Межличностный конфликт, типология. Специфика разворачивания, работа психолога с межличностным конфликтом.

Фёдорова Анастасия Александровна

Межличностный конфликт, типология. Специфика разворачивания, работа психолога с межличностным конфликтом.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mezhlichnostnyy_konflikt.docx16.49 КБ

Предварительный просмотр:

Межличностный конфликт, типология. Специфика разворачивания, работа психолога с межличностным конфликтом.

Под межличностным конфликтом понимают открытое столкновение

взаимодействующих субъектов на основе возникших противоречий, выступающих в

виде противоположных целей, не совместимых в какой-то конкретной ситуации.

При системном изучении конфликтов в них выделяют структуру и элементы.

Элементами в межличностном конфликте являются: субъекты конфликта, их

личностные характеристики, цели и мотивы, сторонники, причина конфликта.

Структура конфликта - это взаимосвязи между его элементами. Конфликт всегда

находится в развитии, поэтому его элементы и структура постоянно изменяются.

К субъектам межличностного конфликта относят тех участников, которые

отстаивают свои собственные интересы, стремятся к достижению своей цели. Они

всегда выступают от своего лица.

Объектом межличностного конфликта считают то, на что претендуют его

участники. Это та цель, к достижению которой стремится каждый из

противоборствующих субъектов.

Предметом конфликта служат противоречия, в которых проявляются

противоположные интересы объектов.

Отличительные особенности межличностного конфликта:

1. противоборство людей происходит непосредственно, здесь и сейчас, на

основе столкновения их личных мотивов. Соперники сталкиваются лицом к лицу.

2. Проявляется весь спектр известных причин: общих и частных, объективных и субъективных.

3. межличностные конфликты для субъектов конфликтного взаимодействия являются своеобразным полигоном проверки характеров, темпераментов,

проявления способностей, интеллекта, воли и других индивидуально-психологических особенностей.

4. отличаются высокой эмоциональностью и охватом практически всех сторон отношений между конфликтующими субъектами.

5. затрагивают интересы окружения.

Виды межличностных конфликтов:

1. По направленности:

  • горизонтальные – участники не подчиняются друг другу,
  • вертикальные – участники находятся в подчинении друг с другом,
  • смешанные – где есть обе составляющие (организация).

2. По значению:

  • конструктивные (созидательные) - оппоненты не выходят за рамки

этических норм, деловых отношений, разумных аргументов, приводит к

развитию отношений между людьми;

  • деструктивные (разрушительные) - одна из сторон жёстко настаивает на

своей позиции и игнорирует вторую, одна из сторон прибегает к

осуждаемым методам борьбы.

3. По характеру причин:

  • объективные,
  • субъективные (плохое настроение, самочувствие).

4. По сфере разрешения:

  • деловые,
  • личностно-эмоциональные.

5. По форме проявления:

  • скрытые (плохо осознаются людьми),
  • открытые (осознаются).

6. По времени протекания:

  • ситуативные,
  • пролонгированные (длительные).

Причины конфликтов:

  • информация, приемлемая для одной стороны, и неприемлемая для другой

(сплетни, неполная информация, неточная информация и др.);

  • структура - связана с существованием в организации социальных групп

(статус, права, роли, возраст и др.);

  • ценности – те принципы, которые мы провозглашаем или отвергаем

(идеология, религия, культура и др.);

  • поведение – неприемлемое для одной из сторон (эгоистическое, опасное и др.);
  • отношения – обычно связаны с удовлетворением от взаимодействия между сторонами, либо его отсутствием.

Стратегия поведения психолога:

  1. определите причину и суть проблемы;
  2. поговорить с каждым, кого затронул конфликт, дать выразить эмоции, обсудить мнения;
  3. выясните все желания и интересы участников;
  4. найдите все возможные решения, пытаясь не отказываться от других предложений и выделите самые лучшие варианты.

При разрешении межличностных конфликтов различаются две модели

переговоров:

  • модель "взаимных выгод": возможно нахождение таких вариантов

решения проблемы, которые полностью удовлетворяют интересам обеих

сторон. Это возможно в тех ситуациях, когда интересы сторон, хотя и

противоречат друг другу, но не являются несовместимыми.

  • модель “уступок – сближения”: используется в тех случаях, когда

интересы сторон несовместимы и оказываются возможными только

компромиссные решения, получаемые с помощью уступок сторон.

Разрешение конфликта можно считать окончательным только в том случае, если участники конфликтной ситуации не просто находят какое-то решение проблемы, ставшей предметом их разногласий, но приходят к этому решению в результате согласия. Это позволяет рассчитывать не только на устранение разделяющих их

спорных вопросов, но и на восстановление, нормализацию их отношений и взаимодействия, которые могли быть нарушены. Согласие же сторон относительно того

или иного варианта решения возможно только в результате договоренностей сторон,

именно поэтому переговорные стратегии - действительно конструктивные способы разрешения межличностных конфликтов.