открывающее чудесные возможности и способности. Колдун (или злой волшебник) — манипулятор, гонитель, существо, ограничивающее свободу, самоактуализацию, навязывающее свою волю.
Если мы перенесем метафору волшебства и колдовства во внутренний мир человека, то окажется, что:
· волшебство связано с системой ценностей созидания, самоактуализацией, идеальным образом Я, сформированным или активно формирующимся нравственным иммунитетом;
· колдовство связано с теневыми сторонами человека, «уязвленными» аспектами его личности, деструктивными психологическими защитами, склонностью к разрушительному манипулированию, с несформированным нравственным иммунитетом.
Подвергаясь влиянию неблагоприятных факторов внешней среды, деструктивному манипулированию со стороны окружающих, человек как бы «заколдовывается». При этом повышается уровень тревожности, появляется агрессивность, суетливость, дисгармоничность. Такое может произойти и с ребенком, и со взрослым. Близкие не узнают человека — так он изменяется.
Образно говоря, при несформированном нравственном иммунитете клиент сказкотерапевта временно «заколдован» и требует «расколдовывания». Следуя этой логике, сказкотерапевту важно установить, во что именно «заколдован» клиент.
Для этого в сказкотерапии используется задание: «Нарисуйте, во что бы вас могли заколдовать?» (при этом допускаются уточнения: заколдовать может злая ведьма, колдун и пр.). Психологический анализ рисунка строится на символическом значении изображенного.
Но любое колдовство обратимо, и всегда можно найти действие, которое позволит «расколдоваться». Однако, побывав в состоянии «заколдованности», герой не может быть прежним, он обязательно должен стать лучше, приобрести новые качества, способности и возможности.
Чтобы увидеть, к какому чудесному образу может прийти человек, сказкотерапевт дает ему задание: «Нарисуйте, в кого бы вас превратил Добрый волшебник».
Итак, мы пришли к важным для нас определениям.
Волшебство (доброе волшебство) — это способность человека изменять себя, развиваться, поддерживать в себе особое творческое состояние, формировать позитивные мыслеобразы. Важное условие для доброго волшебства — созидательная система ценностей и нравственный иммунитет.
Колдовство (злое волшебство) — это деструктивное изменение себя, другого, объектов окружающего мира; проявление несформированных нравственного иммунитета и системы ценностей.
«Заколдованность» — временное «проблемное» состояние человека, связанное либо с чужим негативным воздействием, либо с несформированными нравственным иммунитетом и системой ценностей.
Этими понятиями будет пользоваться ведущий программы «Школа Волшебников» в процессе обсуждения с детьми и подростками приобретенного ими в процессе занятий опыта.

ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Занятия в «Школе Волшебников» разбиты на 2 цикла. Длительность перерыва между циклами — от двух недель до одного месяца и более. Длительность перерыва устанавливается ведущим в соответствии с его организационными возможностями.
Если программа взята за основу тренинга, предполагающего занятия по 7 часов в день, можно провести оба цикла без перерыва в течение 2–3 дней. В этом случае этапы интеграции, резюмирования и ритуал выхода ведущий проводит не в конце каждого упражнения, а в конце дня.
Одним словом, мы предлагаем коллегам творчески подходить к организации занятий по программе «Школа Волшебников», тем более что само название к этому располагает.
Если говорить о программе в том виде, в котором она приведена здесь, то каждое занятие рассчитано на один урок (40–45 минут) для опытного ведущего, способного вести занятия в интенсивном темпе. Однако наиболее гармонично занятия проходят, если на них отводится больше времени — два урока (1,5 часа).
Программа может быть использована как для групповых, так и для индивидуальных занятий.
Количество участников в группе желательно ограничить до 15–18 человек (лучше — меньше).
Оборудование и материалы для проведения программы
Магнитофон;
коллекция аудиозаписей с разнообразной музыкой;
ковер (желательно);
стилизованный сказочный сундук (им может стать и небольшая коробка) для хранения рисунков, кукол и других вещей;
большая старинная (стилизованная) книга, в которой записаны секреты волшебников;
песочница, песок, вода и коллекция миниатюрных фигурок.
Песочница представляет собой деревянный ящик размером 50 x 70 см, глубиной 8–10 см. Если предполагается проведение занятий с большими группами, лучше заказать большую песочницу. Ее размеры могут быть:
140 x 100 см, глубина 10–12 см
или 80 x 80 см, 8–10 см.
Дно и борта песочницы необходимо выкрасить в голубой цвет. В этом случае борта будут символизировать небо, а дно — воду.
Песок нужно просеять, промыть под проточной водой и заполнить им песочницу на одну треть.
В коллекции небольших игрушек должны быть:
— деревья, растения;
— камешки, ракушки, бусины;
— разнообразные домики;
— маленькие фигурки, изображающие различных героев, персонажей.
Оборудование и материалы для каждого занятия двух циклов
1.1. Свеча или красивый светильник; цветные карандаши (примерно по 8 цветов на каждого участника) или мелки; листы белой бумаги формата А4; стилизованный сказочный сундук.
1.2. Свеча или красивый светильник; пластиковые ведерки емкостью 0,5 л или 1 л; газеты или большой кусок полиэтилена; лист толстого картона (который используют для изготовления коробок под бытовую технику; можно взять использованную коробку); ведро с водой и кружка; полотенца; 2 кг муки, 1 кг соли, 100 г подсолнечного масла, 1 кг клея ПВА, коробка гуаши.
1.3. Свеча или красивый светильник; цветные карандаши, бумага.
1.4. Свеча или красивый светильник; песочница с песком; вода; миниатюрные фигурки.
1.5. Свеча или красивый светильник; цветная бумага, ножницы, скотч, степлер, фольга; ткани, накидки; аксессуары, из которых можно быстро создать костюм (корона, трость, шпага, шляпа, цветы и пр.).
1.6. Свеча или красивый светильник; цветная бумага, ножницы, скотч, степлер, фольга; ткани, накидки; аксессуары, из которых можно быстро создать костюм (корона, трость, шпага, шляпа, цветы и пр.); бейджики (персональные нагрудные карты) по количеству участников группы; посох или трость (для жезла Церемониймейстера).
1.7. Свеча или красивый светильник; моток веревки (или нарезанная веревка: примерно 30–40 отрезков длиной от 30 см до метра и более); длинная веревка или нить; скотч; небольшой красивый горшочек; примерно 0,5 кг песка; около 10 средних и крупных камней; красивая ветка дерева; цветная бумага, ножницы, фольга, скотч, пластилин, деревянные зубочистки (по количеству участников); красивые разноцветные ленточки, тесемки длиной до 10 см (количество тесемок берется из расчета по 3–4 тесемки на каждого участника группы).
2.1. Пластилин из расчета по 2–4 цветных бруска на каждого участника группы.
2.2. Пачка пластилина; одноразовые бумажные тарелки по количеству участников группы.
2.3. Пластилин, цветная бумага, фольга, клей, скотч, степлер, ножницы, кусочки тканей.
2.4. Пластилин; шесть листов цветного картона: белый, черный, желтый, красный, зеленый, синий.
2.5. Пластилин; клубок красивой пряжи.
2.6. Пластилин, песочница, вода, миниатюрные фигурки.
2.7. Пластилин, песочница, вода, миниатюрные фигурки; небольшие картонные или пластиковые коробочки по количеству участников группы.

СЕКРЕТЫ ВОЛШЕБНИКОВ

(Находятся в книге. Ведущий иногда раскрывает ее и читает во время первого цикла занятий.)
1. Волшебник стремится постоянно изучать свой мир; он с большим уважением относится к миру, волшебству другого волшебника, даже если тот сильно отличается от него самого.
2. Волшебство — это творчество.
3. Волшебники учатся у тех героев, которых сами создают.
4. Волшебники умеют переплетать судьбы разных героев, создавая новые увлекательные сюжеты, истории.
5. Волшебник умеет каждое дело довести до красивого, достойного, хорошего конца. Особенно если дело касается сказки.
6. Волшебство — это искусство преобразования, превращения одного в другое.
7. Волшебная сила растет, когда используешь ее во благо добрым людям.
8. Настоящий волшебник умеет принимать ответственные решения и давать мудрые советы.
9. Волшебники умеют видеть разные грани одной и той же ситуации.
10. Волшебники чутко относятся друг к другу, ощущая невидимые нити взаимоотношений, и стараются создавать из них красивые узоры.

СЦЕНАРИИ ЗАНЯТИЙ В ШКОЛЕ ВОЛШЕБНИКОВ

ЦИКЛ ПЕРВЫЙ: ОСНОВЫ МАСТЕРСТВА

Занятие первое (1.1)

Ориентация
Все участники группы рассаживаются в кругу либо на стульях, либо на полу.
Ведущий начинает знакомство.
Ведущий. Дорогие друзья, приятно приветствовать вас в Школе Волшебников! Кто-то из вас верит в волшебство, а кто-то, быть может, и нет. Независимо от этого ваша жизнь сложилась так, что вы оказались именно в этом месте и именно сегодня. Каждый волшебник знает, что ничего не бывает случайным. Итак, давайте знакомиться! Позвольте, начну я. В реальном мире меня зовут... (имя ведущего). Но в мире волшебном у меня есть другое имя, тайное. Возможно, я его вам открою, когда мы будем узнавать тайну имени. Хочу вам сказать, что у каждого волшебника есть тайное имя, которое он может открыть только самым близким. Но об этом после. Разрешите узнать, как зовут каждого из вас и что вы думаете о волшебстве.
Действия ведущего во время знакомства заключаются в следующем. Он внимательно выслушивает участника, после чего благодарит его, четко и громко произносит его имя и говорит об отношении к волшебству. Например: «Спасибо, Вася. Ты веришь, что волшебство есть в нашем мире, и хотел бы стать волшебником», или «Спасибо, Маша. Ты считаешь, что волшебство — это детские сказки», или «Спасибо, Петр. Ты являешься поклонником Гарри Поттера и тебя увлекает волшебство». Важно, независимо от того, совпадает мнение ведущего с мнением участника группы или нет, произнести все четко и без оценки. Когда участники группы выскажутся, ведущий продолжает.
Ведущий. Спасибо, дорогие друзья, за искренность, за то, что вы все такие разные. Но нам пора отправляться в путь. Одним — для того чтобы освоить искусство волшебства, другим — для того чтобы понять, есть оно или нет. Один из секретов волшебства (мы о нем дальше будем говорить особо) заключается в том, что волшебство невидимо. Пусть вас это не разочаровывает. Вскоре вы узнаете, что иначе невозможно.
Кстати, если вы смотрели фильм о Гарри Поттере, то помните, что платформа «девять и три четверти», с которой отправлялся поезд в Школу Волшебников, была невидима обычным глазом. Нужно было сосредоточиться, поверить и... оказаться в волшебном мире. Нам же входить в сказку, в волшебный мир поможет чудесный светильник (или волшебная свеча).

Ритуал входа
Ведущий включает музыку и зажигает светильник (или свечу).
Ведущий. Прошу вас, дорогие друзья, подойти поближе к светильнику, протянуть над ним руки и закрыть глаза... Знаете ли вы, что стоит только закрыть глаза, как мы можем оказаться в мире, именуемом волшебным, сказочным, фантастическим?.. Мудрецы называют его миром внутренним. А внутри каждого из нас живет волшебство, надо только найти время, чтобы понять его, почувствовать и научиться использовать... И сейчас, когда вы откроете глаза, вроде ничего существенно не изменится вокруг, однако появится внутренний настрой, желание понимать волшебство. А это значит, что мы оказываемся в самом настоящем волшебном мире... Пожалуйста, сделайте глубокий вдох и медленный выдох... Не спеша откройте глаза и оглядитесь вокруг.
Что-то изменилось? Практически ничего? Я же вас предупреждала, что волшебство невидимо, нам еще предстоит научиться его ощущать и даже создавать.
Но, благодаря чудесному светильнику и нашему ритуалу, мы провели границу между миром реальным и волшебным. Это очень важно для того, чтобы наши миры не перемешались, а наши путешествия и занятия позволяли нам брать из волшебной страны нечто важное для нас. То, что будет нам помогать в нашей жизни. Итак, в путь! Хотя, позвольте...

Расширение
Ведущий. Позвольте, как мы отправимся в путь, когда у нас нет самого главного? Кстати, чего же у нас с вами нет?
Ведущий выслушивает мнения участников (обычно говорят, что не хватает еды, компаса, снаряжения и пр.), и продолжает:
Дорогие друзья! Какой уважающий себя путешественник отправляется в путь без карты, не зная цели своего пути? Мы же себя уважаем? Значит, нам нужна карта. У кого-нибудь из вас есть с собой карта волшебного мира? Нет? Что же делать?
Конечно, такую карту не купишь, ее придется делать самим. Кстати, начинающим волшебникам рекомендуется сделать свою собственную карту. Вы спросите — как? Для этого нам потребуются чистые листы и цветные карандаши. Прошу вас, возьмите их и устраивайтесь поудобнее.

Ведущий дает инструкцию постепенно, следя за участниками группы (
дальнейшие действия описаны в статье Т. Зинкевич-Евстигнеевой и Д. Кудзилова «Карта сказочной страны» в «Школьном психологе», № 45, 2003. — Ред.).
Ведущий. Итак, у нас есть карта, есть цель пути и маршрут. А значит, есть готовность путешествовать по нашей внутренней сказочной стране.
Закрепление
Ведущий. Дорогие путешественники! Давайте рассмотрим карты друг друга, ведь нам же предстоит идти вместе! Положите свои карты в круг и рассмотрите их внимательно. Что вы думаете о том, что видите? Конечно, все карты очень разные, так же как и мы с вами! У каждого свое волшебство, свой внутренний мир. Один из секретов волшебства гласит: «Волшебник стремится постоянно изучать свой мир; он с большим уважением относится к миру, волшебству другого волшебника, даже если тот сильно отличается от него самого».
У каждого из нас свой путь, и сейчас хотелось бы узнать, какой он у вас. Пожалуйста, глядя на свою карту, по очереди расскажите о том пути, который вы собираетесь пройти.
Пожалуйста, держите карту так, чтобы всем было видно, и опишите свой маршрут.
Описание может начинаться словами: «Я захожу в эту страну в месте... Меня встречают... Я прохожу через... потом я иду через... Достигаю цели, которая располагается... через некоторое время возвращаюсь обратно через...»

Если участник затрудняется с описанием своего пути, ведущий помогает ему, подсказывает слова, сопоставляя маршрут с условными обозначениями. Желательно, чтобы каждый участник рассказал о своем пути, однако если кто-то не хочет этого делать, настаивать не стоит.
Интеграция
Когда участники группы закончат рассказывать о своих маршрутах, ведущий продолжает.
Ведущий. Похоже, дорогие друзья, мы с вами хорошо подготовились к путешествию. Что полезного может нам дать сегодняшний опыт для реальной жизни?
На первом занятии участникам еще сложно интегрировать опыт занятия в жизненную практику, поэтому вопрос ведущего может повиснуть в воздухе. Важно понимать, что, с одной стороны, навык рефлексии будет формироваться постепенно, а с другой стороны, к подобным размышлениям у многих просто нет привычки. Поэтому ведущий «подсказывает» ответы.
Ведущий. Как же, дорогие друзья, вы не знаете, как опыт создания карты и планирования маршрута путешествия пригодится нам в реальности?! Ведь о «способности к планированию» так много говорят умные взрослые! Мы учимся планировать маршрут в сказочной стране, и постепенно этот навык начинает помогать нам планировать свою жизнь, время, деньги. Мы учимся ставить цель в волшебном мире, и постепенно в реальности у нас появляется ясность в том, чего мы хотим добиться в жизни. Вы же знаете, что если у человека нет цели, ему сложно использовать свои таланты, или, как говорят у нас, «свое волшебство» для достижения успеха.
Так что ни одно действие в волшебном мире не бывает бесполезным! А нам с вами еще предстоит научиться понимать, как опыт занятий волшебством будет помогать нам в жизни.

Резюмирование
Ведущий быстро и четко подводит итоги.
Ведущий. Итак, сегодня мы с вами прикоснулись к тому, что называют волшебством, волшебным миром. Вы нарисовали карту своей сказочной страны, обозначили цель, проложили маршрут для ее достижения. Вы увидели, какие разные карты у нас получились, и это неудивительно — ведь все мы разные. Вы рассказали о том, через какие территории пролегает ваш путь. И благодаря этому мы как будто побывали в стране каждого из нас. Мы с вами говорили о том, что умение ставить цель и прокладывать маршрут к ее достижению очень важны не только в волшебном мире, но и в мире реальном.
Но... время нахождения в сказочном мире всегда ограничено, и нам пора возвращаться. Позвольте попросить вас оставить ваши карты в этом сундуке
 (ведущий достает сундук и открывает его).
Ритуал выхода
Ведущий включает музыку и зажигает светильник.
Ведущий. Нам пора! Прошу вас, подойдите к светильнику, протяните над ним руки, закройте глаза... Давайте сделаем глубокий вдох и медленный выдох... Мы возвращаемся из волшебного мира в реальный, забирая с собой важные знания. Да, волшебный мир невидим и едва уловим, но благодаря нашим путешествиям мы можем «остановить мгновение» и постепенно понять, что такое волшебство, и даже научиться этому. И об этом наша следующая сказка... Давайте сделаем глубокий вдох и медленный выдох, откроем глаза и вернемся в наш реальный мир!
Смотрите, вроде бы ничего не изменилось, но, наверное, вы выходите из этой комнаты чуть-чуть другими...

Занятие второе (1.2)

Сказкотерапия.Путь к Волшебству

Ориентация


Ведущий. Дорогие друзья, приятно приветствовать вас в Школе Волшебников! Кто-то из вас верит в волшебство, а кто-то, быть может, и нет. Независимо от этого ваша жизнь сложилась так, что вы оказались именно в этом месте и именно сегодня. Каждый волшебник знает, что ничего не бывает случайным.

       Люди рождаются в разных городах и странах. Но по какой-то удивительной закономерности они могут оказаться в одном месте, в одно время. Зачем судьба сводит людей в одной точке? Мудрецы говорят, что люди, оказавшиеся в одном месте, в одно время, могут быть полезны друг другу. Но каждый ли знает об этом? Каждый ли умеет ценить неповторимый миг встречи?

Итак, давайте знакомиться! Позвольте, начну я. В реальном мире меня зовут... Разрешите узнать, как зовут каждого из вас и что вы думаете о волшебстве.

           Спасибо, дорогие друзья, за искренность, за то, что вы все такие разные.

Но нам пора отправляться в путь. Одним — для того чтобы освоить искусство волшебства, другим — для того чтобы понять, есть оно или нет. Один из секретов волшебства (мы о нем дальше будем говорить особо) заключается в том, что волшебство невидимо. Пусть вас это не разочаровывает. Вскоре вы узнаете, что иначе невозможно.

Кстати, если вы смотрели фильм о Гарри Поттере, то помните, что платформа «девять и три четверти», с которой отправлялся поезд в Школу Волшебников, была невидима обычным глазом. Нужно было сосредоточиться, поверить и... оказаться в волшебном мире. Нам же входить в сказку, в волшебный мир поможет чудесный светильник (или волшебная свеча).

Ритуал входа
Ведущий включает музыку и зажигает светильник (или свечу).
Ведущий. Прошу вас, дорогие друзья, подойти поближе к светильнику, протянуть над ним руки и закрыть глаза... Знаете ли вы, что стоит только закрыть глаза, как мы можем оказаться в мире, именуемом волшебным, сказочным, фантастическим?.. Мудрецы называют его миром внутренним. А внутри каждого из нас живет волшебство, надо только найти время, чтобы понять его, почувствовать и научиться использовать... И сейчас, когда вы откроете глаза, вроде ничего существенно не изменится вокруг, однако появится внутренний настрой, желание понимать волшебство. А это значит, что мы оказываемся в самом настоящем волшебном мире... Пожалуйста, сделайте глубокий вдох и медленный выдох... Не спеша откройте глаза и оглядитесь вокруг.
Что-то изменилось? Практически ничего? Я же вас предупреждала, что волшебство невидимо, нам еще предстоит научиться его ощущать и даже создавать.
Но, благодаря чудесному светильнику и нашему ритуалу, мы провели границу между миром реальным и волшебным. Это очень важно для того, чтобы наши миры не перемешались, а наши путешествия и занятия позволяли нам брать из волшебной страны нечто важное для нас. То, что будет нам помогать в нашей жизни. Итак, в путь!

Вы знаете, урок волшебства гласит:

«Волшебство — это творчество».

Именно творчество позволит нам объединить наши пути. Кстати, а вы знаете, что такое «творчество»?
Да, мы с вами будем постепенно познавать смысл творчества и узнавать, что это такое. Но пока остановимся на том, что творчество — это наша волшебная способность создавать что-то новое, чего еще не было; красивое, удобное, приятное. Чтобы объединить наши пути, давайте создадим сказочную страну. Но нам для этого потребуются волшебные краски. Слышали о таких? Нет? Кто-то уже слышал, а кто-то еще нет? Тогда позвольте вам рассказать одну историю.

Ведущий подводит участников группы к месту, где лежат полиэтилен, краски, мука, соль, подсолнечное масло, клей, пластиковые ведерки; берет в руки одно из ведерок и рассказывает.
Ведущий. Знаете ли вы, что в сказочном мире это называют «волшебным горшочком для красок»?

Так вот, жила давным-давно на свете одна добрая волшебница. Уж не буду рассказывать обо всех ее чудесных делах и подвигах, скажу только, что она очень хотела, чтобы люди стали добрее и научились доброму волшебству. Но люди мечтали повелевать другими, часто забывая о доброте, ссорились и воевали друг с другом. Конечно, это очень печалило волшебницу. Долгими вечерами, глядя на огонь в камине, она размышляла о людях и о том, как помочь им лучше понимать друг друга. И вот однажды она решила разобраться в причинах непонимания и ссор между людьми и посмотреть на мир глазами самого неуживчивого и вздорного короля.
Она прочла заклинание и... очутилась на месте ворчливого короля. Что тут началось! Ей казалось, что она сидит в самом неудобном тронном кресле, на ней надета самая неприятная в мире одежда, а вокруг бродят самые несимпатичные в мире люди! Ну как тут можно быть добрым! Но самое главное — весь мир вдруг потерял краски и стал черно-белым!
Несколько минут на месте вздорного короля привели волшебницу в самое скверное расположение духа. Даже яркие языки пламени в камине показались ей какими-то скучными и блеклыми.
«Да, — начала размышлять волшебница, придя в себя, — если видеть все черно-белым и противным, как можно сохранить в своем сердце любовь и доброту?! Что же делать?» И вдруг волшебницу осенило: «А добавлю-ка я в жизнь этого вздорного короля красок!»
Дни и ночи трудилась волшебница над рецептом волшебных красок, способных менять картину мира и делать сердца людей добрее. Она понимала, что у красок должна быть прочная основа — из того, что является для человека самым необходимым. Она пустила по свету своих помощников, которые задавали людям один вопрос: «Что вам нужно, чтобы стать счастливее?»
По-разному отвечали люди на этот вопрос. Одни говорили, что хотят всегда быть сытыми и здоровыми; другие — что желают познать сокровенные тайны жизни; третьи мечтали, чтобы у них в жизни все шло как по маслу; четвертые — что хотят быть гибкими и текучими, как вода, чтобы с легкостью «утекать» из любых жизненных невзгод; а пятые желали склеить разбитые отношения...
«Пожалуй, я смогу им помочь, — размышляла волшебница. — В основу для красок я положу муку, чтобы люди всегда были сыты и здоровы; потом я добавлю соли, чтобы они могли узнавать тайны жизни; затем я капну масла, чтобы дела людей шли удачно; замешаю волшебное тесто и буду постепенно разбавлять его водой, тщательно перетирая комочки, чтобы не было в жизни людей обид и ссор. А когда мое волшебное тесто станет таким, чтобы я смогла испечь чудесные оладьи, вот тогда-то я и добавлю особого клея! Чтобы склеивались разбитые отношения, хорошие дела и добрые начинания».
Волшебница изготовила чудесное тесто, разлила его по горшочкам и стала добавлять в каждый горшочек краску. Стоит ли говорить, сколько помощников было у нее! Небо прислало ей голубой цвет, лес — зеленый, огонь — красный. Солнышко позолотило один из горшочков, а радуга — сразу семь! Вскоре на столе у волшебницы стояли волшебные краски.
— Что же было дальше? — спросите вы. А дальше волшебница и ее помощники стали обходить жителей этой страны и учить их смешивать волшебные краски и рисовать ими. И даже вздорный король научился этому. Правда, сначала он ворчал, не доверял волшебнице, но потом процесс создания красок его захватил. А когда он стал рисовать ими, его вздорность растворилась — ведь он стал видеть мир в цвете. Трон сразу стал удобным, королевская одежда приятной, а придворные показались ему милыми и интересными людьми.
С тех пор и существует секрет волшебных красок. А те, кто приготовят их вместе, смогут создать настоящую волшебную страну.

Закрепление

Ведущий. Вот такая история! И сегодня мы с вами сможем создать эти волшебные краски и сотворить волшебную страну.
Для этого прошу вас взять в руки по волшебному горшочку. И пока вы держите его у руках, я расскажу вам, как готовить основу для красок. Итак, сначала вы наполовину (или чуть меньше) заполняете свой горшочек мукой и начинаете помешивать ее пальцами, помня, что мука была положена для сытости и здоровья. Затем вы добавляете горсть соли и перемешиваете ее с мукой, помня о том, что соль помогает познавать тайны. Далее вы капаете в горшочек чуть-чуть подсолнечного масла, «умасливаете» тесто. Но помните, что чрезмерное «умасливание» приводит к совершенно противоположному эффекту! Поэтому добавьте не более половины чайной ложки масла. Капните в горшочек немного воды и замесите тесто.
Перетирая комочки между пальцами, потихоньку разбавляйте тесто водой. А когда оно станет достаточно жидким, как тесто для оладьев или сметана, тогда добавьте в него примерно 2–3 столовые ложки клея ПВА и хорошо перемешайте. Если тесто сильно загустеет, его можно чуточку разбавить водой.
Когда волшебное тесто будет готово, вам предстоит договориться между собой о том, кто какой цвет будет создавать в своем горшочке. Создавать страну мы будем сообща. Итак, в путь!

В процессе приготовления красок ведущий оказывает участникам помощь. Если при распределении цветов возникают трудности, можно подчеркнуть важность сотрудничества и взаимопонимания между начинающими волшебниками.
Когда краски будут готовы, ведущий помогает участникам разложить большой картон и показывает, как рисовать волшебными красками. Краску можно выливать из горшочка прямо на картон, можно капать «цвет на цвет», можно поднимать края картона, давая краскам растекаться. Но не стоит размазывать краску по картону — в этом случае она потеряет свой «объем».
Ведущий, наблюдая за процессом рисования, может неоднократно повторять, что создается сказочная страна, поэтому она должна быть красивой, интересной, необычной.
После того как страна будет создана, ведущий просит участников навести порядок. Затем все усаживаются в круг.
Интеграция
Ведущий начинает обсуждение. Ниже приводятся примерные вопросы для обсуждения.
Каково быть волшебником, создавать новый мир, новую страну?
Что было легко, а что трудно?
Как опыт приготовления волшебных красок и совместного создания сказочной страны пригодится нам в реальной жизни?

Резюмирование
После обсуждения ведущий подводит итог.
Ведущий. Итак, сегодня мы с вами познали первый урок волшебства, который гласит: «Волшебство — это творчество». Мы узнали историю появления волшебных красок, назначение каждого ингредиента. И самое главное — смогли приготовить их сами и создать новую сказочную страну. Давайте заберем с собой из нашего путешествия ощущение, что мы — доброе волшебники, способные творить.
Ритуал выхода
Ведущий. Сейчас пришло время возвращаться в реальный мир. Прошу вас протянуть руки над светильником, закрыть глаза, сделать глубокий вдох и медленный выдох... И, открывая глаза, сохранить в себе ощущение волшебника.

Занятие третье (1.3)

Ориентация
Когда все участники группы рассядутся в кругу, ведущий начинает занятие.
Ведущий. Приветствую вас, дорогие друзья! Позвольте узнать о вашем настроении и о том, что было с вами за то время, пока мы не виделись. А также интересно узнать, что происходило с ощущением волшебника, которое в прошлый раз вы унесли с собой из нашего путешествия.
После того как участники группы обменяются репликами и рассказами, ведущий продолжает:
Что ж, ощущение волшебника важно постоянно тренировать в себе. Готовы ли вы продолжать наше путешествие в мир волшебного? Тогда — в путь.
Ритуал входа
Ведущий. Вы уже знаете, что достаточно протянуть руки над этим светильником, закрыть глаза, как мир волшебного отделяется от мира реального и мы можем создать для себя пространство волшебной страны. Достаточно сделать глубокий вдох и медленный выдох, чтобы перенестись в мир, в котором действуют законы волшебства... Итак, мы вошли.
Расширение
Ведущий. Волшебные краски высохли, страна стала реальной. Вы сейчас смотрите на эту картину и видите, быть может, лишь красивые разноцветные пятна, но не видите конкретных образов. Так бывает и в реальном мире, когда вы поднимаетесь высоко-высоко над землей, например, на самолете. И внизу, на земле, сливаются очертания домов, дорог, полей, рек.
Но стоит внимательно вглядеться в страну, созданную вами, или опуститься пониже, можно заметить жителей этой страны. От обычного человека они убегают, поэтому он может сказать, что видит на картине лишь цветные пятна. Но от внимательного взгляда волшебника они не прячутся, а, наоборот, стараются быть замеченными им.

Закрепление
Ведущий. Уважаемые волшебники! Внимательно рассмотрите вашу страну и постарайтесь увидеть живущих в ней героев и описать их. Ну, а если сложно их разглядеть — тогда вам придется их придумать!
На разглядывание картины можно дать 2–3 минуты. После чего ведущий спрашивает участников, увидели ли они хотя бы по одному герою.
Получив положительный ответ, ведущий просит каждого участника придумать имена тем героям, которых они разглядели. Получив отрицательный ответ, ведущий предлагает каждому участнику придумать героев, которые могли бы жить в сказочной стране, нарисовать их и дать им имена.
Ведущий. Уважаемые волшебники! Познакомьте всех нас с героями, живущими в этой стране. Давайте встанем вокруг картины, и каждый по очереди представит своего героя.
Но прежде чем мы начнем, открою вам третий секрет волшебства: «Волшебники учатся у тех героев, которых сами создают». То есть каждый из жителей волшебной страны может чему-то научить самих волшебников! Но только настоящий волшебник знает то, чему его может научить сказочный герой. Мы, волшебники, можем научиться у героев сказочной страны выражению каких-либо чувств, каким-то интересным движениям, может быть танцевальным. А также жизненным девизам или каким-то иным интересным вещам. Подумайте, чему мы можем научиться, что сможем перенять от того героя, с которым каждый из вас сейчас будет знакомить группу.
Итак, давайте знакомиться! Назовите, пожалуйста, своего героя, расскажите, где он живет, что он любит и чего не любит. Поведайте нам, какой у него характер, и изобразите его жестами, мимикой, словами. А все мы, как волшебники, желающие учиться, будем повторять движения за тем, кто рассказывает и показывает.
Но главное, расскажите и покажите то, чему у вашего героя можно научиться. И все мы опять повторим это. Так волшебники учатся у героев, которых сами же и создают.

Когда все участники группы расскажут о своих героях, изобразят их, ведущий продолжает:
Спасибо большое, уважаемые волшебники, что познакомили нас с жителями сказочной страны. Мы знаем теперь, что волшебники учатся у тех героев, которых сами и создают.
Четвертый секрет и урок волшебства гласит: «Волшебники умеют переплетать судьбы разных героев, создавая новые увлекательные сюжеты, истории». Поэтому давайте сейчас сядем в круг и постараемся придумать историю, которая объединит судьбы представленных сегодня героев.
Итак, мы начинаем: каждый по кругу дополняет общую сказку двумя-тремя предложениями.

Для ведущего важно довести общую сказку, сочиняемую участниками группы «по кругу», до положительного, жизнеутверждающего конца. При этом нужно помнить, что если общая сказка прошла три круга, закончить ее участники могут уже с трудом. Поэтому, чтобы поддерживать процесс сочинения, ведущий участвует в создании групповой сказки наравне со всеми и по необходимости проявляет дополнительную инициативу (в особенности в позитивном завершении общей сказки).
Интеграция
Когда сказка завершится, ведущий переходит к обсуждению.
Какой вам показалась сказка, созданная нами?
Легко ли объединять героев единым сюжетом, да еще всем вместе?
Как пригодится нам этот опыт в реальной жизни?

Слушая реплики участников группы, ведущий периодически вступает в обсуждение и комментирует сказанное в ключе понятия волшебства. Например, так.
Ведущий. Безусловно, непросто с ходу создать сказку, объединить героев единой сюжетной линией. Кто такие увиденные нами герои сказочной страны? Это — проявление нас самих. Рассказывая о своих героях, мы рассказывали о какой-то части себя, о каких-то своих способностях, особенностях. Говоря о том, чему герой может научить других волшебников, мы делились своим жизненным опытом. Ведь все мы друг друга чему-то учим и все друг у друга чему-то учимся. Но когда мы создавали общую сказку, фактически мы переплетали наши пути, находили общее, строили взаимосвязи.
Это то, чем осознанно или неосознанно приходится заниматься в реальной жизни каждому человеку: искать точки соприкосновения с другими. Именно поэтому для нас оказывается особенно важным хороший конец сказки. Ведь конец сказки — это итог некоторых взаимоотношений, завершение некоторого процесса, цикла, дела. Если мы с вами научимся, проходя через разнообразные уроки, испытания, приобретения, завершать дела, взаимоотношения красиво и достойно, значит, уроки волшебства не прошли для нас даром.
Поэтому, дорогие друзья, пятый урок волшебства гласит: «Волшебник умеет каждое дело довести до красивого, достойного, хорошего конца. Особенно если дело касается сказки».

Резюмирование
Ведущий. Сегодня мы с вами узнали, что волшебники учатся у тех героев, которых сами создают, и умеют переплетать их судьбы, придумывая увлекательные истории с хорошим концом. Давайте возьмем с собой из нашего путешествия знание о том, что настоящий волшебник и в реальной жизни старается довести каждое дело до красивого, достойного, хорошего конца.
Ритуал выхода
Ведущий. Пришло время возвращаться в реальный мир. Прошу вас, протяните руки над светильником, закройте глаза, сделайте глубокий вдох и выдох... И, открыв глаза, сохраните в себе ощущение волшебника, того, кто умеет для каждого дела, для каждого события придумать счастливый конец.

Занятие четвертое (1.4)

Ориентация
Когда все участники группы рассядутся в кругу, ведущий начинает занятие.
Ведущий. Приветствую вас, дорогие друзья! Позвольте узнать о вашем настроении и о том, что было с вами за то время, пока мы не виделись. А также интересно, о чем вы думали после нашего прошлого путешествия.
После того как участники группы обменяются репликами и рассказами, ведущий продолжает:
Что ж, путь волшебника непрост. Волшебник чаще других задумывается над закономерностями жизни, чаще других задает себе вопросы и ищет на них ответы. Иногда волшебники даже думают, что быть волшебником невероятно трудно. Но известно, что сомнение, поиск ответа ведут волшебника по его пути. Готовы ли вы продолжать наше путешествие в мир волшебного? Тогда — в путь.
Ритуал входа
Ведущий. Вы уже знаете, что достаточно протянуть руки над этим светильником, закрыть глаза, как мир реального отделяется от мира волшебного и мы можем создать для себя пространство волшебной страны. Достаточно сделать глубокий вдох и медленный выдох и... перенестись в мир, в котором действуют законы волшебного. Итак, мы — вошли.
Расширение
Ведущий. Уважаемые волшебники! Пришло время узнать еще один секрет и пройти еще один урок волшебства: «Волшебство — это искусство преобразования, превращения одного в другое». Частично вы уже проходили этот урок, когда смешивали волшебные краски. Вы превратили отдельные ингредиенты — муку, соль, подсолнечное масло, клей — в чудесное тесто и создали краски, а потом и сказочную страну. Сегодня мы с вами пойдем дальше и научимся оживлять сказочную страну. Вы спросите, как такое возможно? В волшебном мире возможно многое, но только все в свое время. Итак, мы отправляемся в путь, в пустыню, туда, где не ступала нога человека!
Ведущий подводит участников к песочнице и просит их расположиться вокруг нее.
Что вы видите? Да, перед вами — пустыня. Здесь никто давно уже не живет. А было время, когда и в этом мире текли реки, цвели сады, процветали города. И жили здесь в незапамятные времена умные, добрые и талантливые люди. Но что-то случилось с ними. Вероятно, вирусы зависти, обиды, жадности, лени и гнева долетели и до этой страны. Люди стали завидовать друг другу, обижаться и ссориться. Это отнимало у них массу времени, они очень уставали, и, когда надо было построить новое здание или посеять пшеницу, им было не до этого или просто лень.
Эта болезнь передавалась из поколения в поколение, и через некоторое время вся страна пришла в запустение. Немногие успели переехать в другие страны: пески пустыни занесли страну. Но есть пророчество, которое гласит: «Если придут на место, занесенное песками, волшебники с добрым сердцем, то раздвинут они пески — и потекут реки; вызовут они дождь — и расцветут сады. Воздвигнут они горы и новые города. И оживет волшебный мир».
Может, вы и есть те волшебники с добрыми сердцами, о которых сказано в пророчестве? Тогда вы можете вызвать дождь — для этого вам достаточно взять кувшин с водой и полить песок. Тогда вы сможете раздвинуть пески — вы увидите там голубую воду. Тогда вы сможете оживить волшебную страну и населить ее жителями. Оглянитесь — и вы увидите в этой коллекции разных героев, дома, растения. Итак, все в ваших руках!

Закрепление
Ведущий ставит музыку и отходит в сторону, давая участникам возможность договориться друг с другом и создать страну в песочнице. Когда страна будет готова, ведущий просит участников рассказать о ней.
Интеграция
Ведущий. Сегодня счастливый день! Древнее пророчество свершилось! Волшебники с добрыми сердцами действительно оживили сказочную страну.
Что же помогло вам сделать это?
Было ли что-то, что мешало вам проявлять свою волшебную силу превращения?
Что полезного мы возьмем с собой в реальный мир из этого путешествия?

Резюмирование
Ведущий. Сегодня, исполнив древнее пророчество, мы с вами познали еще один урок волшебства — искусство преобразовывать, превращать одно в другое. Давайте заберем с собой в мир реального эту силу и это чувство.
Ритуал выхода
Ведущий. По традиции — протяните руки над светильником, закройте глаза, сделайте глубокий вдох и выдох... И, открыв глаза, сохраните в себе силу волшебника.

Занятие пятое (1.5)

Ориентация
Когда все участники группы рассядутся в кругу, ведущий начинает занятие.
Ведущий. Приветствую вас, дорогие друзья! Позвольте узнать о вашем настроении и о том, что произошло с вами за то время, пока мы не виделись. А также интересно узнать, как «вела себя» сила волшебника, которую мы забирали с собой в прошлый раз.
После того как участники группы обменяются репликами и рассказами, ведущий продолжает:
Что ж, силу волшебника важно растить, тренировать. Поэтому и говорят, что волшебство — великий труд. Труд познания, преодоления, совершенствования. Наблюдать волшебство бывает гораздо занятнее, чем самому становиться волшебником. Но зато быть волшебником — это здорово. Но готовы ли вы продолжать наше путешествие в мир волшебного, даже зная, что это труд? Тогда — в путь.
Ритуал входа
Ведущий. Вы знаете, что достаточно протянуть руки над этим светильником, закрыть глаза, как мир реального отделяется от мира волшебного и мы можем создать для себя пространство волшебной страны. Достаточно сделать глубокий вдох и медленный выдох и... перенестись в мир, в котором действуют законы волшебства. Итак, мы вошли.
Расширение
Ведущий. Позвольте задать вам вопрос: могут ли волшебники сотрудничать с людьми, или они должны жить обособленно?
Действительно, нередко волшебники становятся советниками королевских особ и простых людей, помогают им в принятии решений. Волшебники принимают участие в воспитании монархов. Наверное, вам известна история о короле Артуре и его наставнике волшебнике Мерлине? Именно из бесед с ним черпал юный Артур мудрость и рассудительность.
Известны истории о том, как волшебники помогали юным отверженным монархам поверить в свои силы и обрести трон. И вот одна из них.
В незапамятные времена жил на свете один старый и мудрый волшебник. Он жил уже не одну сотню лет в своем замке один, погруженный в таинственные книги и кристаллы, и мало интересовался событиями, происходящими в соседней стране. А между тем в ко