Домашние обязанности с удовольствием

Материал поможе при проведении родительских собраний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл domashnie_obyazannosti_s_udovolstviem.docx17.6 КБ

Предварительный просмотр:

«Домашние обязанности с удовольствием».

Вопрос педагогам: «Какие лично у Вас возникают ассоциации при словосочетании  «домашние обязанности»?»

Ответы педагогов: (рутина, каждый день, никогда не заканчиваются, сколько не делай, всё равно не переделаешь).

 Вы должны понимать, что если Вы испытываете при этом негативные эмоции, то вряд ли стоит ожидать, что Ваши дети будут относиться к этому по – другому и с другим настроением. Мы все заложники стереотипов. И нам кажется, что домашние обязанности это неизбежное «зло» и относиться по – другому к ним нельзя. Поэтому единственное, что мы можем это объяснить ребёнку почему он «должен»  выполнять домашние обязанности и методично требовать их выполнение, а за неисполнение применять «санкции».

Давайте попробуем разобраться, возможен ли другой вариант развития событий.

Для начала нужно решить, что именно мы хотим получить от внедрения домашних обязанностей.(ответы педагогов). Итак, суммируем и получаем:

Мы хотим, чтобы:

1.        Ребёнок помогал маме по дому.

2.        Дети знали, где находятся их вещи.

3.        Дети считали, что это не трудовая повинность, а некий «вклад» в общее семейное дело.

4.        Дети выполняли домашние обязанности сами, и не тратили кучу времени, сил и нервов на уговоры.

5.         Дети научились заботиться о себе и  о других, то есть поняли, что они не центр мироздания, и живут они в семье, члены которой не обязаны его обслуживать.

6.        Подготовить ребёнка к переходу во взрослую жизнь.

Теперь, когда мы поняли зачем нам это. Нужно выяснить как же это о        организовать.

Давайте начнём не с самих обязанностей, и не с момента, когда ребёнку исполнилось 12 и он ничего по дому не делает.

Начнём с самого начала. Что же делать?  

1.        Организовать в доме среду, удобную для самостоятельных действий ребёнка:

- когда в доме подрастает ребёнок, начинающий ползать и ходить, мы в целях его безопасности убираем всё по – выше и по –дальше от его любопытных глаз и рук. По мере взросления ребёнка полка с игрушками должна «опускаться»  по – ниже, чтобы он сам мог их достать и положить обратно.

- то же самое касается шкафчиков и крючков для одежды, зубной щётки и пасты, мыла. Возможность самому взять яблоко со стола, помыть его, встав на приставляемый стульчик или специальную подставку.

То есть нужно организовать быт так, чтобы у ребёнка было как можно меньше поводов звать вас на помощь.

- Отсюда же вытекает задача учить ребёнка быть самостоятельным на любом этапе его взросления и необходимость соблюдения режима дня в плане лёгкого подъёма утром. Это зависит только от взрослых, только от их организаторских способностей.

2.        Только семья и никто больше не решает, чем будет заниматься ребёнок. Только родители решают, что конкретно будет делать их ребёнок: заправлять постель, мыть пол в своей комнате, чистить аквариум или собирать по квартире чашки и относить их в раковину.  

3.        Первый раз вместе с мамой. Не стоит думать, что ребёнок сразу возьмет и сделает то, что вы ему поручили.  Для начала ему нужно научиться это делать. То есть ребёнок не обязан догадываться, как это происходит. Например, простое поручение – вытирать пыль. Неплохо сначала объяснить зачем это делается, а затем вместе с ним выполнить это. Показываем, где висит тряпочка для пыли, мочим ее под краном, вытираем пыль, споласкиваем и вешаем обратно.  И так со всеми обязанностями.

4.        Это твоя зона ответственности. Поручая ребёнку обязанность, вы доносите до него, что это его и только его дело. Никто не будет за него это делать. Если это пыль, то она вся твоя, каждый день или два раза в неделю. Цветы, то только ты их поливаешь.

5.        Хвалим, хвалим, хвалим.  Как же достичь того самого «с удовольствием?» во- первых не ворчим сами, когда выполняем свою работу по дому. Если ребёнок видит и  слышит как мама возмущается, моя пол, вряд ли стоит ожидать, что  к нему придёт удовольствие от полива цветов. Лучше нацеливайте его на оценку результата, а не процесса. «Посмотри как приятно ходить босиком по чистому полу, дышать свежим воздухом». Во – вторых, выполнение  домашних обязанностей нужно заканчивать положительным закреплением.

( сравните, эти фразы: - не уберешь игрушки, не получишь конфету(шантаж)

                                       - уберешь игрушки и я дам тебе конфетку (подкуп)

                                       - давай уберем игрушки и выпьем чай с вкусненьким

                                         (положительное закрепление)

6.        Поощряем любую инициативу.  Даже если вам придётся перемывать за ребёнком пол, зеркало, посуду с благодарностью принимаем помощь. Нет ничего губительнее для проявленной инициативы ребёнка, чем родительское «Сама сделаю». Неважно по какой причине: спешки, плохо выполненного задания. Потом, когда как вы решите, что «время пришло» ребёнок не захочет выполнять поручения, потому что до того вы почему то справлялись сами.

Ну что ж, теперь когда мы выяснили как приучать ребёнка к домашним обязанностям, прейдём к тому, что же можно поручить ребёнку.

 Упражнение «Распредели обязанности».

Педагоги делятся на 5 групп. Инструкция: напишите, что можно поручить ребёнку  3 лет (1 группа), 4 лет (2 группа), 5 лет (3 группа), 6 лет (4 группа), 7 лет (5  группа).

Обсуждение результатов