«Пособия своими руками для сенсорного развития»

Самообразование предполагает развитие педагога – психолога как личности и профессионала, способствует повышению уровня его профессионального мастерства и практических умений.   Проблема инклюзивного образования на мой взгляд самая актуальная в современном образовании. Поэтому, научившись сам, педагог – психолог должен делиться своими знаниями и опытом работы с педагогами на педсоветах, семинарах, мастер – классах, давать индивидуальные рекомендации тем, кто непосредственно работает с детьми с ОВЗ и инвалидами.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Пособия своими руками для сенсорного развития»

        Сенсорное развитие – это развитие у ребёнка процессов восприятия через которое формируются представления о предмете.

Вопрос воспитателям: « Какие органы отвечают за развитие восприятия?»

Ответы педагогов………………………………………………органы чувств, благодаря которым мы получаем информацию. Сенсорные системы или «анализаторы»: слух, зрение, осязание, вкус, обоняние.

        Вопрос воспитателям: «Когда начинается сенсорное развитие?»

        Ответы педагогов ………………………………во внутриутробном периоде.

  1. Вестибулярные ощущения.

появляются на 6 неделе. Полукружные каналы заполнены жидкостью. При перемене положения тела мамы, эта жидкость перетекает и посылает сигналы в мозг. Чем больше мама двигается, тем больше сигналов поступает в мозг, тем больше образуется нейронных связей. Почему ребёнку нравится покачивания, потому что он возвращается на уровне бессознательного в то состояние, когда он был в комфортной среде.

  1. Тактильная чувствительность появляется на первом месяце в области вокруг рта, а к 12 неделям  чувствительны все участки тела. Конечно внутри матки не очень много того, что можно потрогать, но ребёнок ощущает движение околоплодных вод, дотрагивается до стенок плодного пузыря, пуповины, своего тела. Чувствует изменение температуры и давление.
  2. Обоняние. Это самая древняя структура мозга, которая практически никогда не бывает повреждена.
  3. Вкусовые ощущения появляются в 8 недель, появляются первые вкусовые сосочки. Ребёнок ощущает вкус околоплодных вод, вкус которых зависит от того, что ест мама. Таким образом можно формировать вкусовые предпочтения.
  4. Слуховые ощущения появляются в 16 – 19 недель, на 23 неделе ребёнок начинает различать громкие звуки, в 32- 34 недели  различает голос мамы и папы. Если петь, рассказывать сказки, читать книги вслух, то так же развиваются нейронные связи.
  5. Зрительные ощущения появляются в первом триместре, в 27 – 28 недель открываются глаза, на 32 неделе ребёнок может следить за яркими объектами.

Сенсорное развитие это первая ступень  умственного развития. Чес активнее мама воздействует или стимулирует ребёнка во время беременности, тем больше нервных связей образуется в мозге. Создаются предпосылки для развития познавательных функций.

 

Игры и пособия для сенсорного развития

  1. Вестибулярный аппарат.

Его нужно развивать для того, чтобы у ребёнка развилась координация движений, чтобы он умел двигаться в нужном направлении, прямо, устойчиво, не падая и не заваливаясь на бок. В повседневной жизни родители сами того не зная, его развивают: укачивают при засыпании, играют, подкидывая ребёнка, кружатся. Все дети любят кататься на качелях и каруселях, прыгать на батуте.

В условиях детского сада можно играть в игры, позволяющие лучше ориентироваться в собственном теле. Например, игра «Повтори».

  1. Обоняние и вкус.

Монтессори говорила, что самым лучшим способом тренировки этих органов чувств является вкусный обед.

- совместное приготовление еды

- совместная закупка продуктов

- совместная еда с обсуждением еды

В условиях детского сада можно играть в игры, в которых ребёнок по будет определять  парные вкусы в бутылках с водой или парные запахи в коробочках.

  1. Тактильная чувствительность.

Развивается, если ребёнок ощупывает и трогает предметы руками.

Так как кожей покрыто всё наше тело, то для развития тактильных ощущений можно использовать любые участки тела.

Я предлагаю Вам вспомнить игры, в которые Вы наверняка играли в воём детстве: рельсы – рельсы, рисование на спине, крипивка и т.д.

Игры для педагогов:

- «Рисование на спине»

- «Игра ласковые лапки»

- «Волшебный мешочек»

  1. Слуховое восприятие.

- «Послушай, что слышно»

- «Что звучит?», « По чему стучу»

- «Найди пару»

  1. Зрительное восприятие.

- «Липучки – пуговички»

- «Фрутокрышки»

   Из крышек от детских пюре можно изготовить несколько игр.

Первый вариант, их можно использовать как конструктор, их конструкция позволяет строить из них не только плоскостные фигуры, но и объёмные.

Второй вариант, их можно использовать для игр на внимание, когда ребёнок по карточкам повторяет узор из последовательности.

Третий вариант подходит для детей раннего и младшего возраста. Прикручивая крышки на распечатанные трафареты и рисунки, ребёнок изучает цвета и развивает пинцетный захват.