Доклад на тему "Структура сознания. Бессознательное"

Афанасьева Дарья Сергеевна

Психика как отражение действительности в мозгу человека характеризуется разными уровнями.Высший уровень психики, свойственный человеку, образует сознание. Сознание есть высшая, интегрирующая форма психики, результат общественно-исторических условий формирования человека в трудовой деятельности при постоянном общении (с помощью языка) с другими людьми.Психика как отражение действительности в мозгу человека характеризуется разными уровнями. В докладе рассмотрены основные вопросы сознания, представлен глоссарий по данной теме, а также на тему: «Структура сознания. Бессознательное». 

Высший уровень психики, свойственный человеку, образует сознание. Сознание есть высшая, интегрирующая форма психики, результат общественно-исторических условий формирования человека в трудовой деятельности при постоянном общении (с помощью языка) с другими людьми. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_temu_struktura_soznaniya._bessoznatelnoe.docx22.54 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад на тему: «Структура сознания. Бессознательное».

Выполнила студентка 1 курса 05-504 гр. ИМиМ им. Лобачевского

Афанасьева Дарья Сергеевна.

Психика как отражение действительности в мозгу человека характеризуется разными уровнями.

Высший уровень психики, свойственный человеку, образует сознание. Сознание есть высшая, интегрирующая форма психики, результат общественно-исторических условий формирования человека в трудовой деятельности при постоянном общении (с помощью языка) с другими людьми. В этом смысле сознание, как это подчеркивали классики марксизма, есть "общественный продукт", сознание есть не ч.то иное, как осознанное бытие.

Какова же структура сознания, его важнейшие психологические характеристики?

Первая его характеристика дана уже в самом его наименовании: сознание. Человеческое сознание включает в себя совокупность знаний об окружающем нас мире. К. Маркс писал: "Способ, каким существует сознание и каким нечто существует для него, это - знание". В структуру сознания, таким образом, входят важнейшие познавательные процессы, с помощью которых человек постоянно обогащает свои знания. К числу этих процессов могут быть отнесены ощущения и восприятия, память, воображение и мышление. С помощью ощущений и восприятий при непосредственном отражении воздействующих на мозг раздражителей в сознании складывается чувственная картина мира, каким он представляется человеку в данный момент. Память позволяет возобновить в сознании образы прошлого, воображение - строить образные модели того, что является объектом потребностей, но отсутствует в настоящее время. Мышление обеспечивает решение задач путем использования обобщенных знаний. Нарушение, расстройство, не говоря уже о полном распаде любого из указанных психических познавательных процессов, неизбежно становится расстройством сознания.

Вторая характеристика сознания - закрепленное в нем отчетливое различение субъекта и объекта, т. е. того, что принадлежит "я" человека и его "не-я". Человек, впервые в истории органического мира выделившийся из него и противопоставивший себя окружающему, продолжает сохранять в своем сознании эго противопоставление и различение. Он единственный среди живых существ способен осуществлять самопознание, т. е. обратить психическую деятельность на исследование самого себя. Человек производит сознательную самооценку своих поступков и себя самого в целом. Отделение "я" от "не-я" - путь, который проходит каждый человек в детстве, осуществляется в процессе формирования самосознания человека.

Третья характеристика сознания - обеспечение целеполагающей деятельности человека. В функции сознания входит формирование целей деятельности, при этом складываются и взвешиваются ее мотивы, принимаются волевые решения, учитывается ход выполнения действий и вносятся в него необходимые коррективы и т. д. К. Маркс подчеркивал, что "человек не только изменяет форму того, что дано природой; в том, что дано природой, он осуществляет вместе с тем и свою сознательную цель, которая как закон определяет способ и характер его действий и которой он должен подчинять свою волю". Всякое нарушение в результате болезни или по каким-то иным причинам возможности осуществлять целеполагающую деятельность, ее координацию и направленность рассматривается как нарушение сознания.

Наконец, четвертая характеристика сознания - включение в его состав определенного отношения. "Мое отношение к моей среде есть мое сознание", - писал К. Маркс. В сознание человека неизбежно входит мир чувств, где находят отражение сложные объективные и прежде всего общественные отношения, в которые включен человек. В сознании человека представлены эмоциональные оценки межличностных отношений. И здесь, как и во многих других случаях, патология помогает лучше понять сущность нормального сознания. При некоторых душевных заболеваниях нарушение сознания характеризуется именно расстройством в сфере чувств и отношений: больной ненавидит мать, которую до этого горячо любил, со злобой говорит о близких людях и т. д.

Обязательным условием формирования и проявления всех указанных выше специфических качеств сознания является язык. В процессе речевой деятельности происходит накопление знаний, обогащение человека теми богатствами человеческой мысли, которые выработало до него и для него человечество, закрепило и передало ему в языке. А. И. Герцен писал: "Каждый человек опирается на страшное генеалогическое дерево, которого корни чуть ли не идут до Адамова рая; за нами, как за прибрежной волной, чувствуется напор целого океана - всемирной истории; мысль всех веков на сию минуту в нашем мозгу..."6 Язык - особая объективная система, в которой запечатлен общественно-исторический опыт или общественное сознание. Будучи усвоен конкретным человеком, язык в известном смысле становится его реальным сознанием. Маркс отмечал, что "язык есть практическое, существующее и для других людей и лишь тем самым существующее также и для меня самого, действительное сознание..."7.

Понятие "сознание" употребляется в психологии, психиатрии и других науках в смысле, отвечающем приведенным выше его основным характеристикам. При этом психиатры, перед которыми постоянно возникает вопрос о наличии, сохранении или нарушении сознания у больного, под сознанием понимают заключенные в психике данного человека возможности отдавать отчет о месте, времени, окружающей обстановке, состоянии и образе действий собственной личности. Человек, у которого сохранено ясное сознание, оценивает вновь поступающую в мозг информацию с учетом уже имеющихся у него знаний и выделяет себя из окружающей среды, сохраняет сложившуюся систему отношений к другим людям и к обстановке деятельности и на основе всех этих данных управляет своим поведением.

Сознание, будучи общественным продуктом, присуще только человеку. Животные сознанием не обладают.

Низший уровень психики образует бессознательное (подсознательное). Оставаясь психическим, бессознательное представляет собой такую форму отражения действительности, при которой не отдается отчет в совершаемых действиях, утрачивается полнота ориентировки во времени и месте действия, нарушается речевое регулирование поведения.

В область бессознательного входят психические явления, возникающие во сне (сновидения); ответные реакции, которые вызываются неощущаемыми, но реально воздействующими раздражителями ("субсензорные", или "субцептивные", реакции); движения, бывшие в прошлом сознательными, но благодаря повторению автоматизировавшиеся и поэтому более неосознаваемые; некоторые побуждения к деятельности, в которых отсутствует сознание цели, и др. К бессознательным явлениям относятся и некоторые патологические явления, возникающие в психике больного человека: бред, галлюцинации и т. д. Было бы неверно на том основании, что бессознательное - это противоположное сознанию, приравнивать его к животной психике. Бессознательное - это столь же специфически человеческое психическое проявление, как и сознание, оно детерминировано общественными условиями существования человека, выступая как частичное, недостаточно адекватное отражение мира в мозгу человека.

Глоссарий на тему «Структура сознания. Бессознательное».

  1. Психика - совокупность душевных переживаний как отражение в сознании объективной действительности, душевный склад, свойственный кому-либо.
  2. Сознание есть высшая, интегрирующая форма психики, результат общественно-исторических условий формирования человека в трудовой деятельности при постоянном общении (с помощью языка) с другими людьми.
  3. Знание — форма существования и систематизации результатов познавательной деятельности человека.
  4. Память - способность сохранять и воспроизводить в сознании прежние впечатления, опыт, а также самый запас хранящихся в сознании впечатлений.
  5. Бессознательное представляет собой такую форму отражения действительности, при которой не отдается отчет в совершаемых действиях, утрачивается полнота ориентировки во времени и месте действия, нарушается речевое регулирование поведения.
  6. Галлюцинации – это различные расстройства восприятия, которые проявляются как образ, возникающий без какого-либо стимула.

Вопросы по докладу:

  1. Что образует высший уровень психики, свойственный человеку? (Сознание)
  2. Что включает в себя человеческое сознание? (Совокупность знаний об окружающем мире)
  3. Назовите важнейшие познавательные процессы, которые входят в структуру сознания. (Ощущения и восприятия, память, воображение и мышление)
  4. Что обеспечивает мышление? (Мышление обеспечивает решение задач путем использования обобщенных знаний.)
  5. Что образует низший уровень психики? (Бессознательное)

Тест на тему: «Структура сознания. Бессознательное»

  1. Высшая форма отражения мира, свойственная только человеку

А) воля;

Б) сознание;

В) подсознание;

Г) речь.

     2) Человеческому сознанию присуще:

А) пассивное отражение действительности;

Б) активная, творческая деятельность;

В) непосредственное воздействие на деятельность;

Г) порождение объективной реальности.

     3) Самосознание человека – это:

           А) духовное зеркало для самоизучения и самолюбования;

      Б) осознание себя человеком в процессе общения с другими людьми;

В) осознание себя в процессе освоения материальной и духовной культуры человечества;

Г) результат рефлексии, размышления личности о себе самой.

    4)  Что появилось у человека раньше – мышление или язык?

           А) мышление;

           Б) язык;

           В) одновременно;

           Г) они совершенно не связаны между собой.

5) Форма существования сознания

          А) словесная;

          Б) образная;

          В) обе перечисленные;

          Г) ни одна вышеперечисленная.

6) Что является единицей сознания?

         А) понятие;

         Б) речь;

         В) слово-понятие;

         Г) мысль.

7) Психические явления, процессы, свойства и состояния , которые актуально

человеком не рефлексируются.

         А) сознание;

         Б) подсознание;

         В) предсознание;

         Г) бессознательное.

8) Оговорка, как ошибочное действие (по З.Фрейду), возникает при

столкновении :

         А) волевого и сознательного;

         Б) сознательного и подсознательного;

         В) случайное явление.

9) Что оказало решающее влияние на становление человеческого сознания ?

     А) разум и знания;

     Б) труд и язык;

     В) цивилизация и общество.

10) К какому типу бессознательных психических явлений относятся : желания,

мысли, намерения, потребности, сновидения, грезы, мечты.

      А) от бессознательного к сознанию;

      Б)  от сознания к бессознательному;

      В)  столкновение разнонаправленных мотивационных тенденций.