Коммуникативный тренинг

Вдовина Оксана Владимировна

Чтобы слушали и слышали. Коммуникативный тренинг.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon detektivnaya_istoriya.doc31.5 КБ

Предварительный просмотр:

Навыки активного слушания

Слушать, слышать, понимать... Какой коммуникативный тренинг обходится без отработки навыков активного слушания? Слушание без личностного вклада и без специальной технологической обработки часто неэффективно, приводит к потере части информации, даже - изменению ее смысла. Для этого могут быть использованы вводные, полуразминочные упражнения, построенные по принципу испорченного телефона, но менее избитые и более информативные.

«Детективная история, или Что я про это знаю»

Из числа участников выберите 6-7 человек и попросите их выйти за дверь, предварительно введя в курс дела: «Сейчас одному из оставшихся членов группы (конкретно покажите кому) я расскажу одну небольшую детективную историю. Затем я позову в комнату одного из вас (с очередностью разберитесь сами), и первый участник перескажет максимально близко к тексту все, что ему удалось запомнить. Вносить ради красного словца свои интерпретации, подробности и детали нельзя. Затем в комнату войдет следующий участник и ему будет рассказана эта же история, но уже не первым участником, а тем, кому он ее поведал. Принцип тот же: излагать максимально близко к услышанному тексту. Когда мы услышим остаток текста из уст последнего участника упражнения, я повторю весь текст, и мы обсудим произошедшие с ним эволюции».

Оставшихся в комнате посадите амфитеатром и настройте их на полное молчание: смех, замечания, перешептывания очень сбивают участников, особенно слушающих, искажения текста в их устах значительно увеличиваются. Для первого прослушивания текста выберите подходящего человека: с хорошей памятью, уверенного в себе. Желательно, чтобы на первых двух участниках произошло как можно меньше серьезных потерь в тексте.

Далее вы зачитываете заранее приготовленный текст. В нем, конечно, вся изюминка. Он должен быть достаточно динамичным, со множеством и важных, и лишних деталей, несколько двусмысленными поворотами сюжета. И, конечно, не очень длинным. Ниже для образца приводится собственный текст автора.

«Генри вышел из дома, как обычно, в половине десятого. Было свежо. На нем была серая шляпа, в руках он держал трость. Он шел на свидание с той самой дурнушкой из бара, рыжей Бетси. Встречу она назначила в неживописном месте — под часами на старой площади.

Генри и Бетси отправились в лагуну. Здесь они быстро договорились с владельцем старой моторной лодки и через несколько минут уже удалялись от берега в юго-восточном направлении. Но не успели они перекинуться и парой многозначащих и игривых фраз, как увидели быстро идущую им наперерез новую белую лодку с широкой красной полосой.

Генри быстро положил руку в карман, но больше он ничего не успел сделать. Раздался хлопающий звук, и Бетси уткнулась лицом в мокрое днище...»

Вот такая душераздирающая история. Хотя... Все зависит от того, как истолковать хлопок, падение Бетси, жест Генри (зачем он полез в карман?). Как развернется сюжет к концу упражнения, предсказать невозможно. Тем интереснее! В моей практике была совершенно потрясающая история. Красная полоса на лодке перекочевала сначала на платье к Бетси (рыжая Бетси в платье с красной полосой), затем получилась рыжая Бетси в красном, далее красная Бетси. И достойный финал — коммунистка Бетси.

После того как рассказ прочитан вами всем участникам, подробно разберите, что происходило с сюжетом: какие детали пропадали, а какие «намертво» приросли к персонажам, что нового появилось в истории. Скажем, часто появляется указание на время суток: «Генри вышел из дома в половине десятого вечера» (или утра, в зависимости от того, какая картинка возникла в голове у слушающего, как лично он интерпретировал суть происходящего). Очень интересно послушать, как увидели, почувствовали эту историю конкретные участники: их интерпретации и меняют окраску отдельных деталей, и провоцируют резкие повороты сюжета. Скажем, однажды из рассказа пропала Бетси: участник воспринял ее как собаку и не придал ее роли в сюжете большого значения.

Глобальный вывод: слушание — дело тонкое.

(Из книги Битяновой М.Р. Социальная психология. Стр. 502).