Конспект родительского собрания "Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ".

Севостьянова Наталья Викторовна

КОНСПЕКТ ВЫСТУПЛЕНИЯ

на родительском собрании в группе раннего возраста

педагога-психолога Севостьяновой Н.В.

 

Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ.

Детский сад — новый период в жизни ребенка.

  • Для малыша это, прежде всего, первый опыт коллективного общения.
  • Новую обстановку, незнакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем.
  • Большинство из них реагируют на садик плачем.
  • Чем старше ребенок, тем быстрее он способен адаптироваться.

Что даёт посещение детского сада ребёнку?

  • Общение со сверстниками
  • Возможности для интеллектуального и физического развития
  • Приобретение самостоятельности

Родителям важно знать, что при поступлении в детский сад все дети проходят через  адаптационный период!

Что такое адаптация?

Адаптация - процесс развития приспособительных реакций организма в ответ на новые для него условия.

     Адаптацией   принято называть процесс вхождения ребёнка в новую среду и привыкание к её условиям.

         В силах  родителей и педагогов сделать жизнь ребёнка счастливой, интересной и насыщенной.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_vystupleniya_roditelskogo_sobraniya_adaptatsiya.docx22.72 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ВЫСТУПЛЕНИЯ

на родительском собрании в группе раннего возраста

педагога-психолога Севостьяновой Н.В.

Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ.

Детский сад — новый период в жизни ребенка.

  • Для малыша это, прежде всего, первый опыт коллективного общения.
  • Новую обстановку, незнакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем.
  • Большинство из них реагируют на садик плачем.
  • Чем старше ребенок, тем быстрее он способен адаптироваться.

Что даёт посещение детского сада ребёнку?

  • Общение со сверстниками
  • Возможности для интеллектуального и физического развития
  • Приобретение самостоятельности

Родителям важно знать, что при поступлении в детский сад все дети проходят через  адаптационный период!

Что такое адаптация?

Адаптация - процесс развития приспособительных реакций организма в ответ на новые для него условия.

     Адаптацией   принято называть процесс вхождения ребёнка в новую среду и привыкание к её условиям.

         В силах  родителей и педагогов сделать жизнь ребёнка счастливой, интересной и насыщенной.

Фазы адаптационного периода:

В зависимости от длительности адаптационного периода различают три степени приспособления ребёнка к детскому саду:

  • Лёгкая (от 1 до 16 дней)
  • Средняя (от 16 до 32 дней)
  • Тяжёлая (от 32 до 64 дней)
  • Степень социальной адаптации зависит от индивидуально – психологических особенностей ребенка.
  • Может происходить от одного дня, а может и очень долго.

Динамика адаптационного периода.

1. Стадия тревоги.

2. Стадия сопротивляемости.

3. Стадия стабилизации либо истощения.

Как должен быть подготовлен ребенок к периоду адаптации?

У ребёнка должны быть сформированы следующие культурно-гигиенические навыки:

  • самостоятельно есть разнообразную пищу;
  • своевременно сообщать о своих потребностях: проситься в туалет или на горшок;
  • мыть руки при помощи взрослых, пользоваться полотенцем, носовым платком;
  • Перед поступлением в детский сад домашний режим целесообразно приблизить к режиму детского учреждения;
  • С персоналом группы необходимо познакомиться заранее (рассказать о его привычках, особенностях поведения).

Алгоритм прохождения адаптации.

Ступенчатая адаптация.

Чтобы привыкание к ДОУ было максимально безболезненным для ребенка, нужно сделать его постепенным:

  • В течении 1-й недели ребенок посещает детский сад 1-2 часа;
  • В течении  следующей недели увеличивается время пребывания на 1-1,5 часа (дети проходят основные режимные моменты);
  • Полная адаптация – 10-12 недель.

Правила введения ребенка в ДОУ.

  1. Ступенчатая адаптация.
  2. Полная адаптация – 10-12 недель.
  3. При ярко выраженных отрицательных эмоциональных состояниях ребенка целесообразно воздержаться от посещения д/с на 2-3 дня.
  4. В период адаптации сохраняются все привычки ребенка  (включая вредные).

5.  Важно оказывать положительную эмоциональную поддержку ребенку в период его пребывания в детском саду (от порога д/с до порога дома).

6.   Запрещается в период адаптации делать прививки, инъекции.

7.   Повышенное наблюдение за состоянием носоглотки ребенка.

8.   Единство и постоянство требований со стороны всех взрослых (большое количество запретов влияет на нервную систему ребенка).

Советы родителям:

В период адаптации очень важно соблюдать следующие рекомендации:

  • Начало посещения детского сада лучше проводить во время отпуска родителя (мамы), так как в первое время ребенок находится не более 1-2 часов в ДОУ.

           (это регулирует воспитатель по мере наблюдения за малышом);

  • В период адаптации прислушивайтесь к советам и просьбам персонала;
  • В период приспособления к новым условиям нужно тщательно наблюдать за изменениями в состоянии здоровья малыша и своевременно сообщать о них работникам детского сада;
  • В период адаптации малыш особенно нуждается в теплом, ласковом обращении с ним. Будьте внимательны к малышу, заботливы и терпеливы;
  • Дома необходимо поддерживать спокойную обстановку, не перегружайте впечатлениями, не принимайте и не посещайте гостей, не покупайте новых игрушек.
  • Первое время около месяца, стоит оставлять ребенка только до обеда. Если ребенок сам выразит желание остаться в группе и спать вместе с детьми, то оставляйте его. Если малыш еще не готов оставаться – не торопите события. Лучше немного подождать и не травмировать психику, чем поспешить и получить травму.
  • Некоторые родители ошибочно полагают, что если ребенок сходил 2-3 дня в группу нормально, то его можно оставлять на весь день. Это не так. Первая неделя – это знакомство с новым, настоящая адаптация начинается со второй недели, когда малыш понимает, что сюда ему придется ходить каждый день.
  • Если есть возможность, устраивайте иногда незапланированный выходной или даже небольшие каникулы;
  • Не удивляйтесь, если вы уже справились с проблемой адаптации, а она опять возникла после болезни или больших выходных, когда ребенок долго находился дома;
  • Искренне радуйтесь успехам малыша и ищите как можно больше плюсов;
  • В саду дети очень скучают по родителям, дома не отправляйте его играть с игрушками, если он хочет побыть с вами;
  • Создайте дома атмосферу уютной тишины и спокойствия;
  • Перед сном почитайте малышу книжку, послушайте музыку, спокойно поговорите о чем-нибудь.

Признаки успешной адаптации малыша в д/с:

  • Нормальный сон (засыпает как обычно, по ночам не просыпается, не плачет, не разговаривает во сне;
  • Хороший аппетит;
  • Нормальное поведение, дома ведет себя обычно – не цепляется за маму, не бегает, не капризничает и т.п.;
  • Нормальное настроение, легко просыпается утром;
  • Желание идти в детский сад.

Признаки дезадаптации:

  • Нарушение сна, плохо засыпает, часто просыпается по ночам, разговаривает во сне, много ворочается, чаще встает по ночам на горшок или начинает писаться в кровати;
  • Нарушение аппетита, отказывается от еды, ест мало, жалуется на боли в животе;
  • Появление вялости, капризности;
  • Появление агрессивности, часто меняется настроение;
  • Ребенок стал чаще болеть.

Факторы, мешающие адаптации малыша к д/с:

  • Слишком сильная зависимость ребенка от мамы;
  • Чрезмерная тревожность родителей;
  • Нежелание взрослых давать большую самостоятельность малышу;
  • Воспитание ребенка в духе вседозволенности;
  • Неврологическая симптоматика у ребенка: застенчивость, гиперактивность и т.п.;
  • Болезненность малыша;
  • Несоблюдение режима дня дома.

Помните!

  • Если семья и воспитатели настроены на сотрудничество, то сложности адаптации будут сведены к минимуму.
  • Дети одного и того же возраста по-разному привыкают к новым условиям. Это зависит от индивидуальных особенностей нервной системы.
  • На быстроту адаптации влияет и то, из каких условий ребенок приходит в детский сад, что меняется в его жизни.
  • Ребенок привыкнет быстрее, если сможет строить отношения с большим количеством детей и взрослых.
  • Поощряйте обращение вашего ребенка за помощью и поддержкой к другим людям в вашем присутствии.
  • В присутствии ребенка избегайте критических замечаний в адрес детского сада и его сотрудников.
  • Никогда не пугайте ребенка детским садом.

       От родителей во многом зависит эмоциональный настрой ребенка. По утрам, когда собираетесь в детский сад, старайтесь создавать спокойную, жизнерадостную атмосферу, с позитивным настроем обсуждайте предстоящий день. Тогда он точно будет удачным и для вас и для вашего малыша.

Подготовила педагог-психолог:

Севостьянова Наталья Викторовна

СП «Детский сад «9» г. Октябрьск